Трагедия " Адмирала Нахимова "

  

Полночная тревога на «Адмирале Нахимове»

В последний день августа 1986 года от новороссийского причала точно по расписанию, в 22 часа, отошел огромный, величиной с пятиэтажный дом, сияющий огнями пассажирский пароход «Адмирал Нахимов» водоизмещением семнадцать тысяч тонн и проследовал к выходу из Цемесской бухты.

 

Скорость у него в этот момент была небольшая – двенадцать узлов, и направлялся он в порт Сочи. На его борту находилось девятьсот пассажиров и 340 членов экипажа.

Пароход «Адмирал Нахимов» (порт приписки ОдессаСССР) был построен в 1925 году в Германии. Предыдущее название судна — «Берлин» («Berlin», III) (порт приписки Бремен, Германия, судовладелец — компания Norddeutscher Lloyd). До 1939 года «Берлин» совершал регулярные рейсы через Атлантику, между портами Бремерхафен и Нью-Йорк.

По комфорту «Берлин» конкурировал с превосходными английскими атлантическими лайнерами, хотя его 12 тыс. л. с. и ход 16,5 узлов никак не могли претендовать на «Голубую ленту Атлантики». Судно ежегодно совершало по 12 рейсов. Компания «Norddeutscher Lloyd» придерживалась принципа: путешествие на судне, даже в третьем классе, должно быть удобным и приятным.

«Берлин», 1920-е годы

«Берлин» участвовал в спасательной операции, когда 13 ноября 1928 года неподалёку от Нью-Йорка затонул английский пассажирский пароход «Вестрис». Тогда на борт «Берлина» было поднято 23 человека.

Переоборудование и модернизация пассажирских помещений была проведена на судне в 1932 году.

Последний линейный рейс «Берлин» совершил летом 1938 года. Трансатлантические переходы стали невыгодными, и с этого времени пароход «Берлин» стал использоваться как круизное судно в рейсах на Шпицберген, или в Средиземное море.

15 июля 1939 года на судно пришёл секретный приказ командования военно-морских сил следовать в Восточную гавань Свинемюнде, для доставки в Мемель (ныне Клайпеда) подразделения «трудовой армии».

После этого, 12 сентября 1939 года «Берлин» взял курс на Данциг, чтобы там использоваться по новому назначению. Всю Вторую мировую войну, до 31 января 1945 года пароход прошёл в качестве госпитального судна.

В январе 1945 года пароход «Берлин» под большой охраной подошёл к Либаве (ныне Лиепая) для эвакуации части войск из окружённой немецкой курляндской группировки. Приняв на рейде войска, судно двинулось под усиленным конвоем в путь. Однако подстерегавшие судно советские торпедные катера атаковали пароход. «Берлин» получил торпедную пробоину в носовую часть с левого борта. С дифферентом на нос судно всё же продолжило движение, постоянно передавая в эфир сигнал бедствия — SOS.

На траверзе порта Свинемюнде, в Померанской (ныне — Поморской) бухте «Берлин», подорвавшись на собственном минном поле, получил пробоину 6×8 м и затонул на глубине 18 метров, по палубу B.

Это был пароход германской постройки, взятый в качестве трофея после Второй мировой войны. Ему уже насчитывалось более

шестидесяти лет, судно давно трудилось на внутренних линиях и по сути отслужило свой век. Но жаль было расставаться с красавцем-пароходом, внутреннее убранство которого отвечало представлениям пассажиров о роскоши и комфорте 1930-х годов: отделка из красного дерева, ковровые дорожки, зеркала. Однако сама конструкция парохода уже давно не отвечала требованиям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море, принятой в 1948 году. Тем более не соответствовала она конвенциям 1960 и 1975 годов. А в начале лета 1986 года пароход был вообще признан не годным ни к эксплуатации, ни даже к ремонту. Тем не менее судно плавало и перевозило пассажиров.

                  

Основные характеристики

Водоизмещение

23 500 мт

Длина

174,30 м

Ширина

21,02 м

Высота

11,81 м

Осадка

9,00 м

Двигатели

Паровая машина

Движитель

2 винта

Скорость хода

16 узлов

Экипаж

276 чел.

