БМП НАТО

 

                           Проекты боевых машин пехоты в странах НАТО

Проекты боевых машин пехоты в странах НАТО

Американские пехотинцы высаживаются из своей БМП M2A3 Bradley

Вооруженные пушками БМП, созданные для моторизованного боя, являются неотъемлемой частью современных сухопутных войск. Рассмотрим последние разработки в этой области, ведущиеся в армиях НАТО.

Во время торжественной церемонии, проходившей 24 июня 2015 года на испытательном полигоне Унтерлюс, компания PSM Projekt System & Management официально передала немецкой армии первую серийную машину Puma. Для армии это событие стало знаменательным, поскольку на вооружение была принята БМП третьего поколения.
В немецкой армии БМП Puma заменит гусеничную машину Marder 1 производства компании Rheinmetall Landsysteme, которая поступила на вооружение в 1971 году. С принятием на вооружение гусеничной Schutzenpanzer SPz 12-3 в 1958 году Германия стала первой страной НАТО, которая разработала и поставила в войска типичную БМП. Немецкая армия была не совсем убеждена в правильности тогдашнего американского представления о бронетранспортере как о «боевом такси», которое бы высаживало свои пехотное отделение и пряталось в укрытии до тех пор, пока бы опять не возникала потребность в перемещении отделения.
Вооруженная 20-мм пушкой, БМП SPz 12-3 воспринималась как машина, которая могла бы использоваться пехотным отделением скорее в качестве штатной системы вооружения, чем просто транспортного средства. Немецкая армия пошла здесь на компромисс, так как ей было необходимо более тяжелое вооружение и дополнительное бронирование для участия в прямых боевых столкновениях. В результате БМП SPz 12-3 могла принять отделение всего из пяти пехотинцев. Эту машину также мучили проблемы с механикой и, в конце концов, немецкое министерство обороны в 1960 году выдало контракт на разработку ее преемницы.
Требования для будущей машины получившей обозначение Marder 1 включали: 20-мм пушку, способность перевозить 12 человек (экипаж – командир, стрелок и водитель, и пехотное отделение 9 человек), возможность для десанта вести огонь изнутри машины. И опять немецкая армия вынуждена была пойти на компромисс и принять то, что в кормовом десантном отделении может разместить всего шесть пехотинцев.

Проекты боевых машин пехоты в странах НАТО

БМП Marder 1
Изначально в машине было четыре бойницы, по две с каждого борта десантного отделения; это позволяло десанту, находящемуся в машине вести огонь из личного оружия. Но, начиная с 1989 года, на модернизированных вариантах Marder 1A3 эти амбразуры стали закрывать дополнительными броневыми экранами.
БМП Marder 1 никогда не использовалась в боевых действиях высокой интенсивности, для которых она собственно и создавалась, хотя была развернута немецким контингентом в бывшей Югославии в 90-х годах и в Афганистане в 2000-х, где основной угрозой для этой машины стали самодельные взрывные устройства (СВУ).

Проекты боевых машин пехоты в странах НАТО

Marder 1A5
Армия модернизировала 74 машины Marder 1A3 до стандарта A5 в 2003–2004 годы, установив дополнительную броню для защиты от мин и СВУ и перекомпоновав заброневое пространство с целью снижения увечий и контузий от взрыва и ударной волны. Некоторые машины в 2010-2011 годы были модернизированы до стандарта A5A1 за счет установки глушителя СВУ, системы кондиционирования и мультиспектрального камуфляжа. Германия продала из наличия своей армии 280 БМП Marder 1 в Чили и 50 машин в Индонезию; без сомнения, найдутся и другие покупатели на эти машины.

