М.Л. Миль
Создатель грозной силы
Ми-24
ДЕНЬ 27 ОКТЯБРЯ 1982 г. навсегда вписан заглавными буквами в историю военной авиации. В ходе боев у г. Эйн-Хош, происходивших во время ирано-иракской войны (1980-1988 гг.), происходит уникальный случай – вертолет сбивает реактивный самолет-истребитель. В центре внимания изумленной общественности всего мира – иракский Ми-24, поразивший противотанковой ракетой «Фаланга-ПВ» «Фантом» F-4 ВВС Ирана.
F4 “ Phantom “
Воинские подразделения современной
армии немыслимы без широкого
использования вертолетов.
М.Л. Миль
Михаил Леонтьевич Миль
Ми-24 (неофициальное название в российской армии «крокодил»; hind («лань») по классификации, принятой в НАТО), без всякого сомнения, можно считать летающей легендой. История вертолета, принятого на вооружение Вооруженными Силами СССР в 1972 году, — это участие в череде войн и конфликтов. Впервые примененный в боевой обстановке армией Эфиопии в 1978 году во время эфиопско-сомалийского вооруженного противостояния, с тех пор Ми-24 поучаствовал в более 40 вооруженных конфликтах по всему миру. Афганистан, Таджикистан, Чечня, Южная Осетия, страны Африки, Азии и Латинской Америки — по географии распространения и боевого применения «двадцатьчетверку» (и ее экспортные модификации Ми-25 и Ми-35) можно смело сравнить с не менее легендарным автоматом Калашникова АК-47!
А ведь, как это часто бывает, путь от концепции до ее практического воплощения в случае с Ми-24 был извилист и нелегок. Несмотря на то, что идея создания специализированного транспортно-боевого вертолета, способного выполнять функции своеобразной воздушной боевой машины пехоты была выдвинута Михаилом Леонтьевичем Милем в самом начале 1960-х годов, а опытный макет изготовлен возглавляемым им ОКБ уже в 1966 году, немало усилий со стороны генерального конструктора было потрачено на то, чтобы убедить тогдашнее руководство Министерства обороны СССР во главе с маршалом Р.Я. Малиновским, скептически относившимся к самой идее боевого применения вертолетов, в перспективности и нужности создания данного типа летательных аппаратов. Пока, наконец, в 1967 году этот проект не был одобрен Комиссией Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам, давшей старт началу работ по созданию Ми-24.
Вплоть до самой своей кончины 31 января 1970 г. М.Л. Миль работал над созданием уникального вертолета, получившегося в итоге истинным шедевром конструкторской мысли. Государственные испытания нового вертолета начались в июне 1970 года. В 1971 году первые машины начали поступать в войска, а в 1972 году, по завершении государственных испытаний, Ми-24 в модификации Ми-24А был официально принят на вооружение Советской Армии.
С тех пор, по мере совершенствования комплекса вооружения и летных характеристик, было выпущено несколько модификаций вертолета, последней из которой является Ми-24ПН, способный вести боевые действия ночью. Следует отметить, что, несмотря на «преклонный» для авиатехники возраст практически в 40 лет, последнее из творений выдающегося конструктора Михаила Миля вертолет Ми-24 не просто до сих пор находится в строю, а по-прежнему является грозной силой, основным боевым вертолетом Российской армии.
Давняя мечта человека,
выраженная в сказке о
ковре-самолете, наиболее полно
воплощается в вертолете.
М.Л. Миль
М.Л. Миль родился 22 ноября 1909 года в Иркутске, в доме по ул. Карла Либкнехта (бывшая Саломатовская), 5 — в доходном доме, которым владел купец Штанбок.
При рождении получил имя Моисей. Отец, Леонтий Самойлович Миль, был железнодорожным служащим, мать, Мария Ефимовна — зубным врачом. До того как обосноваться в Иркутске, отец Миля 20 лет проработал на золотых приисках. Его дед, Самуил Миль, был кантонистом (Кантони́сты — малолетние и несовершеннолетние сыновья нижних воинских чинов, название кантонисты относилось и к еврейским детям — рекрутам.), после 25 лет на флоте осел в Сибири.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФАМИЛИИ
Корни фамилии Миль прослеживаются начиная с деда авиаконструктора Самуила Миля. Во времена его детства нередки были случаи изъятия еврейских детей из семьи, их продавали в колонии, «кантоны», и воспитывали как будущих солдат. Согласно семейной легенде, таким кантонистом стал Самуил Миль: его забрали семилетним мальчиком из литовской деревни. А когда его спросили, как его фамилия, он, не говоривший по-русски, повторял: «Мель, мель», имея в виду мельницу, на которой жила его семья. «Миль» записали как фамилию.
С детства мальчик проявил множество различных талантов: он прекрасно рисовал, увлекался музыкой, с легкостью изучал иностранные языки. Он мог бы стать блестящим художником или музыкантом, а стал ученым-конструктором. Возможно, выбор Миля объяснялся тем, что его юность пришлась на 20-е годы XX века — время, когда все увлекались авиацией.
В детстве посещал авиамодельный кружок. В 10-летнем возрасте принял участие в Сибирском конкурсе авиамоделистов, его работу отметил специалисты и отправили мальчика в Новосибирск, на следующий этап соревнований, где иркутянин Миша Миль завоевал один из призов. Начальное образование будущий конструктор получил в Иркутске. Кроме всего прочего вместе с сестрой брал уроки живописи у художника Копылова.
