Понтонный парк ПП-91

                           

                                     Понтонный парк ПП-91

Понтонный парк предназначен для устройства паромных и мостовых переправ через водные преграды на пути движения войск. Понтонный парк ПП-91 был разработан в 15-м Центральном научно-исследовательском испытательном институте Минобороны имени Д. М. Карбышева. Он был создан на базе понтонного парка ППС-84, который был уменьшен до батальона. Вместо катеров БМК-460 в его состав были включены буксирно-моторные катера БМК-225 и моторные звенья МЗ-235. Из материальной части нового понтонного парка могут быть созданы мостовые переправы грузоподъемностью 60, 90 и 120 тонн, а также паромные переправы грузоподъемностью от 90 до 360 тонн.

Комплект данного парка находится на вооружении понтонно-мостового батальона, состоящего из двух рот. В нашей армии парк ПП-91 пришел на замену понтонных парков ПМП. Вся материальная часть данного парка перевозится на грузовых автомобилях КрАЗ-260Г и Урал-53236. Так как производство КрАЗов осталось на территории Украины, в российскую армию понтонный парк поставляется на автомобилях Урал-53236.

В настоящее время на вооружении российской армии находится также модернизированный вариант парка — ПП-2005 (ПП-91М).

Российским инженерным войскам в последнее время уделяется достаточное внимание. Так в январе 2015 года генерал-лейтенант Юрий Михайлович Ставицкий начальник инженерных войск ВС РФ отмечал, что в текущем году в инженерных войсках будут сформированы понтонно-мостовая бригада, а также два инженерно-саперных полка.

 

По словам Ставицкого, в 2014 году в российской армии уже было сформировано 5 инженерных воинских частей и организаций центрального и окружного подчинения.

Понтонный парк ПП-91

«Для выполнения задач по содержанию и оборудованию переправ на водных объектах России, была спланирована и осуществлена закупка понтонного парка ПП-2005, проведена модернизация имеющихся парков ПП-91, приняты на снабжение ВС РФ плавающий транспортер ПТС-4, обеспечивающий перевозку не плавающих транспортных средств, вес которых не превышает 18 тонн, а также новый переправочно-десантный паром ПДП, грузоподъемность которого составляет 43 тонны.

 

                                         Технические характеристики ПТС-4

Масса, т

33,145

Мест в кабине, шт.

2

Грузоподъемность на суше, т.:

12

Грузоподъемность, на воде и подходах в водной преграде т.

18

Максимальная скорость, на суше км/ч:

60

Максимальная скорость, на воде км/ч:

15

Закрытая зенитная установка калибр, мм

12,7

Габариты грузовой платформы, мм.:

- длина: 8280; - ширина: 3300

Двигатель, мощность, л.с.

840

Запас хода по топливу:

- на суше, км: 587

Запас хода по топливу:

- на воде, ч: 10,6

 

                        Технические характеристики ПДП

·                    Масса — 29,5 т;

·                    Грузоподъёмность — 60 т;

·                    Экипаж — 2 чел.;

·                    Размеры на плаву:

·                    — длина — 16 500 мм

·                    — ширина — 10 270 мм

·                    — осадка с грузом 60 т — не более 650 мм;

·                    Мощность двигателя — 330 л. с.;

·                    Максимальная скорость движения:

·                    — без груза — 12 км/ч

·                    — с грузом 60 т — 10 км/ч;

·                    Запас хода по топливу — 10 часов;

·                    Пределы применения парома:

·                    — по скорости течения — до 2,5 м/с

·                    — по волнению — до 2 баллов;

·                    Возможна стыковка со звеньями понтонного парка (ПП-91).

Помимо этого проводится работа, которая направлена на создание перспективного буксирно-моторного катера БМК-М», — отметил генерал-лейтенант Юрий Ставицкий.

                                                                        Понтонный парк ПП-91

В комплект понтонного парка ПП-91 входят: 32 речных звена, 8 моторных звеньев М-235, 4 буксирно-моторных катера БМК-225, 4 береговых звена, 2 выстилки, а также 4 контейнера для различного вспомогательного имущества (средства для осуществления разведки водной преграды, такелажное оборудование, якоря для сильного течения, средства регулирования движения, запасное имущество). Весь этот комплект перевозится при помощи 54 грузовых автомобилей Урал-53236.