Пассажировместимость

1 500 чел.

Регистровый тоннаж

4142 т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Командовал им опытный капитан В.Г. Марков, которому за тридцать лет службы на флоте было присвоено почетное звание «Лучший капитан Черноморского пароходства».

      

                                                                         Вадим Георгиевич Марков

За несколько минут перед выходом из акватории порта «Нахимов» взял курс в открытое море. Стрелки часов показывали 22 часа 45 минут. Капитан Марков передал управление судном своему вахтенному помощнику – капитану Чудновскому.

Погода в этот августовский вечер стояла ветреная, и волны достигали высоты трех и даже более метров. Тем не менее на верхних палубах парохода еще гремела музыка, в ресторане принимались заказы, некоторые пассажиры стояли у борта и любовались огнями удалявшегося Новороссийска.

В это же время по направлению к Цемесской бухте двигался огромный сухогруз «Петр Васев», водоизмещением около сорока тысяч тонн.

           Технические данные т/х "Петр Васев"

Длина наибольшая - 183,5 м

Ширина - 26,65 м

Высота борта - 15,05 м

Осадка в грузу - 10,75 м

Тоннаж БРТ - 18604,51 рег. Т

Дедвейт - 32442 т

Мощность главного двигателя - 11400 л.с.

Скорость - 14,5 уз.

Дальность плавания - 19800 миль

Штатный экипаж - 32 чел.

Спасательные средства: 2 шлюпки (на 32 чел. каждая, одна из них моторная); 2 плота - на 20 и 6  человек

В его трюмах находилось около тридцати тысяч тонн ячменя из Канады. Это было современное судно, снабженное многими новейшими навигационными приборами и компьютерами. Шло оно с той же скоростью, что и «Адмирал Нахимов» – двенадцать узлов час, а командовал им капитан Виктор Иванович Ткаченко.

     

В этой ситуации одному из судов следовало замедлить ход, а другому пройти мимо. Капитаны обоих судов были извещены о сближении. Они запросили пост регулирования движения судов (ПРДС), как им быть: кому тормозить, кому пропускать. ПРДС предложил свой вариант – пообещал всю проводку взять на себя. ПРДС же и выработал оптимальный вариант расхождения сухогруза и парохода. Сухогрузу было рекомендовано затормозить, так как он входил в узкую бухту, и пропустить пассажирский пароход. Это решение диспетчерской службы по прямому каналу радиосвязи было доведено до сведения капитанов. И оба они согласились на такое решение.

Проводку «Нахимова» из Цемесской бухты капитан Марков поручил своему помощнику и ушел с капитанского мостика. Чудновский, понимая, что в такой ситуации неплохо лишний раз обезопасить себя и судно, еще раз по радиотелефону вызвал капитана «Петра Васева» и заручился гарантией, что тот уступит ему дорогу.

Казалось бы, что сухогрузу надо было действовать согласно выверенной рекомендации диспетчеров, пропустить «Адмирала Нахимова» и уже потом направляться в порт. Но капитан «Петра Васева» знал, что его мощное судно снабжено современными навигационными и радиолокаторными устройствами, и ориентировался не на складывавшуюся в море ситуацию, а на показания радиолокатора. На них две зеленые точки отстояли друг от друга на довольно приличном расстоянии. Тогда, может быть, попробовать проскочить вперед «Адмирала Нахимова»? И «Петр Васев» начал очень рискованный маневр. Он решил следовать прежним курсом, не снижая скорости, то есть по-прежнему двигаясь полным ходом. Визуального наблюдения у судов не было, и сближались они в полной темноте.

Тем не менее Чудновский на «Адмирале Нахимове» понимал, что в полной темноте может возникнуть нештатная ситуация. Он еще и еще раз напомнил капитану Ткаченко о необходимости снизить скорость и пропустить вперед «Адмирала Нахимова». Тот нехотя согласился, но продолжал делать все по-своему.

Только в начале двенадцатого часа ночи (и то под воздействием неоднократных просьб Чудновского, погибшего в этой катастрофе) капитан Ткаченко снизил скорость и с полного хода перешел на средний. Освещенные суда сближались и, несмотря на ночь, уже вышли на линию визуального наблюдения. Можно ли было избежать в тот момент столкновения? «Можно», – ответила впоследствии комиссия по расследованию причин трагедии.

