Авианалёт на Бяла-Подляска
Первый налёт на немецкий аэродром
22 июня 1941 года наша авиация разбомбила немецкий аэродром в Бяла-Подляска
Участник первой бомбардировки немецкого аэродрома Константин Степанович Усенко в послевоенное время. |
Говоря о начале войны, историки не забывают упоминать о том, что в День нападения Германии на СССР и начала Героической обороны Брестской крепости советская авиация была разгромлена на мирно спящих аэродромах. Однако в тот трагический для нас день были и случаи, когда наша авиация не только оборонялась, сбивая немецкие бомбардировщики силами истребительной авиации, но и наносила удары по вражеским аэродромам.
Один из таких аэродромов был в польском городе Бяла-Подляска (Biała Podlaska) в 50 км от границы с СССР. В этом городке до войны был польский авиазавод, выпускавший по французскй лицензии самолёты Potez XXV, а также учебные PWS-26 и RWD-8. на этом аэродроме в мае 1941 года и расквартировалась 77-я эскадра непосредственной поддержки войск.
77-я эскадра непосредственной поддержки войск Sturzkampfgeschwader 77, сокращённо StG77 (не путать с одноимённой австрийской штурмовой винтовкой), была создана 1 мая 1939 года, из нескольких отдельных эскадрилий пикирующих бомбардировщиков. На вооружении эскадры находились пикирующие бомбардировщики Junkers Ju 87 «Штука», составляющие основу штурмовой авиации Дриттес Райха.
Самолёты эскадры оказывали непосредственную поддержку сухопутным войскам в ходе вторжения в Польшу и во Францию. Там, во Франции, погиб первый командир эскадры Гюнтер Шварцкопф, посмертно произведённый из оберстов в генерал-майоры.
Затишье перед бурей: офицерский завтрак на природе. Слева направо: хауптманн Эннецерус, командир 77-й штурмовой эскадры оберст-лейтенант Гюнтер Швартцкопф и фрау Эннецерус.
Участвовали Штуки 77-й эскадры и в воздушном наступлении на Великобританию, а затем были задействованы в операциях против Югославии и Греции. Именно пилоты StG77 совершили серию варварских бомбардировок Белграда, в результате чего было уничтожено более половины зданий города. Накануне нападения на СССР, эскадра была переброшена в генерал-губернаторство на территорию бывшей Польши. Командовал эскадрой майор Люфтваффе граф Клеменс фон Шёнборн-Визентайд.
30 августа 1944 года он, пролетая над нашими позициями на легкомоторном Fieseler Fi 156 Storch, будет убит советским снайпером, но тогда он ещё не знал, что его гибель будет столь бесславной.
Ju-87 из состава Sturzkampfgeschwader 77 в полёте
Технические характеристики пикирующего бомбардировщика Junkers Ju-87 Stuka (G-2)
· Размах крыла: 14.98 м.
· Длина: 11.50 м.
· Высота: 3.88 м.
· Площадь крыла: 33.68 м.
· Масса пустого самолета: 3930 кг.
· Масса нормальная взлетная: 5960 кг.
· Тип двигателя: Junkers Jumo-211J-1
· Мощность: 1420 л.с.
· Максимальная скорость: 396 км/ч
· Крейсерская скорость: 326 км/ч
· Практическая дальность: 1530 км/ч
· Практический потолок: 7360 км/ч
· Экипаж: 2 человека
· Вооружение: две 37-мм пушки BK 3,7 и два 7.9-мм пулемета МG-15
Командир 125-го СБАП майор Александр Иванович Кобец. Возглавил налет на аэродром Бежники 22 июня 1941 года
Командир 130-го СБАП майор Иван Игнатьевич Кривошапко. Возглавлял налет на аэродром Бяла-Подляска
13-й скоростной бомбардировочный авиаполк 9-й смешанной авиационной дивизии Западного Особого военного округа, имевший в своём составе 29 бомбардировщиков СБ и 22 пикировщика Ар-2, встретил войну на аэродроме Борисощизна под Гродно.
“ СБ “
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ СЕРИЙНОГО САМОЛЕТА СБ
Размах крыла - 20,33 м; длина - 12,27 м; высота - 4,7 м; площадь крыла - 51,95 м2; вес пустого - 4060 кг; полетный вес - 5732 кг; максимальная скорость - 424 км/ч на высоте 4000 м; рабочая скорость - 360 км/ч на высоте 3000 м; время подъема на 5000 м - 12 мин.; потолок - 9560 м; дальность - 1000 км; бомбовая нагрузка-500 кг.
Вечером в субботу, оставив старшим начальником оператора штаба капитана Власова, командование авиаполка, многие летчики и техники уехали к семьям в Россь, где была основная база полка, с которой его и перебазировали в Борисовщизну 17 мая. У лётчиков в тот день был первый за три месяцы выходной: войну ожидали с дня на день, и боевые дежурства несли беспрерывно, но именно в тот день командование разрешило расслабиться. Зенитная же батарея, которой надлежало прикрывать аэродром, ещё в пятницу была снята с позиции и уехала на учения. Весь авиагарнизон остался на попечении внутренней службы, которую возглавил дежурный по лагерному сбору 21-летний младший лейтенант Константин Степанович Усенко. Субботний вечер закончился коллективным просмотром фильма «Музыкальная история» на открытой площадке импровизированного клуба.