  Основные технические характеристики  Урал-53236

--------------------------------+----------------+----------------
¦                               ¦  "Урал-53236"  ¦   МЗКТ-7930   ¦
+-------------------------------+----------------+---------------+
¦Тип                            ¦ автомобильное  ¦ автомобильное ¦
¦                               ¦     шасси      ¦     шасси     ¦
+-------------------------------+----------------+---------------+
¦Колесная формула               ¦              8 x 8             ¦
+-------------------------------+----------------+---------------+
¦Грузоподъемность, т            ¦ 14,3 - 14,7    ¦ 22,2 - 24,2   ¦
+-------------------------------+----------------+---------------+
¦Полная масса, т                ¦     25,7       ¦ 43,2 - 45,2   ¦
+-------------------------------+----------------+---------------+
¦Тип двигателя                  ¦   дизельный    ¦  дизельный    ¦
¦                               ¦   с наддувом   ¦многотопливный ¦
+-------------------------------+----------------+---------------+
¦Мощность двигателя, кВт (л. с.)¦   220 (300)    ¦   365 (500)   ¦
+-------------------------------+----------------+---------------+
¦Максимальная скорость, км/ч    ¦      80        ¦     70        ¦
+-------------------------------+----------------+---------------+
¦Глубина преодолеваемого        ¦      1,2       ¦     1,4       ¦
¦брода, м                       ¦                ¦               ¦
+-------------------------------+----------------+---------------+
¦Запас хода по контрольному     ¦      940       ¦    1000       ¦
¦расходу топлива, км            ¦                ¦               ¦
+-------------------------------+----------------+---------------+
¦Авиационная транспортировка    ¦    самолеты    ¦   самолеты    ¦
¦                               ¦ Ан-22, Ан-124  ¦ Ан-22, Ан-124 ¦

При наведении понтонного моста каждое его звено «саморазгружается», просто скатываясь с платформы «Урала» непосредственно в воду, после чего «самораскрывается» уже на воде.

 

В это время экипаж соединяет звенья между собой. При свертывании понтонного моста для погрузки звеньев на грузовые автомобили применяются погрузочные механизмы, которые есть на платформах автомобилей.

Минимальное время как наведения, так и свертывания моста через водную преграду обеспечивается в том случае, когда каждое из звеньев транспортируется своим собственным автомобилем. В то же время транспортировка звеньев в труднодоступной местности и наводка самого моста могут осуществляться при помощи вертолетов (перевозятся на внешней подвеске). Понтонный парк ПП-91 позволяет саперам собирать как наплавные мосты, так и перевозные паромы увеличенной и обычной ширины.

Понтонный парк ПП-91

Данный парк эксплуатируется понтонно-мостовым батальоном в составе 225 человек, включая офицеров, а также личный состав подразделения обеспечения, обслуживания и ремонта. Батальон состоит из двух понтонных рот, ремонтного взвода, инженерно-технического взвода, взвода материального обеспечения, развед-водолазного отделения и отделения связи. Каждая из понтонных рот батальона эксплуатирует ровно половину комплекта парка. Комплект понтонного парка может быть разбит на два полукомплекта. К примеру, в составе инженерно-саперных батальонов мотострелковых и танковых дивизий российской армии имелось по одной понтонной роте, которая обладала половиной комплекта ПП-91.

         С применением комплекта понтонного парка ПП-91 можно было собрать следующие паромы:

— 8 паромов грузоподъемностью 90 тонн, время сборки 15 минут. Скорость движения парома — до 14 км/ч, допустимое волнение до 3 баллов, скорость течение — до 3 м/сек (характеристики скорости и допустимости использования аналогичны для всех паромов). Расчет личного состава на один паром — 18 человек (8 понтонеров, 6 водителей, 4 моториста).

—             4 парома грузоподъемностью 190 тонн, время сборки 20 минут. Расчет личного состава на один паром — 33 человека (18 понтонеров, 11 водителей, 4 моториста).

—             — 2 парома грузоподъемностью 380 тонн, время сборки 25 минут. Расчет личного состава на один паром — 66 человек (36 понтонеров, 22 водителя, 8 мотористов).              