Капитан «Петра Васева» Ткаченко вышел на мостик и убедился, что допустил явную ошибку: к ним прямо по курсу приближался «Адмирал Нахимов». Самым результативным в такой экстремальной ситуации было бы отдать приказание взять круто «Право на борт!» и пропустить «Нахимова». В крайнем случае, ситуацию мог еще спасти и отчаянный «Полный назад!». Однако капитан «Петра Васева» все еще надеялся на свой мощный сухогруз, на его способности маневрировать и отдал приказ дать «малый ход». Он, очевидно, не совсем понимал, что его гигантское 40000-тонное судно уже набрало скорость и еще некоторое время будет двигаться по инерции. По той самой инерции, которую невозможно затормозить.

Так и случилось. Суда неотвратимо сближались. И только в 23 часа 09 минут Ткаченко отдал наконец команду «Малый назад!». И сразу по радиотелефону услышал крик вахтенного помощника с «Нахимова»: «Что вы делаете? Немедленно давайте “Полный назад!”». Это был крик отчаяния, но прозвучал он слишком поздно.

Техническая сторона – инерция, а вместе с ней и человеческая самонадеянность уже в который раз сыграли свою зловещую роль. В 23 часа 12 минут огромный стальной подводный бульб «Петра Васева» проделал дыру в корпусе все еще двигавшегося (тоже по инерции) «Адмирала Нахимова». Суда столкнулись. Дыра увеличивалась, и в считанные секунды вода затопила два отсека, в том числе и машинное отделение.

На пароходе сразу же погас свет. Судно стало сразу крениться на правый борт. Раздались крики. Никто из пассажиров не мог ничего понять: кромешная тьма, грохот, неожиданный крен судна. Капитан Марков отдал приказ спустить на воду шлюпки, но крен оказался настолько сильным, что многие плавсредства просто не успели спустить: «Адмирал Нахимов» стремительно уходил под воду. Лучшим положение было у тех, кто оставался на верхней палубе – они могли спрыгнуть с тонущего парохода. Наступили трагические минуты: «Адмирал Нахимов» скрывался под водой. Через шесть минут он исчез с поверхности, унеся с собой 423 жизни – пассажиров и членов экипажа.

Несовершенная конструкция пассажирского парохода и его техническое состояние явились причиной его быстрого затопления и гибели большого количества людей. Хорошо известно, что «Титаник», напоровшийся на айсберг в Атлантике, который как консервным ножом вскрыл его обшивку размером в девяносто метров, продержался на воде два часа и сорок минут. Итальянский пароход «Андреа Дориа», столкнувшись в 1956 году у берега США со шведским теплоходом «Стокгольм» при схожих с «Нахимовым» повреждениях, оставался на поверхности одиннадцать часов, и все его пассажиры были спасены. Обреченный «Михаил Лермонтов», напоровшийся по вине лоцмана на скалы у берегов Новой Зеландии, также оставался на плаву несколько часов, и всех пассажиров удалось спасти.

«Адмирал Нахимов» затонул в рекордно короткое для судна такого класса время – за семь-восемь минут. За это время не было практически никакой возможности спустить на воду все плавсредства. Ночь, открытое море, шторм около 3,5 балла, стремительное погружение судна на глубину пятьдесят метров… Возможности для спасения людей были минимальные, и все-таки помощь пришла.

Город на берегу Цемесской бухты не раз проявлял мужество и героизм. И в эту трагическую ночь он тоже принял на себя всю тяжесть беды, случившейся в море Первая помощь с берега пришла уже через 25 минут. К месту гибели «Нахимова» прибыл лоцманский катер ЛК-90, с ним еще несколько небольших судов береговой охраны.

Моряки сразу же бросились в море и при свете прожекторов поднимали из тьмы потерпевших на борт. Моторист В. Вологин увидел в воде женщину с ребенком и сразу же бросился им на помощь. Женщина, протягивая малыша, просила: «Спасите его!». Матрос снял с себя в воде спасательный жилет, отдал его женщине, а сам подхватил ребенка. Потом он поднял их обоих на борт катера.

