Артиллерия сегодня. Часть V
Обзор артиллерии. Часть 5. Буксируемые системы
В какой мере буксируемая артиллерия в наши дни является жизнеспособным вариантом, позволяют понять некоторые боевые задачи. В аэромобильных операциях сверхлегкие 155-мм или легкие 105-мм пушки остаются альтернативой тяжелым минометам, хотя снабжение боеприпасами здесь является ключевой проблемой.
Хотя легкая пушка Light Gun уже не производится, она состоит на вооружение многих армий под обозначением L118. Американская армия имеет на вооружении вариант L119, который может стрелять боеприпасом M1
Для того чтобы справиться с ограничениями по массе, присущими аэромобильным войскам, в 155-мм артиллерийских системах, как правило, устанавливаются стволы калибра 39. Это означает, что их дальнобойность при стрельбе стандартными боеприпасами едва превышает 20 км, но этого вполне достаточно для подобного рода операций. Буксируемые пушки-губицы последнего поколения имеют стволы калибра 52, которые естественно повышают дальность стрельбы. Насколько буксируемые решения жизнеспособны, если сравнивать их с устанавливаемыми на грузовое шасси системами с такой же артиллерийской частью, остается только догадываться. Некоторые армии бросили пушку, буксируемую за грузовиком, чтобы поставить пушку на грузовик. Но, множество 155-мм систем калибра 39 остается на вооружении даже в армиях первого эшелона; в большинстве случаев ограниченные бюджеты остаются главной причиной подобного выбора.
Общая потребность Индии в артиллерийских системах огромна, не исключение здесь и буксируемая пушка-гаубица. В испытаниях, закончившихся осенью 2014 года, приняли участие две 155-мм/52 системы: Trajan от Nexter и Athos от Elbit Systems. Между тем, с целью решения технических проблем, выявленных в 2013 году, прошел очередные испытания их конкурент с более коротким стволом калибра 45 и дальнобойностью 38 км, представляющий собой дальнейшее развитие гаубицы Bofors FH77B, разработанной в Индии. Индийская армия заказала у компании Ordnance Factories 116 таких пушек, но не исключена закупка еще 300 орудий. Часть индийского Плана по модернизации армии, касающийся буксируемой артиллерийской системы TGS (Towed Gun System) представляет собой очень лакомый кусок, поскольку Дели должен закупить порядка 1580 систем. Индия недавно сняла запрет на деятельность нескольких оборонных подрядчиков, среди которых еще один производитель артиллерийских систем, хотя и более тяжелого класса – южноафриканская компания Denel. Кроме закупок «тяжелых» полевых гаубицах Дели также планировал приобрести 145 сверхлегких гаубиц M777, но отсрочка этого проекта была объяснена тем, что компания BAE Systems остановила производство сверхлегких гаубиц, что наряду с повышением курсадоллара значительно увеличило расчетный бюджет этой программы. Впрочем, в январе 2015 года BAE Systems предложила перенести всю сборочную линию M777 из Соединенных Штатов в Индию с целью частичного решения этой проблемы и обеспечить еще большую адаптацию гаубицы под заказчика. Пока неясно, насколько это поможет возобновить процесс покупки гаубиц.
Система M777 была разработана с целью обеспечения американских армии и корпуса морской пехоты авиатранспортируемой 155-мм артиллерией, которая дополнила бы более тяжелую гаубицу M198. Было определено ограничение по массе 10000 фунтов (4218 кг), а также выдвинуто условие, чтобы при изготовлении новой системы использовать те же титановые и алюминиевые сплавы, которые применялись при изготовлении предыдущей. В связи с тем, что M777 не получила двигательную установку она должна транспортироваться на подвесе вертолетов CH-53E и CH-47D и на борту конвертоплана MV-22 Osprey и транспортника C-130. Для буксировки на небольшие расстояния достаточно бронеавтомобиля Humvee, хотя для дальних расстояний необходимо более тяжелое транспортное средство. Гаубица M777 имеет скорострельность пять выстрелов в минуту до двух минут, длительный темп огня составляет два выстрела в минуту.
