П.О. Сухой . Часть II

                                                                

                                       Павел Осипович Сухой.  Часть Ii

                                                                         Предвоенные проекты

В 1939 году КБ Сухого и А.И. Микояна получили задание спроектировать высотный истребитель.

     

Сухой для своего истребителя Су-1, в конструкции которого были использованы наработки по пушечному истребителю И-135, выбрал двигатель М-105П, оснащенный для увеличения высотности турбокомпрессором, а Микоян — специальный высотный вариант двигателя АМ-35А. Испытания опытных образцов самолетов Су-1 и МиГ-1 показали схожесть их летных характеристик. Однако летчики отдавали предпочтение самолету Сухого, который, по их мнению, был более прост в управлении. По ряду обстоятельств, в том числе и субъективного характера, в серию пошел МиГ-1.

                     Технические характеристики МиГ-1

·                    Экипаж: 1 пилот

·                    Длина: 8,155 м

·                    Размах крыла: 10,2 м

·                    Высота: 3,325 м

·                    Площадь крыла: 17,44 м²

·                    Профиль крыла: Кларк YH

·                    Коэфициент удлинения крыла: 5,97

·                    Масса пустого: 2602 кг

·                    Нормальная взлётная масса: 3099 кг

·                    Масса топлива во внутренних баках: 290 кг

·                    Объём топливных баков: 404 л

·                    Силовая установка: 1 × жидкостного охлаждения АМ-35А

·                    Мощность двигателей: 1 × 1350 л. с. (1 × 993 кВт (взлётная))

·                    Воздушный винт: трехлопастной ВИШ-22Е

·                    Диаметр винта: 3 м

                                                     Лётные характеристики

·                    Максимальная скорость:  

·                                у земли: 486 км/ч

·                                на высоте: 657 км/ч на 7200 м

·                    Посадочная скорость: 141 км/ч

·                    Практическая дальность: 580 км

·                    Практический потолок: 12 000 м

·                    Нагрузка на крыло: 177,7 кг/м²

·                    Тяговооружённость: 321 Вт/кг

·                    Длина разбега: 238 м

·                    Длина пробега: 400 м 

·                    Время набора высоты:

·                                5000 м за 5,9 мин

                                                          Вооружение

·                    Стрелково-пушечное:  

·                                1 × 12,7 мм пулемёт БС с 300 патр.

·                                2 × 7,62 мм пулемёта ШКАС с 375 патр. на ствол

·                    Боевая нагрузка: 200 кг

·                    Бомбы: 2 × 50 кг или 100 кг бомбы

Сухой попытался улучшить характеристики своей опытной машины, создав новый вариант — Су-3, но по тем же причинам и он не пошел в серию.

В середине 1940 года вышло совместное постановление ЦК ВКП(б) и Правительства, в котором для главных авиаконструкторов, в зависимости от квалификации и опыта работы, были введены степени (первая, вторая и третья) и стали присуждаться ученые степени без защиты диссертаций. Приказом НКАП от 31 июля 1940 года Сухому была присвоена квалификация «Главный конструктор первой степени», а приказом от 20 сентября его утвердили в ученой степени доктора технических наук.

В 1940 году КБ Сухого вернулось в Москву, вернее в город Калининград, Московской области, где получило в свое распоряжение небольшой завод №289 со старым оборудованием и малоквалифицированным персоналом. 14 ноября директором и главным конструктором завода был назначен Сухой. Ему пришлось помимо основной конструкторской работы по оснащению моторами М-82 и М-89 самолета Су-2 заниматься «выбиванием» нового оборудования и подготовкой кадров. Одновременно Сухой работает над созданием конструкции одномоторного бронированного штурмовика Су-6, задел по которому был создан еще в Харькове. Эта машина по некоторым характеристикам была лучше легендарного штурмовика Ильюшина Ил-2. В это же время проходит испытание опытный штурмовик-бомбардировщик ББ-2, а так же разворачивается проектирование самолета Су-4 с двигателями М-90 и АМ-37.
В декабре 1940 года постановлением Правительства пятнадцать образцов новых боевых самолетов получили обозначения: Ар-2, Ер-2, Ил-2, ЛаГГ-1, ЛаГГ-3, МиГ-1, МиГ-3, Пе-2, Як-1, Як-2, Як-3, Як-4, Як-5, Як-7 и Су-2 (ББ-1 М-88). Впредь такая практика присвоения обозначений самолетам стала постоянной — так появилось известное нынче всему миру название «Су».

                                    Военные годы

С началом войны завод №289 эвакуируется в город Молотов (Пермь), где Сухой продолжает доводить «до ума» начатые проекты. В 1943 году испытывался новый двухместный вариант штурмовика Су-6. Летчик-испытатель этой машины А.К. Долгов вспоминал: «Испытывая штурмовик Сухого, я обнаружил, что его скорость и маневренность выше, чем у ИЛ-2. После выполнения боевого задания — сброса бомб и реактивных снарядов — он развивал такую скорость, которая делала его труднодосягаемым для фашистских МЕ-109, а в случае боя с ним мощное стрелково-пушечное вооружение могло отбить нападение противника и нанести ему серьезный урон. Вспоминаю, как КБ работало с нами, с испытателями их самолетов. Заместители главного конструктора Фельснер, Алыбин и ведущий инженер по испытаниям Су-6 Зуев на малейшие замечания летчиков о неполадках в самолете реагировали моментально и сразу принимали меры по их устранению. Такой стиль вообще был характерен для КБ Сухого. С Павлом Осиповичем в те годы мне приходилось часто встречаться в КБ, на заводе, на полигонах и на совещаниях. Он и конструктор, и человек необыкновенно высокой культуры. Любому конструктору всегда тяжело что-то переделывать в своем самолете, но если говоришь ему, к примеру: «Обзор плохой» и доказываешь это, Сухой без всяких лишних разговоров устранял недостаток. Этим он отличался от многих авиаконструкторов...»