Понтонный парк ПП-91

С помощью одного комплекта понтонного парка ПП-91 можно навести характеристики аналогичны наплавные мосты грузоподъемностью 60, 90 и 120 тонн:

Наплавной мост грузоподъемностью 60 тонн. Длина моста — до 268 метров, наводится за 30 минут при ширине проезжей части моста 6,55 метра. Допустимое волнение — до 2 баллов, скорость течения — до 3 м/сек (допустимые для всех трех мостов).
При такой ширине проезжей части моста танки могут двигаться по нему со скоростью до 30 км/ч, колесная техника без ограничения скорости. Для колесной техники данный мост является двухпутным, то есть допускается организация движения одновременно в двух направлениях. Длина моста в 268 метров является не только предельно возможной, но и суммарной, то есть можно навести одновременно сразу несколько мостов (минимум два, так как береговых звеньев в комплекте парка четыре). Помимо этого можно навести мост из двух комплектов парка длиной в 572 метра. Можно и длиннее, но это представляется нецелесообразным, так как становится трудно удерживать ленту моста в достаточно прямом состоянии, возникает большое напряжение в стыковочных узлах, что может в конечном итоге привести к тому, что мост сломается.
Наплавной мост грузоподъемностью 90 тонн имеет длину 165 тонн и наводится за 60 минут, ширина проезжей части моста 10 метров. Это мост полуторной ширины. Такой мост позволяет организовать по нему движение танков в одном направлении и автомобильного транспорта в обратном направлении одновременно или же перебросить через водную преграду мобильные пусковые установки стратегических ядерных ракет «Тополь-М» и аналогичные.

Наплавной мост грузоподъемностью 120 тонн имеет длину 141 метр и наводится за 48 минут, ширина проезжей части составляет 13,8 метра. Это мост двойной ширины. Такой мост позволяет организовать движение танков в две колонны в одном направлении или во встречных. Фактически не найдется армейских грузов, которые нельзя бы было перебросить по этому мосту. 

Понтонный парк ПП-91

Состав понтонного парка ПП-91

 

Речное звено

Речное звено представляет собой 4 понтона, соединенные между собой с помощью шарниров, два из которых (средние) обладают формой параллелепипеда, а у двух других звеньев (боковые) один из краев является скругленным. Понтоны производятся из стали, при этом верхняя их палуба представляет собой упрочненную толстолистовую сталь, которая в состоянии выдержать движение тяжелой гусеничной техники. Один боковой понтон является составным из двух частей. Одна из этих частей может убираться внутрь второй, для того чтобы вся палуба звена становилась практически плоской. Это сделано для того, чтобы была возможность собирать мосты необходимой двойной или полуторной ширины. Один из боковых понтонов имеет щит-обтекатель. 

Размеры речного звена в разложенном виде следующие: длина — 7,2 метра, ширина — 8 метров, ширина проезжей части — 6,55 метра. Осадка пустого звена составляет — 0,2 метра, максимальная осадка звена под грузом — 0,65 метра. Масса одного звена — 7 тонн. Грузоподъемность звена — 22,5 тонны. В сложенное виде такое звено перевозится автомобилем Урал-53236.

                                                                     Моторное звено МЗ-235

                                               ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТОРНОГО ЗВЕНА МЗ-235

Масса, кг 8500

 Расчет, чел. 2

Размеры, мм: длина 9345 ширина 3120 высота 3680

Максимальная скорость хода на воде, км/ч 15

Тяга на швартовых, кгс 2400

Грузоподъемность, т 5

Осадка без груза, м 0,75

Время подготовки к работе, мин. 3

Двигатель дизель 3Д20АС2С

Мощность двигателя, кВт (л.с.) 173,5 (235)

Масса, кг 8500

Расчет, чел. 2

Размеры, мм: длина 9345 ширина 3120 высота 3680

Максимальная скорость хода на воде, км/ч 15

Тяга на швартовых, кгс 2400

Грузоподъемность, т 5

Осадка без груза, м 0,75

Время подготовки к работе, мин. 3

Двигатель дизель 3Д20АС2С

Мощность двигателя, кВт (л.с.) 173,5 (235)

Моторное звено представляет собой металлическую коробку, имеющую размеры (за исключением длины) и профиль аналогичные профилю речного звена и такие же стыковочные устройства. Все это позволяет встраивать такое звено в ленту моста наравне с обыкновенными речными звеньями. При этом коробка звена разделена на 5 герметичных отсеков. В кормовой части звена расположена съемная ходовая рубка, в ней находится пульт управления, а под ней в отсеке находится дизельный двигатель 3Д20, развивающий мощность 235 л.с. Двигатель охлаждается забортной водой через теплообменник.

