О.К. Антонов. Часть II

 

                               

                                       О.К. Антонов.  Часть II

На долгие годы характерной особенностью самолётов О.К. Антонова стала конструктивная схема высокоплана с расположенными на крыле двигателями.

По заданию правительства в начале 50-х годов КБ приступило к разработке военно-транспортного самолёта, предназначенного для перевооружения советской авиации более грузоподъёмными и скоростными машинами. Таким самолётом стал, созданный в 1955 году Ан-8 - первый турбовинтовой транспортный самолёт. Он мог перевозить 8 тонн груза со скоростью до 600км/ч. Вместительный фюзеляж, высоко расположенное крыло, шасси в подфюзеляжных обтекателях и, наконец, большой грузовой люк в поднятой хвостовой части фюзеляжа - резко отличал Ан-8 от других самолётов того времени.

                                                              Тактико-технические характеристики Ан-8

Экипаж, чел.

6

Двигатель, тип х кол, название

ТВДх2, АИ-20Д

Тяга, э.л.с.

5180

Размах крыла, м / площадь крыла, м2

37,0 / 117,2

Длина самолета / высота самолета, м

30,74 / н/д

Масса: максимальная взлетная / пустого, кг

38 000 / 24 000

Полезной нагрузки, кг

11000

Максимальная скорость на высоте /
крейсерская, км/ч

560 / 500

Практический потолок, м

9600

Максимальная дальность, км

3900

Вооружение

АМ-23, 2x23

Однако за каждой линией необычных очертаний пряталась целесообразность конструктивных решений. Одновременно самолёты похожей схемы появились и в США. Сейчас эта схема признана классической для всех грузовых самолётов.

В 1957 году построили первый турбовинтовой четырёхдвигательный пассажирский самолёт Ан-10 и более мощный, по сравнению с Ан-8, транспортный самолёт Ан-12. Фюзеляжи, крылья, шасси, силовые установки, горизонтальное оперение, много узлов и деталей обоих самолётов были идентичными и взаимозаменяемыми. Отличались машины в основном только хвостовой частью фюзеляжа и прочностью пола. Хочу отметить, что аналогичный Ан-10 самолёт “Электра” американская фирма Локхид создавала 28 месяцев. У Олега Константиновича на машину ушло 15 месяцев. Срок рекордный. Но не только этим она привлекла к себе внимание специалистов. При средних размерах Ан-10 имел большую грузоподъёмность и взлетал из грунтовых аэродромов.

Кстати, такую особенность имеют все без исключения антоновские самолёты с турбовинтовыми двигателями. В этом они не имеют себе равных. “Десятку” заметили не только в СССР. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе она была удостоена большой Золотой медали и диплома.

Ещё в начале эксплуатации Ан-10 проложил дальние трассы - в США, Индию и другие страны, совершил много уникальных полётов. Один из них, в июне 1960 года, провёл Герой Советского Союза Ю.В. Курлин. Он летел на одном двигателе с тремя выключенными двигателями 45 минут. А в 1961 году самолёт по замкнутому маршруту показал скорость 730 км/ч, установив мировой рекорд для своего класса.

                                                        Тактико-технические характеристики Ан-10

Экипаж, число пассажиров, чел.
 

5, 85

Двигатель, тип х кол, название
 

ТВДх4, АИ-20

Тяга, э.л.с.

4000

Размах крыла, м / площадь крыла, м2
 

38,0 / 121,73

Длина самолета / высота самолета, м
 

34,0 / н/д

Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
 

51 500 / 30 670

Полезной нагрузки, кг

13 500

Максимальная скорость на высоте / у земли, км/ч
 

655 / 520

Практический потолок, м

9500

Максимальная дальность, км

2859

 
Что же касается Ан-12, то он на долгие годы стал основным транспортным самолётом СССР. Всего построено 1263 машины, из них 183 поставили в 14 стран. Вариант Ан-12 выпускался серийно в Китае (667 единиц). Ан-12 имел около сорока модификаций военного и гражданского назначения.