Сигнал бедствия приняли и военные моряки, и пограничники. В считанные минуты вышли они на своих судах к месту катастрофы.

Вот воспоминание одного из спасенных, литовского парня Эдмундаса Привэна, который вместе со своей девушкой Эгли Аглинишите отправился в путешествие по Черному морю.

«Когда произошло столкновение, мы танцевали в баре на верхней палубе, – рассказывал он. – Все случилось так быстро, неожиданный удар, сотрясение всего корпуса, погас свет и начался этот ужасный крен. Сам не знаю, как мы оказались в воде. Вытащил сначала Эгли, уложил ее на плотик, плававший рядом, а потом принялся спасать других».

Три часа находился в воде этот крепкий спортивный литовец, помогая вытаскивать женщин и детей. Правда, при этом он не знал, куда исчезла его Эгли. И только спустя сутки ему удалось отыскать ее уже на берегу в городской больнице, где она лежала в реанимационном отделении.

Первого сентября к девяти часам утра всех, кто смог держаться на воде, удалось спасти – всего 836 человек. Затем стали доставать тела погибших. У моряков была еще надежда на то, что в верхней части «Адмирала Нахимова» могла образоваться воздушная подушка и там могли находиться люди. Но через несколько часов работы водолазов стало ясно: больше никого спасти нельзя «Адмирал Нахимов» лежал на дне на боку, пропоротом сухогрузом. Пароход был полностью заполнен водой, и ни одного живого человека поднять не удалось.

Потом был суд, который проходил в Одессе. Под давлением центрального партийного аппарата он признал виновными в гибели судна, пассажиров и членов экипажа обоих капитанов. Никакие старания адвоката, защищавшего капитана Маркова и приводившего оправдательные факты, не возымели должного воздействия. Конечно, свою роль сыграл и понятный эмоциональный настрой родственников погибших, требовавших наказания для обоих капитанов – причем в одинаковой мере. Оба капитана – и Марков, и Ткаченко – были приговорены к пятнадцати годам лишения свободы.

    15 фактов о трагической гибели теплохода «Адмирал Нахимов»

Советский пассажирский пароход "Адмирал Нахимов".

                                           Советский пассажирский пароход "Адмирал Нахимов".

В последний вечер лета, 31 августа 1986 года теплоход «Адмирал Нахимов» отошел от причала Новороссийска, чтобы отправиться в Сочи. Это был его последний рейс.

После него теплоход должен был отправиться на списание. Судьба распорядилась иначе…

Шестипалубный лайнер затонул в Цемесской бухте за считанные минуты после столкновения с сухогрузом «Петр Васев». Погибли 423 человека.

«Вечерняя Москва» вспоминает 15 трагических фактов о трагедии, которая произошла 27 лет назад.

1. Первое имя корабля - «Берлин». Он был построен в 20-х годах начала прошлого века в Германии. Во время Великой Отечественной войны был переоборудован под плавучий госпиталь. В войну «Берлин» дважды тонул, два года пролежал на морском дне. Его подняли в 1947 году, именно в таком - полузатопленном - виде он и достался СССР. После полного восстановления, завершившегося в 1957 году, он продолжил свою карьеру под гордым именем «Адмирал Нахимов».

2. Это был один из флагманов Черноморского морского пароходства. Водоизмещение — 23 360 тонн, длина — 174 метра, ширина — 21 метр, скорость — 16 узлов. На борту свободно размещались больше тысячи пассажиров, которым предлагались высококлассные - по советским, естественно, меркам - сервис и комфорт. Теплоход можно было бы назвать символом красивой жизни: роскошные интерьеры, просторные каюты, большой кинозал и – невероятно –бассейн. На борту «Нахимова» снимались фильмы, например, знаменитый «Дамы приглашают кавалеров».