Проекты боевых машин пехоты в странах НАТО

Немецкая армия официально получила первые из 350 БМП Puma 24 июня 2015 года

Большие кошки
Компания PSM (совестное предприятие Krauss-Maffei Wegmann и Rheinmetall) получила контракт на разработку гусеничной машины Puma в 2004 году. Первоначальная потребность была определена в 405 машин, но в июне 2012 года Берлин сократил их количество до 350 штук, что явилось следствием сокращения численности армии; последняя партия по графику будет поставлена в 2020 году. Стоимость контракта на сегодняшний день составляет 4,3 миллиарда евро.
По словам представителей компании PSM, главным для армии было разработать БМП «с уровнями защиты, которых нет у машин этого класса». Другие ключевые требования включали стратегическую и тактическую мобильность, огневое могущество, ситуационную осведомленность, сетецентрические военные действия и управление в рамках международной коалиции, боеготовность в экстремальных погодных условиях с минимальной материально-технической базой, и, наконец, интерфейсы с системой опознавания «свой-чужой», немецкой информационно-управляющей сетью FuInfoSyS C4I, с боевой экипировкой IdZ и комплексами активной защиты.
В БМП Puma, как и в БМП Marder, размещается экипаж три человека плюс шесть десантников. Установка дистанционно управляемой башни позволяет всем членам экипажа размещаться в корпусе машины. Башня вооружена 30-мм пушкой с селективной подачей Mauser MK 30-2/ABM (Air Burst Munition) и спаренным с ней 5,56-мм пулеметом MG4 H&K (Heckler & Koch). Пушка может вести огонь бронебойными подкалиберными снарядами и боеприпасами воздушного подрыва с дистанционным взрывателем.
Немецкая армия планирует заменить MG4 новым 7,62-мм пулеметом HK121 H&K, который позволяет стрелку выбирать скорострельность 600, 700 или 800 выстрелов в минуту. С левой стороны башни установлены две пусковые установки (ПУ) ПТУР EuroSpike-LR.
БМП Puma весит 31,45 тонны в базовой конфигурации Protection Class A, что позволяет перебрасывать машину транспортным самолетом Airbus A400M, который в настоящее время поступает на вооружение немецкой армии. Комплект Protection Class C добавляет 9 тонн к массе машины и состоит из дополнительного бронирования башни, броневых листов на крыше и бортовых панелей, которые закрывают большую часть бортов и работают как гусеничные экраны. Комплект дополнительной защиты представляет собой комбинацию композитной брони и блоков динамической защиты.
В соответствии с немецкой боевой доктриной мотопехотные батальоны Panzergrenadier, которые получат БМП Puma, совместно с батальонами танков Leopard 2 комплектуются в бронетанковые дивизии и проходят совместное обучение в танковом учебном центре в Мюнстере. Три пехотных роты батальона получат по 14 машин Puma, еще две машины придадут штабу батальона, следовательно, каждый батальон будет иметь на вооружении 44 БМП. Роты получат свои машины в учебном центре, пройдут там трехмесячную подготовку и затем вернутся в свои расположения с новыми машинами Puma. Первый из восьми таких батальонов, Panzergrenadierbataillon 33, должен достичь полной боевой готовности в 2016 году.

Проекты боевых машин пехоты в странах НАТО

LAV III канадской армии производства компании GDLS Canada представляет собой одну из нескольких БМП, базирующихся на шасси Piranha

Популярная в Европе

Самой широко распространенной гусеничной БМП в Европе является машина CV90 производства компании BAE Systems Hаgglunds, которая в скором времени будет состоять на вооружении семи стран. Ее разработка началась в 1984 году с целью удовлетворения потребности шведской армии в БМП, в которой сочетаются мобильность, защита и огневое могущество с модульной конструкцией для того, чтобы использовать эту машину для других задач, например противовоздушной обороны. Поставки первых из 509 машин для Швеции начались в 1993 году. Было продано почти 700 БМП, в том числе в Данию (45), Финляндию (102), Нидерланды (193), Норвегию (146) и Швейцарию (186). Совсем недавно, в декабре 2014 года, Эстония купила из наличия голландской армии 44 БМП CV9035NL. Датские, голландские, норвежские и шведские машины были развернуты в боевых действиях в Афганистане.
Шведские БМП CV9040 вооружены 40-мм пушкой Bofors, но все зарубежные заказчики выбирали 30- или 35-мм пушки. Последний стандарт CV9035 Mk III позволил существенно повысить боевые возможности машины. Были установлены 35-мм пушка Orbital ATK Bushmaster III, независимый прицел командира с поисково-ударными возможностями, тепловизоры третьего поколения для стрелка и командира, интегрирована защита высокого уровня, включая защиту от мин и кассетных боеприпасов, установлены система управления боем, комплексы защиты и шина высокоскоростной передачи данных, также увеличена полезная грузоподъемность для будущих модернизаций.
В июне 2012 года Норвегия заключила с компанией BAE Systems контракт стоимостью 750 миллионов долларов на модернизацию 103 машин CV90 и изготовление 41 новой машины. В конечном счете, парк будет состоять из: 74 БМП; 21 разведывательной машины с оптоэлектронной станцией наблюдения на мачте; 15 пунктов управления; 16 инженерных машин; 16 многоцелевых машин, которые могут конфигурироваться для различных задач, например минометный комплекс или материально-техническое снабжение, и двух учебных машин.