В 1925 году Миль поступил в Сибирский технологический институт, проучился там два года. Сразу стал членом планерной секции. Построив легкий одноместный планер, Михаил впервые поднялся на нем в небо и «заболел» им на всю жизнь. Но судьба словно решила испытать Михаила на прочность. Молодой человек никогда не обращал внимания на доску объявлений института. Но в тот день что-то словно заставило его остановиться перед ней. Там он прочел выписку из приказа о своем исключении «за непролетарское происхождение». Позднее выяснилось, что один из однокурсников сообщил в соответствующие органы, что в квартире Милей имеется мягкая мебель. А у них действительно были прекрасные венские стулья с резными ножками.
Год Михаил проработал в Новосибирске в кожевенной лаборатории, а затем как представитель рабочего класса поступил в Новочеркасский политехнический институт на недавно открытое авиационное отделение.
Летом 1929 года молодой студент проходит практику в качестве механика в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), где под руководством конструктора Николая Ильича Камова принимает участие в создании первого советского автожира КАСКР-1 «Красный инженер» (названного так по первым буквам в фамилиях Камова и Скржинского).
Николай Ильич Камов
Окончив институт в 1931 году, Миль работал в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) им. Н. Е. Жуковского, участвовал в разработке автожиров А-7, А-12 и А-15, работал на авиазаводе заместителем Николая Камова.
автожир “ А-7 “
В это время выходят его научные работы, посвященные аэродинамике, аэроупругости, прочности винтокрылых машин, а также создана общая теория несущего винта, применяемая для различных случаев обтекания.
К началу 1940-х годов Михаил Леонтьевич стал одним из ведущих отечественных специалистов по теории автожиров и вертолетов.
у автожира “ А-7 “
Помимо теоретических исследований он также имел и богатый конструкторский опыт, конструировал лопасти и другие агрегаты, изучал особенности автожиров с прыжковым взлетом.
В годы Великой Отечественной войны с 1941 по 1943 гг. Миль работал в эвакуации в посёлке Билимбай, в основном занимаясь усовершенствованием боевых самолётов, улучшением их устойчивости и управляемости. Главной проблемой было то, что нагруженный боеприпасами самолет, потеряв скорость, тут же попадал в штопор, выйти из которого был практически не способен, так как пилоту просто не хватало физической силы. Миль разработал устройство, которое позволяло решить эту проблему.
Испытания устройства проходили на фронтовом аэродроме в присутствии командующего. Летчики не очень доверяли новому изобретению и рисковать не хотели. Так как от них требовалось умышленно ввести самолет в штопор. А это, по их мнению, означало верную гибель. Положение спас летчик Э. А. Лебединский. Испытания устройства прошли блестяще, оно было пущено в серийное производство.
В течение нескольких месяцев Миль находился на аэродромах, лично устанавливал устройство на самолеты и объяснял летчикам принцип его действия.
За годы войны Милю пришлось пережить множество потерь. По дороге в эвакуацию умер его 5-летний сын, прожив всего 9 дней в роддоме умерла от холода новорожденная дочь, так как не работало отопление.
Отец еще даже не знал о ее рождении... Но на этом беды не кончились. Михаил Леонтьевич потерял мать и родного брата. Но, назло всем бедам он продолжал работать, В 1945 г. М.Л. Миль успешно защитил докторскую диссертацию «Динамика ротора с шарнирным креплением лопастей и ее приложение к задачам устойчивости и управляемости автожира и геликоптера»у и возглавил в ЦАГИ лабораторию № 5, где занимался работой над устойчивостью самолетов, разрабатывал вертолеты. За работы по усовершенствованию боевых самолетов Миль в 1945 году получил орден Отечественной войны.
Вернувшись из эвакуации, Миль вновь продолжил работу в лаборатории ЦАГИ. Он дни и ночи проводил на работе, изучал спасенный ранее архив, задавшись целью создать летательный аппарат, который смог бы подниматься в воздух с помощью винтов. Он настойчиво писал И. В. Сталину, убеждая того в необходимости начать работы по созданию винтовых летательных аппаратов. И добился своего. Несмотря на многочисленные советы противников идеи, Сталин дал добро на организацию в Москве конструкторского бюро по геликоптеростроению во главе с Милем. Так началось создание машин, которые позже были названы вертолетами.
Член КПСС с 1943 года. Его карьера развивалась стремительно: инженер, заместитель главного конструктора опытного КБ по винтокрылым аппаратам, начальник лаборатории в ЦАГИ.
В 1947 году Миля назначили главным конструктором опытного КБ по вертолётостроению. В 1951 под его руководством был создан первый советский серийный 3-местный вертолёт Ми-1.
В 1964 Миль стал генеральным конструктором опытного КБ. Его коллективом были созданы вертолёты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-24, В-12 и другие, на которых было установлено 60 официальных мировых рекордов.
Умер 31 января 1970 года в Москве. Похоронен на Юдинском кладбище недалеко от железнодорожной платформы Перхушково.
могила М.Л. Миля
Память
Имя конструктора Миля носит Московский вертолётный завод.
В Москве его именем названа улица в районе Жулебино. В 2009 году на пересечении улицы Авиаконструктора Миля и Жулебинского бульвара был установлен бюст Миля.
В Казани именем конструктора названа улица в Авиастроительном районе. Именем Миля названа московская средняя школа № 1 738.
В 2009 году в честь Миля был выпущен почтовый блок марок России.
На корпусе факультета технологических машин и роботов ЮРГТУ (НПИ) (Новочеркасск) установлена мемориальная доска: «Здесь учился и окончил НПИ в 1931 году конструктор вертолетов, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, д.т. н. М. Л. Миль (1909—1970)».