В акте государственных летных испытаний было отмечено, что по максимальным скоростям, скороподъемности, потолку и дальности Су-6 значительно превосходит находящийся на вооружении ВВС штурмовик Ил-2. Было рекомендовано запустить самолет Су-6 с мотором М-71Ф в серийное производство. Однако выполнить это пожелание военных было уже невозможно — серийные заводы в массовом порядке выдавали на фронт штурмовики Ил-2. Перестроить производство на новый самолет в военных условиях было чрезвычайно сложным и рискованным делом. Несмотря на это, Правительство высоко оценило работу Сухого по самолету Су-6 — он был удостоен Сталинской премией 1 степени.

 

Модификация

  Су-6

Размах крыла, м

  13.58

Длина, м

  9.24

Высота, м

  4.20

Площадь крыла, м2

  26.00

Масса, кг

 

  пустого самолета

  4110

  нормальная взлетная

  5534

  максимальная взлетная

  6200

Тип двигателя

  1 ПД М-71Ф

Мощность, л.с.

 

  номинальная

  1 х 2200

  на высоте

  1 х 1900

Максимальная скорость , км/ч

 

  у земли

  480

  на высоте

  514

Практическая дальность, км

  972

Максимальная скороподъемность, м/мин

  455

Практический потолок, м

  8100

Экипаж

  2

Вооружение:

  две 37-мм пушки НС-37 (как вариант планировалось две 23-мм пушки ВЯ с 90 патронами на пушку)

  два 7.62-мм пулемета ШКАС (1400 патронами)

  один 12.7-мм пулемет УБТ с 196 патронами

  бомбовая нагрузка - до 400 кг бомб

 
В 1942 году Сухой получил задание на проектирование дальнего двухмоторного штурмовика Су-8 с моторами М-71Ф, предназначенного для нанесения штурмовых ударов в глубоком тылу противника. Характеристики нового самолета были весьма впечатляющими — дальность 1500 км, скорость 550 км/ч. Вооружение состояло из четырех 45-мм пушек, восьми пулеметов, 1500 кг бомб и десяти реактивных снарядов. Самолет успешно прошел испытания, но отсутствие серийных моторов М-71Ф, поставило крест и на этом перспективном проекте.

 

Модификация

  Су-8

Размах крыла, м

  20.50

Длина, м

  13.58

Высота, м

  5.09

Площадь крыла, м2

  60.00

Масса, кг

 

  пустого самолета

  9170

  нормальная взлетная

  12410

Тип двигателя

  2 ПД М-71Ф

Мощность, л.с.

  2 х 2200

Максимальная скорость , км/ч

 

  у земли

  485

  на высоте

  552

Крейсерская скорость , км/ч

  525

Перегоночная дальность, км

  1500

Практическая дальность, км

  600

Скороподъемность, м/мин

  411

Практический потолок, м

  9000

Экипаж

  2

Вооружение:

  четыре 45-мм или 37-мм пушки под фюзеляжем

  четыре 7.62-мм пулемета ШКАС в консолях крыла

  один 12.7-мм пулемет УБТ в верхней установки и

  один 7.62-мм пулемет ШКАС в люке.

  бомбовая нагрузка - 600 кг, с перегрузкой - 1400 кг.
 

 
В середине 1943 года ОКБ Сухого вернулось в Москву. Здесь завод №289 объединили с заводом №134, которым до этого руководил внезапно скончавшийся авиаконструктор Ермолаев. Объединенному заводу был оставлен номер 134. Главным конструктором завода был назначен Сухой. Война вступила в завершающую фазу разгрома гитлеровской Германии, самолетный парк ВВС СССР вполне успешно выполнял свои боевые задачи, поэтому перед конструкторами страны встала новая проблема — какой должна быть послевоенная авиация? Для Сухого эта задача была не только понятной, но и вполне осязаемой — конструкторы КБ-134 вплотную работали над проектом экспериментального боевого самолета Су-5 (И-107), который был оснащен комбинированной силовой установкой — поршневым двигателем ВК-107А и воздушно-реактивным компрессорным (ВРДК) конструктора К. Холщевникова из ЦИАМа, установленным в хвостовой части самолета. Включение ВРДК позволяло летчику на короткое время быстро и значительно увеличить скорость полета. На испытаниях в апреле 1945 года на высоте 12000 метров Су-5 достиг скорости 815 км/ч. Развитием конструкции Су-5 стал экспериментальный самолет Су-7 с комбинированной силовой установкой (поршневой АШ-82ФН и ракетный РД-1 конструктора В. Глушко).

                             Первые реактивные самолеты

С окончанием войны в СССР попали многие образцы новейшей авиационной техники Германии. Среди них был и двухдвигательный реактивный истребитель Ме-262.