Ранним воскресным утром в 3 часа 44 минуты самолёты СБи Ар-2 13-го скоростного бомбардировочного полка были атакованы Мессершмиттами.
Из палаток, схватив оружие и противогазы, выбегали люди и привычно бежали к самолетам. Один их стрелков-радистов, успел запрыгнуть в кабину и открыл по вражеским самолётам огонь из спаренных ШКАСов, Ему удалось сбить шедший на него Мессершмитт, но сбитый немецкий самолёт спикировал прямо на его Ар-2.
ТТХ ПБ Ар-2:
Технические характеристики
· Экипаж: 3 (пилот, штурман, стрелок-радист)
· Длина: 12,5 м
· Размах крыла: 18,0 м
· Высота: 3,56 м
· Площадь крыла: 48,2 м²
· Масса пустого: 5 160 кг
· Нормальная взлётная масса: 6 600 кг
· Максимальная взлётная масса: 8 150 кг
· Объём топливных баков: 1 490 л (+2 × 370 л ПТБ)
· Силовая установка: 2 × жидкостного охлаждения М-105
· Мощность двигателей: 2 × 1050 л.с. (2 × 772 кВт)
Лётные характеристики
· Максимальная скорость:
· у земли: 415 км/ч
· на высоте 4 700 м: 475 км/ч
· Крейсерская скорость: 320 км/ч
· Практическая дальность: 1 500 км
· Практический потолок: 10 000 м
· Скороподъёмность: 12 м/с
· Время набора высоты: 5000 м за 7,1 мин.
· Нагрузка на крыло: 139 кг/м²
· Тяговооружённость: 229,8 Вт/кг
· Длина разбега: 306 м
· Длина пробега: 514 м
Вооружение
· Стрелково-пушечное: 4 × 7,62 мм пулемёта ШКАС
· Бомбы: до 1 500 кг
· в бомбоотсеке: 6 × 100 кг или 2 × 250 кг или 3 × 500 кг
Отбомбившись и отстрелявшись, немчура улетела. Убитых было двое: кроме упомянутого стрелка, в третьем карауле на стоянке был убит часовой. Шестеро было ранено. Телефонной связи с Россью не было – постарались вражеские диверсанты – и за командованием и отсутствующими лётчиками был послан автобус.
Несмотря на то, что обстрел был лишь пулемётный, две трети самолётов были выведены из строя – у кого-то был прострелен мотор, у кого-то шасси. Кроме Ар-2, в котором погиб стрелок-радист, полностью сгорел один административный У-2. Не пострадала лишь 4-я эскадрилья, вооружённая пикирующими бомбардировщиками Ар-2.
К шести часам утра на аэродром прибыл командир 13-го авиаполка капитан Гаврильченко, Усенко обстоятельно доложил ему об обстановке и принятых мерах.
Комполка приказал летчику идти в эскадрилью и готовиться к вылету.
В семь часов утра сводная эскадрилья из уцелевших самолётов во главе с командиром полка вылетела на бомбардировку вражеского аэродрома. Замеченный ещё в мае нашей разведкой аэродром в Бяла-Подляска был определён в качестве первоочередной цели на случай внезапного начала войны, а лишенное диверсантами связи командование авиаполка не получило преступный приказ командования округа воздерживаться от перелёта границы.
Воздух был чист, и пространство обозревалось вокруг на десятки километров. Под крыльями «Арочек» догорал город Гродно. Горели железнодорожная станция, депо, кожевенный и стекольный заводы. Пламенем пожаров озарялись трубы тонкосуконной и мебельной фабрик, здания, костелы, жилые дома, а на разбомбленном немцами аэродроме дымились разбитые самолеты базировавшейся здесь 11-й смешанной авиадивизии 3-й армии. Впереди Ар-2 показались извилистые берега реки Бобр и местечко Белокаменно. Над местечком по кругу носилась шестерка Ju-87: они бомбили наши войска.
С разных мест по вражеским самолетам вели огонь зенитные пулеметы. Летчикам хорошо было видно, как искрились огнем их счетверенные установки. По дороге не восток наступала немецкая танковая колонна.
– Товарищ капитан, разрешите ударить по танкам, – обратился Усенко по рации к командиру полка.
– Нет, наша цель самолёты, – отрезал командир.
Город и станция Ольшанка на другой стороне границы были забиты фашистскими войсками. Внизу, не заметив наши Ар-2, прошла четвёрка немецких истребителей. Наконец, внизу показалась Бяла-Подляска. Немецкие Юнкерсы стояли ровными рядами, не ожидая воздушного нападения.
Лишь когда на аэродром посыпались первые бомбы, открыла огнь немецкая зенитная артиллерия. По немецким данным на аэродроме сгорело 18 юнкерсов.