Канадская пушка M777 на подвесе вертолета CH-47 Chinook; сверхлегкая гаубица 155/39 от BAE systems также может транспортироваться вертолетом CH-53 корпуса морской пехоты
Первоначальный вариант M777 был оснащен оптической системой управления огнем, в систему конфигурации A1 добавлен бортовой источник питания для снабжения цифрового комплекта, который включал систему позиционирования и навигации ИНС/GPS (ИНС – инерциальная система навигации, GPS – глобальная спутниковая система определения местоположения), радиостанцию, дисплейный модуль пушки и контрольный блок командира расчета. С целью совместимости M777 с управляемым боеприпасом Excalibur был разработан вариант M777A2, в который были добавлены усовершенствованный индукционный установщик взрывателей, а также программное обеспечение. Гаубица состоит на вооружении американской армии, корпуса морской пехоты, австралийской и канадской армий. Начиная с 2006 года, гаубицы M777 развернутые в Афганистане, отстреляли десятки тысяч снарядов, включая управляемые снаряды Excalibur. В связи с тем, что предусматривается интеграции системы модульных артиллерийских зарядов MACS (Modular Artillery Charge System), дальнейшие усовершенствования могут заключаться в новой системе управления огнем (СУО), а также лазерной системе инициирования зарядов. Кроме индийского заказчика бразильская морская пехота недавно также проявила интерес к приобретению небольшого количества гаубиц, но бюджетные ограничения заставили ее отложить свой выбор.
Еще одна 155-мм легкая гаубица в категории калибра 39, получившая обозначение Pegasus, была разработана в начале 2000-х совместными усилиями сингапурской армии, Управления военно-прикладных исследований и компании Singapore Technologies Kinetics. Было выдвинуто несколько условий: ограничение по массе 5,4 тонны, ствол и лафет изготавливаются из титана и алюминиевого сплава, а также схема со вспомогательной силовой установкой (ВСУ) для передвижения гаубицы по пересеченной местности. При развертывании гаубицы ВСУ также используется для питания автомата заряжания, который позволяет Pegasus производить залп из трех выстрелов за 24 секунды. Новая противооткатная система позволяет уменьшить силы отката на треть по сравнению с силами отката стандартной 155-мм системы. Новая гаубица поступила на вооружение в октябре 2005 года, заменив французскую 105-мм легкую пушку LG1. Об экспортных заказах информации по Pegasus на сегодняшний день нет.
Автономная буксируемая гаубица Athos (Autonomous Towed Howitzer Ordnance System) производства израильской компании Elbit была недавно заказана Филиппинами
Гаубица 155/52 APU-SIAC была изначально разработана компанией Santa Barbara; состоит на вооружении Испании и Колумбии и может быть приобретена Бразилией
На Дальнем Востоке еще одна страна, Китай, разработала сверхлегкую гаубицу AH4 155/39 массой около 4 тонн, но подробностей о ней очень мало.
Китайская 155-мм гаубица AH4 155/39
Перейдем к «тяжелым» системам. В гаубице Trajan компания Nexter использовала свой опыт создания в 80-х годах буксируемых гаубиц, а также самоходной гаубицы Caesar (см. Часть 2. Ад на колесах). Система Trajan, специально разработанная для индийской заявки, в настоящее время находится на стадии опытного образца. Эта буксируемая гаубица базируется на качающихся частях и прицельной системе гаубицы Caesar, установленных на доработанный лафет TR-F1. Оборудованная краном для обработки боеприпасов и автоматической системой заряжания и досылания, она имеет скорострельность шесть выстрелов в минуту. Развертывание гаубицы осуществляется при помощи ВСУ и гидравлических систем, с расчетом из шести человек готовность к стрельбе составляет менее 90 секунд. ВСУ гарантирует хороший уровень автономности, система может передвигаться по пересеченной местности со скоростью 5 км/ч. Компания Nexter в 2011 году организовала консорциум с индийской Larsen & Toubro с целью локализации производства и в настоящее время ожидает запрос предложений от индийский стороны.
Гаубица Trajan французской компании Nexter для индийского конкурса по буксируемой артиллерии была разработана до стадии опытного образца и пока ожидает своего первого покупателя
Гаубица Athos (Autonomous Towed Howitzer Ordnance System) была разработана израильской компанией Soltam (в настоящее время входит в Elbit Systems), ее качающиеся массы и лафет способны принимать стволы разных калибров, включая современные модели 52 калибра. В настоящее время система предлагается Индии. С этой целью было создано совместное предприятие с индийской компанией Bharat Forge Limited по производству гаубицы Athos на местном заводе. При помощи своей автоматической системы заряжания она может отстрелять три выстрела за 30 секунд, интенсивная скорострельность составляет 12 выстрелов за три минуты, а длительный темп огня – 42 выстрела в час. Оснащенное цифровыми системами навигации, управления огнем и наведения, орудие может также вести огонь прямой наводкой на дальность до 1,5 км. Ее ВСУ приводит в действие гидравлическую систему гаубицы, а также два основных колеса, что позволяет самостоятельно сняться с позиции после выполнения огневой задачи. Филиппины недавно заказали гаубицу Athos, в марте 2014 года компания Elbit Systems получила от этой страны контракт на 12 систем стоимостью почти 7 миллионов евро.