           Тактико-технические характеристики истребителя

                         Мессершмитт Ме-262 «Швальбе»

·                     Размах крыла     12,5 м

·                     Длина        10,6 м

·                     Высота       3,8 м

·                     Площадь крыла 21,8 м2

·                     Удельная нагрузка на крыло... 293 кг/м2

·                     Взлетная масса   6400 кг

·                     Скорость, максимальная      865 км/ч

·                     Практический потолок         12 000 м

·                     Скороподъемность      1200 м/мин

·                     Дальность полета        850 км

·                     Вооружение        4x30 мм МК 108

·                     Силовая установка — два турбореактивных двигателя «Юнкерс- Юмо» 109-004 В, тяга — 900 кг

Сухому было поручено изучить конструкцию этого самолета и создать однотипную машину. Сухой по достоинству оценил самолет Мессершмитта, взяв в своем новом проекте за основу его общую концепцию. Однако в конструкцию своей машины, названной Су-9, он внес множество новых идей, которые стали новаторскими для авиационной техники СССР того времени. 13 ноября 1946 года летчик-испытатель Шиянов впервые поднял Су-9 в воздух.

              

Самолет был рекомендован к серийному производству в варианте истребителя-бомбардировщик, но «на верху» посчитали, что стране нужен фронтовой истребитель, а руководство ВВС настаивало на истребителе-перехватчике. В конце концов тему закрыли.

Сухой не стал «пробивать» в производство Су-9 (он и не обладал этим даром в отличие от своего учителя Туполева), так как 28 мая 1947 года в воздух был поднят Су-11, самолет полностью оригинальной конструкции с отечественными турбореактивными двигателями конструктора А. Люльки. Позже он вспоминал: «Именно Сухой первым применил наш турбореактивный двигатель ТР-1. Изучив его во всех подробностях, Павел Осипович отчетливо представил его возможности, поверил нашему только что организованному КБ и мне — молодому главному конструктору. Он поставил ТР-1 на свой СУ-11. Конечно, наш первенец не был отработан — летающих лабораторий тогда не было. Мы испытали мотор только на стенде, и как он поведет себя в воздухе, — этого никто не знал. И, тем не менее, Сухой пошел на риск...» И этот самолет не пошел в серию — появились неизученные отечественной наукой проблемы с продольной устойчивостью на трансзвуковых скоростях. С появлением лицензионных реактивных двигателей Роллс-Ройс Нин  Сухой (и другие авиаконструкторы) получил в 1947 году задание на создание истребителя-перехватчика с радиолокационным прицелом, получившего обозначение Су-15.

                             Крутой поворот судьбы

Во время испытаний, 3 июля 1949 года, Су-15 потерпел катастрофу, что послужило причиной принятия постановления о расформировании КБ Сухого. Основную роль в этом решении сыграл заместитель председателя правительства Булганин, который после одного комичного случая невзлюбил Сухого. Однажды на показе авиационной техники Булганин, осматривая самолеты, поскользнулся и упал в грязь, а тут еще Сухой по каким-то причинам опоздал на показ, чем вызвал приступ гнева у расстроенного падением Булганина. Этот момент засел в памяти Булганина, и в последующем он демонстративно высказывал свое негативное отношение к Сухому.

Павел Осипович был назначен заместителем Туполева.«В должности заместителя Главного конструктора П.О. Сухой отвечал сначала за внедрение нового самолета Ту-14 в серийное производство на авиационном заводе в Иркутске, а затем за летные испытания туполевских самолетов в подмосковном ЛИИ. Его ближайшие помощники находились в его непосредственном подчинении и своим трудом заслужили уважение туполевцев. Но вечерами в своем кабинете Павел Осипович продолжал работать над проектами сверхзвукового истребителя. Он оставался творцом новых конструкторских решений… Павел Осипович Сухой выдержал удар, сжался как пружина, чтобы в мае 1953 года снова распрямиться и, собрав воедино все свои нереализованные замыслы, печальный опыт и огромную силу воли, создать непревзойденное семейство новых сверхзвуковых боевых самолетов».

                                            Возвращение

14 мая 1953 года ОКБ Сухого было восстановлено и со всего Союза к нему потянулись его соратники и бывшие сотрудники, а в октябре ему был передан завод №51 на Ходынском поле. Сухой с ходу «ошарашил» авиационные «верхи», предложив создать ряд сверхзвуковых перехватчиков и фронтовых истребителей со стреловидными и треугольными крыльями. Новые машины должны были обеспечить максимальную скорость 1800 км/ч и потолок 19000 метров. После короткого замешательства Правительство согласилось с предложенным Сухим планом работ нового КБ. Первым из новой серии «суховских» реактивных истребителей поднялся в воздух известный в будущем Су-7 (не путать со старым Су-7) — это случилось 7 сентября 1955 года. Летчик-испытатель А. Кочетков вспоминал: «Своих летчиков в КБ после восстановления пока не было. Я с удовольствием согласился, хотя многие сомневались в этой машине, называли самолет утопией, технической фантазией Сухого.
Но эта фантазия была уже на аэродроме, и я делал на ней скоростные рулежки. Сухой часто приезжал, наблюдал за подготовкой, давал указания по доработкам самолета. Очень долго руководство министерства не решалось дать «добро» на первый вылет. Это можно понять: уж очень необычным казался самолет.
А у нас все уже было подготовлено к первому вылету, осталось только провести разбег с подлетом самолета на минимальную высоту, оторвать его от земли на полметра, одну-две секунды продержаться на этой высоте, а затем выпустить тормозной парашют и, включив тормоза колес, остановить самолет.
Решили провести подлет вечером 7 сентября, после окончания прочих полетов, когда аэродром пустеет.
Полеты прекратились, я вырулил на старт. Дал полностью обороты двигателю, разогнал самолет до скорости отрыва, оторвал его от полосы. И тут... самолет вместо небольшого отрыва от полосы сам поднялся на высоту не менее 15 метров. Я немедленно убрал обороты двигателя, но сразу понял, что полосы для посадки уже не хватит, и самолет будет разбит. Мгновенно созрело решение: надо спасать машину, уйдя в воздух, приняв целиком ответственность за самовольный взлет на себя.
Увеличил обороты двигателя до максимальных и начал набор высоты, сделал полет по кругу и зашел на посадку...».

