Мухаммад
|
Ф. А. Асадуллин, Р. И. Султанов, при участии О. Т. Брушлинской и Т.П. Павловой
ПОСЛАННИК АЛЛАХА
Маулид — день рождения Пророка Мухаммада — отмечается 12 числа месяца раби ал-аввал по лунному календарю Согласно древней мекканской хронологии, это произошло в "слона", т. е. в 570 г Маулид совпадает с днем смерти Мухаммада Символичное совпадение дат рождения и смерти, т. е. рождения для вечной жизни, было дано Мухаммаду Творцом в знак его особой миссии носителя Откровения, последнего, как считает ислам, Пророка в истории человечества (В русском написании встречаются варианты имени Пророка Мухаммед, Магомет; однако наиболее близка к арабскому произношению форма «Мухаммад»).
Согласно преданиям, рождение Мухаммада было предсказано пророками Ибрахимом (Авраамом), Исмаилом, Мусой (Моисеем) и Исой (Иисусом Христом) В этих «двойных» именах нет ничего странного, поскольку ислам относится к так называемым авраамическим религиям и мусульмане наряду с иудеями и христианами почитают одних и тех же ветхозаветных пророков, а также Иисуса Христа как одного из них.
ЧЁРНЫЙ КАМЕНЬ КААБЫ Он драгоценной яшмой был когда-то, Он был неизреченной белизны — Как цвет садов блаженного Джанната, Как горный снег в дни солнца и весны. Дух Гавриил для старца Авраама Но шли века — со всех концов К нему неслись молитвы, и рекой Аллах! Аллах! |
Черный камень Каабы. |
Во время родов на мать будущего Пророка Амину снизошёл чудесный свет с неба, а в момент его рождения рухнули наземь идолы в Мекке — Хубал и ал-Лат, потухло пламя в главном храме зороастрийцев в Гандзаке (на севере Ирана). Несмотря на легендарные обстоятельства рождения, основоположник ислама — реальное историческое лицо. Он был уроженцем Мекки — города в западной части Аравийского полуострова.
Сведения о его детстве и отрочестве очень скудны. Известно, что отец Мухаммада был небогатым торговцем, который скончался до или вскоре после рождения сына. Мать Мухаммада умерла, когда ему было шесть лет. Через два года умер дед Мухаммада, Абд Мутталиб, хранитель идолов главного святилища арабов-язычников — Каабы. После этого заботу о мальчике взял на себя его дядя Абу Талиб, глава рода Хашим.
Как и многие его сородичи, Мухаммад принимал участие в караванной торговле. В возрасте 21 года он стал распорядителем торговых дел овдовевшей жительницы Мекки Хадиджи и вскоре женился на ней.
ДОИСЛАМСКАЯ ЭПОХА
Ислам возник в западной части Аравийского полуострова, в области Хиджаз. По побережью Красного моря через Хиджаз проходил древний караванный путь. Наиболее крупным городом в этих краях была Мекка, где давно осело сильное племя курейш, к которому принадлежал Мухаммад. Город был экономическим и религиозным центром Хиджаза.
Во времена джахилийи — так именуется доисламская эпоха, когда арабы не знали истинного Бога, — в Мекке устраивались большие торговые ярмарки. В святилище Кааба («куб») и на запретной территории («харам») нельзя было ссориться, мстить кому бы то ни было, тем более проливать кровь, ибо всё это могло оскорбить религиозные чувства разных арабских племён, каждое из которых поклонялось своим божествам, но одинаково чтило Каабу. Считалось, что оскорбивший языческое божество заболеет проказой или лишится рассудка.
В центре языческой Каабы стоял Хубал, древние арабы чтили это божество племени курейш как повелителя небес и луны, властелина громов и дождя. Изваяние Хубала в образе человека с золотой рукой было выполнено из сердолика (золото заменило некогда отбитую каменную руку). За пределами Каабы были и другие идолы, олицетворявшие Хубала. Большинство из них представляли собой бесформенные камни.
Находившийся с древних времен в Каабе черный камень (по мнению ученых, имевший метеоритное происхождение) олицетворял небесную силу Хубала. Вокруг главного божества располагались многочисленные идолы — бетилы, изображавшие другие аравийские божества. Ритуал заключался в принесении жертв и гадании перед бетилами. Арабы-язычники обходили вокруг этих идолов, касаясь их руками и как бы получая от них божественную силу. По преданию, до утверждения ислама в Каабе насчитывалось более 300 бетилов. Жители Мекки перед битвой гадали на стрелах у статуи Хубала, а с собой везли на особом верблюде под расписным балдахином небольшой каменный бетил, подобный стоявшим в святилище Каабы. Считалось, что в трудную минуту сражения идол должен оказать покровительство «своим» воинам.
