Цыгане

Цыгане

 

Народ, презирающий грамоту

Многие до сих пор считают, что слово «цыгане» происходит от греческого слова «ατσίγγανος» — «неприкасаемый». Однако на самом деле атигганос, упоминаемые в житии Георгия Афонского это вовсе не народ, а одна из многочисленных еретических сект, наводнивших Византию в XI столетии.
На самом же деле слово «цыгане» происходит от еврейского слова צוענים (цоганим, в единственном числе – цоган), что совпадает с от названием  города Цоан в Древнем Египте, который мы с вами знаем под асовременным рабским именем Сан эль-Хагар. Дело в том, что древние евреи почему-то считали, чтоцыгане пришли к ним не из Индии, как полагают современные учёные, а из дельты Нила. 
Собственно говоря, одно другого не исключает. цыгане могли переселиться из Индии сначала в Египет, а когда начались арабские завоевания, они откочевали на территорию Византии и осели на Балканах. 
Во многих европейских языках цыгане также называются египтянами или различными производными от этого слова. Так, Англичане традиционно называли их Gypsies (от Egyptians — «египтяне»), испанцы — gitanos (также от Egiptanos — «египтяне»), французы — bohémiens («богемцы», «чехи»), gitans (искажённое испанское gitanos) или tsiganes (заимствование от греческого — τσιγγάνοι, цинга́ни), немцы — Zigeuner, итальянцы — zingari, голландцы — zigeuners, венгры — cigány или fáraók népe («фараоново племя»), азербайджанцы — qaraçılar («чёрные»), грузины — ბოშები (бошеби), армяне — Գնչուներ (гнчунер), боша, финны — mustalaiset («чёрные»), казахи — долы,сығандар, узбеки — люли, сигонлар, баски — erromintxela, ijitoak; албанцы — jevgjit («египтяне»); персы — کولی (коли́); литовцы — čigonai; латыши — čigāni; болгары — цигани; эстонцы — mustlased (от «Must» — чёрный), китайцы — 罗姆人. 
Считается также, что сами цыгане называют себя словом «рома». Правда, так называют себя лишь цыгане Восточной Европы. Слово это происходит от самоназвания Византии – во времена своего существования византийцы не знали, что их империя называется Византией и называли её ΒασιλείαῬωμαίων (Василейя Ромайон), то есть Царство Римское. После же падения этой империи цыгане, жившие на её территории и оказавшиеся под турками, стали утверждать, что они являются гражданами этой уже несуществующей страны. Отсюда и возникло их самоназвание. 
Оказавшись под турками, ромалэ показали себя полезнейшими коллаборационистами. Они снабжали подковами всю турецкую кавалерию. За это народы, воевавшие с турками за свою независимость, люто ненавидели цыган, и валашский князь Влад III Цепеш, более известный как Дракула, с удовольствием сажал их на кол. Не любили цыган и в оккупированной Болгарии. Не любят их там и до сих пор – последние антицыганские выступления болгар произошли осенью 2011 года. Протестующие требовали поголовной высылки цыган из страны. Случаются цыганские погромы также в Венгрии и Словакии.
А когда в 1829 году Российская империя одержала победу в войне с турками; и земли будущей Румынии отошли под её контроль, в Молдавском и Волошском княжествах цыган объявили рабами: каждый цыган стал принадлежать хозяину той земли, на которой его застиг этот указ. Кроме цыган рабами стали ногайцы и буджакские татары, которые до этого сами продавали  в рабство валахов, молдаван и прочих мамалыжников.
Рабство в Валахии и Молдавии продержалось до 1864 года и было отменено по настоянию Александра II. После отмены рабства в Объединённом княжестве Валахии и Молдавии, с 1881 года названого Румынией, свободу получили не менее 250 тысяч цыган. Оказавшись на свободе они тут же занялись мошенничеством и конокрадством по примеру их западноевропейских сородичей.