В 2009 году в Иркутске в честь 100-летия со дня рождения Михаила Леонтьевича Миля по инициативе поэта Г. Гайды была установлена мемориальная доска. Предложено назвать именем Миля улицу, на которой он родился и рос.
Награды
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1966 года за выдающиеся заслуги в развитии советской авиации Милю Михаилу Леонтьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Легендарный конструктор является также кавалером трех орденов Ленина, орденов Отечественной войны 2 степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Ордена Возрождения Польши.
ОКБ им. Миля Ми-1 Многоцелевой вертолет ОКБ им. Миля
Ми-1. Многоцелевой вертолет
В 1947 г. Михаил Леонтьевич Миль продолжил проектирование вертолета Ми-1, первоначально известного как ГМ-1, - первого вертолета традиционной схемы с одним несущим винтом.
Он поднялся в воздух в сентябре 1948 г., а в 1951 г. был введен в эксплуатацию. Вертолет строился как для гражданского, так и для военного применения и имел в НАТО кодовое имя Hare (заяц).
В 1956-57 гг. в Польше было начато производство этих вертолетов под обозначением SМ-1. Общий серийный выпуск оценивается от 2500 до 3000 машин.
Модификации вертолета:
Ми-1 - стандартный вариант с одним пилотом и тремя пассажирами.
Ми-1НХ - вариант вертолета общего хозяйственного назначения.
Ми-1П - вариант с поплавками.
Ми-1Т - последующий стандартный серийный вариант Ми-1 с одним пилотом и двумя пассажирами. Ми-1У - учебно-тренировочный вариант с двойным управлением.
Тактико-технические характеристики вертолета Ми-1:
Год принятия на вооружение - 1951.
Диаметр главного винта - 14,35 м.
Диаметр хвостового винта - 2,50 м.
Длина - 12,10 м.
Высота - 3,30 м.
Масса, кг.:
пустого - 1880
нормальная взлетная - 2470
максимальная взлетная - 2550.
Внутренние топливо - 2550 л.
Тип двигателя - 1 ПД Прогресс АИ-26В
Мощность - 580 л.с.
Максимальная скорость - 170 км/ч.
Крейсерская скорость - 145 км/ч.
Практическая дальность - 600 км.
Боевой радиус действия - 360 км.
Скороподъемность - 318 м/мин.
Практический потолок - 3000 м.
Статический потолок - 1220 м.
Экипаж - 1 чел.
Полезная нагрузка: 3 пассажира.
Ми-2. Многоцелевой вертолет
Первые полеты в 1961г. Серийное производство началось в 1965г.
Всего было построено более 5250 вертолетов.
В 1960 году ОКБ начало на базе Ми-1 с двумя двигателями конструкции С.П.Изотова. Двухтурбинная схема для легких вертолетов, впервые примененная для Ми-2, получила общее признание.
Модификации вертолетов:
Ми-2 - первая серийная модификация.
Ми-2М - улучшенная военная модификация, с новой электроникой, с системой установки дымовых завес и возможностью установки УР 9М32 Стрела 2.
Ми-2РМ - морская версия Ми-2Б.
Ми-2УРН - вертолет разведки огневой поддержки с ПУ Марс 2 (16х55-мм НУР) и 12.7-мм пулеметом.
Ми-2УРП - противотанковая версия с 4 ПТУР 9М14М Малютка. На последних версиях возможна установка УР 9М32 Стрела 2.
Ми-2УС - вертолет огневой поддержки с 1 23-мм пушкой НС-23КМ, 2 7.62-мм пулемета установленных под пилонами и 2 7.62-мм пулеметами ПК.
Тактико-технические характеристики вертолета Ми-2:
Диаметр главного винта - 14,50 м., хвостового винта - 2,70 м.
Длина - 11,40 м.
Высота - 3,75 м.
Масса, кг.:
пустого - 2400
максимальная взлетная - 3700
Внутренние топливо - 600 + 475 л.
Тип двигателя - 2 ГТД Климов ГТД-350.
Мощность - 2 х 405 л.с.
Максимальная скорость - 210 км/ч.
Практическая дальность - 797 км.
Продолжительность полета, ч.мин. с максимальным топливом - 5,00.
Скороподъемность - 270 м/мин.
Практический потолок - 4000 м.
Статический потолок - 2000 м.
Экипаж - 1 чел.
Полезная нагрузка: 10 пассажиров или 4 носилки с сопровождающим или 700 кг груза в кабине или 800 кг груза на крюке.
Ми-3. Многоцелевой вертолет
Ми-3 - санитарный вертолет, разработанный в КБ Миля. Ми-1Т и Ми-1А являлись прямым развитием первого ГМ-1. Началом более глубокой модернизации "единички" стало создание в 1954 г. по заказу военных санитарной модификации под заводским обозначением Ми-3. Она отличалась новым четырехлопастным несущим винтом, более комфортабельной кабиной, измененной конструкцией фюзеляжа, подвесными легкосъемными боковыми гондолами для перевозки больных и раненых. Крышки гондол в передней части были застеклены и имели форточку, что позволяло находящемуся в кабине вертолета медработнику наблюдать в полете за лежачими больными и в случае острой необходимости давать им лекарство или поить из поильника. Характеристики этой модификации улучшились по сравнению сданными серийного Ми-1Т, и она была рекомендована в серию. Однако определенные сложности при одновременном производстве трехлопастных и четырехлопастных винтов остановили внедрение Ми-3.
Тактико-технические характеристики вертолета Ми-3:
Диаметр главного винта - 14,35 м.
Диаметр хвостового винта - 2,50 м.
Длина - 12,09 м.
Высота - 3,30 м.