Тадж-Махал. Агра. Индия. XVII в. |
Поблизости от Мекки, в местечке Нахла, находилось святилище общеаравийской богини ал-Узза. Жили в Мекке и иудаисты, и христиане, а также ханифы — аскеты, благочестивые люди, исповедовавшие строгое единобожие, но ни к какой из существовавших религиозных общин себя не причислявшие. Пантеон языческой Мекки состоял из множества богов, один из которых носил имя Аллах.
«ЧИТАЙ, ВО ИМЯ ГОСПОДА...»
К началу проповеди Мухаммада в Аравии сложилась система межплеменных соглашений, поделивших всё население на три большие группы: хумс, тилла и тулс. Союз хумс составили племена, признающие неприкосновенность Мекки и обеспечивающие её нейтралитет как общего святилища; они следили за беспрепятственностью прохода караванов торговцев и паломников в Мекку и обратно. Союз тилла объединял племена Внутренней Аравии, не входившие в хумс и отличавшиеся ритуалом хаджжа (паломничества) и прочими установлениями. Союз тулс образовали племена Южной Аравии, давно сложившиеся в особую культурную группу, в жизни которой было особенно заметно влияние иудаизма и христианства.
Благополучный брак дал Мухаммаду радость отцовства и обеспеченную жизнь, позволявшую иметь достаточно свободного времени, которое на протяжении многих лет он посвящал религиозным исканиям. Духовное напряжение, побуждавшее Мухаммада к раздумьям о цели и смысле жизни, об основах мироздания, с годами всё крепло и, наконец оформилось в убеждение, что именно ему уготовано узнать истинного Бога и выполнить миссию возвещения соплеменникам истинной веры.
Каллиграфическая надпись по кафелю: "Аллах велик". Турция. XIX в. |
Подобно ханифам и другим проповедникам, в месяце рамадан Мухаммад любил уединяться на горе Хира в окрестностях Мекки. В 610 г. он делал это уже в пятый раз. И вот в одну из ночей рамадана во сне ему явился некто со свитком, завёрнутым в парчовое покрывало, и приказал: «Читай!». «Я не умею читать», — ответил Мухаммад. Явившийся сдавил ему грудь так, что он чуть не задохнулся, потом отпустил и вновь приказал: «Читай!». «Я не умею читать», — опять ответил Мухаммад, и тогда пришедший снова сдавил его грудь. Испугавшись за свою жизнь, Мухаммад спросил: «Что же мне читать?». И тут прозвучали слова: «Читай, во имя Господа твоего, который сотворил... человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил человека... тому, чего он не знал...».
Мухаммад повторил слова и был оставлен в покое. Очнувшись, он почувствовал, что странные слова будто начертаны прямо у него на сердце. Он вышел на склон горы и вдруг услышал голос с неба: «О Мухаммад, ты — посланник Аллаха, а я — Джабраил». В небесах, касаясь ногами линии горизонта, стоял ночной пришелец. Куда бы ни оборачивался Мухаммад, небожитель оказывался перед ним. Вскоре ангел исчез.
Затем было ещё несколько видений. Мухаммад радовался Божьей вести, но в то же время его страшила мысль, что это не настоящее откровение, а просто одержимость, насылаемая злым духом — джинном, или транс шаманствующего прорицателя — кахина. Справиться с сомнениями Мухаммаду помогли его близкие: жена Хадиджа и её двоюродный брат Барака ибн Науфал. Они подбодрили его, а Барака убедил, что с Мухаммадом происходит то же самое, что некогда было с пророком Мусой: к нему обращается Творец.
Сам Мухаммад так рассказывал о своих видениях: "Откровения нисходят ко мне по-разному: иногда Джабраил принимает вид человека, который говорит со мной, как говорят люди, а иногда он является в виде крылатого существа, и я запоминаю всё, что он мне гoвopил. Иногда я слышу как бы звон в ушах - это самое тяжкое испытание, и когда это необычное состояние проходит, я помню всё как нельзя лучше, как будто это врезалось в мою память".
