Потопление " Ямато-Мару "
НЕВЕРОЯТНАЯ ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК ТИМОФЕЙ ХРЮКИН ПОТОПИЛ АВИАНОСЕЦ
Тимофей Хрюкин в конце Великой Отечественнной
Эта история настолько невероятна, что многие считают её фейком. Ни до этого эпизода, ни после него, не было случая, чтобы одиночный самолёт потопил авианосец. Между тем, этот случай имел место, и пилот, совершивший этот подвиг, был удостоен звания Героя Советского Союза.
Звали этого лётчика Тимофей Тимофеевич Хрюкин. Свою жизнь он закончил в звании генерал-полковника авиации и в должности заместителя командующего ВВС СССР, а тогда был он руководителем одной из групп советских лётчиков, оказывавших помощь Китаю в борьбе с японскими завоевателями. К тому времени за его плечами была Испания, а на груди орден Красного Знамени.
К весне 1938 года в небе Китая стало безопаснее, поскольку наши бомбардировщики за зиму разбомбили почти все японские аэродромы. 25 января 1938 г. группа из 25 бомбардировщиков СБ нанесла удар по аэродрому в Нанкине. 23 февраля 1938 г, капитан Федор Полынин возглавил группу из 28 СБ в налете на авиабазу Мацуяма, расположенную на принадлежавшем тогда японцам острове Тайвань. 28 бомбардировщиков СБсбросили на авиабазу 280 бомб и без потерь вернулись на аэродром в Ханькоу, пробыв в воздухе более семи часов. В результате налета советских лётчиков было уничтожено 40 самолетов на аэродроме, много авиационной техники в контейнерах, ангары и трехгодичный запас горючего.
Однако в июне, когда подразделение Полынина сменила новая бомбардировочная авиагруппа, возглавляемая Хрюкиным, наши бомбардировщики стали подвергаться атакам японских истребителей И-96. Так у нас в те годы обозначали японский палубный истребитель 九六式艦上戦闘機, более известный теперь как A5M. Самолёты эти были морские, палубные. Возникло предположение, что где-то поблизости базируется японский авианосец. Вскоре это предположение подтвердилось: один такой самолёт, будучи обстрелянным нашим воздушным стрелком, совершил вынужденную посадку на контролируемой китайцами территории, и лётчик был взят в плен. В ходе его допроса выяснилось, что И-96 базируются на авианосце «Ямато-мару» (大和丸).
И-96 (A5M)
ТТД “ И 96 “
Вооружение самолета - два 7,7-мм пулемета Тип 89 с боекомплектом по 400 патронов на ствол.
Под крылом можно было подвесить две 30-кг бомбы.
Силовая установка - звездообразные 9-Цилинд-ровые поршневые двигатели воздушного охлаждения Накадзима семейства «Котобуки» мощностью от 630 до 785 л. с. с двухлопастными или трехлопастными воздушными винтами изменяемого шага и постоянного числа оборотов фирмы Сумимото.
Размеры, м (А5М1/А5М4): размах крыла - 11,0/11,0, длина самолета - 7,71/7,57, высота стояночная - 3,2/3,27, площадь крыла - 17,8 м2.
Массы и нагрузки (А5М1/А5М4): масса пустого - 1075/1216 кг, взлетная масса - 1500/1671 кг.
Летные данные (А5М1/А5М4): максимальная скорость на большой высоте - 400/430 км/ч, крейсерская скорость - 347/352 км/ч, практический потолок - 8900/9800 м, дальность полета - 705/1200 км (с ПТБ).