Проекты боевых машин пехоты в странах НАТО

Голландская БМП CV90

Норвежская модернизация включает броневую защиту более высокого уровня, цифровую электронную архитектуру, доработанную систему ситуационной осведомленности, установку дистанционно управляемого боевого модуля (ДУБМ) Kongsberg с 12,7-мм пулеметом M2HB на крыше на всех вариантах с 30-мм пушками. Этот ДУБМ может использоваться в поисково-ударном режиме и как прицельная система для 30-мм пушки, также из него можно вести огонь из десантного отделения. Две предсерийных машины были поставлены в феврале 2014 года для расширенных испытаний, а первая серийная машина была передана в войска в феврале 2015 года.
Шведская организация оборонных закупок также занимается обширной модернизацией всего парка шведских БМП CV90, которая будет заключаться в установке новой системы управления боем, что продлит срок эксплуатации машин до 2030 года.

Финский боец
Проект модульной бронированной машины AMV (Armoured Modular Vehicle) 8x8 финской компании Patria стал популярным, эту машину часто выбирают в качестве БМП. В апреле 2013 года польское министерство обороны подписало контракт, которым предусматривается совместное производство 570 машин AMV 8x8 в Польше; там эти машины получили обозначение Rosomak. В это количество вошли 313 БМП, оснащенные башней OTO Melara HITFIST-30P, вооруженной 30-мм пушкой МK44 Bushmaster II. Машины Rosomak с 2007 года развертывались в Афганистане. В октябре 2013 Польша заказала еще 307 машин общей стоимостью 544 миллиона долларов с поставками, запланированными до 2019 года, и выдала отдельные контракты на модернизацию 99 существующих машин.
В эти контракты вошли 122 БМП, оснащенные необитаемой башней, разработанной польскими компаниями HSW и WB Electronics и вооруженной 30-мм пушкой и двумя пусковыми установками ПТУР Rafael Spike. По графику разработка этой башни должна завершиться в этом году. Два батальона механизированной бригады, которые по планам намечено придать совместной оперативной группе высокой готовности НАТО, станут первыми подразделениями получившими новые БМП.

Проекты боевых машин пехоты в странах НАТО

БМП AMV-Rosomak
Условия польского контракта с компанией Patria позволяют предлагать машину Rosomak на экспорт в другие страны. В июле 2015 года Словакия объявила о покупке 31 шасси Rosomak 8x8 стоимостью 31 миллион долларов, на которые будут установлены необитаемые башни TURRA 30, разработанные местными компаниями EVPU и DMD Group. В этой конфигурации машины получат обозначение Scipio. Как ожидается, Словакия купит 66 машин для вооружения двух батальонов.
Демонстрационный образец под обозначением Rosomak-Scipio 8x8 был показан на оборонной выставке IDET, проходившей в мае 2015 года в Чешской республике. Башня TURRA 30 может принять российское вооружение, включая 30-мм пушку 2A42, 7,62-мм пулемет ПКТ и две пусковые установки ПТУР 9K111 Фагот или 9K113 Конкурс. На выставке IDET башня TURRA 30 демонстрировалась с западным комплексом вооружения, состоящим из пушки MK44 Mod 1 Bushmaster II и 12,7-мм пулемета M2HB.
Южноафриканская армия также выбрала AMV с целью удовлетворения своих потребностей в боевых машинах пехоты. Компания Denel Land Systems получила в сентябре 2014 года контракт стоимостью примерно 900 миллионов долларов на поставку 238 машин Badger в четырех вариантах, включая БМП, оснащенную двухместной башней Denel LCT30 с 30-мм пушкой GI-30 с селективным питанием этой же компании и спаренным 7,62-мм пулеметом. Помимо экипажа из трех человек в кормовом отделении этой БМП на энергопоглощающих сиденьях размещаются восемь десантников. Первые 18 корпусов Badger поставляются компанией Patria, а оставшиеся будут изготавливаться на местном заводе.

Накачанная БМП BRADLEY

Боевая машина Bradley компании BAE Systems была на переднем крае практически всех операций американской армии с момента ее поступления на вооружение в 1983 году. Гусеничная БМП в варианте M2 состоит на вооружении мотопехотных батальонов, а вариант M3 используется разведывательными подразделениями в составе бронетанковых бригадных групп ABCT. Вариант M2 оснащен двухместной башней вооруженной 25-мм пушкой M242 Bushmaster, спаренным с ней 7,62-мм пулеметом M240C и двумя установками ПТУР TOW. Помимо командира, стрелка и водителя в кормовом десантном отделении размещаются семь человек.
Bradley за весь срок службы получила многочисленные усовершенствования. Последний вариант A3 имеет цифровую электронную аппаратуру, повышающую уровень информационной осведомленности и обеспечивающую возможность подключения к сети и обмена данными внутри ABCT. Вариант Bradley A2 ODS-SA включает такие усовершенствования как, например противоосколочные подбои и места крепления навесных броневых экранов, введенные после операции «Буря в пустыне» в 1990-1991 годы, плюс такие же возможности как у варианта A3, включая лазерный дальномер, GPS и навигационную систему.