Чаще всего откровения нисходили ночами, и Мухаммад по своему особому состоянию чувствовал их приближение. Они приходили и во сне, и наяву, иногда сопровождались светом, "подобным сиянию утренней зари". Часто Пророк при этом впадал в экстатическое состояние: он метался, ощущал сокрушительный удар, ему казалось, что дух его выходит вон, лицо то бледнело, то багровело, он обливался потом, даже если было холодно.
Вскоре Мухаммад, преодолев неуверенность, решился на то, чего требовал от него Аллах: он стал проповедовать Слово Божье.
Некоторое время спустя произошло событие, оставившее неизгладимый след в жизни Пророка.
ВОЗНЕСЕНИЕ МУХАММАДА (МИРАДЖ)
В ночь с 26 на 27 число месяца раджаб Мухаммада, спавшего у Каабы, разбудил громкий призыв: "Проснись, спящий!". Открыв глаза, он увидел ангела Джабраила в ослепительно белом одеянии, расшитом золотом и жемчугом. Рядом стояло удивительное животное - белая лошадь с человеческим ликом и лучистыми крыльями. На этом прекрасном создании Аллаха, именуемом ал-Бурак ("блеск", "молния"), некогда ездил пророк Ибрахим, а теперь на него сел Мухаммад и мгновенно перенёсся на север.
Пророк Мухаммад, ведомый ангелом Джабраилом, возносится на небеса. Средневековая миниатюра. |
Первая остановка ожидала Мухаммада, сопровождаемого Джабраилом, на горе Синай, где пророку Мусе явился Бог. Помолившись здесь, Мухаммад перенёсся в Байт Лахм (Вифлеем), где родился пророк Иса. После молитвы они продолжили путешествие и опустились на Храмовой горе, на месте будущей мечети Куббат ас-Сахра ("Купол скалы") в Иерусалиме, где Мухаммад привязал коня к тому же кольцу, к которому раньше привязывали его Ибрахим, Муса и Иса. Вместе с ними и другими пророками Мухаммад провёл молитву, а выходя из храма, увидел, как с неба опускается освещенная неземным светом лестница. Мухаммад мгновенно поднялся по ней к семи небесам. На первом небе его обнял прародитель Адам, а на седьмом небе он предстал перед Аллахом, чей лик был скрыт многими тысячами покрывал. Здесь ему было даровано предписание о пятикратной молитве и предложены сосуды: один с вином, другой с молоком. Мухаммад выпил молока. "Ты поступаешь правильно, — сказал Джабраил. — Если бы ты выбрал вино, весь народ твой сбился бы с пути истинного". Спустившись, Мухаммад сел на коня и в тот же миг оказался там, где был разбужен.
Мечеть Куббат ас-Сахра ("Купол скалы"), известная также как мечеть Омара. Иерусалим. |
Утром, встав на ограду Каабы, Мухаммад созвал соплеменников и поведал о случившемся с ним. Жители Мекки не хотели верить рассказу о ночном путешествии и вознесении на небеса. Тогда Аллах показал Мухаммаду панораму Иерусалима, и он подробно описал всё, что там происходит, даже перечислил караваны, следующие из города в сторону Мекки.
МОЛЕНИЯ В ДОМЕ АЛ-АРКАМА
Поначалу участниками молений в доме Мухаммада были только домочадцы и маленький Али — его двоюродный брат. Позже к ним присоединились купец Абу Бакр и еще несколько человек из разных родов.
Когда число последователей Мухаммада превысило три десятка, верующие стали собираться в доме ал-Аркама — юноши из рода Махзум. Дом располагался на склоне холма ас-Сафа.
За несколько лет к последователям Мухаммада прибавилось не более 20 человек В их числе были дядя Мухаммада Хамза и Умар ибн ал-Хаттаб, человек решительного характера и с большим авторитетом.