Масса, кг.:
пустого - 1715
нормальная взлетная - 2500.
Тип двигателя - 1 ПД Прогресс АИ-26В.
Мощность, кВт - 1 х 429.
Максимальная скорость - 185 км/ч.
Крейсерская скорость - 155 км/ч.
Практическая дальность - 380 км.
Практический потолок - 4000 м.
Статический потолок - 2500 м.
Экипаж, чел. - 1.
Полезная нагрузка: 2 пассажира и/или 230 кг груза.
Ми-4. Многоцелевой вертолет
Первый экземпляр поднялся в воздух в мае 1952 г. Ми-4 (Hound-A - гончая), выпускавшийся первоначально как десантный и военно-транспортный вертолет, имел двухстворчатые двери в задней части фюзеляжа для упрощения погрузки техники и грузов; при перевозке личного состава кабина могла вместить до 14 экипированных солдат.
Вертолет Ми-4 экспортировался более чем в 20 стран. Большое число машин по-прежнему остается в эксплуатации. 1969 г. общий выпуск гражданских и военных машин составил 3500 экземпляров. Все варианты могли быть оснащены надувными поплавками. Вертолет может использоваться в качестве амфибии.
Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает возможность полетов днем и ночью в сложных метеорологических условиях. Установлена бустерная (впервые в российском вертолетостроении) система управления.
Имеется радиостанция РСИУ-3. Сельскохозяйственный вариант оборудован съемным опрыскивателем или опыливателем, запас твердых химикатов 1000 кг, жидких 1600 л. Десантно-транспортный вариант оборудован трапами и стрелой с лебедкой БЛ-47 грузоподъемностью 200 кг.
На десантно-транспортном варианте имеется стрелковая установка НУВ-1 с пулеметом ТКБ-481 (12,7 мм, 200 патронов) конструкции Афанасьева с коллиматорным прицелом К-10Т. В транспортно-боевом варианте вертолет вооружен пулеметом А-12,7 (12,7 мм) в подфюзеляжной установке, четырьмя ПТУР "Шмель" и четырьмя блоками НАР на внешних узлах.
Ми-4 поставлялись в Афганистан, Алжир, Болгарию, Чехословакию, Египет, Финляндию, Гану, Индию, Индонезию, Ирак, Йемен, Югославию, Кампучию, на Кубу, в Венгрию, Монголию, ГДР, Непал, Пакистан, Польшу, Румынию, Сомали, Испанию, во Вьетнам.
Модификации вертолета:
Ми-4 - основной военный серийный вариант с двухстворчатой дверью в задней части фюзеляжа.
Ми-4П - гражданский транспортный вариант, широко использовавшийся Аэрофлотом и вмещавший от 8 до 11 пассажиров в кабине, оснащенной креслами; используется и в санитарном варианте.
Ми-4С - в основном сельскохозяйственный вариант, использовался и для тушения пожаров.
Ми-4М - противолодочный вариант вертолета Ми-4 поступил на вооружение в 1956 г. Впоследствии выпускались его модификации с учетом изменения в конструкции и некоторым усовершенствованием противолодочного оборудования: Ми-4АМ, Ми-4ВМ.
Максимальный вес - 8030 кг, боевая нагрузка - 700-800 кг, скорость полета до 170 км/ч, дальность на высоте 500-1000 м - 450 км. Экипаж противолодочного самолета состоял из двух летчиков и штурмана. Противолодочное оборудование вертолета Ми-4М включало радиогидроакустическую систему “Баку”, магнитометр АПМ-56, радиолокационную станцию СПРС-1. Вертолет из-за ограниченной нагрузки мог применяться или в поисковом или а ударном вариантах.
В поисковом можно было подвесить девять буев РГБ-Н или 18 РГБ-НМ, в ударном - три кассетных держателя ДЯ-53, вмещавшие по 50 ПЛАБ-МК, четыре бомбы калибром 50-100 кг.
По аэродинамической схеме Ми-4М был одновинтовым. Для обеспечения путевого управления применялся толкающий рулевой винт, размещенный на хвостовой балке. На вертолете устанавливался поршневой двигатель АШ-82В (восемнадцатицилиндровая двухрядная звезда) с принудительным воздушным охлаждением. Для уменьшения оборотов двигателя и привода несущего и рулевого винтов использовался редуктор.
Тактико-технические характеристики вертолета Ми-4:
Диаметр главного винта - 21,00 м.
Длина - 16,8 м.
Высота - 4,4 м.
Масса, кг.:
пустого - 5270
максимальная взлетная - 7800.
Внутренние топливо - 1000+500 л.
Тип двигателя - 1 ПД Швецов АШ-82В.
Мощность - 1725 л.с.
Максимальная скорость - 210 км/ч.
Дальность действия, км.:
при номинальном топливе - 410
с максимальным запасом топлива - 500
с 1 ПТБ - 660.
Максимальная скороподъемность - 336 м/мин.
Практический потолок - 6000 м.
Статический потолок - 700 м.
Экипаж - 1-2 чел.
Полезная нагрузка: 10 пассажиров или 12-16 солдат или 8 больных на носилках (санитарный вариант) + 1 сопровождающий или 1600 кг груза.
Ми-6. Многоцелевой транспортный вертолет
Существовали следующие варианты вертолета:
Вертолет Ми-6 (НАТО Нook (крюк, багор), совершил первый полет в сентябре 1957г. и был в то время самым большим вертолетом в мире. Его максимальная полезная нагрузка превышала общий вес вертолета Sikorsky S-64A, который появился десятью годами позже. В 1960 г. Ми-6 стал первым в СССР вертолетом с газотурбинными двигателями, запущенным в серийное производство. Вертолет имел традиционную конфигурацию, был оснащен двумя легкосъемными крыльями небольшого размаха, которые на 20% разгружали несущий винт в крейсерском полете.