                                                   Летно-технические характеристики Ан-12:
Габаритные размеры: длина — 33,109 м, высота — 10,525 м, размах крыла — 38,015 м, площадь крыла — 121,7 кв. м. 
Размеры грузовой кабины (ДхШхВ) — 13,5х3,5х2,6 м.
Силовая установка — 4 турбовинтовых двигателя АИ-20М мощностью 4х4250 л.с.
Максимальная скорость полета — 660 км/ч.
Крейсерская скорость — 570 км/ч. 
Масса пустого самолета — 28 тонн.
Масса максимальная взлетная — 61 тонна.
Максимальная коммерческая нагрузка — 21 тонна.
Пассажировместимость — 90 солдат или 60 парашютистов. 
Практическая дальность полета — 5700 км.
Практический потолок — до 8600 м.
Экипаж — 5-6 человек.
Вооружение: 2х23-мм пушки НР-23 (350 снарядов на ствол).

Когда Олег Константинович Антонов в январе 1958 года приступил к созданию Ан-24,ему было необходимо спроектировать самолёт, совмещавший в себе способность садиться на посредственные аэродромы с комфортом современных лайнеров и ещё много других качеств, которые должен был иметь самолёт межобластных линий. Достигнуть этого можно было лишь благодаря высоким аэродинамическим качествам, малому весу, запасу прочности машины. На одном из “военных советов” КБ по предложению главного технолога Г.Г. Кантера решили дать “отставку” традиционным в авиации заклёпкам и обратить внимание на склеивание и сварку. Но перед тем, как новая техника получила право на жизнь, ряд специалистов высказали сомнения в её надёжности, звучали заявления, что нельзя рисковать. Поэтому панели и детали самолёта, соединённые клеем, испытывались особенно тщательно. Экспериментаторы подвергали их большим нагрузкам и доводили до разрушения. Но, как оказалось, разрывы образовывались не на месте склеивания, а совсем в других местах. Для создания ещё большего запаса прочности, кроме клея, применили и точечную сварку. Общеизвестно: алюминиевые сплавы свариваются плохо. Но учёные Института электросварки имени Патона Академии наук Украины научили дюралевые детали свариваться.

Известные достижения киевских авиастроителей и учёных получили признание во всём мире. В октябре 1959 года экипаж лётчика-испытателя Г.И. Лысенка поднял в воздух первый пассажирский Ан-24.

Одной из самых ценных особенностей Ан-24 была способность продолжать взлёт с одним остановленным двигателем и набирать высоту до трёх тысяч метров. Также он мог хорошо планировать. В 1963 году инструктор Кировоградской школы высшей лётной подготовки Арам Богдасаров подтвердил это. В тот день они с курсантом летели на высоте трёх тысяч метров. По программе полёта пилот выключил один из двигателей - все шло нормально. Но курсант, вместо того, чтобы запустить первый двигатель, выключил второй. Богдасаров пошёл к аэродрому с остановленными двигателями, преодолевая тридцатикилометровое расстояние. На это он потратил несколько минут, причём лётчик успешно приземлился, не повредив самолёт. Известный авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев назвал Ан-24 самым современным на то время образцом мирового значения для машин своего класса. Эти 50-местные машины с двумя турбовинтовыми двигателями конструкции А.Г. Ивченка обеспечивали значительное увеличение объёма и сокращение времени перевозок. Ан-24 оказался одним из наиболее экономичных, высокорентабельных среди пассажирских и транспортных самолётов страны 60-70-х годов.

                                                              Тактико-технические характеристики Ан-24

Экипаж, число пассажиров, чел.

3, 32

Двигатель, тип х кол, название

ТВДх2, АИ-24

Тяга, эл.с.

2550

Размах крыла, м / площадь крыла, м2

29,2 / 74,9

Длина самолета, м

23,5

Масса: максимальная взлетная / пустого, кг

21 000 / 13 750

Полезной нагрузки, кг

4000

Максимальная скорость на высоте / крейсерская, км/ч

475 / 450

Практический потолок, м

9000

Максимальная дальность, км

2000

Учитывая достоинства конструктивной схемы Ан-24, доработав его фюзеляж установлением оригинального грузолюка с рампой, откидывающейся под фюзеляж, установив в гондоле третий двигатель, Антонов в 1969 году создал мобильный транспортный самолёт Ан-26.

  

           Технические характеристики самолета Ан-26-100

·                     Первый полет: 21 мая 1969 года

·                     Годы серийного производства: c 1969 г. по 1986 г.

·                     Длина: 23,80 м.

·                     Высота: 8,58  м.

·                     Вес пустого: 15020 кг.

·                     Площадь крыла: 74,98  кв.м.

·                     Размах крыла: 29,20 м.

·                     Крейсерская скорость: 440 км./ч.