Еще одну систему 52 калибра продвигает американская General Dynamics European Land Systems. Она изначально была разработана испанской компанией Santa Barbara под обозначением 155/52 APU-SIAC (Sistema Integrado de Artilleria de Campana). По сравнению с другими системами этой категории испанская пушка имеет лафет с четырьмя основными колесами и еще двумя колесами на сошниках, во время стрельбы все колеса поднимаются. Гаубица оснащена баллистическим вычислителем, радаром измерения начальной скорости, датчиком температуры в каморе, датчиком силы отката и счетчиком эффективных выстрелов. Благодаря своим колесам и ВСУ она может быть готова к стрельбе через две минуты и покинуть позицию через полторы минуты. Имеется несколько режимов ведения огня: три выстрела за 11 секунд, 4 выстрела за 20 секунд или 10 выстрелов в минуту, продолжительный темп огня составляет два выстрела в минуту. В режиме MRSI (одновременный удар нескольких снарядов; меняется угол наклона ствола и все снаряды, выпущенные за определенный интервал времени прилетают к цели одновременно) гаубица может произвести до 4 выстрелов. Также гаубица состоит на вооружении Колумбии в конфигурации 155/52 APU-SBT. Системой SIAC также заинтересовался бразильской корпус морской пехоты.
Сингапурская компания Singapore Technologies Kinetics разработала пушку 52 калибра, начав со своей модели FH-88 155мм/39 и сохранив ту же компоновку лафета с четырьмя колесами. Гаубица получила обозначение FH2000; она оборудована полуавтоматической системой заряжания и гидравлическим досылателем, что позволяет поддерживать скорострельность 6 выстрелов в минуту в течение трех минут. Гаубица FH2000 состоит на вооружении Сингапура и Индонезии. Эта система была взята в качестве основы для турецкой буксируемой гаубицы T-155 Panter. STK предоставила техническую помощь в разработке системы турецкой государственной компании MKEK. Гаубица T-155 Panter, оборудованная более мощной ВСУ, тяжелее оригинальной модели FH2000. На вооружении турецкой армии состоит несколько сотен гаубиц Panter. Турция также экспортировала эту систему в Пакистан, который на своих заводах изготовил несколько десятков этих гаубиц.
155-мм буксируемая гаубица AH1 калибра 45 производства китайской компании Norinco, когда-то известная как GC45, имеет четырехколесный лафет с двумя набольшими колесами на сошниках. Она ведет свое начало от модели PLL01, первой 155-мм пушки, поступившей на вооружение китайской армии. Ее дальнобойность достигает 39 км при использовании боеприпаса с донным газогенератором и 50 км при стрельбе активно-реактивными снарядами. Благодаря пневматическому досылателю скорострельность составляет три выстрела в минуту. Гаубица AH 1 состоит на вооружении, по меньшей мере, еще одной страны, Алжира. Был разработан вариант 52 калибра под обозначением AH2, масса которого по сравнению с AH1 увеличилась на одну тонну. Эфиопия скорее всего станет первым заказчиком системы, но здесь нужно учесть крайнюю закрытость Китая в подобных вопросах и поэтому контракт никогда не получит широкую огласку.
Истинно легкие
В то время как многие страны заменили свои 105-мм легкие пушки легкими 155-мм системами, те, кто не может себе их позволить из-за стоимости или не может эксплуатировать вертолеты, которые не могут поднять такие пушки, пока полагаются на системы меньшего калибра. Здесь существует еще одна проблема – снабжение боеприпасами, учитывая насколько тяжел боекомплект 155-мм снарядов и зарядов. Возможно, в настоящее время этот рынок считается нишевым, однако он все же остается рынком.
Гаубицу 105 LG1 производства компании Nexter массой всего 1,6 тонны могут, конечно же, транспортировать и вертолеты среднего размера. Колумбия, являясь одним из последних покупателей этой системы, разработала интересную концепцию ее применения. LG1 используется в качестве средства штурмовой артиллерии, поскольку легко развертывается в любой точке района операции, обеспечивая при этом простую и надежную огневую поддержку. Система навигации и позиционирования GPS/ИНС позволяет быстро открывать огонь из гаубицы LG1; впрочем, опыт Колумбии показал, что каждая гаубица должна быть способна обрабатывать данные для стрельбы на основе данных о цели, полученных из армейской сети. В связи с этим компания Nexter разработала прототип легкого компьютера обработки данных для стрельбы Toplite, который в настоящее время находится на последнем этапе разработки. Toplite обменивается данными чрез беспроводную сеть WiFi с оцифрованным орудием, сокращая количество ошибок и ускоряя процесс ведения огня. В компании Nexter пока не получали заказ на эту систему, но очевидно, что Колумбия проявила к ней повышенный интерес.
