М.К. Янгель. ЧастьII

    

                            Михаил Кузьмич Янгель.  Часть II

2 февраля 1961 года состоялся первый пуск межконтинентальной стратегической ракеты Р-16.

     

 

                                                           Тактико-технические характеристики ракеты Р-16

Организация-разработчик

ОКБ-586

Изготовитель

завод № 586 (г. Днепропетровск)

Летные испытания

24 октября 1960 г.-декабрь 1961 г.

Постановка на дежурство

1 ноября 1961 г.

Принята на вооружение

20 октября 1961 г.
 

Количество ступеней

2

Топливо

хранимое жидкое

Тип пусковой установки

Р-16 наземная ПУ;
Р-16У наземная ПУ, шахтная ПУ "Шексна" с газодинамическим стартом

Количество и мощность боевых блоков

1 х5 Мт; два варианта-1хЗ Мт или 1хб MTd

Масса головной части / забрасываемый вес

1475-2175 кг

Максимальная дальность

11000-13000 км

Система управления

автономная инерциальная

Точность

КВО 2.7 км; ПО 10 км (соотв. КВО 4.3 км)

Стартовая масса 
 

140.6 т

Масса топлива

130т

Окислитель

АК-27И

Горючее

НДМГ

Тяга ДУ (ур. моря/вакуум)

2554 / 3040 кН (первая ступень),
751.5 / 949 кН (вторая ступень)

Удельный импульс (ур. моря/вакуум)

2420 / 2840 м/с (первая ступень), 
2370 / 2870 м/с (вторая ступень)

Время подготовки к пуску

 

от нескольких часов до нескольких десятков минут в зависимости от степени готовности

               

Количество ступеней

 2

Длина

 30,44 — 34,3 м

Диаметр

 3 м

Стартовая масса

 140,6-141,2 т

Забрасываемый вес

 1475-2200 кг

Вид топлива

 жидкое, Несимметричный диметилгидразин/ингибированная   азотная кислота

Максимальная дальность

10 500-13 000 км

Точность, КВО

 2,7 км

Тип головной части

 моноблочная

Количество боевых блоков

 1

Мощность заряда

 3-6 Мт

Система управления

 инерциальная

Способ базирования

  шахтный

Базирование первого поколения стратегических ракет было наземным – сказалась необходимость создания в кратчайшие сроки "ракетно-ядерного щита". Этот "щит" стал главным аргументом советских политиков. В какой-то момент и "наверху" поняли: "щит", о котором столько говорилось с высоких трибун, не более чем миф. "Щита" как не было, так и нет. Сама ракета, даже стратегическая, – еще не "щит". При всей своей грозной силе она беззащитна, как ребенок.

В узком кругу Хрущев любил рассказывать, как у него, бывшего шахтера, возникла "шахтная" идея. К этой теме он возвращается и в своих воспоминаниях: "У меня возникла идея поставить ракету в шахту... Она находилась бы в закрытом состоянии, с крышей. Уже одно это улучшает, сохраняет (ракету) при любой погоде... Для разрушения (шахты) потребовалось бы только прямое попадание. А это маловероятно".
Ракетостроителям была поставлена задача: создать шахтные пусковые установки. Первыми "новоселами" ШПУ стали стратегические ракеты среднего радиуса действия Р-12 и Р-14.

 

Тактико-технические характеристики ракеты Р-14 SS-5

Максимальная дальность стрельбы, км

4500

Сухая масса ракеты без ГЧ, т

5,2

Стартовая масса, т

86,0

Масса полезной нагрузки, кг

1,5

Длина ракеты, м

24,3

Диаметр ракеты, м

2,4

Количество ступеней

1

Мощность ядерного заряда лёгкого/тяжёлого, мт

1/2,3

 

 

Вскоре шахтную "прописку" получили межконтинентальные баллистические ракеты Р-16 Главного конструктора М. Янгеля и Р-9А Главного конструктора С. Королева.

Шахта ракеты стратегического назначения: 1  оголовок ШПУ;  2  крыша ШПУ;  3  платформа обслуживания;  4 ПАД системы открывания ШПУ;  5 опорный стол;  6 система амортизации;  7 крышка лифтового колодца;  8  ракета ;  9 лифт ;  10 тяги.