Во время подъема тяжелых грузов эти крылья удалялись, чтобы обеспечить увеличение полезной нагрузки. Ми-6 установил в 1962 г. не менее 14 рекордов скорости и высоты с полезной нагрузкой, утвержденных Международной федерацией авиации (FAI); четыре из них оставались непревзойденными до 1983 г. Главным серийным вариантом являлся Ми-6А, программа выпуска которого к моменту окончания производства в 1981 г. составила 800 экземпляров. Вертолеты Ми-6 экспортировались в Алжир, Египет, Эфиопию, Ирак, Сирию, Вьетнам и Перу. Ми-6 также широко эксплуатировался Аэрофлотом в гражданском строительстве и как универсальный тяжелый транспорт.
базовый военно-транспортный вариант Ми-6А, способный перевозить 70 экипированных солдат или 65-90 гражданских пассажиров; при использовании в качестве санитарного в нем размещались носилки (41) и два медицинских работника; в противопожарном варианте оснащался оборудованием для сброса воды; как грузовой мог перевозить внутри до 12000 кг (26455 фунтов) полезной нагрузки;
военный вариант штабного вертолета Ми-6Б;
усовершенствованный военный вариант, обозначенный Ми-22 и узнаваемый по дополнительным антеннам.
Тактико-технические характеристики вертолета Ми-6:
Диаметр главного винта - 35,00 м. , хвостового винта - 6,30 м.
Длина - 33,18 м.
Высота - 9,86 м.
Масса, кг.:
пустого - 27240,
максимальная взлетная - 42500.
Внутренние топливо - 6315 + опционально 3490 кг.
Тип двигателя - 2 ГТД ПНПП Авиадвигатель (Соловьев) Д-25В (ТВ-2БМ).
Мощность - 2 х 5575 л.с.
Максимальная скорость - 300 км/ч.
Практическая дальность - 1450 км.
Дальность действия - 620-1000 км.
Скороподъемность - 310 м/мин.
Практический потолок - 4500 м.
Статический потолок - 2500 м.
Экипаж - 5 чел.
Полезная нагрузка: 90 пассажиров или 70 солдат или 41 носилок и 2 сопровождающих или 12000 кг груза в кабине или 9000 кг на подвеске.
Вооружение: 12.7-мм пулемет.
Ми-8. Многоцелевой транспортный вертолет
При отказе одного из двигателей в полете другой двигатель автоматически выходит на повышенную мощность, при этом горизонтальный полет выполняется без снижения высоты.
Ми-8 оборудован автопилотом, обеспечивающим стабилизацию крена, тангажа и рыскания, а также постоянную высоты полета. Навигационно-пилотажные приборы и радиосредства, которыми оснащен вертолет, позволяют совершать полеты в любое время суток и в сложных метеоусловиях.
Вертолет, в основном, используется в транспортном (Ми-8Т) и пассажирском вариантах. В пассажирском варианте Ми-8П оборудован для перевозки 28 пассажиров. По специальному заказу, в Казани, может быть изготовлен вариант с салоном "люкс", рассчитанный на семь пассажиров. Выполнены заказы для Б. Ельцина, Н. Назарбаева, М. Горбачева и других. Ми-8МТ - последняя модификация вертолета, которая явилась логическим завершением перехода от транспортного к транспортно-боевому вертолету. Установлены более современные двигатели ТВЗ-117 МТ с дополнительной газотурбинной установкой АИ-9В и пылезащитным устройством на входе в воздухозаборники. Для борьбы с ракетами типа "земля-воздух" имеются системы рассеивания горячих газов двигателей, отстрела ложных тепловых целей и генерации импульсных ИК-сигналов.
В 1979-1988 гг. вертолет Ми-8МТ принимал участие в военном конфликте в Афганистане.
По желанию заказчика устанавливается система внешней подвески грузов и лебедка грузоподъемностью 150 кг.
Первый вариант вертолета Ми-8 с четырехлопастным несущим винтом был испытан в 1962 году. В октябре 1963 года начал проходить испытания второй вариант с пятилопастным несущим винтом, который в конце 1965 года был принят в серийное производство.
Модификации вертолета:
Ми-8Т (Hip-C) - основная военно-транспортная модификация.
Ми-8ТВ - модернизированная версия с усиленным вооружением.
Ми-8ТВК - экспортная версия Ми-8ТВ с 6 ПТУР Малютка.
Ми-9 - летающий командный вертолет на базе Ми-8Т.
Ми-8СМВ - вертолет РЭБ и РЭР.
Ми-8ППА - модернизированный вариант Ми-8СМВ в роли связного вертолета и вертолета РЭБ.
Ми-8МТ - транспортно-боевой вертолет на базе Ми-8ТВ (1991 г.).
Тактико-технические характеристики вертолета Ми-8:
Диаметр главного винта - 21,29 м., хвостового винта - 3,91 м.
Длина - 18,22 м.
Высота - 5,65 м.
Масса, кг.:
пустого - 7260
нормальная взлетная - 11100
максимальная взлетная - 12200.
Внутренние топливо - 1450 + 1420 кг.
Тип двигателя - 2 ГТД Климов ТВ2-117А (ТВ3-117МТ).
Мощность - 2 х 1710 л.с. (2 х 3065 л.с.)
Максимальная скорость - 260 км/ч.
Практическая дальность - 1200 км.