   Тактико-технические характеристики: СУ-7

Год принятия на вооружение - 1960
Размах крыльев – 8,93 м
Площадь крыльев – 27,6 кв.м
Длина – 17,37 м
Высота – 4,57 м
Масса, кг
- пустого - 8620
- нормальный взлетный - 12000
- максимальный взлетный - 13500
Тип двигателя - 1 ТРД Сатурн (Люлька) АЛ-7Ф-1
Тяга – 10110 кгс
Максимальная скорость, км/ч 
- на высоте 11000 м - 1700
- на уровне моря - 1350
Дальность - 1450 км
Макс. скороподъемность - 9120 м/мин
Практический потолок - 15150 м
Экипаж - 1 чел
Вооружение: Две 30 мм пушки НР-30 с 70 патронами установленные в крыльх.
Максимальная нагрузка - 2500 кг, практическая боевая - 1000 кг укрепляемая на шести подвесках (две под фузеляжем и четыре под крыльями) + 2 ПТБ емкостью 600 литров. 
Возможна подвеска ядерного бомб с свободным падением, нотипичные нагрузка - две 500 или 250 кг бомбы различных типов, или две или четыре 16х(32х) 55-мм НУР, или два контейнера УПК-23 с 23-мм двухствольной пушкой ГШ-23Л.

Су-7, имевшего стреловидное крыло, ждала долгая жизнь в роли истребителя-бомбардировщика СУ-7Б.

                Технические характеристики су-7Б

·                    Экипаж: 1 пилот

·                    Длина: 16,607 м

·                    Размах крыла: 9,31 м

·                    Высота: 4,157 м

·                    Площадь крыла: 34 м²

·                    Угол стреловидности по передней кромке: 63°

·                    Масса пустого: 8370 кг

·                    Нормальная взлётная масса: 11 983 кг

·                    Максимальная взлётная масса: 13 043 кг

·                    Масса топлива во внутренних баках: 2760 кг

·                    Объём топливных баков:

·                    Силовая установка: 1 × ТРДФ АЛ-7Ф-1

·                                Бесфорсажная тяга: 1 × 6800 кгс

·                                Форсажная тяга: 1 × 9600 кгс

                                                      Лётные характеристики

·                    Максимальная скорость: 2120 км/ч

·                    Крейсерская скорость: 786 км/ч

·                    Практическая дальность:  

·                                без ПТБ: 1130 км

·                                с ПТБ:

·                    Практический потолок: 15 000 м

·                    Скороподъёмность: 9600 м/мин

·                    Длина разбега: 1350 м

·                    Длина пробега: 900 м

                                                               Вооружение

·                    Стрелково-пушечное: 2 х НР-30 (по 70 патронов на пушку)

·                    Точки подвески: 6

·                    Боевая нагрузка: 2000 кг

·                    Неуправляемые ракетыС-3К или С-5 или С-24

·                    Бомбы: 2 х 500 кг или 4 х 250 кг или 1 х ядерная РДС-4

·                    Подвесные пушечные контейнеры: УПК-23-250 с пушкой ГШ-23Л и боезапасом 250 снарядов

 

                                  Сравнение с аналогами

 

Год принятия на вооружение

1960

1961

1958

1956

Годы производства

1957 — 1972

1958 — 1979

1957 — 1964

1953 — ?

Выпущено, единиц

1874

5195

833

~2000

Масса пустого, кг

8370

12701

12181

6405

Масса боевой нагрузки, кг

1200

7275

6400

3400

Встроенная пушка

2 × 30-мм НР-30

1 х 20-мм M61 Vulcan

1 × 20-мм M61 Vulcan

4 × 30-мм ADEN

Макс. взлётная масса, кг

13 043

20 230

23 970

11 160

Силовая установка

1 × АЛ-7Ф-1

2 х General Electric J79-GE-8

1 × Pratt & Whitney J75-P-19W

1 × Rolls-Royce Avon 207

Тяга двигателя (форсаж), кН

1 × 94,1

2 × 79,4

1 × 117,9

1 × 45,1

Макс. скорость, км/ч

2120

2585

2208

1150

Практический потолок, м

15 000

18 898

12 558

15 240

Практ. дальность (без ПТБ), км

1130

1650

 

 

За ним последовали истребители-перехватчики Су-9 (10 октября 957 года) с треугольным крылом и его развитие — Су-11 (6 января 958 года), вооруженный ракетами «воздух-воздух».

 

Модификация

  Су-11

Размах крыльев, м

  8.54

Длина, м

  18.23

Высота, м

  4.70

Площадь крыла, м2

  26.20

Масса, кг  нормальная взлетаня

  12674

Масса, кг  максимальная взлетная

  13990

Масса, кг  топлива во внутренних баках

  3440

Емкость ПТБ, л

  2 х 600 л

Тип двигателя

  1 ТРДФ АЛ-7Ф-2

Тяга двигателя, кгс  бесфорсажная

  1 х 6800

Тяга двигателя, кгс форсажная

  1 х 10100

Максимальная скорость, км/ч

  2340

Практическая дальность, км  без ПТБ

  1350

Практическая дальность, км  с ПТБ

  1800

Рубеж перехвата, км

  350

Практический потолок, м

  18000

Экипаж, чел

  1

Вооружение:

  до 2-х УР класса "воздух-воздух" типа К-8М(АА-3 ).