3. Неприятно, но факт: большинство команды «Нахимова» составляли «штрафники» — невыездные, либо лишенные заграничной визы за ту или иную провинность. Кто-то «попался» на контрабанде колготок, чья-то голова полетела за «аморалку», кого-то выгнали из партии. Сейчас все эти прегрешения кажутся, по большей части, мелочами, но в 1986 году все было иначе. «Штрафником» был и капитан судна Вадим Марков, попавшийся на махинациях с валютой во время работы на прежнем судне и фактически отправленный на «Нахимов» на «исправление». По неподтвержденным данным, на борт пускали зайцев. И потому до сих пор неизвестно, сколько неучтенных пассажиров могло быть на борту парохода в его последнем рейсе. Судите сами: в официальном списке туристов числилось 897 человек и 346 членов экипажа. Итого 1243 человека. Но общее количество спасенных и погибших, по данным береговых учетных списков, составило 1259. Следовательно, уже как минимум 16 человек находились на «Нахимове» нелегально!

4. Сухогруз «Петр Васёв» врезался так называемым бульбом — подводной частью носа — в правый борт пассажирского парохода. Удар пришелся между машинным и котельным отделениями. В момент удара двигатель «Васёва» работал на «полный назад», но такая махина по инерции продолжала идти вперед. Часть людей, которые барахтались в воде, порубило винтами. Потом специалисты подсчитали: не хватило всего шести секунд, чтобы два судна свободно разошлись. «Адмиралу Нахимову» фактически оторвало днище – он получил пробоину в 80 кв. метров. Вода заполняла трюм и палубы со скоростью 29 000 кубометров в минуту, моментально превратив трюм с каютами команды в братскую могилу. Судно ушло под воду всего за 7 минут.

5. Мистика: утонуло столько людей во время аварии, а капитан «Нахимова» Марков остался жив. Ведь он даже не умел плавать! Но Марков каким-то чудом спасся. Никто не помнит, ни в какой момент он оставил судно, ни как оказался на берегу почти в сухой одежде… Говорят, что он сел в спасательную шлюпку одним из первых. Судьба капитанов — Маркова и Ткаченко — была фактически предрешена, и суд, проходивший в ДК железнодорожников в Одессе, являлся лишь пустой формальностью. Обоих приговорили к 15 годам тюрьмы. Впрочем, Советский Союз вскоре развалился, и через 6 лет произошла амнистия. Маркова после этого даже назначили капитаном-наставником в пароходство, что многие восприняли как издевательство. Из бывших членов команды он ни с кем не общался. Умер в 2007 году от тяжелой болезни. А Виктор Ткаченко, поменявший после выхода на свободу фамилию и уехавший на постоянное место жительство в Израиль, погиб в 2003 году. Ирония судьбы - при крушении яхты у берегов Канады.

6. Удивительно, но «Петр Васев» обошелся лишь вмятинами корпуса в носовой части.

В заключении группы экспертов подчеркивалось, что не произошло даже «подмочки груза». А вот теплоход «Петр Васев» после ремонта в 1986 году в Ильичевске был переименован в «Подольск», потом ходил под флагом Мальты и назывался «Myroessa». Сейчас списан, разделан на металлолом в Бангладеш.

7. После катастрофы выяснилось, что на теплоходе катастрофически не хватило шлюпок. Которые были - старые, проржавевшие, отодрать многие из них никто не смог. Теплоход так и затонул с намертво прибитыми к его стенам шлюпками.

8. Дайверы неоднократно опускались на дно, чтобы исследовать погибший теплоход. Там, на дне моря, до сих пор сохранилась библиотека, в шкафах висят вещи пассажиров. Страшный факт - почти в каждой каюте на столах до сих пор лежат книги о «Титанике»: их продавали на лотке перед трапом.

9. 10 сентября, работая в помещениях затонувшего судна, погиб военный водолаз. 19 сентября не смог самостоятельно выбраться второй водолаз. После этого поисковые работы было решено прекратить. 64 человека навсегда остались под водой.

10. Детей до 16 лет на «Нахимове» было 32. Спаслось только десять. Остальные погибли в закрытых каютах. Родители даже не имели возможности добежать к своим детям. Кроме того, на теплоходе погибли и две юные супружеские пары, которые отправились в свадебное путешествие.

11. Ужасное совпадение, но минимум четыре из семи кораблей, ранее носившие имя Нахимова, терпели крушения! В 1897 году грузовой пароход «Нахимов» затонул у берегов Турции. Во время Цусимского сражения в 1905 году японцы потопили броненосный крейсер «Адмирал Нахимов». Советский лёгкий крейсер «Червона Украина» (оригинальное название — «Адмирал Нахимов») был потоплен в 1941 году.