Летные испытания, учебные пуски подтвердили преимущества янгелевских ракет, они и стали основой Ракетных войск стратегического назначения. С этого момента Янгель стал не просто Главным конструктором ОКБ №586, он стал Главным самого важного – стратегического направления в обороне страны.

Приняв на себя всю тяжесть создания боевых ракетных комплексов, Янгель в известной степени "помог" Королеву сосредоточиться на исследованиях космического пространства. Прорыв в космос королевской "семерки" определил основные направления развития космонавтики, дал первые, весьма важные научные результаты, но вместе с тем и показал - исследования космоса требуют и космических затрат. Встал вопрос: нельзя ли удешевить космические программы, сделать исследования космоса более доступными, а значит, и более эффективными, разнообразными?
Янгель пришел к простой и, по сути, гениальной мысли: свои боевые ракетные комплексы доработать таким образом, чтобы их использовать в качестве космических носителей. На базе боевых ракет были созданы космические носители "Космос-1", "Интеркосмос", "Циклон-2", "Циклон-3".

Параллельно с ними создавались и космические аппараты самого широкого профиля, отличительной особенностью днепровских спутников стала унификация.
Дальнейшим развитием космического направления янгелевского КБ стала ракета Р-56 – мощный "космический грузовик", предназначавшийся для полетов на Луну и исследований ближайших планет Солнечной системы. Примерно такие же проекты разрабатывали С. Королев и В. Челомей.

Все понимали, что три практически одинаковые ракеты для одной программы являются непозволительной роскошью. Челомей сумел убедить Хрущева, что его "лунный проект" можно реализовать всего за три года. Ни Королев, ни Янгель таких сроков не гарантировали и... поплатились за свою честность: работы по Н-1 Королева и Р-56 Янгеля были прекращены. Вскоре стала очевидна несостоятельность челомеевского проекта, но время и средства ушли безвозвратно. Королев возобновил работы по Н-1.

                                                                                                       Н-1

В помощь ему Янгель занялся так называемым блоком "Е" для посадки космонавта на Луну и возвращения в орбитальный корабль. Лунный блок создали, он прошел наземную отработку, был испытан в космосе, но до советской лунной экспедиции дело не дошло: после смерти С. Королева его преемники так и не научили летать суперракету Н-1...

Несмотря на то, что космос прочно вошел в жизнь днепровцев, главной задачей по-прежнему оставалась "оборонка" – Янгель продолжал нести свой нелегкий крест. В начале шестидесятых годов был разработан проект малогабаритной ракеты в транспортно-пусковом контейнере: баллистическая ракета "упаковывалась", как младенец в люльке. Проект оказался настолько смелым, а сам "младенец" таким вундеркиндом, что в их реальность сразу не поверили. Лишь в конце шестидесятых возобновили работы по малогабаритной ракете и после успешных испытаний приняли ее на вооружение. 
Отдельно надо сказать о создании ракеты Р-36 – самой мощной боевой ракеты в мире.

 

 

 

 

   

Позже ее оснастили дополнительной ступенью, и на свет появилась действительно невиданная по силе и эффективности боевая ракета, получившая название орбитальной. Новая ракета Янгеля могла поразить любую точку, где находились ракеты противника. Траектории полета орбитальной ракеты выбирались таким образом, что перехватить ее по тем временам было невозможно, поскольку она могла прилететь с той стороны, где не были предусмотрены системы противоракетной обороны.
Жидкостные ракеты первых двух поколений находились в заправленном состоянии всего несколько месяцев. Когда в 1963 году на ракетах тяжелого класса "Титан-2" появились признаки утечки топлива, американцы перешли к созданию ракет на твердом топливе. Такую роскошь мы позволить себе не могли: тогда еще были недостаточно разработаны двигатели. Выход был найден в так называемой "ампулизации" жидкостных ракет. Как показали расчеты и опыт, такие ракеты с топливом в ампулах могли находиться в заправленном состоянии и пять, и десять, и более двадцати лет.
К созданию ракет на твердом топливе Янгель подходил осторожно, взвешивая каждый шаг. Одну из новых баллистических ракет сделали комбинированной: первая ступень работала на твердом топливе, вторая – на жидком Решение не из лучших, но в целом новая ракета обладала рядом ценных новшеств и пионерских решений. Это был первый подвижный ракетный комплекс РТ-20П.