  боевая нагрузка - 1000 кг

  модернизированные самолеты могли нести два контейнера с 23-мм пушками УПК-23 на внешних узлах подвески
 

 

В 1956 году самолеты Сухого, показанные на воздушном параде в Москве, произвели сильное впечатление на мировую авиационную общественность. Именно тогда в зарубежнй печати его назвали «конструктором, вышедшим из тени».

20 декабря 1956 года П.О. Сухой был назначен Генеральным конструктором, а 12 июня 1957 года ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

            

В начале шестидесятых годов перед Сухим была поставлена задача создать на базе Су-7Б истребитель-бомбардировщик с улучшенными взлетно-посадочными характеристиками и новым бортовым радиоэлектронным оборудованием. Для обеспечения необходимых характеристик взлета-посадки Сухой предложил использовать новаторское на то время решение — крыло изменяемой геометрии. 2 августа 1966 года новая машина, пилотируемая летчиком-испытателем В.С. Ильюшиным, совершила свой первый полет. Серийный выпуск истребителя-бомбардировщика Су-17 был начат в 1969 году.

 

ЛТХ различных модификаций самолётов Су-17

 

Су-17

Су-17М

Су-17М2

Су-17М3

Су-17М4

 

 

Размах крыла, м

При стреловидности 30°

13,68

13,68

13,68

13,68

13,68

 

 

При стреловидности 63°

10,025

10,025

10,025

10,025

10,025

 

 

Площадь крыла, м²

При стреловидности 30°

38,49

38,49

38,49

38,49

38,49

 

 

При стреловидности 63°

34,45

34,45

34,45

34,45

34,45

 

 

Длина самолёта с ПВД, м

18,097

18,726

18,868

19,026

19,026

 

 

Длина фюзеляжа, м

15,315

15,347

15,547

15,572

15,572

 

 

Высота самолёта, м

4,962

4,857

4,857

5,129

5,129

 

 

Вес пустого самолёта, т

9,950

9,880

10,445

11,550

12,161

 

 

Вес взлётный максимальный, т

16,27

18,12

18,82

19,63

19,70

 

 

Вес нагрузки максимальный, т

2,50

4,00

4,00

4,00

4,07

 

 

Вес топлива максимальный без ПТБ, т

2,79

3,63

3,77

4,00

3,77

 

 

Скорость максимальная у земли, км/ч

1350

1350

1350

1350

1350

 

 

Скорость максимальная на высоте, число Маха

2,1

2,1

2,1

2,1

1,7

 

 

Скорость взлётная при максимальном взлётном весе, км/ч

350

390

390

380

360

 

 

Скорость посадочная при максимальном посадочном весе, км/ч

275

290

290

280

285

 

 

Скороподъёмность у земли максимальная, м/с

210

220

220

220

230

 

 

Потолок практический, км

16,35

15,20

15,40

14,00

15,20

 

 

Перегоночная дальность полёта с ПТБ, км

1930

2500

2500

2500

2550

 

 

Разбег при максимальном взлётном весе, км

1,25

1,50

1,50

1,60

1,50

 

 

Пробег с использованием тормозного парашюта, км

0,70

0,85

0,85

0,90

1,10

 

 

В середине 1962 года был поднят в воздух легендарный всепогодный перехватчик Су-15. «Сделай Павел Осипович только один этот самолет, — сказал Е.Я. Савицкий, дважды Герой Советского Союза, маршал авиации, — его уже можно было бы назвать выдающимся конструктором, а на его счету много других замечательных машин».

                      Технические характеристики СУ-15

·                    Экипаж: 1 пилот

·                    Длина: 22,03 м

·                    Размах крыла: 9,34 м

·                    Высота: 4,843 м

·                    Площадь крыла: 36,6 м²

·                    Угол стреловидности по линии 1/4 хорд: 55°/45°

·                    База шасси: 5,942 м

·                    Колея шасси: 4,79 м

·                    Масса пустого: 10 874 кг

·                    Нормальная взлётная масса: 17 194 кг

·                    Максимальная взлётная масса: 17 900 кг

·                    Посадочная масса: 12 060 кг

·                    Масса топлива во внутренних баках: 5 550 кг

·                    Объём топливных баков: 8675 л

·                    Силовая установка: 2 × ТРДФ Р-13Ф-300

·                                Бесфорсажная тяга: 2 × 4100 кгс (40,2 кН)

·                                Форсажная тяга: 2 × 6600 кгс (64,7 кН)

                                                 Лётные характеристики

·                    Максимальная скорость:  

·                                у земли: 1300 км/ч

·                                на высоте: 2230 км/ч на 13 000 м (М=2,16)

·                    Скорость отрыва: 370 км/ч

·                    Посадочная скорость: 285–295 км/ч

·                    Боевой радиус: 725 км

·                    Практическая дальность: 1380 км

·                    Перегоночная дальность: 1700 км

·                    Практический потолок: 18 500 м

·                    Скороподъёмность: 228 м/с

·                    Нагрузка на крыло: 397 кг/м²

·                    Тяговооружённость: 0,82

·                    Длина разбега: 1000–1100 м

·                    Длина пробега:  