Дизельный двигатель соединен при помощи механической трансмиссии с закрепленным на коробке водоходным движителем, который представляет собой поворотно-откидную колонку с гребным винтом в насадке ПОК-225, тяга данного движителя на швартовых составляет 2340 кгс. Изменение вектора тяги осуществляется путем поворота нижней головки колонки с винтом, возможен поворот на 360 градусов по горизонтали в любом направлении. Масса моторного звена составляет 7 тонн, длина — 2,95 метра. Максимальная скорость движения на воде — 15,7 км/ч (скорость дана для свободного звена). 

В отсеке, который является смежным с двигателем, находится топливный бак, емкость которого составляет 1000 литров. Этого объема топлива достаточно для обеспечения непрерывной работы двигателя на протяжении 12-14 часов. В следующем за топливным отсеке находится водоотливный насос, который отвечает за откачку воды из отсеков как моторного звена, так и при помощи гибких шлангов из нескольких ближайших к нему речных звеньев. 
Моторные звенья включаются в ленту моста непосредственно в период сборки в количестве, которое определяется в зависимости от скорости течения и длины наводимого моста. Моторные звенья служат для перемещения ленты наведенного моста, разворота ленты в створ моста и обратно, удержания моста в створе, замены вышедших из строя или поврежденных звеньев, вывода части звеньев из ленты моста для пропуска судов. Помимо этого моторные звенья могут использоваться, как буксировочные средства для паромов. 

                                          Буксирно-моторный катер БМК-225 «Перчик» 

Буксирно-моторный катер БМК-225 полукатамаранного типа выступает в роли резервного средства для удержания ленты в створе моста и буксирования паромов в тех случаях, когда моторных звеньев недостаточно или часть этих звеньев вышла из строя. Также он подходит для организации верховых и низовых речных застав (борьба с диверсантами, плавающими минами, плывущими по течению посторонними предметами, которые представляют опасность для наплавного моста, осуществление разведки водной преграды, а также организации аварийно-спасательной службы).

                                                                 ТТХ БМК-2225 “ Перчик “

Малый буксирный катер.
Назначение судна: буксировка плавсредств малого тоннажа, наведение понтонных мостов и переправ.
Место постройки: СЗ "Вымпел" (Россия, г. Рыбинск).
Класс Регистра: "Р"
                                                                        Характеристики:
Длина: 9,06 м
Ширина: 2,76 м
Водоизмещение полное: 7,4 т
Осадка при полном водоизмещении: 0,65 м
Осадка при водоизмещении порожнем: 0,59 м
Тяга на гаке:
— максимальная на швартовых: 2000 кгс
— при буксировке воза со скоростью: 10 км/ч
— при номинальной мощности: 1290,00 кгс
Скорость переднего свободного хода при полном водоизмещении: 17 км/ч
Диаметр циркуляции: не более трех длин корпуса
Масса катера с полностью заправленными системами, с инвентарным имуществом: 7450 кг
Дальность плавания: 170 км
Тип ГД: дизель СМД-601 или ЯМЗ-236М2
Мощность ГД: 166 кВт

Корпус катера БМК-225 состоит из 3-х герметичных отсеков. В среднем отсеке располагается дизельный двигатель СМД-601, развивающий мощность 225 л.с. Водоходный движитель представлен на катере двумя винтами с насадками в полноповоротных колонках, которые легко можно повернуть по горизонтали на 360 градусов в обе стороны, причем делать этом можно независимо друг от друга. Благодаря такому решению, удалось обеспечить абсолютную маневренность катера на водной поверхности. Катер может развернуться на месте практически вокруг собственной оси, быстро осуществлять реверс и резко тормозить. Тяга на швартовых достигает 2500 кгс. Максимальная скорость катера на воде может доходить до 20 км/ч. В моторном отсеке был расположен и достаточно мощный водоотливный насос, при помощи которого можно откачивать воду из трюмов катера и из речных звеньев, составляющих наплавной мост.

                                                                     Контейнер с имуществом 

В комплект ПП-91 входят четыре контейнера с имуществом, которые также перевозятся на автомобилях Урал-53236. В составе парка находится два комплекта контейнера имущества №1 и два комплекта контейнера имущества №2. В состав контейнера №1 включены приспособления для разведки рек (мерный трос, пенетрометр, квантовые дальномеры, гидровертушка, эхолот), комплект шанцевого инструмента, резиновые надувные лодки, маскировочные комплекты, запасной инструмент, тросы, дополнительные якоря и комплект средств регулирования движения по мосту). В состав контейнера №2 входит оборудование для строительства ложного наплавного моста (надувные макеты звеньев, выполненные из металлизированной резины, тепловые и радиолокационные ловушки, компрессор, лодочные моторы).