ПЯТЬ СОКРОВИЩ ПРОРОКА Предание сообщает со слов Джабира ибн Аб-даллаха, что Пророк сказал: "Мне было даровано пять вещей, которых не было ни у кого из пророков до меня. Мне была оказана помощь, благодаря чему страх охватил сердца всех моих врагов, живущих от меня на расстоянии месяца пути Вся земля была сделана для меня местом поклонения, и вся она была сделана для меня чистой, поэтому где бы ни застало человека из людей моей общины время молитвы, пусть он молится на этом месте. И была дозволена мне военная добыча, что не было дозволено никому из пророков до меня, и мне было даровано право заступничества (за людей перед Аллахом) И, кроме того, прежде каждый пророк посылался только к своему народу, а я был послан ко всем людям". |
Не отвергая традиционного обряда поклонения Каабе, Мухаммад установил новую для арабов форму служения Богу, включавшую ряд поз, выражающих благоговение, и многократное повторение фраз: «Хвала Аллаху» и «Аллах велик». Завершая молитву, человек должен был простереться ниц Эта невиданная прежде поза самоуничижения — земной поклон — возмущала многих жителей Мекки. Мухаммад называл их гордецами, не желающими покориться Аллаху.
СЛОВО ПРЕТВОРЯЕТСЯ В ДЕЛО
Криком, обычно предупреждавшим горожан об опасности, Мухаммад со склона холма ас-Сафа возвестил жителям Мекки о ниспосланном ему Слове Божьем. Он призвал отказаться от поклонения идолам и обратиться к Аллаху, одному-единственному Богу Имя Аллах является лишь одним из обозначений Бога, истинного же Его имени не знает никто из живущих Мухаммад объявил, что других богов просто не существует, а верующие в них будут наказаны Аллахом. В мире всё совершается по воле Аллаха. Он награждает за смирение и веру, наказывает за гордыню и нечестие. Он сотворил мир, и Он положит ему конец. Тогда умершие воскреснут и будут приведены к Аллаху на суд. С каждого спросится по его делам, и всем воздастся сполна. Праведники навечно поселятся в райских садах, а грешников ждут адские муки.
Подсвечники из мечети Ходжи Ахмада Ясеви. Город Туркестан. Казахстан. |
В подобном «символе веры» Мухаммада не было ничего принципиально нового. Единобожие проповедовали иудеи и христиане. Библейские сюжеты были широко известны в Аравии. Псалтири с песнопениями Давида, религиозные гимны христиан пользовались популярностью и в языческой среде. Огонёк, горящий в хижине христианского отшельника, — весьма распространённый образ в поэзии кочевников-бедуинов. Мухаммад утверждал, что Аллах — тот же Бог, что и Бог иудеев и христиан. Просто они получили истинное откровение раньше арабов и поэтому успели частично забыть, а частично исказить его. Поэтому Мухаммад был твёрдо убеждён, что наряду с соплеменниками иудеи и христиане примут его проповедь как очищение их религий, увидят в нём долгожданного Мессию. Но для иудеев это было совершенно невозможно: Мухаммад даже по происхождению не мог быть Мессией. Для христиан Иисус Христос уже был Богом, и они не собирались изменять своих убеждений.
В итоге Мухаммад не добился от предполагаемых единоверцев ничего, кроме угроз и упрёков. А затем одно за другим стали происходить события, которым суждено было повлиять на ход мировой истории, изменить судьбу не только обитателей Аравии, но и многих ближних и дальних регионов, положить начало одной из крупнейших цивилизаций.
После начала публичных проповедей, пока знать Мекки относилась к ним без ярко выраженной вражды, число мусульман удвоилось. Вокруг Пророка сформировалась постоянная группа людей, внимавших его речам. Среди них были рабы, вольноотпущенники, бедуины-иноплеменники, юноши из знатных родов. Хотя число мусульман (от слова «муслим» — «отдавший себя»), следовавших за посланником Аллаха, было невелико, правители Мекки забеспокоились: как бы эта небольшая сплочённая община не повредила одной из основ местной торговли — почитанию святынь Каабы. Заявление Мухаммада о том, что отцы и предки жителей Мекки горят в адском пламени за своё идолопоклонство, вызвало откровенную враждебность и преследования мусульман.
Открытые моления мусульман возле Каабы пришлось прекратить, а когда мусульмане собирались в окрестных ущельях, на них нападали и завязывали драки. Мухаммада громко обвиняли в одержимости, с ехидством требовали сотворить чудо, поносили как плохого рассказчика пустых, общеизвестных историй. Старейшины родов запрещали молодёжи общаться с мусульманами. Некоторые родители запирали своих детей-мусульман и даже сажали на цепь.
По решению Мухаммада часть мусульман перебралась в Абиссинию (Эфиопию), найдя убежище в христианской стране. Самому Пророку и оставшейся с ним небольшой группе мусульман выносить преследования помогала поддержка главы его рода Абу Талиба, который сам ислама не принял, но считал своим долгом оберегать родича от враждебных выпадов.