«Ямато-мару» представлял собой переоборудованный во вспомогательный авианосец грузовой пароход водоизмещением 9656 тонн, построенный в Италии в 1915 году под названием «Джузеппе Верди». В 1920 году он был куплен Японией. Пароходу срезали трубы, вынеся дымоход к правому борту, и надстроили над его корпусом деревянную палубу, служившую взлётно-посадочной полосой. Корпус авианосца был усилен, а для повышения остойчивости на нем установили булевые наделки. В качестве зенитного вооружения на «Ямато-мару» были установлены шесть спаренных 13,2-мм пулемётов Гочкисса. 31 мая 1923 года вспомогательный авианосец «Ямато-мару» вступил в состав... японских сухопутных сил. Его самолёты должны были поддерживать войска императорской армии на театрах военных действий, слабо оборудованных аэродромами. Именно из-за принадлежности корабля армии а не флоту, его не находят в списках японских боевых кораблей, и на этом основании всю историю считают фейком.
«Джузеппе Верди» до того, как он стал «Ямато-мару»
Авианосец японской армии типа "Акицу Мару"
За период с 14 июня по 28 июля 1938 года на Янцзы было потоплено 49 японских кораблей, но авианосец обнаружить не удавалось: авиаматка появлялась то здесь, то там, искусно маскировалась, прижималась к берегу, пряталась в бухтах, и нашим лётчикам не удавалось её разглядеть. Иногда разведчикам удавалось засечь авианосец, но группа бомбардировщиков, вылетавшая по следу воздушной разведки, ничего не находила, только скалы да море, затянутое дымкой, лабиринт островов и бухт на протяжении сотен километров... Тем не менее, Тимофей Хрюкин не оставлял мысли найти японский авианосец.
Прошло еще два месяца, но «Ямато-мару» оставался заколдованным кораблем-невидимкой. И вот однажды Тимофей Хрюкин вместе со своим штурманом Иваном Селивановым барражировали на большой высоте над руслом Янцзы. В тот период наша авиация имела над Янцзы полное господство в воздухе, и на реке не было видно ни одного корабля, а мелкие суденышки, заметив летящий бомбардировщик, торопливо прижимались к берегу. И вдруг Хрюкин и Селиванов одновременно увидели в глухой бухте, затянутой маскировочными сетями, авианосец «Ямато-мару». Ветер дул с берега, и пелена тумана, закрывавшая судно, медленно отступала в море. Не теряя ни секунды, СБ пошёл в атаку.
СБ с китайскими опознавательными знаками
Технические характеристики “ СБ “
Экипаж: 3 человека
· Длина: 12,57 м Размах крыла: 20,33 м Высота: 3,48 м Площадь крыла: 56,7 м²
· Масса пустого: 4768 кг Масса снаряженного: 7880 кг
· Двигатели: 2× М103 мощностью 960 л. с. (716 кВт)
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 450 км/ч Крейсерская скорость: 375 км/ч
· Практическая дальность: 2300 км Практический потолок: 7800 м
· Скороподъёмность: 9,5 м/с Длина разбега\пробега: 300—350 м
· Нагрузка на крыло: 141 кг/м² Тяговооружённость: 180 Вт/кг
Вооружение
Пулемётное: 4 × 7,62 мм пулемётов ШКАС Бомбовая нагрузка: 600 кг
Тимофей ТимофеевичХрюкин
Иван Павлович Селиванов
Фёдор Петрович Полынин по окончании миссии в Китае
Иван дал поправку. Тимофей довернул машину и ощутил, как бомбы полетели вниз. На втором заходе Хрюкин увидел, что на «Ямато-мару» возле самой трубы, взметнулся столб черного дыма, изрезанный яркими языками пламени. Вторая бомба легла у борта, разорвалась в воде, ниже ватерлинии, и одновременно, как по команде, заградительный огонь прекратился. Одинокая последняя струя трассирующих пуль медленно поднялась в воздух, и все оборвалось. Авианосец начал крениться на левый борт.
Самолет сбросил последние бомбы и лег на курс. Гибнущий авианосец лежал на боку и походил на громадную черепаху, выползающую из воды. Летчики не видели его последних мгновений..
В разведку с аэродрома послали два истребителя. Летчики вернулись и доложили - авиаматка перевернулась вверх днищем и затонула.
За потопление японского авианесущего корабля Тимофей Тимофеевич Хрюкин и его штурман Иван Павлович Селиванов получили звания Героев Советского Союза.
Все что осталось от авианосца сегодня.