·                     Максимальная скорость: 540 км./ч.

·                     Скорость сваливания: 260-280 км/ч

·                     Потолок:  7500 м.

·                     Радиус действия самолета: 1100  км.

·                     Дальность полета: 2600 км.

·                     Длина разбега: 870 м.

·                     Длина пробега:  650 м.

·                     Грузоподъемность: 5550  кг.

·                     Двигатели: 2  турбовинтовых двигателя АИ-24ВТ

·                     Экипаж:  5 человек

·                     Количество пассажирских мест: 35-43  мест

Рассказ о деятельности О.К. Антонова можно продолжить несколькими словами о самолёте Ан-14 “Пчёлка”, совершившего первый полёт в 1958 году. Для машины характерные короткий разбег и пробег, нетребовательность к поверхности грунтовых аэродромов, оснащение современным пилотажным оборудованием, простота пилотирования. Самолёт восьмиместный и может использоваться в разных вариантах. Интересно, что во время демонстрации Ан-14 Министру обороны Р.Я. Малиновскому на бывшем Центральном аэродроме пассажирами в одном из полётов были маршал Советского Союза С.С. Бирюзов и маршал авиации С.И. Руденко, которым эта машина очень понравилась.

 

Модификация

  Ан-14А

Размах крыла, м

  21.99

Длина самолета,м

  11.36

Высота самолета,м

  4.63

Площадь крыла,м2

  39.72

Масса, кг

 

  пустого самолета

  2600

  нормальная взлетная

  3450

  максимальная взлетная

  3630

Внутреннее топливо, л

  383

Тип двигателя

  2 ПД Прогресс (Ивченко) АИ-14РФ

Мощность, л.с.

  2 х 300

Максимальная скорость, км/ч

  222

Крейсерская скорость, км/ч

  175

Перегоночная дальность, км

  680

Практическая дальность, км

  470

Практический потолок, м

  5000

Экипаж, чел

  1 + 1

Полезная нагрузка:

  6-7 пассажиров или 720 кг груза

965 год в деятельности Олега Константиновича Антонова отмечен появлением самолёта Ан-2М (модификации Ан-2). От Ан-2 он отличался установлением новой сельскохозяйственной аппаратуры, увеличенным баком для химикатов и переоборудованной на одного пилота кабиной экипажа с отдельной дверью для входа. На базе Ан-2М в 1980 году Антонов разработал более совершенный сельскохозяйственный самолёт Ан-3.Основным его отличием стало применение вместо поршневого двигателя АШ-62ИР более лёгкого и мощного турбовинтового двигателя ТВД-20. В начале 1973 года на испытательную станцию Киевского авиазавода выкатили ещё один “Ан”. Он был похож на Ан-24, только носовая часть фюзеляжа сверкала большим количеством стекла и чуть “потолстела” в месте пилотской кабины. Это начиналась жизнь первой в истории отечественного авиастроения машины Ан-30, сконструированной для аэрофотосъёмки.

Модификация

  Ан-30А

Размах крыла, м

  29.20

Длина самолета,м

  24.26

Высота самолета,м

  8.32

Площадь крыла,м2

  72.46

Масса, кг

 

  пустого самолета

  15590

  нормальная взлетная

  20300

  максимальная взлетная

  23000

  топлива

  4820

Тип двигателя

  2 ТВД Прогресс АИ-24ВТ + 1 ТРД Союз РУ-19А-300

Мощность, л.с.

  2 х 2817 + 1х7.65 кН

Максимальная скорость, км/ч

  540

Крейсерская скорость, км/ч

  476

Практическая дальность, км

  2600

Продолжительность полета, ч

  6.6

Практический потолок, м

  8000

Экипаж, чел

  7

Своим рождением “Аны” обязаны не прихоти конструктора, а потребностям жизни. Всё семейство “Анов” - это труженики. Отличием антоновских машин являются высокие лётно-посадочные характеристики и приспособленность к грунтовым аэродромам. В октябре 1960 года О.К. Антонов получил новое задание: проектирование самолёта-гиганта Ан-22.