12. На последнем рейсе «Адмирала Нахимова» должны были плыть знаменитые артисты Лев Лещенко и Владимир Винокур. По счастливому стечению обстоятельств, они просто опоздали на рейс…

13. Помощник капитана Андрея Чудновского, который был у штурвала во время трагедии, сам подписал себе смертный приговор. Закрывшись в своей каюте, он ушел на дно вместе с «Нахимовым».

14. Район крушения «Адмирала Нахимова» в радиусе 500 метров официально является местом захоронения жертв катастрофы. Здесь запрещены постановка на якорь, погружение водолазов и подводных аппаратов, а также любые другие действия, нарушающие покой этого места. Экологической и навигационной опасности лежащее на дне судно не представляет. В 1987 году на мысе Дооб, самом ближайшем от места гибели «Адмирала Нахимова» был установлен памятный знак в память погибшего парохода и его пассажиров. Ежегодно сюда приезжают родственники погибших из всех уголков бывшего СССР, чтобы возложить венок на братскую могилу.

15. Гриф секретности с уголовного дела до сих пор не снят.

ТАЙНУ ГИБЕЛИ "АДМИРАЛ НАХИМОВ" УНЕС С СОБОЙ

Вечером 31 августа 1986 года "Адмирал Нахимов" был единственным судном, выходившим из Новороссийского порта, а океанский балкер "Петр Васев" - единственным, в него входившим. Суда должны были разойтись на подходе к акватории порта. Море было тихим, видимость стопроцентная. Судоводители дважды оговорили по радиотелефону условия расхождения - никаких проблем не было. Кто бы мог подумать, что через 42 минуты суда столкнутся, не сумев разойтись в районе Дообского маяка, а спустя еще 7-8 минут девятипалубный гигант затонет, увлекая за собой многочисленных пассажиров и членов экипажа. 
(Для справки: "Титаник" держался на плаву более четырех часов!).

Известно, что именно урок "Титаника", глубоко осмысленный судостроительной наукой, дал толчок конструктивному решению: резделять корпус судна определенным числом поперечных водонепроницаемых переборок. 

Подводная часть носа "Петра Васева" - от грузовой ватерлинии до днища - представляла собой мощный многометровый таран. Именно носовой бульб, как полагают специалисты, сыграл роковую роль в гибели "Нахимова". Движения по инерции балкера водоизмещением в 40 тысяч тонн оказалось достаточно, чтобы пробить борт пассажирского судна, образовав в нем пробоину длиной более 80 метров. В момент столкновения "Нахимов" двигался со скоростью 10 узлов, то есть примерно 5 метров в секунду. Бульб, воткнувшись в борт, стал взрезать его, как консервный нож металлическую банку. Сквозь образовавшееся "отверстие" начала поступать вода, которая заполнила один отсек, второй, третий... 

                                                                  За 80 минут спасли 800 человек (!) 

15-й причал Новороссийского морского порта до сих пор называют похоронным. Именно здесь в сентябрьские дни 1986-го установили пять железнодорожных рефрижераторных вагонов. Сюда доставляли обнаруженные в море тела, круглосуточно приходили родственники, близкие, друзья погибших. 
 Днем 1 сентября на Новороссийский судоремонтный завод поступил спецзаказ на изготовление полутора сотен металлических гробов, - вспоминает Олег Медведев, в прошлом мэр Новороссийска и председатель комиссии по ликвидации последствий катастрофы. - К тому времени официальное число жертв было значительно меньше: за первые сутки после кораблекрушения у береговой черты подобрали 79 тел. Остальных еще предстояло найти в помещениях огромного затопленного судна. 
 После вечернего обследования рейда наш погранкатер № 624 встал на базу в боевой готовности, - рассказывает мичман Александр Гусев, который первым прибыл на место гибели "Нахимова" и спас 146 человек (хотя по инструкции на борт катера типа "Гриф" не положено принимать более 12 человек).