На десятый год после начала проповедей умер Абу Талиб, и главой рода Хашим стал один из непримиримых врагов Мухаммада по прозвищу Абу Лахаб («отец адского огня»). Вскоре умерла Хадиджа, которая неизменно поддерживала Пророка.
В период между пятьюдесятью шестью и шестьюдесятью годами Мухаммад женился ещё девять раз. Многие из этих браков имели политическую подоплёку. Брак с Марией, дочерью наместника Египта, был просто необходим, исходя из военных интересов Мухаммада. Из тех же соображений был заключён брак с Зейнаб, дочерью правителя соседней Абиссинии. Враждебно настроенные иудеи примирились с Мухаммадом после его женитьбы на Сафии, дочери одного из иудейских вождей. Среди всех этих женщин особое положение любимой жены занимала Айша, дочь давнего друга Мухаммада Абу Бакра.
Мечеть Гур Эмир. Самарканд. Снимок начала XX в. |
Но это было позже, а пока лишённый поддержки рода Мухаммад оказался в положении изгоя. Отныне пребывание в Мекке становилось для него смертельно опасным. Удручённый, он замкнулся в кругу домочадцев, а затем попытался проповедовать в Таифе, расположенном неподалёку от Мекки. Однако попытка проповеди в этом городе закончилась тем, что Мухаммада осмеяли и забросали камнями.
Новую надежду вселила проповедь среди паломников из других мест, приходивших к Каабе и на ярмарку в Мекку. Мухаммад произвёл большое впечатление на группу жителей Йасриба — оазиса в 350 км к северу от Мекки. Именно они принесли весть о Пророке и его речениях своим соплеменникам.
Значительную часть населения Йасриба составляли племена аус и хозрадж, враждовавшие между собой Они давно искали беспристрастного авторитетного судью из людей сторонних. Йасрибцы решили, что Мухаммад, известный своим благочестием и набожностью, вполне подходит для этой роли, и согласились признать его посланником Аллаха и авторитетом в городских делах.
Три месяца спустя, в сентябре 622 г., Мухаммад переселился из Мекки в Йасриб. Опасаясь погони, он сначала ушёл к своему другу Абу Бакру, а ночью они вдвоём укрылись в пещере на горе Саур на южной окраине Мекки. Здесь они переждали трое суток, пока всполошившиеся враги Мухаммада обыскивали места, где могли спрятаться беглецы. Преследователи добрались даже до пещеры-укрытия, но, как сообщает мусульманское предание, паук заткал паутиной вход в неё, и они решили, что там никого нет. Затем, когда поиски прекратились, беглецы окольными путями отправились в Йасриб.
ХИДЖРА — НАЧАЛО МУСУЛЬМАНСКОЙ ЭРЫ
Переселение (по-арабски — хиджра) мусульман в Йасриб, начавшееся 16 июля 622 г., стало первым днём мусульманского летосчисления. Хиджра означала разрыв прежних родственных связей и переход под защиту новых покровителей или укрытие на заповедной территории. Таким событием раньше была хиджра в Эфиопию, где мусульмане обрели покровительство христианского правителя, но в отличие от этого первого переселения в Йасрибе Мухаммада принимали не как беглеца, а как духовного главу новой общины (уммы), в которую вошли мекканцы-мухаджиры («совершившие хиджру») и йасрибцы-ансары («помощники»). Впоследствии Йасриб стал именоваться Мединат ан-наби («город пророка») или просто Медина («город»). Здесь Мухаммад провёл оставшуюся жизнь, здесь его вероучение стало самостоятельной религией, здесь были заложены основы нового государства.
Мухаммад и Абу Бакр в пещере. Миниатюра. Турция. XVII в. |
Аллах продолжал посылать Мухаммаду новые знамения, разъясняя, как мусульманам общаться с иноверцами, как им вести себя по отношению к Пророку, как делить военную добычу и наследуемое имущество. Были провозглашены запреты на ростовщичество, азартные игры, алкогольные напитки, употребление в пищу свинины. Сложившееся вокруг Мухаммада объединение людей скреплялось теперь не кровным родством, а общей верой, братством духа. Доступ в умму был открыт для всех, кто принимал ислам и признавал Мухаммада в качестве духовного и светского вождя. Таким образом, в сознании мусульман с самого начала слились религия и политика, духовная и светская власть, вероисповедные и морально-правовые установления.