Этот первый в мире широкофюзеляжный воздушный корабль, предназначенный для дальних перевозок тяжёлых крупногабаритных грузов и техники общим весом до 60 тонн, не имел на то время аналогов в мире. Небывалые размеры его основных узлов и деталей требовали, чтобы авиастроители применяли много технологических новшеств, в частности сложные по конфигурации узлы штамповались на мощном прессе с усилием 75 тысяч тонн. Но особенно много хлопот доставило конструирование. В брюхе самолёта-гиганта предусматривался люк, который в открытом состоянии образовывал “пасть” в 67 квадратных метров для десантирования по воздуху на парашютах техники и разных грузов. В полёте на этот участок фюзеляжа должно действовать огромное давление, значит, нужно было надёжно закрепить его. Олегу Константиновичу немало поломать голову над схемой хвостового оперения. Идею высокого киля с горизонтальным оперением сверху Антонов отбросил сразу. Сам он объяснил почему: “При всей ясности и привлекательности этой схемы, рекомендованной аэродинамики, принять её было невозможно - высокое вертикальное оперение скрутило бы, как бумажный пакет, фюзеляж самолёта с огромным вырезом для грузового люка”. В тяжёлых раздумьях тянулись дни, а задание оставалось нерешённым. О том, как всё-таки был найден выход, Олег Константинович впоследствии вспоминал: “Как-то, проснувшись ночью, я начал по привычке думать о главном, о том, что больше всего заботило и волновало. Если половинки вертикального оперения, размещённые на горизонтальном оперении, вызывают своим весом флаттер, то необходимо разместить вертикальное оперение так, чтобы его вес из отрицательного фактора превратился в положительный. Значит, нужно больше высунуть их и разместить впереди оси жёсткости горизонтального оперения. Как просто! Я быстро протянул руку к журнальному столику, нашёл карандаш, записную книжку и в полной темноте начертил найденную схему. Почувствовал большое облегчение, сразу крепко заснул”.

Двадцать восьмого февраля 1965 года самолёт Ан-22 “Антей”, пилотированный экипажем Юрия Курлина, совершил первый полёт, а уже в мае того же года он демонстрировался на Всемирной авиационной выставке в Париже.

Невозможно описать восхищение, вызванное этой новинкой на выставке, тем более, что прилёт “Антея” стал полной неожиданностью. В большом фюзеляже Ан-22 устроили пресс-конференцию с показом кинокартины об этом самолёте, и Олег Константинович Антонов отвечал на многочисленные вопросы. Французская газета “Юманитэ” под рубрикой “Всемирная сенсация” писала: “Он прекрасен, этот гигант! На аэродроме среди зрителей находился человек, имя которого делает честь его стране и истории авиации... Это Олег Антонов”.

 

Вернувшись домой, “Антей” порадовал всех новыми победами. 26 октября 1967 года Иван Егорович Давыдов поднял на Ан-22 на высоту 7800 метров груз в 100,4 тонны. Одновременно было побито 14 мировых рекордов. В феврале 1972-го Марина Лаврентьевна Попович, лётчик-испытатель, кандидат технических наук, стала первой в мире женщиной, пилотировавшей такую гигантскую машину. При этом Ан-22 установил десять новых мировых рекордов скорости с большой нагрузкой.

     

Модификация

  Ан-22

Размах крыла, м

  64.40

Длина самолета,м

  57.92

Высота самолета,м

  12.53

Площадь крыла,м2

  345.0

Масса, кг

 

  пустого самолета

  114000

  нормальная взлетная

  225000

  максимальная взлетная

  250000

Внутреннее топливо, кг

  43000

Тип двигателя

  4 ТВД ККБМ (Кузнецов) НК-12МА

Мощность, э.л.с.

  4 х 15000

Максимальная скорость, км/ч

  760

Крейсерская скорость, км/ч

  560

Практическая дальность, км

  10950

Дальность действия, км

  5250

Практический потолок, м

  7500

Экипаж, чел

  5-6

Полезная нагрузка:

  290 солдат или 150 парашютистов или 4 ед.тяжелой техники или 60000-80000 кг груза

Время полностью подтвердило правильность заложенных в “Антее” концепций, а опыт его эксплуатации понадобился при создании гигантов Ан-124 и Ан-225. Накопленный фундаментальный опыт постройки самолётов, успешно выполненные лабораторные испытания новых материалов и аэродинамические исследования стреловидных крыльев с новой мощной механизацией, достижения современной радиоэлектроники позволили О.К. Антонову начать работы над созданием скоростных транспортных самолётов с высокими взлётно-посадочными характеристиками.