Преимущества 105-мм гаубиц заключается также в меньшей массе боеприпасов к ним. Например, полевая пушка Nexter LG1 может транспортироваться на подвесе многоцелевого вертолета Eurocopter EC725 Cougar
Вести огонь из гаубицы Nexter LG1 проще с легким компьютером обработки данных для стрельбы Toplite
В конце 2014 года артиллеристы 101-й воздушно-десантной дивизии американской армии впервые провели стрельбы из оцифрованной легкой пушки M119A3. Она представляет собой новейший вариант легкой пушки L118/M119 Light Gun производства BAE Systems. Пушка оборудована цифровой системой управления огнем, которая включает инерцально-навигационный блок, GPS, дисплей наводчика, цифровые средства связи между всеми пушками и технологию высокоточного наведения Fire Direction Centre, а также другие элементы, которые позволяют орудийному комплексу самостоятельно определять свое точное географическое положение. Цифровая система позволяет произвести первый выстрел через две-три минуты, в отличие от 10 минут у предыдущего варианта M119A2. Программное обеспечение на 90% совместимо с программным обеспечением M777A2, которое в свою очередь очень похоже на программное обеспечение гаубицы M109A6 Paladin, а это позволяет упростить стандартные действия расчета и сэкономить средства на разработку. В пушке сохранены все элементы предыдущего варианта A2, что позволяло расчету переключаться на ручной режим при выходе цифровых систем из строя в некоторых ситуациях. M119 представляет собой вариант легкой пушки L118 Light Gun американского производства, которая изначально была разработана в середине 70-х годов компанией Royal Ordnance (в настоящее время BAE Systems).
Британская армия модернизировала свои легкие пушки лазерной системой автоматического целеуказания Linaps от Selex ES. Компания BAE Systems предлагает подобные программы модернизации для экспортного рынка
Оцифровывание своих легких пушек также провели и другие страны. Британская армия приняла систему автоматического целеуказания Linaps от Selex ES для своего орудия L118; также не остались в стороне Канада ОАЭ, Оман, ЮАР, Малайзия и Таиланд, интегрировавшие систему в пушки разного типа. Новая Зеландия стала последним покупателем, установив систему Linaps на свои пушки L119 Light Gun. В состав Linaps входят радар измерения начальной скорости, инерциально-навигационный блок FIN 3110L, блок наведения орудия, аккумуляторный блок и терминал командира расчета, представляющий собой упрочненный планшетный компьютер с возможностью наложения слоев на оперативные карты. Новейшие варианты имеют дисплейный блок управления с экраном 10,4 дюйма. Инерциально-навигационная система Linaps ИНС/GPS обеспечивает круговое вероятное отклонение 10 метров в вертикальной и горизонтальной плоскостях, точность по азимуту составляет менее одной тысячной дистанции.
Гаубица G7 производства южноафриканской компании Denel имеет необычно длинный ствол калибра 52, что позволяет получить дальнобойность около 32 км снарядами с донным газогенератором. Но это в свою очередь повлекло увеличение массы примерно до 3,8 тонны. Впрочем, уже рассматриваются меры по снижению массы G7, по крайней мере на одну тонну. Дальнейшие работы, скорее всего, зависят от появления стартового заказчика.
Гаубица G7 производства южноафриканской компании Denel
Система FH-70 устарела, но некоторые страны в ожидании лучших времен планируют ее модернизировать и впоследствии заменить легкими 155-мм гаубицами
FH-70: консервативная пушка
Полевое орудие 155-мм/39 эпохи Холодной войны определенно устарело; впрочем, она не желает уходить на покой. Возможно, благодаря сократившимся оборонным бюджетам оно остается на вооружении разных стран, хотя почти все страны-изготовители эту систему законсервировали. За исключением Италии, которая планирует оставить ее в эксплуатации еще 10-15 лет. В настоящее время выполняется программа модернизации пушки. Этап 1 предусматривает разработку прототипа, который сможет взаимодействовать с итальянской системой оперативного управления SIF (Integrated Fire System), модернизацию еще трех орудий до этого стандарта, а также штатного тягача Astra. Основная часть модернизации предусматривает новую дизельную ВСУ, интеграцию системы целеуказания Selex-ES Linaps и закупку артиллерийского тягача Astra. Прототип должен был выйти на испытания летом 2015 года. По Этапу 2 будет модернизировано еще 74 гаубицы FH-70 и закуплены новые тягачи. Кроме того, компания Oto Melara разрабатывает комплект, который позволит стрелять модернизированной гаубице FH-70 боеприпасами Vulcano.