После отмены рабства началась активная эмиграция цыган из Валахии в Россию. Правда, в Малороссии встречались они и до этого – самый ранний российский официальный документ, упоминающий цыган, относится к 1733 году. Указ Екатерины II от 21 декабря 1783 года причислял цыган к крестьянскому сословию и предписывал взимать с них сообразные сословию налоги и подати. Однако, цыганам разрешалось также по желанию приписывать себя к другим сословиям – купцам и мещанам. В XIX столетии в России возникает мода на цыганские песни. Появилась она после того, как ещё в 1774 году граф Алексей Орлов-Чесменский выписал в Москву из Валахии первую цыганскую капеллу. В начале XIX века крепостные цыганские хоры были освобождены и начали самостоятельную деятельность в Москве и Санкт-Петербурге. В течение всего XIX века, а также в начале XX века были в России в большой моде. Известны случаи, когда дворяне брали хоровых цыганок в жёны.
Многие рестораны заводят у себя цыганские ансамбли. Правда, в большинстве из них пели отнюдь нецыгане, а переодетые в них евреи, которые, выдавая себя за цыган, проникали таким образом из-за черты оседлости в центральнорусские города.

К концу 20-х годов советские власти совместно с «активистами» из числа живших в городах цыганских актёров попыталось предпринять ряд мер по «советизации» цыган. Тогда же были сделаны безуспешные попытки открыть цыганские педагогические техникумы и школы-интернаты. Более успешными предприятиями были цыганские колхозы. В 1931 году в Москве был создан цыганский театр «Ромэн». На цыганском языке печатались журналы «Романи зоря» («Цыганская звезда») и «Небо дром» («Новый путь»). Однако в  1933 году печатные издания пришлось закрыть - народ, презирающий грамоту,  так и не захотел учиться читать.
Во время войны цыган брали в армию на общих основаниях, а один из них – Тимофей Прокофьев – даже стал Героем Советского Союза. Правда, фронтовик вспоминают их в основном как пьяниц, разгильдяев и дезертиров. дело в том, что  слово «халадо», то есть «солдат», «служивый», произнося с пренебрежительной интонацией. Не цыганское это дело – служить. Цыганский ветеран обычно избегал митингов и обходил стороной редакции газет. Он знал, что в глазах соплеменников его героизм на войне имеет меньшую цену, чем воровская удача.

Примером цыганского героизма служит такой вот рассказ цыганского ветерана: « А я едва окопчик отрою  голову вниз суну. Зад снаружи торчит. "Ну и пусть,  думаю,  ранят. Не жалко. Главное голову сберечь". Патроны нам по счёту давали. Кто все расстрелял - тот и герой. Вот лежу я булой кверху и палю почём зря... Гак до конца и провоевал!».

Геноцид цыган

Немцы подвергали цыган жестоким преследованиям. Для начала они разработали несложный способ стерилизации женщин — укол в матку грязной иглой. Медицинская помощь после этого не оказывалась, несмотря на возможные тяжёлые осложнения. Это приводило обычно к мучительному воспалительному процессу, приводившему к заражению крови и смерти. Такому методу стерилизации подвергались не только взрослые женщины, но и девочки. С осени 1941 года на оккупированных территориях СССР началось массовое уничтожение цыган. Айнзацгруппы уничтожали встреченные на пути таборы. В декабре 1941 года Айнзацгруппой «D» были проведены массовые казни цыган в Крыму, причём гибли уже и оседлые семьи. Этот опыт был распространён, начиная с весны 1942 года, на всю оккупированую территорию СССР. Уничтожение цыган велось также в Независимом хорватском государстве, активно сотрудничавшим с гитлеровской Германией. Система лагерей смерти Ясеновац находилась в 60 километрах от Загреба и была создана распоряжением министра внутренних дел режима усташей А. Артуковича в августе 1941 года для уничтожения сербов, евреев и цыган. Евреев перед уничтожением концентрировали в гетто. С цыганами так поступали редко. Обычно их расстреливали сразу после ареста, не давая шанса на побег.

Цыгане в наше время

После указа Верховного Совета СССР «О привлечении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством» от 5 октября 1956 года, начинается  вторая волна оседания русских цыган. Около 90% цыган, проживавших на территории бывшего СССР, к 1991 году осели. Тем не менее, даже сейчас, например, на Украине, 75% цыган в возрасте до 30 лет остаются неграмотными. 
Основой цыганского сообщества является так называемый табор, хотя в современных условиях зачастую он уже не является табором в прямом смысле. Теперь это нечто вроде определенного клана, объединяющего или одну, или несколько семей в крепкую, вертикально интегрированную структуру, во главе которой стоит барон. 
Правоохранители отмечают резкое ужесточение цыганских преступных групп. Убивают они и чужих, и своих. За квартиры убивают без колебаний, еще и проявляя при этом незаурядную изобретательность. 
В обществе цыган до сих пор воспринимают как мелких воришек или мошенников. Однако цыганская преступность становится все более разветвленной, жестокой и разнонаправленной. Немало цыганских семейств замешано в наркобизнесе, торговле оружием, людьми и превратились в настоящие мафиозные кланы.