В 23.15 к нам в кубрик прибежал оперативный дежурный и закричал: "Нахимов" подает "SOS!". Боевая тревога!". Команда катера снялась за семь минут. На полном ходу мы выскочили на рейд и буквально за 15 минут дошли до траверза Дооба

Включили два прожектора: повсюду в воде были видны человеческие головы и мигающие лампочки на спасательных жилетах... Поначалу, опасаясь задеть их корабельными винтами, боялись подходить близко, а потом... 

Когда подняли первых пятерых, катер дал крен. Тогда я скомандовал рулевому перевести их на левый борт. Затем стали поднимать всех, кто к нам подплывал: загрузились до предела, палуба сравнялась с поверхностью моря. На скорости около 8 узлов кое-как дошли до морвокзала. Не дотянула до берега лишь одна старушка... Когда пришли на место во второй раз, на поверхности моря спиной кверху плавали только утопленники. Здесь же "Кометы" проносились. Я искал живых, а их, оказалось, буксиры подобрали. 
...Еще один катер, под командованием мичмана Михаила Леденева, принял на борт более 90 человек. Больше взять не мог: "лишнее" место на корабле занимали пушка и резервный генератор. Профессиональные спасатели прибыли на место катастрофы спустя четыре часа, но истинные моряки ждать их не стали. На свой страх и риск вышли в море и курсанты Новороссийского высшего инженерного морского училища (НВИМУ). 

Курсанты кричали, что они сейчас выйдут на берег и вплавь доберутся до "Нахимова", - вспоминает Борис Свиркунов, в тот период замначальника НВИМУ. - Затем они сели на небольшие весельные лодки и устремились к месту ЧП. Быстро добрались туда, стали помогать людям. 
Вся операция по спасению длилась 80 минут. За это время удалось спасти 800 человек. Судно ушло под воду с креном в 50 градусов, погребя под собой тех, кто не отплыл от лайнера, не успел выбраться из многочисленных проходов и кают. Когда спасать было уже некого, за работу принялись водолазы. Проникая в коридоры судна, которые после наклона корпуса парохода превратились в узкие тоннели, водолазы проползали по ним десятки метров, тащили на себе кабели, светильники и инструменты. Они находили и поднимали тела погибших. 
                                                 Чтобы спастись, нужно было лишь толкнуть дверь

Через 18 суток поиска число жертв, которых смерть настигла на пароходе, достигло уже 280 человек. Надо ли говорить о том, какие нагрузки испытывали водолазы, работавшие круглосуточно? 

За каждую ходку мы находили 13-15 тел, - рассказал водолаз третьего класса Анатолий Литовских. - Больше всего тел мы находили в коридорах, у выходов на палубу: кому-то, чтобы спастись, оставалось лишь дверь толкнуть и выскочить, но... Мы открывали двери, ведущие на главную палубу, а там по 15-20 трупов перед каждой дверью. 
...На берегу тела фотографировали, фиксировали украшения, которые в подобной ситуации служили опознавательными знаками. Мародерства не было. Если же чего-то все-таки недоставало, ущерб возмещался автоматически - так распорядилось могущественное Политбюро ЦК КПСС и откомандированный им на место трагедии Гейдар Алиев. 
Водолазам, поднимавшим на поверхность тела с "Нахимова", кажется, что они прошли все круги ада. Нервы у всех были уже на пределе. Рассказывают, что во время обследования под водой каюты один из водолазов увидел, как из иллюминатора выглядывает матрос: видимо, спасаясь, он зацепился за что-то и застрял. Глаза его так и остались открытыми, а руки - то поднимались, то опускались, "дирижируемые" подводным течением. "Это напоминало движения живого человека, жесты которого означали: "Уходите!" - вспоминает тот случай Анатолий Литовских. 
И действительно, на девятнадцатые сутки после кораблекрушения все водолазные работы были свернуты. Согласно официальной версии, работы прекратили, поскольку затонувшее судно "ушло" в грунт на полтора метра: все помещения по правому борту заполнились илом и стали недоступны. По неофициальной - больше не выдерживала психика водолазов. Во время поисковых работ на "Нахимове" погибли мичманы Юрий Полищук и Сергей Шардаков, и после этого водолазы Черноморского флота отказались рисковать жизнью ради тех, кого спасать было уже бесполезно.