Кааба. Рисунок начала XX в. |
В начале пребывания в Медине мусульмане при молитве обращались лицом к Иерусалиму, но по мере того, как разрыв с иудеями и христианами становился всё более ощутимым, Мухаммад, получив новое откровение, «поменял ал-киблу» (священное направление). Со второго года хиджры молящиеся всегда поворачивались в сторону Каабы. Этот храм стал главной святыней ислама. Паломничество к ней считал своим долгом совершить каждый мусульманин. Соответственно важнейшими задачами верующих стали освобождение Мекки от господства язычников и очищение Каабы от идолов.
ОЧИЩЕНИЕ КААБЫ
1 января 630 г. из Медины на юг в направлении Мекки выступило войско мусульман в несколько тысяч человек.
Поход Мухаммада на Мекку в 630 г. |
12 января они четырьмя колоннами с разных сторон беспрепятственно вошли в Мекку. Только колонне под предводительством Халида ибн ал-Валида, шедшей с юго-запада, преградил путь отряд защитников города, разбежавшихся, впрочем, после короткой схватки, в которой погибли два или три мусульманина. В дома жителей никто не врывался, на их имущество никто не посягал. После короткого отдыха Мухаммад в сопровождении Абу Бакра проехал на муле через весь город до Каабы, совершил семикратный обход вокруг неё, спешился и отдал два земных поклона. Он выпил воды из священного источника Замзам и распорядился разбить идолов, стоявших вокруг Каабы. Когда открыли святилище, Мухаммад приказал выбросить всех идолов и стереть со стен росписи и изображения. Пророк помолился, а потом с порога Каабы обратился к собравшимся жителям Мекки. Он объявил, что Аллах прощает их, после чего отменил все счета кровной мести, все привилегии языческих жрецов, оставив за ними обязанности охраны Каабы и снабжения паломников водой.
Мухаммад и чёрный камень. Из книги Рашидааддина. 1307 г. |
Затем глашатай прошел по городу, излагая основы веры. На другой день Мухаммад, сидя на вершине холма ас-Сафа, принял присягу повиновения жителей Мекки, сначала — мужчин, а потом — женщин.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА
После завоевания Мекки Мухаммад не остался жить там, а вернулся в Медину. Отсюда он направил послов в разные концы Аравии и к правителям сопредельных стран с предложением принять ислам. Правители Византии и Ирана не ответили Пророку, но вожди племен и мелких владений в Аравии выразили готовность заключить союз с уммой или даже принять ислам.
С самого начала ислам был не просто религиозным, но и политическим учением. Эта немаловажная часть доктрины ислама содержится в мединских сурах (главах) Корана — главной священной книги мусульман, содержащей откровения Мухаммада, полученные им от Аллаха. В Медине сложились и хадисы (рассказы очевидцев) о поступках и речах Пророка.
Поскольку святилище в Мекке имело общеарабское значение, Пророк решился на компромисс и объявил его священным для мусульман. Именно в этом проявилась политическая природа ислама. Разрозненным арабским племенам жизненно необходимо было объединиться перед лицом постоянной военной угрозы со стороны великих держав раннего средневековья — Византии и Ирана при династии Сасанидов. Утверждение уже имевшегося общеарабского святилища в качестве мусульманской святыни стало важной вехой на пути к этому объединению.
Веря в грядущее торжество своей пророческой миссии не только в Аравии, но и за её пределами, Мухаммад начал подготовку военного похода на север, за Иордан, где незадолго до этого отряд мусульман потерпел поражение от местных арабов-христиан, союзников Византии. Снаряжённое для похода войско уже готово было выступить, когда Мухаммад заболел.
26 мая 632 г., через два дня после приказа о выступлении, Мухаммаду стало плохо, начались головные боли, лихорадка. Пророк стойко переносил страдания и не позволял лечить себя. Не имея возможности возглавить молитву, Мухаммад поручил обязанности имама («предстоящего на молитве», верховного духовного руководителя религиозной общины) Абу Бакру. На некоторое время состояние здоровья Пророка улучшилось; 8 июня он вышел к утренней молитве, сидел рядом с Абу Бакром и произнёс короткую речь, напомнив о загробном воздаянии и, о предписаниях веры В тот же день на руках у жены Айши он умер После захода солнца Пророк был погребён на том же месте, где находилось его последнее ложе.
