Домовой
Домовой – дедушко-непоседушко
Пантеон языческих богов бесконечно разнообразен. Но он остался бы неполным без маленьких хранителей дома и хозяйства, которые под разными именами живут в сказках, пословицах и приметах народов мира. Эти мифические существа – домовые − были важной частью быта наших предков. У них, оказывается, даже есть свой праздник. В нынешнем году День домового отмечался 10 февраля.
Домовой чаще всего именуется по месту обитания: рус. домовой, домово́йко, домовой дед, белор. дамави́к, домник, хатник, укр. домовик; а также по месту нахождения в доме: рус. голбе́шник (голбец — перегородка за печью), запечник, белор. подпечник. Названия домового отражают его статус в доме и отношения с членами семьи: рус. хозяин, избянной больша́к, дедушко-брато́к, брата́нушко, доброхо́тушко; белор. дамово́й хазя́ин, господарь, самый на́большой, дяденька, брато́к, дед, сўо́иски; укр. хозяин, дід, богатир, а также основные функции и проявления: рус.кормилец, жировик, щетка, лизун, укр. гуркало. В названиях домового может подчеркиваться его принадлежность к нечистой силе: рус. лихо́й, другая половина, жировой чёрт, белор. черт дамавы, не свой дух, лиходзе́й, укр. домовий, дябел, нечистый. Названия домового могут табуироваться: рус. сам, он, часто с помощью метатезы: рус. модовейко, модожи́рко, укр. домбейко. Соответствующие женские персонажи носят имена: рус. домови́ха, модовиха, домови́лиха, домаха, хозяйка. В Полесье, особенно на западе, по отношению к домовому (домовику) часто использовались названия, характерные в целом для нечистой силы: сатана, лукавы, злой дух, по́гань, враг, нячысьцик, лякайло, пу́жало, начник, недобра душа, мертвец, сьмерть, «той, шчо памёр», знахо́р, коўдунник.
«Большак, дедушка, братанушка»
Борис Кустодиев. «Купчиха и домовой», 1922 г.
Языческая традиция считает домовыми кого-то из предков рода, за грехи назначенного в услужение потомкам либо просто преданного земле без обязательных похоронных обрядов. Полагали также, что домовых создал бог Род для хранения благополучия и достатка в семье.
С приходом на Русь христианства родилась новая версия происхождения домовых. Согласно легенде, Господь сбросил на землю нечистых духов, поднявших против него мятеж на небесах. Некоторые из них стали селиться в человеческих жилищах и со временем прижились среди людей, стали заботиться о них, помогать им в домашних делах.
Каково бы ни было происхождение домашних хранителей, к ним всегда относились с уважением и даже некоторой опаской, часто не называли напрямую, чтобы не накликать беду в дом. Вообще, многообразие имен домовых почти бесконечно. Домашнего духа называли голбешником (от печной перегородки), запечником, подпечником (по «месту проживания»), хозяином, избяным большаком, доброхотушкой, господарем (по статусу в доме) или лихим, другой половиной, жировым чертом (по принадлежности к нечистой силе).
Обычно домовой невидим для людей, но в особых случаях может показаться хозяевам. В этом случае он имеет вид старичка маленького роста, косматого и заросшего, одетого поверх рубахи и штанов в теплый зипун, но часто босого, что и понятно − на улице запечнику делать нечего. Если в «подведомственной» домовому семье все благополучно, он является в светлой одежде. Но когда домочадцев ожидают неприятности, одежда домового становится черной.
Домовой может превращаться в животных. При этом шерсть животного будет того же цвета, что и волосы старшего мужчины в доме.
Классификация домовых
Кот Бегемот из «Мастера и Маргариты» – типичный фамильяр
Порода домовых вовсе не ограничивается хорошо нам известными славянскими запечниками. У них есть «родственники» почти в каждой европейской стране.
Ближайшая родня домовых – английские брауни. Это человечки небольшого роста с нечесаными коричневыми волосами и ярко-голубыми глазами. В отличие от домовых, они живут в норах неподалеку от людей. Брауни не любят одиночества и собираются в небольшие племена. Женщин среди них нет. Эти ночные существа, пока люди отдыхают, ткут, стирают, убирают, стерегут домашних животных от хищников и воров. А взамен брауни ожидают найти для себя оставленную хозяйкой в уголке крынку молока и сдобную лепешку. Одичавший бездомный брауни становится опасен: он может заманить человека в лесную чащу или болото, и спасти от него, по легенде, может только искренняя молитва.
Брауни
В Германии и скандинавских странах домовых называют вигтами. Эти пузатые крепыши на тоненьких ножках с седыми головой обладают сложным характером. Они тоже склонны помогать людям по хозяйству и даже приглядывают за детьми. Но сами вигты хулиганят гораздо больше, чем самые непослушные дети: по нескольку раз за ночь они могут сбрасывать со спящих хозяев одеяла, иногда отворяют двери всех загонов, чтобы домашние животные выбрались на волю, насыпают в суп сахар, а в кашу – соль. Единственный способ утихомирить вигта – подарить ему шерстяные чулки, чтобы он грел свои тонкие ножки.
Еще более проказливые домашние духи достались жителям Швейцарии и Северной Италии. Серваны – так их называют –спутывают хвосты коней, загоняют лошадей на крыши домов, бьют и ломают хозяйственную утварь. Но если относиться к серванам снисходительно и смеяться над тем, что они вытворяют, можно заставить их помогать по хозяйству.