                                                                                   Выстилка 

Выстилка представляет собой специальные металлические пластины, которые соединены между собой кольцами и в целом образуют гибкую металлическую ленту длиной 11,7 метра и шириной 3 метра. Данная лента уложена на специальный автомобиль Урал-53236, который обеспечивает механизированную выкладку ленты на грунт и ее обратный подъем. Выстилка необходима для того, чтобы дать переправляемой технике доехать до парома или моста по топкому грунту. Согласно инструкции такая лента должна выдержать до 1000 проходов по ней танков. Однако на практике, ее можно было списывать в утиль и сдавать в металлолом после прохода по ней роты танков. Поэтому использование выстилок в мирное время было запрещено в приказном порядке.

                                        Табель парка

·                         моторное звено МЗ-235 — 8

·                         буксирно-моторные катера БМК-225 — 4

·                         речные звенья — 32

·                         береговые звенья — 4 шт

·                         контейнеры с выстилками — 2 шт

·                         контейнеры с ЗИПом и вспомогательным имуществом — 6

·                         средства разведки водных преград, регулирования движения, оборудования переправ зимой, такелажное оборудование — 2 комплекта.

                                            Характеристика звеньев

Речное звено:

·                         длина звена — 7360 мм;

·                         ширина звена — 8280 мм;

·                         масса звена — 8548,6 кг;

·                         грузоподъемность звена — 22,5 т;

·                         ширина проезжей части при одинарной ширине моста — 6,55 м;

·                         ширина проезжей части при двойной ширине моста — 13,8 м;

·                         осадка пустого звена — 0,2 м;

·                         максимальная осадка груженого звена — 0,65 м.

                                   Паромы собираемые из комплекта парка

90-т паром:

·                         грузоподъемность — 90 т;

·                         время сборки парома — 15 мин;

·                         максимальная скорость движения парома — 14 км/ч;

·                         количество паромов из комплекта парка — 8.

180-т паром:

·                         грузоподъёмность — 180 т;

·                         время сборки парома — 20 мин;

·                         максимальная скорость движения парома — 12 км/ч;

·                         количество паромов из комплекта парка — 4.

360-т паром:

·                         грузоподъёмность — 360 т;

·                         время сборки парома — 25 мин;

·                         максимальная скорость движения парома — 12 км/ч;

·                         количество паромов из комплекта парка — 2.

                                     Мосты собираемые из комплекта парка

60-т мост:

·                         длина моста из комплекта парка — 224,4 м;

·                         время наводки моста — 25 мин;

·                         предельная скорость течения — 3 м/с;

·                         предельное волнение — 1 балл.

90-т мост:

·                         длина моста из комплекта парка — 165,2 м;

·                         время наводки моста — 20 мин;

·                         предельная скорость течения — 3 м/с;

·                         предельное волнение — 2 балл.

120-т мост:

·                         длина моста из комплекта парка — 129,2 м;

·                         время наводки моста — 15 мин;

·                         предельная скорость течения — 3 м/с;

·                         предельное волнение — 3 балл.

                                                   Основные характеристики паромных переправ

Грузоподъемность парома, т

90

180

360

Время сборки, мин.

15

20

25

Максимальная скорость, км/ч Количество паромов

14

12

12

из комплекта парка

8

4

2

Грузоподъемность моста, т

60

90

120

Длина моста из комплекта, м

268

165

141

Время наводки, ч Предельные условия применения:

0,5

1

0,8

скорость течения, м/с

3

3

3

волнение, баллы

1

2

3

Основные характеристики мостовых переправ

Грузоподъемность моста, т

60

90

120

Длина моста из комплекта, м

268

165

141

Время наводки,ч

0,5

 

0,8

Предельные условия применения:

 

 

 

скорость течения, м/с

3

3

3

волнение, баллы

1

2

3

В парке ПП-91 в качестве средств моторизации МЗ-235 и буксирно-моторные катера БМК-225М.

применяются моторные

звенья

                                       Основные характеристики моторного звена МЗ-235

Масса, кг

8500

Расчет, чел.

2

Размеры, мм:

 

длина

9345

ширина

3120

высота

3680

Максимальная скорость хода на воде, км/ч

15

Тяга на швартовых, кгс

2400

Грузоподъемность, т

5

Осадка без груза, м

0,75

Время подготовки к работе, мин.

3

Двигатель

дизель 3Д20АС2С

Мощность двигателя, кВт (л.с.)

173,5 (235)