немецкий аэродром после налёта
Два самолёта были сбиты над аэродромом. Ещё троих сбили на обратом пути немецкие истребители. Получивший повреждения самолёт лейтенанта Осипова на аэродроме под Белостоком, который, как оказалось, был уже захвачен немцами. Подлетая к своему аэродрому, лётчики не узнали его. Всё поле было перепахано воронками от бомб. Горел навес над столовой, не было палаток. Кое-где дымились обуглившиеся деревья. Но самым страшным было — дымящиеся самолеты. С места, где находился КП полка, взвилась зеленая ракета. Там стояла группа людей, махала руками. Один из них поднял над головой белый флажок, сигнализировавший о том, что посадка разрешена. Оказалось, что за время отсутствия сводной эскадрильи аэродром атаковали немецкие бомбардировщики. Средств противодействовать им не было - зенитчики так и не вернулись. Сразу после посади лётчикам поступила команда бросить повреждённые и целые самолёты и выехать в Бобруйск на для получения ново техники – там стояли новенькие Пе-2, уже числившиеся в 13-м авиаполку. Однако уже 28 июня Бобруйск был занят немцами, личный состав направили в Москву, а 3 июля — в Липецк для освоения Пе-2.
Пе-2
Год принятия на вооружение: |
1941 |
|||
Годы производства: |
1940-1945 |
|||
Произведено, шт |
11427 |
|||
ТТХ приведены для Пе-2 1-й серии. |
||||
Зкипаж, человек |
3 (пилот, штурман, радист) |
|||
Размах крыла, м |
17,15 |
|||
Площадь крыла, м2 |
40,5 |
|||
Вмнт: |
трехлопастный винт изменяемого шага ВИШ-61П |
|||
Длина, м |
12,241 |
|||
Высота, м |
3,42 |
|||
Вес пустого самолета, кг |
5863 |
|||
Взлетный вес, кг |
7536 |
|||
Топливо, л |
1086 |
|||
Топливные баки: |
5 |
|||
Максимальная скорость на высоте |
540 км/ч |
|||
Максимальная скорость у земли |
452 км/ч |
|||
Макс. скороподъемность, м/с |
9,8 |
|||
Практический потолок, м |
8800 |
|||
Дальность полета, км |
1200 |
|||
Вооружение: |
2 × 7,62 мм пулемёта ШКАС в носовой части, 2 × 7,62 мм ШКАС у штурмана и стрелка |
|||
Боевая нагрузка: |
10 × 100 кг бомб или |
|||
Силовая установка: |
два 12-ти цилиндровых двигателя жидкостного охлаждения М-105Р мощностью по 1100 л.с. |
|||
Схема: |
двумоторный свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом и двухкилевым оперением. |
|||
Фюзеляж: |
типа монокок круглого сечения с работающей дюралевой обшивкой толщиной 1,5-2 мм. |
|||
Крыло: |
трапециевидное двухлонжеронное, состоящее из горизонтального центроплана и консолей, установ |
|||
Год принятия на вооружение: |
1941 |
|
||
Годы производства: |
1940-1945 |
|
||
Произведено, шт |
11427 |
|
||
ТТХ приведены для Пе-2 1-й серии. |
|
|||
Экипаж, человек |
3 (пилот, штурман, радист) |
|
||
Размах крыла, м |
17,15 |
|
||
Площадь крыла, м2 |
40,5 |
|
||
Винт: |
трехлопастный винт изменяемого шага ВИШ-61П |
|
||
Длина, м |
12,241 |
|
||
Высота, м |
3,42 |
|
||
Вес пустого самолета, кг |
5863 |
|
||
Взлетный вес, кг |
7536 |
|
||
Топливо, л |
1086 |
|
||
Топливные баки: |
5 |
|
||
Максимальная скорость на высоте |
540 км/ч |
|
||
Максимальная скорость у земли |
452 км/ч |
|
||
Макс. скороподъемность, м/с |
9,8 |
|
||
Практический потолок, м |
8800 |
|
||
Дальность полета, км |
1200 |
|
||
Вооружение: |
2 × 7,62 мм пулемёта ШКАС в носовой части, 2 × 7,62 мм ШКАС у штурмана и стрелка |
|
||
Боевая нагрузка: |
10 × 100 кг бомб или |
|
||
Силовая установка: |
два 12-ти цилиндровых двигателя жидкостного охлаждения М-105Р мощностью по 1100 л.с. |
|
||
Схема: |
двухмоторный свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом и двухкилевым оперением. |
|
||
Фюзеляж: |
типа монокок круглого сечения с работающей дюралевой обшивкой толщиной 1,5-2 мм. |
|
||
Крыло: |
трапециевидное двухлонжеронное, состоящее из горизонтального центроплана и консолей, установ |
|
||
Полк в составе 357 человек, включая 38 полных экипажей и 222 техника и механика, прибыл в Липецкий учебный центр, и с 8 июля приступил к изучению новых машин. Боевую работу полк возобновил лишь 3 августа.
неисправный Ар-2, захваченный немцами на аэродроме