·                                без тормозного парашюта: 1050–1150 м

·                                с тормозным парашютом: 850–950 м 

·                    Максимальная эксплуатационная перегрузка: +6,5 g

·                                с ракетами Р-98: +3,0 g

·                                с ракетами Р-60: +5,0 g

                                                               Вооружение

·                    Точки подвески: 6

·                    Боевая нагрузка: 1500 кг

·                    Управляемые ракеты: ракеты «воздух-воздух»: 2 × Р-98М и 2 × Р-60М могли применяться и более старые ракеты типа Р-8М или Р-8М-1, но только при перехвате цели в ЗПС

·                    Бомбы: 2 × ФАБ-250 (вместо ПТБ)

·                    Пушечные контейнеры: 2 × УПК-23-250 с 23-мм пушками ГШ-23Л (по 250 снарядов)

                                                                                Авионика

·                    РЛС: «Тайфун-М»

·                                Дальность обнаружения цели:

·                                           на большой высоте: 65 км

·                                           на малой высоте: 15 км

·                                Дальность захвата цели:

·                                           на большой высоте: 45 км

·                                           на малой высоте: 10 км

·                                Угол сканирования:

·                                           по углу места: +30°/−10°

·                                           по азимуту: ±70°

В последние годы жизни Павел Осипович Сухой активно работал над созданием современных боевых самолетов различного назначения — фронтового бомбардировщика с крылом изменяемой геометрии Су-24 и штурмовика Су-25.

 

·                                           Технические характеристики СУ-24

·                    Экипаж: 2 человека

·                    Длина: 24,594 м (с ПВД)

·                    Размах крыла:  

·                                при угле стреловидности χ=16°: 17,638 м

·                                при угле стреловидности χ=69°: 10,366 м

·                    Высота: 6,193 м

·                    Площадь крыла:  

·                                при угле стреловидности χ=16°: 55,16 м²

·                                при угле стреловидности χ=69°: 51 м²

·                    Коэффициент удлинения крыла:

·                                при угле стреловидности χ=16°: 5,64

·                                при угле стреловидности χ=69°: 2,107

·                    Угол стреловидности по передней кромке: 16°/ 35°/ 45°/ 69°

·                    Поперечное V крыла: −4,5°

·                    База шасси: 8,51 м

·                    Колея шасси: 3,31 м

·                    Масса пустого: 22300 кг

·                    Масса снаряжённого: 23700 кг

·                    Нормальная взлётная масса: 33500 кг

·                    Максимальная взлётная масса: 39700 кг

·                    Нормальная посадочная масса: 24500 кг

·                    Максимальная посадочная масса: 28000 кг

·                    Масса топлива во внутренних баках: 9800 кг

·                    Объём топливных баков: 11860 л

·                    Силовая установка: 2 × ТРДДФ АЛ-21Ф-З

·                                Бесфорсажная тяга: 2 × 7800 кгс (76,5 кН)

·                                Форсажная тяга: 2 × 11200 кгс (110 кН)

                                                            Лётные характеристики

·                    Максимальная скорость:  

·                                на высоте 200 м: 1320 км/ч (без подвесок)

·                                на большой высоте: 1600 км/ч (М=1,35)

·                    Скорость отрыва: 360—400 км/ч

·                    Посадочная скорость: 285—310 км/ч

·                    Боевой радиус: 560 км (на высоте 200 м с ПТБ и нормальной боевой нагрузкой)

·                    Перегоночная дальность: 2850 км (с ПТБ)

·                    Практический потолок: 11500 м

·                    Нагрузка на крыло: 607 кг/м² (при нормальной взлётной массе при χ=16°)

·                    Тяговооружённость: 0,67 / 0,56 (при нормальной/максимальной взлётной массе на форсаже)

·                    Длина разбега: 1150—1250 м (при нормальной взлётной массе)

·                    Длина пробега: 950—1000 м (при нормальной взлётной массе и с тормозным парашютом) 

·                    Максимальная эксплуатационная перегрузка: +6,5G

                                                                                    Вооружение

·                    Стрелково-пушечное: 1 х шестиствольная 23-мм пушка ГШ-6-23 с 500 сн.

·                    Боевая нагрузка: 7500 кг (максимальная), 8 узлов подвески вооружения

·                    Управляемые ракеты:  

·                                ракеты «воздух-воздух»: 2 × Р-60 (АА-8)

·                                ракеты «воздух-земля»:

·                                           4 × Х-25МЛ/МР или Х-23

·                                           3 × Х-29Л/Т или Х-59

·                                           6 × С-25Л

·                                           2 × Х-58

·                                                         Неуправляемые ракеты:  

·                                192 (6 × 32) × 57 мм С-5 в блоках УБ-32 или

·                                120 (6 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8М или

·                                30 (6 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13Л или

·                                4 × 240 мм С-24 или

·                                6 × 266 мм С-25

·                    Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты

·                                3 × 1500 кг (ФАБ-1500, КАБ-1500Л/ТК и т. д.) или

·                                7 × 500 кг (КАБ-500Л/КР, ЗБ-500) или

·                                10 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500) или

·                                30 или 16 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250) или

·                                38 × 100 кг (ОФАБ-100) или

·                                7 × контейнеров КМГУ-2

·                    Пушечные контейнеры: 3 × СППУ-6 с 23 мм пушкой ГШ-6-23 с 400 снарядами

·                    Подвесной контейнер «Фантасмагория» для целеуказания ракетам Х-58

                                                                         штурмовик СУ-25

                   Технические характеристики СУ-25

·                    Экипаж: 1 пилот

·                    Длина: 15,36 м (с ПВД)