Дальность действия - 465 км.
Практический потолок - 4500 м.
Статический потолок - 1900 м.
Экипаж - 2-3 чел.
Полезная нагрузка: 28 пассажиров или 32 солдата или 12 носилок с сопровождающими или 4000 кг груза в кабине или 3000 кг на подвеске.
Вооружение: 1 7.62-мм или 12.7-мм пулемет.
Боевая нагрузка - 1000 кг на 4 узлах подвески: 4 ПУ УВ-16-57 16х55-мм. или УВ-32-57 32х57-мм., или 4 250-кг бомбы, или 6 ПТУР Малютка или 4 ПТУР М-17П Скорпион.
Ми-10. Транспортный вертолет-кран
Первый опытный вертолет - летающий кран В-10, построенный на базе вертолета Ми-6, совершил первый полет в июне 1960 г.
В процессе испытаний было установлено, что вертолет может транспортировать грузы длиной до 20 м, высотой до 3.5 м, шириной до 5 м (при крестообразной форме груза - до 10 м), весом 12 т на расстояние до 250 км и весом 15 т - на более короткие расстояния.
В 1965 году на специально подготовленном вертолете Ми-10 с шасси от Ми-6 установлено два мировых рекорда: груз 25.1 т поднят на высоту 2840 м, а груз 5 т - на 7150 м. Серийно строился на заводе в Ростове.
Первый полет вертолета Ми-10К состоялся в январе 1965г.
Серийное производство вертолетов Ми-10 осуществлялось на Ростовском вертолетном заводе, где было построено 55 вертолетов, из них несколько вертолетов были поставлены за рубеж. Вертолеты Ми-10 и Ми-10К широко использовались для транспортных перевозок, при монтаже буровых установок в газонефтепромысловых районах Восточной Сибири и Крайнего Севера и для уникальных монтажных работ при строительстве и реконструкции промышленных предприятий, позволяя значительно сократить время работ и их стоимость. По оценкам ГосНИИГА себестоимость монтажных работ при использовании вертолета-крана Ми-10К была в 1.5 раза меньше, чем для Ми-6.
Тактико-технические характеристики вертолета Ми-10:
Диаметр главного винта - 35,0 м., хвостового винта - 6,30 м.
Длина - 32,86 м.
Высота - 7,80 м.
Масса, кг.:
пустого - 24680
максимальная взлетная - 43450.
Тип двигателя - 2 ГТД Авиадвигатель (Соловьев) Д-25В.
Мощность - 2 х 5575 л.с.
Максимальная скорость - 235 км/ч.
Практическая дальность - 795 км.
Практический потолок - 3000 м.
Экипаж - 2-3 чел.
Полезная нагрузка: до 12000 кг груза.
Ми-14. Противолодочный вертолет
В середине шестидесятых годов Военно-морской Флот СССР ощутил острую необходимость в специализированном противолодочном вертолете, построенном на базе хорошо зарекомендовавшей себя машины.
В 1967 году такой вертолет был создан. Им стал Ми-14, построенный на базе вертолета Ми-8, но оснащенный более мощными двигателями ТВЗ-117. Фюзеляж Ми-14 выполнен по типу "амфибия" с двумя поплавками бочкообразной формы по бокам. Торпеды и глубинные бомбы, которыми вооружен вертолет, могут быть размещены как на наружной подвеске, так и в специальном оружейном отсеке.
Ми-14ПС несет 10 спасательных плотов на 20 мест каждый, спасательную лебедку, способную одновременно поднять трех человек, оснащен прожекторами.
Выпущено несколько модификаций Ми-14. Вертолеты поставлялись в государства Варшавского договора, на Кубу и Ливию.
Модификации вертолета:
Ми-14ПЛ - основная противолодочная модификация.
Ми-14ПЛМ - модифицированная версия МИ-14ПЛ.
Ми-14ВТ - минный тральщик и поставщик мин.
Ми-14ПС - поисково-спасательный вариант.
Mi-14PW - Ми-14ПЛ в польской эксплуатации.
Тактико-технические характеристики вертолета Ми-14:
Диаметр главного винта - 21,29 м., хвостового винта - 3,91 м.
Длина - 18,38 м.
Высота - 6,93 м.
Масса, кг.:
пустого - 11750
максимальная взлетная - 14000.
Внутренние топливо - 1450 + 1420 кг.
Тип двигателя - 2 ГТД Климов ТВ3-117МТ
Мощность - 2 х 1980 л.с.
Максимальная скорость - 230 км/ч.
Практическая дальность - 1135 км.
Продолжительность полета - 5,56 ч.мин.
Практический потолок - 3500 м.
Экипаж - 2-3 пилота + 2-3 оператора.
Вооружение: Боевая нагрузка - 3000 кг в отсеке оружия: противолодочные торпеды и глубинные бомбы.
Ми-24. Боевой вертолет поддержки
Разработка вертолета Ми-24 началась в 1967 году.
Первый полет в 1969, а в 1971 году начался серийный выпуск этой машины.
Более чем за 20 лет было построено 2300 вертолетов, которые успешно эксплуатировались и поддерживали боевую мощь более 20 стран мира. В 1993 году на вооружении армии России состояло около 1500 различных модификаций этих машин. К 1992 году серийный выпуск Ми-24 прекращен, но вертолет еще не одно десятилетие будет оставаться в строю. Несущая система Ми-24 создана на базе вертолета Ми-8. двигатели оборудованы системой для уменьшения инфракрасного излучения, на воздухозаборники установлены пылезащитные устройства. В грузовой кабине могут разместиться до восьми десантников. Вертолет широко применялся во время войны в Афганистане, а также участвовал в боевых действиях между Ираком и Ираном в начале 1980-х гг.