Существует порода домовых, служащая хозяевам не по территориальному, а по профессиональному признаку: это прислужники магов и ведьм − фамильяры. Они так же, как и все прочие домашние духи, занимаются домашним хозяйством, но могут, кроме этого, шпионить за врагами хозяина. Легенды гласят, что колдуны могли полагаться на своего фамильяра как на близкого друга и во всем ему доверяли. Обычно фамильяры принимают обличье животного или птицы: кота, собаки, ворона, иногда – лягушки или жабы. Известный образ фамильяра – кот Бегемот в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».
«Хозяин мой, домовой, возьми веничек, наведи порядочек»
Расположенный к хозяевам домовой – отменный помощник в хозяйстве. Согласно поверьям, он берется за любое домашнее дело: может раздувать и поддерживать огонь в печи, убирает дом, сушит зерно, ходит по воду. Маленький хранитель оберегает домашнее имущество, часто его пересчитывает, чтобы ничего не пропало.
Особой любовью домовых пользуются домашние животные, особенно лошади. Домовой поит и кормит их, чистит, расчесывает лошадям гриву, даже заплетает ее в косички и привязывает красные ленточки. Немудрено, что обихоженная скотина делается здоровой, гладкой, плодовитой.
По ночам ходит он в конюшни,
Чистит, холит коней боярских,
Заплетает гриву им в косички,
Туго хвост завязывает в узел.
Как не взлюбит он вороного.
На вечерней заре с водопою
Обойду я боярские конюшни
И зайду в стойло к вороному —
Конь стоит исправен и смирен.
А поутру отопрешь конюшню,
Конь не тих, весь в мыле, жаром пышет,
С морды каплет кровавая пена.
о всю ночь домовой на нем ездил
По горам, по лесам, по болотам,
С полуночи до белого света —
До заката месяца …
А. С Пушкин
Интересно, что отношение домового к животным зависело от их масти: если масть совпадала с его цветом волос – любовь и уход животным были обеспечены. Если же скотина чахла и худела – считалось, что она пришлась домовому «не в руку». Таких животных старались продать, поскольку домовой вполне мог и вовсе ее извести.
Кроме хозяйственной помощи, домашний дух своим поведением предсказывает будущее, может предупреждать о грядущих неприятностях. Если ожидается, что домочадцев ожидает много хорошего, домовой будет смеяться, гладить людей ночью мохнатой или теплой рукой. Если же, напротив, семью ожидает беда, запечник начнет выть, стучать, хлопать дверями, а рука, оглаживающая людей по ночам, будет холодной или «голой». Согласно поверью, перед смертью хозяина домовой появляется в его шапке. Если ночью дом может загореться, домовой вовремя будит старшего мужчину в доме, а если теленка или курицу могут утащить дикий зверь или воры, выманивает на двор хозяйку.
Домовой почувствует, если в дом входит кто-то с недобрыми намерениями, либо просто завистник, желающий хозяевам зла. Увидев его, домовой тут же примется подавать сигналы – беспокоиться, нашептывать домашним. Если это не поможет, сигналы сделаются еще очевиднее: у «злоумышленника» выпадет из рук и разобьется чашка или тарелка, на нем может внезапно порваться одежда, или он, помимо воли, разольет что-нибудь на скатерть. Все эти странности означают, что в дом зашел дурной человек.
Впрочем, если хозяева ленивы, или чересчур расточительны, или плохо ладят между собой, помощи от домового ожидать не приходится. Если дедушку-запечника рассердить, он начнет пугать людей, шуметь по ночам, бить посуду, съест все, что не спрятали на ночь, завьет домашним волосы в колтуны и нанесет еще много всевозможного урона хозяйству и семье.
Договор с домовым
Если хозяева дома заинтересованы наладить хорошие отношения с маленьким хранителем их очага, они должны соблюдать ряд правил. Обращаться к домовому следует вежливо, с уважением, причем разговаривать можно вслух, если есть нужда попросить его об услуге, нужно пообещать ему взамен угощение или подарок. Вообще, время от времени домового хорошо побаловать угощением: блюдцем молока, кашкой или сладким – конфетами или печеньем. Ставить еду нужно в укромный уголок, особенно если в доме есть кошки или собаки, и говорить при этом: «Хозяин-батюшка, честной домовой, вот я тебе хлеб-соль принес».
Кроме того, домового могут порадовать подарки, которыми он любит играть: старые бусы, блестящие пуговицы, монетки. Подношение стоит сложить в красивую коробочку и, как еду, поставить в укромный уголок, где никто не должен трогать подарок.
Если же намечается переезд, и хозяева хотят, чтобы домовой последовал за ними на новое место жительства, они проводят специальный обряд. Хозяевам следует приготовить мешок, куда домашний дух залезет, когда никто не видит, и поставить перед ним тарелку каши. Зазывать домового нужно от чистого сердца, с добрым чувством приговаривая: «Дом-домовой, пойдем со мной, веди и домовиху-госпожу, как умею, награжу». Дело в том, что домовые очень привыкают к дому, где живут, и очень неохотно покидают его ради нового места. Если уговорить запечника на переезд не удастся, он останется на старом месте в тоске и печали. Но если убедить маленького упрямца, он последует за любящими хозяевами хоть на край света и будет служить им на новом месте верой и правдой.
Анна НОВГОРОДЦЕВА