·                    Размах крыла: 14,36 м

·                    Высота: 4,8 м

·                    Площадь крыла: 30,1 м²

·                    Коэффициент удлинения крыла:6

·                    Коэффициент сужения крыла:3,38

·                    Угол стреловидности по передней кромке: 20°

·                    Поперечное V крыла: −2,5°

·                    База шасси: 3,57 м

·                    Колея шасси: 2,51 м

·                    Масса пустого: 9315 кг

·                    Масса снаряжённого: 11 600 кг

·                    Нормальная взлётная масса: 14 600 кг

·                    Максимальная взлётная масса:17 600 кг

·                    Масса топлива во внутренних баках: 3000 кг

·                    Масса броневой защиты: 595 кг

·                                фонарь: 48,5 кг лобовое (бронестекло)

·                                кабина пилота: 424,9 кг

·                                топливная и масляная системы: 121,6 кг

·                    Масса протектора: 160 кг

·                    Силовая установка: 2 × ТРДР-95Ш

·                    Тяга: 2 × 4100 кгс (40,2 кН)

                                                             Лётные характеристики

·                    Максимальная скорость: 950 км/ч (с норм. боевой нагрузкой)

·                    Крейсерская скорость: 750 км/ч

·                    Посадочная скорость: 210 км/ч

·                    Практическая дальность: (с норм. боевой нагрузкой)

·                                на высоте:

·                                           без ПТБ: 640 км

·                                           с 2× ПТБ-800: 950 км

·                                           с 4× ПТБ-800: 1250 км

·                                у земли:

·                                           без ПТБ: 495 км

·                                           с 2× ПТБ-800: 620 км

·                                           с 4× ПТБ-800: 750 км

·                    Перегоночная дальность: 1950 км

·                    Практический потолок: 7000 м[* 2] [* 3]

·                    Максимальная высота боевого применения: 5000 м

·                    Радиус виража: 680 м (при норм. боевой нагрузке на 1500 м при 555 км/ч)

·                    Скороподъёмность: 60 м/с (у земли с нагрузкой 1000 кг)

·                    Нагрузка на крыло: 485 кг/м² (при норм. взлётной массе)

·                    Тяговооружённость: 0,56 / 0,466 (при норм./макс. взлётной массе)

·                    Длина разбега:  

·                                на бетонной ВПП: 550 м

·                                на грунтовой ВПП: 600 м

·                    Длина пробега: (без тормозного парашюта)

·                                на бетонной ВПП: 600 м

·                                на грунтовой ВПП: 700 м 

·                    Максимальная эксплуатационная перегрузка:

·                                с нормальной боевой нагрузкой: + 6,5g

·                                с максимальной боевой нагрузкой: + 5,2g

                                                                            Вооружение

·                    Стрелково-пушечное: двухствольная 30-мм пушка ГШ-30-2 с боезапасом 250 патронов

·                    Точки подвески: 10

·                    Боевая нагрузка:  

·                                нормальная: 1400 кг (4× ФАБ-250 + 2× Р-60 + боезапас пушки)

·                                максимальная: 4400 кг

·                    Управляемые ракеты:  

·                                ракеты «воздух-воздух»: 2 × Р-60 (АА-8)

·                                ракеты «воздух-поверхность»: 4 × Х-25МЛ или Х-25МЛП или С-25Л или 2 × Х-29Л

·                    Неуправляемые ракеты:  

·                                256 (8 × 32) × 57 мм С-5 в блоках УБ-32 или

·                                160 (8 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8 или

·                                40 (8 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13 или

·                                8 × 240 мм С-24 или 266 мм С-25

·                    Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты

·                                8 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500 и т. д.) или

·                                8 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250 и т. д.) или

·                                8 или 32 × 100 кг или

·                                8 × контейнеров КМГУ-2

·                    Стрелково-пушечные контейнеры: 4 × СППУ-22-1 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23 260 снарядов

                                                                         Авионика

·                    Лазерная станция подсвета: «Клен-ПС»

·                                Масса: 82 кг

·                                Точность измерения дальности: ± 5 м

·                                Угол отклонения лазера:

·                                           по высоте: −30°/+6°

·                                           по азимуту: ± 12°

·                    Спутниковая система навигации ГЛОНАСС (для Су-25СМ)[2]

Отдельного упоминания требует высокоманевренный многоцелевой истребитель нового поколения Су-27 — непревзойденный и ныне по своим летно-техническим характеристикам, звезда всех авиасалонов мира.

 

 

ТТХ Су-27 различных модификаций

 

проект (Т10-1)

Су-27П(С)

Су-27СК

Су-27СМ

Су-27УБ

Технические характеристики

Экипаж

1

2

Длина, м

18,5

21,935

Размах крыла, м

12,7

14,698

Высота, м

5,2

5,932

6,537

Площадь крыла, м²

48

62,04

Коэффициент удлинения крыла

3,38

3,5

Коэффициент сужения крыла

6,57

3,4

Угол стреловидности

45°

42°

База шасси, м

н/д

5,8

Колея шасси, м

1,8

4,34

Масса пустого, кг

н/д

16 300

16 870

н/д

17 500

Нормальная взлётная масса, кг

18 000

22 500

23 400

23 700

24 000

Максимальная взлётная масса, кг

21 000

30 000

33 000

30 500

Масса топлива, кг

н/д

9 400 / 5 240

9 400 / 6 120

Объём топлива, л

н/д

11 975 / 6 680

11 975 / 7 800

Силовая установка

2 × ТРДДФ АЛ-31Ф

Бесфорсажная тяга,
кгс (*10 Н)