Смерть Мухаммада явилась для мусульманской общины неожиданностью. Хотя посланник Аллаха постоянно напоминал своим последователям, что он только человек, в сердцах у них таилась надежда на сверхъестественное вмешательство и исцеление больного Мухаммада. Однако надежды оказались тщетны. «Те из вас, кто поклоняются Аллаху, пусть знают, что Аллах жив и будет жить вечно, — сказал Абу Бакр. — Но те из вас, кто поклонялся Мухаммаду, пусть узнают от меня, что Мухаммад умер».
Перед общиной встал вопрос о выборе её главы. После недолгих колебаний сподвижники Мухаммада остановились на кандидатуре почтенного тестя Пророка, отца его любимой жены Айши, Абу Бакра.
Преемник (халиф) посланника Аллаха Абу Бакр (632—634 гг.) вместе с другими соратниками предпринял ряд удачных военных походов, в результате которых образовалось сильное мусульманское государство, а военная мощь объдинённых арабских племён была немедленно направлена на внешние завоевания.
Абу Бакр, умирая, передал власть другому тестю Мухаммада, Умару ибн ал-Хаттабу, ставшему вторым праведным халифом (634—664 гг.) К этому времени ислам распространился практически на всем Аравийском полуострове. При следующих праведных халифах, Усмане и Али ибн Абу Талибе (двоюродном брате и зяте Мухаммада), ислам стал мировой религией. Уже через несколько десятилетий территория халифата охватила всю Северную Африку, Испанию (Магриб, т. е. «запад»), а также Египет, Ближний Восток, Иран до границ с Индией и Среднюю Азию (Машрик — «восток»).
Ислам очень быстро утратил чистоту начальной поры и неразрывно сросся с политической доктриной. К этому его направлял исторический ход предшествующих событий: бесконечные войны между Византийской империей и державой Сасанидов в конце VI — начале VII в пагубно отразились на торговых и политических связях Аравии. До прихода Мухаммада арабским племенам, не связанным ни единой верой, ни единой государственной системой, грозило исчезновение в войнах с внешним врагом и внутренних распрях.
Ислам принёс людям не только Слово Божье Он дал им государство, способное обеспечить членам общества относительно равные условия и некоторое подобие «социальной справедливости». Однако изначально в исламе было заключено противоречие: иерархическое устройство общества освящалось вероучением, но при этом оно же утверждало, что все люди равны перед Богом Вероятно, именно это противоречие и предопределило последующую историю ислама, в частности обилие в нём самых разнообразных сект и течений. С этой проблемой тесно связан и вопрос о преемственности власти — как духовной, так и сугубо светской.
ПОРТРЕТ ПРОРОКА Во "Всеобщей истории" ал-Табари (ум. 923) приведено описание внешности Пророка по рассказу его двоюродного брата халифа Али. "Он был среднего роста: ни высоким, ни низким. Лицо у него было розовато-белое, глаза - темные, волосы - густые, блестящие, очень красивые. Лицо обрамляла борода. Длинные волосы ниспадали на плечи. Цветом они были черные... Походка у него была столь живой, что казалось, с каждым шагом он отрывается от земли, и вместе с тем движения его были столь легки, словно он не касался ее. Однако в походке его не было гордости, присущей сильным мира сего. В лице его было столько доброты, что нельзя было отвести глаз. Голодным было достаточно взглянуть на него, как они тотчас забывали о пище. Страдальцы забывали при нем о своих бедах, очарованные мягкостью его черт и его речи. Все видевшие его были единодушны в том, что никогда, ни раньше, ни позже, не встречали человека, беседа с которым была бы столь приятна. Нос у него был прямой, зубы редкие. Временами волосы свободно ниспадали у него с головы, иногда он завязывал их в два или в четыре пучка. К 62 годам у него практически не было седых волос..." |
Уже через полстолетия после смерти Мухаммада в мусульманской общине образовалось несколько религиозно-политических группировок, распавшихся в свою очередь на течения, школы, секты. Это вполне соответствовало предсказанию самого Пророка о том, что после его смерти община распадётся на 73 направления.
На протяжении первых четырёх веков существования ислама его приверженцы покорили Ближний Восток, южные и восточные владения Византии, часть Средиземноморья и Индию.
Сегодня ислам исповедуют около 1,5 млрд человек во всём мире.