Проекты боевых машин пехоты в странах НАТО

Вариант Bradley A2 ODS-SA

Две инициативы американской армии по замене Bradley в последние годы закончились ничем. Первым проектом была программа Боевые системы будущего FCS (Future Combat Systems), в соответствии с которой должно было быть развернуто семейство наземных боевых машин Manned Ground Vehicle (MGV), включая бронетранспортер XM1206, который должен был быть вооружен пушкой MK44 и 7,62-мм пулеметом, перевозить двух членов экипажа и девять десантников. Бюджетные сокращения в 2009 году привели к отмене программы FCS, не дав ответа на вопрос – «могла ли MGV обеспечить достаточную защиту от СВУ?»
Позднее был начат проект по наземной боевой машине Ground Combat Vehicle (GCV), в соответствии с которой для замены M2 Bradley предполагалось начиная с 2018 года развернуть 1874 БМП. Целью этой программы была разработка БМП с лучшей летальностью и баллистической защитой, чем у Bradley, лучшей защитой от мин и СВУ, чем у машин категории MRAP и внедорожной проходимостью сравнимой с проходимостью танка M1 Abrams. Для этого проекта было выдвинуто ключевое требование по размещению в десантном отделении девяти человек.
Армия в 2011 году выдала компаниям BAE Systems и General Dynamics Land Systems (GDLS) двухгодичный контракт на технологическую разработку. Стоя перед лицом сокращений, которые не позволили бы армии профинансировать сразу и разработку новой машины GCV стоимостью 29 миллиардов долларов и предложения о конструктивных изменениях для существующих машин, армия решила отказаться от первого проекта в феврале 2014 года.
Армия финансирует поэтапную модернизацию БМП Bradley в соответствии с несколькими предложениями о конструктивных изменениях, первое из которых состоит в восстановлении объема, массы и мощности и установке новой системы подвески и облегченных гусениц. Второе предложение заключается в двигателе большей мощности, новой трансмиссии и новом электрооборудовании.
В мае 2015 года армия выдала контракты компаниям BAE Systems (28,87 миллионов долларов) и GDLS (28,27 миллиона долларов) на выработку концепции технологии перспективной боевой машины сроком до ноября 2016 года. В докладе заместителя министра сухопутных войск полковника Майкл Вильямсон сенатскому комитету по вооруженным силам отмечается, что «армия инвестирует в науку и технологии с целью уточнения концепций и готовых технологий, которые позволят выработать требования к боевой машине и сократить риски интеграции технологий. Эта работа поддержит перспективную БМП и одновременно максимально повысит возможности по переводу этих технологий в нынешние и будущие боевые машины».

Разработки компании GDELS

Боевая машина пехоты ASCOD (Austrian-Spanish Cooperative Development – австрийско-испанское совместная разработка) была разработана с целью удовлетворения общих потребностей армий двух стран в гусеничной машине средней категории по массе, в которой сочетались бы хорошая живучесть, подвижность, надежность и огневое могущество. Компания Steyr-Daimler-Puch (в настоящее время часть General Dynamics European Land Systems (GDELS)) изготовила 112 машин Ulan для австрийской армии. В свою очередь в 1992 году Испания выдала контракт Santa Bаrbara Sistemas (теперь также часть GDELS) на изготовление первой партии из 123 БМП Pizzaro и 21 пункта управления. Вариант БМП имеет двухместную башню с 30-мм пушкой Mauser MK30-2 и спаренным 7,62-мм пулеметом, в машине размещаются восемь десантников.
В сентябре 2003 года компания GDELS получила контракт на поставку усовершенствованных машин Pizarro, включая 106 БМП, а также новые варианты наблюдения, эвакуационный и инженерный. Последние машины Этапа 2 предполагается поставить в 2016 году. Модернизация включает улучшенную конструкцию корпуса, полное оцифровывание, новый силой блок, современные сенсоры и усовершенствованную стабилизацию и автоматическое сопровождение целей.
В конфигурации БМП машины Piranha 8x8 производства компаний GDELS-Mowag и родственная им модель LAV производства компании GDLS Canada были куплены многими странами. У машины новейшего поколения Piranha 5 (первая в весовой категории 30 тонн) по сравнению с предыдущими поколениями значительно повышены живучесть, мобильность и огневое могущество. На эту машину было установлено несколько башен. В рамках проекта по канадской машине ближнего боя компания GDLS установила модульную башню Rheinmetall Lance, вооруженную 30-мм MK30-2/ABM. На выставке IDEX в феврале 2015 года компания GDELS показала вариант Desert Piranha, оптимизированный для пустыни и оснащенный двухместной башней 30/40-мм Cockerill 3030/40.