                                                                                      ТТХ  РТ-20П 

Индекс комплекса 15П699 
Индекс ракеты 8К99 
Индекс ПУ 15У21 
Код НАТО SS-Х-15 Scrooge 
Основные ТТХ комплекса 
Дальность стрельбы, км 11000 (лёгкая ГЧ) 7000-8000 (тяжёлая ГЧ) 
Точность стрельбы (КВО), км 4 
Боеготовность: 
— постоянная, мин - 10
— повышенная, мин - 3
Условия боевого применения любые метеоусловия, при температурах от −40 °C до +50 °C и скорости ветра до 25 м/с 
Тип старта миномётный из ТПК 
Периодичность смены позиции 2-4 раза в месяц 
Гарантийный срок нахождения на боевом 
дежурстве при регламенте 1 раз в год, лет 5-7 
                             Данные ракеты

Стартовый вес, тс 30,9 

Вес ТПК с заправленной ракетой 
(с лёгкой ГЧ), тс 38,8 
Количество ступеней 2 
Система управления инерциальная, автономная 
с гироприборами на воздушном подвесе 
Коэффициент энерговесового совершенства 
с лёгким ББ Gгч/Go, кгс/тс 18 
Боевое оснащение 
Тип головной части моноблочная с лёгким ББ моноблочная с тяжёлым ББ 
Вес головной части, кгс 545 1410 
Мощность ядерного заряда 0,4 Мт 1 Мт 
КСП ПРО Лёгкие ложные цели 
Средства иcкажения радиолокационных характеристик боевого блока 
Диаметр ГЧ у основания, м 1,06 
Габаритные размеры ТПК и ракеты 
Длина ракеты, м 17,48 17,8 
Длина ракеты без ГЧ, м 16,2 
Диаметр ракеты, м 1,6 
Длина ТПК, м 18,9 
Диаметр ТПК, м 2 
Параметры ступеней: 1-я ступень 2-я ступень — 8К94 
Вид топлива твёрдое смесевое жидкое, АТ (АК-27П) + НДМГ 
Длина ступени, м 9,8 (с переходным отсеком) 8,4 
Диаметр ступени, м 1,6 
Тип ДУ четырёхсопловый РДТТ 15Д15 
с вкладным зарядом 
и ПРД конечной ступени однокамерный ЖРД 15Д12 (РД-857) 
с дожиганием восстановительного 
генераторного газа в КС 
Тяга (на земле/в пустоте), тс 61/70 /14 
Тяга в режиме конечной ступени, тс 0,7 - 
Удельный импульс (на земле/в пустоте), с 231/265 /327,5 
Время работы, с 65 215[3] 
Масса основного заряда, т 17,2 - 
Масса снаряжённого РДТТ, т 20 - 
Масса сухого двигателя, кг 2,450 185 
Вес заправленной ступени, тс - 10,4 
Поперечный размер двигателя, м - 0,93 
Длина двигателя, м 6,12 2,1
Соотношение окислителя к топливу - 2,6 
Давление в камере, бар 127,5 
Органы управления 4 поворотных сопла вдув генераторного газа 
в закритическую часть сопла 
и сопла крена 
Пусковая установка 15У21 Транспортно-установочный агрегат 
Заводской индекс СМ-СП21 
Разработчик агрегата КБСМ, Б. Г. Бочков 
Базовое шасси Объект «821» (на базе танка Т-10М) Объект «820» (на базе танка Т-10М) 
Разработчик шасси КБ-3 ЛКЗ, Ж. Я. Котин 
Масса, т 62,2 78,9 
Длина с ТПК, м 20 
Высота, м 3,15 
Ширина, м 4,4 
Скорость движения, км/ч: 
— по шоссе - 40
— по бездорожью - 15
Запас хода, км: 
— по ресурсу шасси Т-10М - 15000
— по ресурсу гусениц - 2500
— по топливу - 250
История 
Разработчик ОКБ-586 (КБ «Южное») 
Конструктор Янгель М. К. 