На Ми-24Д установлена кабина с тандемным расположением членов экипажа. Летчик находится в задней кабине и осуществляет управление вертолетом, а оператор — спереди и способен управлять системой вооружения.
Вертолет Ми-24Д снабжен установкой УСПУ-24 с дистанционным управлением, оборудованной четырехствольным пулеметом ЯкБ-12,7 мм с боекомплектом 1400 патронов.
На Ми-24П установлена 30-мм двухствольная пушка ГШ-30 в правом фюзеляжном обтекателе или спаренная пушка калибра 23 мм в подвижной носовой установке.
На внешних узлах подвешиваются 12 сверхзвуковых ПТУР "Штурм-В" или управляемые ракеты ближнего воздушного боя Р-60, блоки УБ-32-57 или УБ-20-57 или блоки с НАР С-8 (80мм) .
Модификации вертолета:
Ми-24 - кабина "верандой", вооружение: в носу - подвижная пулеметная установка HУВ-1 c пулеметом А-12,7, блоки HУРС C-5 и 4 ПТУР 9М17 противотанкового комплекса "Фаланга-М" (внешне - это такие маленькие, с довольно большим для такой ракеты крылом). Опытные машины.
Ми-24В - раздельные кабины, пулемет ЯКБ-12,7 и противотанковый комплекс "Штурм-В". Однако из-за неготовности комплекса, под который изначально создавался Ми-24, в серию пошел с комплексом "Фаланга-М" под названием Ми-24Д (с 1973 г. Всего до 1977 г. построили около 350 таких машин).
Ми-24П - аналог Ми-24В, но с неподвижно установленной с правого борта двухствольной пушкой ГШ-30 (два длинных ствола с коническими насадками на концах). Пулемет и его прицельный комплекс сняты, поскольку прицеливание осуществлялось самим вертолетом. В серии с 1981 года, построено 620 машин.
Ми-24ВП - то же, что и Ми-24В, но с подвижной установкой HППУ-23 с двухствольной пушкой ГШ-23Л вместо пулемета ЯКБ-12,7. В серии был с 1989 года.
Ми-24БМТ - минный тральщик на базе Ми-24А. Снято все вооружение, броня и крыло. Установлено траловое устройство и доп. топливный бак. Сделан в единственном экземпляре (1974 год), в серии не был.
Основные тактико-технические характеристики Ми-24Д:
Год принятия на вооружение (Ми-24Д) – 1973.
Диаметр главного винта – 17,3 м.
Диаметр хвостового винта – 3,91 м.
Длина – 17,51 м.
Высота – 6,5 м.
Масса, кг.:
пустого – 8200
нормальная взлетная – 11200
максимальная взлетная – 12000.
Внутренние топливо – 1500 кг + 1000 опционально ПТБ – 1200 (4 х 500 л).
Тип двигателя – 2 х ГТД Климов ТВ3-117.
Мощность – 2 х 1620 кВт (2 х 2220 л.с.)
Максимальная скорость – 335 км/ч.
Крейсерская скорость – 270 км/ч.
Практическая дальность – 1000 км.
Дальность действия – 224 км.
Скороподъемность – 750 м/мин.
Практический потолок – 4500 м.
Статический потолок – 1500 м.
Экипаж – 2 + 1 (опционально) чел.
Полезная нагрузка: до 8 солдат или 4 носилок.
Вооружение: 1 х 12.7-мм. пулемет или 1 х12.7-мм. четырехствольный пулемет ЯкБ-12.7 или 23-мм двухствольная пушка ГШ-23Л или 30-мм пушка ГШ-30.
Боевая нагрузка - до 2400 кг. на 6 узлах подвески: 4 ПУ УВ-32-57 32х55-мм. НУР С-5 или 2 ПУ УБ-20-8 20х80-мм. С-8 НУР, и 4 ПТУР М-17П Скорпион. или 12 ПТУР Штурм-В или УР "воздух-воздух" Р-60, или ПУ УВ-20-57 20х55-мм НУР С-5 или 240-мм НУР, или контейнеры УПК-23-250 с 23-мм. пушкой ГШ-23Л и 250 патронами, контейнеры с пулеметами или 30-мм. гранатометами, или 1500 кг. бомб малого калибра в том числе кластерные, напалмовые, дымовые. Возможно установка поставщика мин ПФМ-1
Ми-26. Тяжелый военно-транспортный вертолет
Ми-26 "Хало" ("Halo" - ореол, сияние) является самым тяжелым летающим вертолетом в мире. Он появился в начале 1970-х гг. и первоначально разрабатывался для обеспечения Аэрофлота машинами, способными перевозить грузы в необжитые регионы страны. Проектирование вертолета большой грузоподъемности потребовало создания совершенно нового несущего винта и системы трансмиссии. Первый парящий полет опытный экземпляр В-26 совершил 14 декабря 1977 г. Его общая внешняя компоновка была аналогична вертолету Миль Ми-6 большой грузоподъемности; несущий винт был меньшего диаметра, но с восемью лопастями; силовая установка имела вдвое большую мощность, что позволило увеличить полезную нагрузку на 66% по сравнению с вертолетом Ми-6. Это было продемонстрировано 3 февраля 1982 г., когда в числе прочих рекордов новый аппарат поднял общий вес (вертолет плюс полезная нагрузка) 56768,8 кг на высоту 2000 м Доводка вертолета "Хало" завершилась в 1983 г.; к 1985 году аппарат был введен в эксплуатацию.