н/д

2× 7 600

Форсажная тяга,
кгс (*10 Н)

2× 10 300

2× 12 500

Лётные характеристики

Максимальная скорость
на высоте 11000 м, км/ч

2 500 (М=2,35)

2 125 (М=2,0)

Максимальная скорость
у земли, км/ч

1 400

1 380

Посадочная скорость, км/ч

н/д

225—240

235—250

Скорость сваливания, км/ч

н/д

200

н/д

Радиус действия, км (у земли/на высоте)

н/д

440 / 1 680

н/д

Практическая дальность, км (у земли/на высоте)

800 / 2 400

1 400 / 3 900

1 370 / 3 680

н/д / 3 790

1 300 / 3 000

Практический потолок, м

22 500

18 500

18 000

17 250

Скороподъёмность, м/с

345

285—300

н/д

н/д

н/д

Длина разбега, м

300

650—700

700—800

650

750—800

Длина пробега, м

600

620—700

620

650—700

Нагрузка на крыло, кг/м²

375

н/д

Тяговооружённость

1,12

1,2

н/д

Минимальный радиус виража, м

н/д

450

н/д

Максимальная эксплуатационнаяперегрузка

+ 9 g

Вооружение

Стрелково-пушечное

1 × 30 мм пушкаАО-17А

1 × 30 мм пушка ГШ-30-1

Боекомплект, сн.

250

150

Узлов подвески вооружения

8

10

12

10

Боевая нагрузка, кг

н/д

6 000

8 000

4 000

Ракеты «воздух-воздух»

2 × К-25 и 6 × К-60

6 × Р-27 и 4 × Р-73

8 × Р-27 или
8 × Р-77 и
4-6 × Р-73

6 × Р-27 и 4 ×Р-73

Ракеты «воздух-поверхность»

нет

6 × Х-29 или
6 × Х-31 или
2 × Х-59

нет

НАР

н/д

80 × С-8 или 20 × С-13 или 4 × С-25

Авиабомбы

н/д

8 × 500 кг или
31 × 250 кг или
38 × 100 кг

8 × 500 кгили
31 × 250 кгили
38 × 100 кгили
6 × КАБ-500или
3 × КАБ-1500

10 × 500 кг или
31 × 250 кг или
50 × 100 кг

Авионика

РЛС

Сапфир-23МР

РЛПК-27

Диаметр антенны, мм

н/д

975

н/д

975

Дальность обнаружения
воздушной цели, км

40—70 / 20—40

80—100 / 30—40

н/д

80—100 / 30—40

Количество одновременно
сопровождаемых целей

н/д

10

н/д

10

Количество одновременно
атакуемых целей

н/д

1

2

н/д

1

ОЭС

+

ОЭПС-27

Дальность обнаружения
воздушной цели, км

н/д

15 / 50

Зона обзора по высоте

н/д

−15°/+60°

Зона обзора по азимуту

н/д

±60°

Нашлемная система целеуказания

+

«Щель-3УМ»

Выдающийся авиаконструктор и организатор, доктор технических наук, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий Павел Осипович Сухой 33 года возглавлял коллектив ОКБ, под его руководством были созданы выдающиеся образцы авиационной техники, известные во всем мире.            

Павел Осипович Сухой скончался 15 сентября 1975 года.

Авиаконструктор О.К. Антонов так оценивал Сухого: «Все генеральные авиаконструкторы, несомненно, высокообразованные люди, а Павел Осипович Сухой в науке был все-таки выше всех нас, хотя и не имел звания академика. Я не отступлю от истины, если назову Павла Осиповича квинтэссенцией нашей авиации».

                                  Самолеты П.О. Сухого

Истребители и истребители-перехватчики

Бомбардировщики и штурмовики

Разведчики

Учебные

Экспериментальные

Су-1 – 1 экз.

Су-2 – 912 экз.

Су-12 – 1 экз.

Су-26 – более 120 экз.

Су-5 – 1 экз.

Су-3 – 1 экз.

ШБ – 1 экз.

 

 

Су-7 – 1 экз.

Су-9 (1946) – 1 экз.

Су-4 – 1 экз.

 

 

Т-4 – 4 экз.

Су-11 (1947) – 1 экз.

Су-6 – 10 экз.

 

 

П-42 – 2 экз.

Су-15 (1949) – 1 экз.

Су-8 – 1 экз.

 

 

Су-37 – 2 экз.

Су-17 (1949) – 1 экз.

Су-10 – 1 экз.

 

 

Су-47 – 1 экз.

Су-7 – 108 экз.

Су-7Б – 1874 экз.

 

 

 

Су-9 – 1150 экз.

Су-17 – 2867 экз.

 

 

 

Су-11 – 108 экз.

Су-24 – 1400 экз.

 

 

 

Су-15 – 1300 экз.

Су-25 – 1320 экз.

 

 

 

Су-27 – более 800 экз.

Су-34 – более 55 экз.

 

 

 

Су-30 – 465 экз.

Су-39 – 4 экз.

 

 

 

Су-33 – 35 экз.

 

 

 

 

Су-35 – более 30 экз.

 

 

 

 

Т-50 – 7 экз.

 

 

 

 

 

                                                могила П.О. Сухого на Новодевичьем кладбище в Москве

                                                               бюст П.О. Сухого в г. Глубокое

 

                        мемориальная доска на доме в Москве

                                                                          у здания МГТУ в Москве

                                                                          музей П.О. Сухого в г. Глубокое

                                                               памятник П.О. Сухого в г. Лунинец