Главным конструктором самоходной пусковой установки на гусеничном ходу был создатель знаменитых тяжелых танков КВ и ИС, многих самоходных артиллерийских установок Жозэф Котин. Новинкой подвижного комплекса стал транспортно-пусковой контейнер, прямо из которого стартовала ракета. Тогда же был применен и так называемый "минометный старт": межконтинентальная ракета вылетала из контейнера, как пробка из бутылки шампанского, а ее двигатели запускались уже в полете. Этот комплекс предвосхитил появление других подвижных комплексов, в частности железнодорожного.

 

Последней работой М. Янгеля стали стратегические комплексы SS-17 и SS-18. В самом начале разработки разразился настоящий дискуссионный ураган – у этого проекта была масса противников. Среди многих ученых и Главных конструкторов первым оппонентом, как всегда, был Генеральный конструктор академик В. Челомей: "Я сниму шляпу, если ракета полетит". (Ракета полетела, но Челомей забыл о своем обещании.) Челомей не был одинок. Даже давний соратник Янгеля, Главный конструктор шахтных пусковых установок Е. Рудяк, и тот доказывал несостоятельность проекта: "Подбросить, как яблоко, жидкостную махину весом более двухсот тонн – это чистейший абсурд". Янгель этот "абсурд" претворил в реальность. Правда, ему пришлось расстаться с отдельными скептиками, в том числе и с прекрасным конструктором Е. Рудяком. "Я не знал, что Янгель способен творить чудеса, – впоследствии чистосердечно признался Евгений Георгиевич. – Никогда не предполагал, что этот человек, перенесший три инфаркта, обладает такой силой и мужеством, когда отстаивает новое в технике".
На небольшом столике в музее Янгеля, открытом на его родине в Восточной Сибири, лежит искусно ограненная плита уральской яшмы, воспроизводящая просторы огромной страны. Ее прикрыл чеканный щит, поверх которого плашмя положен меч. На лезвии меча, словно на боевом дежурстве, застыли стратегические ракеты. Это тот самый ЩИТ, тот самый МЕЧ, который создавался в трудные годы "холодной войны". Едва заметная, коротенькая надпись: "Дорогому Михаилу Кузьмичу Янгелю от коллектива конструкторского бюро. 25 октября 1971 года"...

 

 

 

  

                                                                                                      Награды

За заслуги в развитии ракетно-космической техники М.К. Янгель дважды был удостоен звания Героя Социалистического труда (1959, 1961), награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, многими медалями СССР. Ему присуждены Ленинская (1960) и Государственная премии (1967), премия и золотая медаль им. С. П. Королёва АН СССР ( 1970 ). Он был депутатом трех партийных съездов, на XXIII и ХХ IV съездах КПСС избирался кандидатом в члены ЦК. Янгель был также депутатом VII и VIII созывов Верховного Совета.

Жена, Ирина Викторовна, профессор Московского авиационного института, доктор технических наук, воспитала сотни авиационных специалистов, у нее учились космонавты В. Волков и В. Севастьянов, она автор учебников по динамике полета летательных аппаратов.

М.К. Янгеля не стало в день его 60-летия, 25 октября 1971 года. Сердце известного ученого, конструктора остановилось в тот момент, когда он принимал поздравления от коллег, друзей, родных и близких в честь своего юбилея. Похоронен в г. Москве на Новодевичьем кладбище (5 уч. 24 ряд).

Именем Янгеля названа школа в Березняках в Сибири. Имя академика Янгеля носит теплоход, спущенный на море 28 марта 1972 года. Этот сухогруз построен в рекордно короткий срок - за три месяца 10 дней. В построении океанского гиганта принимал участие весь многотысячный коллектив судостроителей г. Херсона. В Москве в новом районе Чертаново одна из улиц названа именем академика Янгеля. На Памире есть пик, носящий название Пик им. Янгеля. 

Теплоход Академик Янгель, построен Херсонским судостроительным заводом за 3 месяца, спущен на воду 28 марта 1972г.