Модернизация британской БМП WARRIOR

Целью программы продления возможностей БМП Warrior WCSP (Warrior Capability Sustainment Programme) является продление срока службы гусеничной БМП Warrior в британской армии до 2040 года. Очередной шаг вперед был сделан в июле, когда министерство обороны заключило контракт стоимостью 236 миллионов долларов с компанией CTA International на 515 40-мм пушек с телескопическими боеприпасами Cased Telescoped Armament System (CTAS) для программы WCSP и новой разведывательной машины Scout SV. Начиная с 1987 года армия получила 789 машин Warrior в нескольких вариантах; еще относительно недавно они интенсивно эксплуатировались в Ираке и Афганистане. В БМП размещаются три члена экипажа и семь десантников в кормовом отделении, машина вооружена нестабилизированной, заряжающейся обоймами 30-мм пушкой L21 RARDEN.

Проекты боевых машин пехоты в странах НАТО

Модернизированная в рамках программы WCSP боевая машина пехоты Warrior

В октябре 2011 года компания Lockheed Martin UK получила контракт стоимостью 225 миллионов фунтов стерлингов на демонстрационный этап программы WCSP, но министерство обороны еще должно выдать контракт на модернизацию 380 машин с целью комплектования шести мотопехотных батальонов. Компания отказалась от своего первоначального плана по модернизации существующей башни в пользу разработки новых башен, вооруженных CTAS. Модернизированная БМП Warrior по графику должна поступить на вооружение в начале 2020 года.
Компании Lockheed Martin и BAE Systems предлагают Кувейту модернизировать его 254 машины Desert Warrior, которые оснащены двухместной башней с 25-мм пушкой Bushmaster.

Итальянские линии

БМП Freccia 8x8 была разработана консорциумом CIO с целью соответствия потребностей итальянской армии в БМП, которая могла бы поступить на вооружение мотопехотных подразделений. В свою очередь бронетанковые бригады имеют на вооружении гусеничные БМП Dardo. В 2006 году итальянская армия заказала 172 БМП Freccia, 36 противотанковых установок, 20 командирских и 21 минометный комплекс. Поставки, начавшиеся в 2009 году, должны завершиться в 2015 году.

Проекты боевых машин пехоты в странах НАТО

БМП Freccia

На БМП Freccia установлена башня HITFIST Plus, вооруженная стабилизированной 25-мм пушкой Oerlikon KBA с селективным питанием и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом. В 2014 году Рим одобрил финансирование второй партии из 381 машины Freccia, включая 261 БМП, которые, как ожидается, получат модернизированные ходовую часть и силовой блок, разработанные консорциумом CIO для артиллерийских установок Centauro 2.

Французская мода

Компания Nexter в скором времени завершит производство 550 БМП VBCI 8x8 (Vеhicule blindе de combat d’infanterie) и 150 командирских вариантов, предназначенных для французской армии. Подобная конфигурация 8x8 была выбрана для того, чтобы получить машину с хорошей подвижностью и проходимостью, которая могла бы действовать в одних боевых порядках с танком Leclerc, но которая была бы дешевле по сравнению с гусеничными БМП, например AMX-10P (VBCI пришла ей на замену). БМП VBCI оснащена одноместной башней Dragar с 25-мм пушкой, в машине размещаются экипаж, состоящий из водителя и стрелка, и пехотное отделение из девяти человек. К корпусу из броневого алюминия крепится модульный комплект из листов из титаново-стального сплава. В начале этого года армия получила первые 95 машин VBCI с усиленным бронированием и дополнительной защитой от мин и СВУ. Но такое повышение защиты не прошло бесследно, этот модернизационный комплект увеличил массу машины с 29 до 32 тонн. Французская БМП прошла боевую службу в Афганистане, Ливане и Мали. На выставке IDEX 2015 компания Nexter показала машину VBCI с новой двухместной башней T40, вооруженной 40-мм пушкой CTAS и спаренным 7,62-мм пулеметом, у которой с каждой стороны имеются места крепления ПУ ПТУР.

Проекты боевых машин пехоты в странах НАТО

Компания Nexter установила на БМП VBCI свою новую двухместную башню T40, вооруженную 40-мм пушкой CTAS