Анализ новых и перспективных образцов вооружения Сухопутных войск показал, что 80-90 % грузов и боевой техники мотострелковой дивизии нужно перевозить вертолетами.
Ми-26 имеет восьмилопастной несущий и пятилопастной рулевой винты.
Высокая экономичность вертолета достигнута путем его аэродинамического совершенства и установкой новейшего двигателя Д-136, который по весовым характеристикам соответствует лучшим мировым образцам, а по удельному расходу топлива - не имеет себе равных в мире. На Ми-26 увеличены топливные баки, встроенные в конструкцию. Объем их увеличен с 8600 л (Ми-6) до 11600 л (Ми-26), что позволяет увеличить дальность до 800 км.
Вертолет Ми-26 может нести на внешней подвеске груз массой 20000 кг. Количество перевозимых десантников - 85, а раненых на носилках - 60 человек.
Модификации вертолета:
Ми-26К - проектируемый тяжелый вертолет-кран с максимальной коммерческой нагрузкой, увеличенной до 25 т (см. отдельное описание);
Ми-26М - проектируемый тяжелый усовершенствованный вертолет с более мощными двигателями и существенно улучшенными ЛТХ в жару, на высоте и при отказе одного двигателя;
Ми-26ТМ - вариант с подвесной кабиной для пилотирования при операциях с подвесным грузом.
Тактико-технические характеристики вертолета:
Диаметр главного винта - 32,00 м., хвостового винта - 7,61 м.
Длина - 33,73 м.
Высота - 8,15 м.
Масса, кг.:
пустого - 28200
максимальная взлетная - 56000.
Внутренние топливо - 12000 л.
Тип двигателя - 2 ГТД ЗМКБ Прогресс Д-136.
Мощность - 2 х 11400 л.с.
Максимальная скорость - 295 км/ч.
Практическая дальность - 2000 км.
Практический потолок - 6500 м.
Экипаж - 5 чел.
Полезная нагрузка: 85 солдат или 60 раненых на носилках с 3 сопровождающими; или 20000 кг груза в кабине или 18500 кг на подвеске.
Ми-28. Боевой вертолет поддержки
Первый опытный образец впервые поднялся 10 ноября 1982 года.
Ми-28 является дальнейшим развитием вертолета Ми-24 и создан для его замены. Конструкция несущей системы такая же, как и у Ми-24.
Двигатели разнесены на максимальное расстояние с целью исключения выхода из строя обоих при попадании ракеты в один из двигателей.
Кабина экипажа имеет тандемное расположение мест пилотов (летчик располагается выше и сзади, а оператор спереди). Кабина полностью бронирована, остекление кабины выдерживает прямое попадание пуль калибра 12,7 мм. Многие системы и агрегаты вертолета дублированы. На Ми-28 установлена система спасения экипажа на малых высотах, которая включает энергопоглащающие кресла и шасси с двухкамерной амортизацией, обеспечивающие экипажу выживание при аварийных посадках с вертикальными скоростями при встрече с землей до 12 м/с. Вертолет может выполнять возложенные на него боевые задачи днем и ночью.
На вертолет Ми-28 устанавливается следующее вооружение: модифицированная танковая пушка 2А42 на турельной установке, калибра 30 мм с боезапасом в 300 снарядов. На внешних узлах могут подвешиваться до 16 ПТУР "Штурм" или "Атака-В" с радиолокационной системой наведения и два блока неуправляемых авиационных ракет калибра 130, 80, 57 мм, также могут крепиться контейнеры с гранатометами и пушками калибра 23 мм и пятисоткилограммовые бомбы. На вертолете имеется приспособление для постановки мин. Под крылом могут быть размещены 16 сверхзвуковых противотанковых управляемых ракет "Вихрь" , которые наводятся на цель автоматически по лазерному лучу.
Конструкцией предусмотрен специальный отсек, в котором могут размещаться 2-3 человека, поэтому Ми-28 может производить быструю эвакуацию с поля боя экипажа другого поврежденного вертолета. Вертолет Ми-28 может перевозиться на военно-транспортных самолетах Ил-76, Ан-124, Ан-24. Время подготовки вертолета к вылету после выгрузки из самолета не превышает полутора часов.
Основные тактико-технические характеристики Ми-28:
Экипаж -2 чел.
Диаметр несущего винта - 17,2 м., хвостового -3,84 м.
Длина вертолета — 16,85 м.
Высота вертолета — 3,82 м.
Масса:
пустого — 7890 кг.
максимальная — 11500 кг.
Тип двигателя — 2 х ГТД Климов ТВ3-117.
Мощность — 2 х 1630 кВт (2 х 2215 л.с.)
Практический потолок — 5750 м.
Практическая дальность полета — 460 км.
Максимальная эксплуатационная перегрузка — 3,0 ед.
Вертикальная скороподъемность — 13,6 м/с.
Максимальная скорость:
в горизонтальном полете — 300 км/ч
полета вбок — 100 км/ч
полета назад — 100 км/ч.
Вооружение: 1 x 30-мм пушка 2А42 с 300 патронами.
Боевая нагрузка - 1605 кг. на 4 узлах подвески: 4 х 4 ПТУР Штурм или Атака-В и 2 ПУ УВ-20-57 20х55-мм или УВ-20-80 20х80-мм НУР или 2 ПУ с 130-мм НУР. Возможна установка 2х2 УР "воздух-воздух" Р-60, контейнеры с 23-мм пушками или 30-мм гранатометами или 12.7-мм. или 7.62-мм. пулеметами, или 500-к.г бомбы, или постановщики мин. По крыльями - 16 ПТУР Вихрь.