Появление Ан-72 с двумя двигателями Д-36 конструкции В.А. Лотарёва подтвердило, что Антонов вместе со своим КБ успешно решил проблемы, связанные с применением новых турбовентиляторных двигателей, стреловидного крыла и композиционных материалов.

Ан-72 послужил основой для создания специализированного арктического самолёта Ан-74 и его модификаций.

 

Модификация

  Ан-72

Размах крыла, м

  31.89

Длина самолета,м

  28.07

Высота самолета,м

  8.75

Площадь крыла,м2

  98.62

Масса, кг

 

  пустого самолета

  19050

  нормальная взлетная

  30500

  максимальная взлетная

  34500

Внутреннее топливо, кг

  12950

Тип двигателя

  2 ТРД Прогресс (Лотарев) Д-36 (Д-436)

Тяга, кН

  63.74 (73.62)

Максимальная скорость, км/ч

  705

Крейсерская скорость, км/ч

  550-600

Практическая дальность, км

  4800-5000

Дальность полета с макс.нагрузкой, км

  1150

Практический потолок, м

  10000

Экипаж, чел

  3-4

Полезная нагрузка:

  68 солдат или 57 парашютистов, или 24 носилок с сопровождающими или 10000 кг груза.

Последним стал могучий самолёт-гигант Ан-124 “Руслан”. Этот тяжёлый транспортный самолёт был создан в 1982 году. Он стал представителем нового поколения широкофюзеляжных машин, предназначенных для перевозки различных грузов общим весом до 150 тонн, в том числе и тех, которые по своим габаритам не могут перевозиться железнодорожным и другими видами транспорта.

Особенностью Ан-124 стали, впервые в отечественной практике, два грузовых люка: традиционный хвостовой и носовая часть, откидывающаяся вверх.

 

Подобное новшество значительно упростило выполнение погрузочно-разгрузочных операций. На Международном авиационном салоне в Ле Бурже в 1985 году (уже после смерти Антонова) машина получила высокую оценку авиационных специалистов.

Модификация

  Ан-124

Размах крыла, м

  73.30

Длина самолета,м

  69.10

Высота самолета,м

  20.78

Площадь крыла,м2

  628.50

Масса, кг

 

  пустого самолета

  173000

  нормальная взлетная

  392000

  максимальная взлетная

  405000

Внутреннее топливо, кг

  213714

Тип двигателя

  4 ТРДД Прогресс (В.А.Лотарев) Д-18Т

Тяга, кН

  229.47

Максимальная скорость, км/ч

  865

Крейсерская скорость, км/ч

  750-800

Перегоночная дальность, км

  16500

Практическая дальность, км

  4500

Практический потолок, м

  9500

Экипаж, чел

  6-7

Полезная нагрузка:

  88 человек или 120 000 - 150 000 кг груза

Олег Константинович Антонов долгие годы преподавал в Харьковском авиационном институте. В 1978 году он получил звание профессора, а в 1981-м - академика АН СССР. Награжден Золотой медалью имени А.Н. Туполева, Ленинской премией, Государственной премией СССР, тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени. В его честь учрежден диплом Международной авиационной федерации (FAI). Имя Антонова присвоено Киевскому механическому заводу, Опытно-конструкторскому бюро, которое он возглавлял, и Саратовскому авиационному колледжу. От планера “Голубь” ОКА-1 до могучего гиганта “Руслана” Ан-124 - таким был путь Олега Константиновича Антонова.

  

Это был напряжённый процесс непрерывного творчества, когда следующий самолёт впитывал в себя всё лучшее от предыдущих и создавался с учётом современных достижений научно-технического прогресса.

Антонов был создателем авиационной техники, но он ещё и сам любил летать, и не только на планерах: он почти всегда принимал участие в испытаниях своих новых машин. Олег Константинович писал: “Есть счастливые люди, жадные к любому делу - их у нас всё больше и больше. Это люди, остающиеся молодыми на всю жизнь, для них это качество стаёт чертой характера, стилем работы”. Это относится и к самому Генеральному конструктору. Неустанное стремление вперёд - в жизни, в труде, творчестве - было присуще Олегу Константиновичу. Более восьмидесяти лет назад поднялся в небо его скромный планер “Голубь”, и всё это время одна за одною уходили в полёт машины, несущие на своих бортах две буквы - “Ан”.

Каждый новый планер Антонова, каждый новый самолёт стали звеном в процессе развития советской авиации. И каждая такая машина была новым отображением таланта выдающегося авиаконструктора.