Торгуют цыгане преимущественно ацетилированным опием и коноплей, хотя встречаются и героин, и амфетамины. Замечено также рост интереса цыган и к торговле людьми и нелегальной эмиграции.
Близкородственные и клановые отношения позволили им так выстроить схему сбыта наркотиков, что она практически нечувствительна к действиям правоохранительных органов. Непосредственно розничной торговлей наркотиками занимаются у них люди нецыганской внешности – как правило, украденные в раннем возрасте славянские дети.

Детей цыгане воруют ничуть не меньше, чем в прежние времена, и в любом таборе можно встретить светлокожего ребёнка.

Кале

Западноевропейские цыгане называют себя не Рома, а Кале, что в переводе с их языка означает «чёрные». Так называли они себя не всегда – в прежние времена их самоназванием было слово «магуш» – люди. Некоторые цыгане во Франции до сих пор называют себя этим словом. 
Слишком толерантное отношение европейских властей к национальным меньшинствам привело к взрыву цыганской преступности и в Европе. Западная пресса любит рассказывать только о бедности цыган, предпочитая истолковать их обычно криминальный образ жизни только нетерпимостью автохтонного населения к ним. Однако  во времена Саркози, который сам, по некоторым сведениям имеет цыганские корни, цыган из Франции депортировали эшелонами.

Люли

Самыми же древними цыганами являются цыгане среднеазиатские, называющие себя словом «мугат». Окружающие народы называют их люлями, а сами цыгане-рома – люляйками, не считая их при этом за родственников, не понимают их языка, не вступают с ними в браки. Их даже раздражает, что русские видят в люлях цыган.
Согласно таджикской легенде у одних бедных родителей были сын Лю и дочь Ли (имена явно китайские), которых те, спасаясь от преследований завоевателей, потеряли. Осиротевшие брат с сестрой отправились на поиски родителей, решили идти разными путями. Спустя много лет они встретились уже взрослыми и, не узнав друг друга, поженились. Когда правда открылась, мулла проклял их, их детей и детей их детей. Так появился народ люли. В персидском же словаре слово «люли» до сих пор означает «люди, занимающиеся плясками и песнями».
Образовательный уровень люлей традиционно низок, хотя отдельные представители получают среднее и высшее образование. Средний их уровень жизни крайне беден, хотя есть среди них и отдельные представители среднего класса. После распада СССР люли часто посещают Россию, где занимаются нищенством и разного рода низкоквалифицированным трудом.
Люли называют себя мусульманами. Выражается это в том, что подаяние они просят не у церквей, а у мечетей. Корана они не видели в глаза, а из всех молитв знают лишь «Бисмилля ар-Рахман иль-Рахим». Правда, есть у люлей свои мечети, где муллами служат сами люли.

Как бы плохо ни жили таджики, люли в Таджикистане живут ещё хуже.

Парья

Но даже среди этих недоцыган есть свои недоцигане – это парья – цыгане, происходящие из Афганистана и самой Индии. Люли называют их словом «мазанг». Парья же  в свою очередь называют словом «мазанг» люлей, а к себе это название не применяют. Язык парья — это индоарийский язык, занимает промежуточное положение между хинди и современными цыганскими языками. Обитают парья в приграничных районах между Таджикистаном и Узбекистаном. 
Однако несмотря на все эти различия, и рома, и кали, и люли и даже парья имеют общую генетику, что позволяет всех их объединить под одним общим понятием «цыгане». 60% цыган являются носителями гаплогруппы H, распространённой с доарийских времён в Южной Индии. Конечно, у разных групп есть крупные примеси славянской, балканской, узбекской и даже еврейской крови, но общей картины это не меняет.

Подмосковные люли-гастарбайтеры