История возникновения Санкт-Петербурга. Часть III
История Возникновения Санкт-Петербурга. Часть III
История николаевского Петербурга (1825-1855)
Этот период, названный историками временем «безмолвной империи», имеет и свой художественный образ – это общество из гоголевской комедии «Ревизор».
Именно там представлена зримо, так сказать, «николаевская» Россия. Впрочем, на николаевскую, как и на александровскую, эпохи приходится и такое понятие как «Пушкинский Петербург», охвативший собой как раз первую треть 19 века. Однако на это время стране выпали:
· и войны – с Персией, с Турцией и Крымская (император не
· доживает до ее окончания)
· и подавление восстания в Европе - Австрия
· и, конечно же, декабристы.
Восстание дворян на Сенатской площади – отдельная страница в истории города. А разгром, ссылки в солдаты или на каторгу и преследования последователей – сформировали ту особую атмосферу в столице империи, которую можно назвать «крушением западнических идеалов», чье развитие изначально проповедовал Петр I. Кстати, на время царствования Николая I и пришлось зарождение противостояния западников и славянофилов – двух основных национальных тенденций российской философии. Страна больше не стремится «на запад» – страна отгораживается от него.
В то время столица империи, как и вся Россия, проживает промышленный подъем. Так, построена первая трасса Петербург-Москва (твёрдое покрытие дороги), открыто железнодорожное сообщение, а число горожан стремительно растет.
Кратко о культуре Петербурга периода Николая I
Культура продолжает традиции ампира, влияние которого заканчивается к 30-х годам.
Так, возведены:
· Московские триумфальные ворота – Стасов (в честь воинских побед в компаниях против Польши, Персии и Турции)
· Александровская колонна - О.Монферан (в честь императора-победителя Александра I)
А также в градостроительстве Петербурга начинают проявляться черты эклектики, когда романтизм «освобождает» зодчих от стилевых «обязательств», и они могут выбирать любые мотивы или приемы для нового выражения своих идей. Так, А.Брюллов обращается к средневековью, А. Штакеншнейдер – к рококо и барокко, Г.Боссе – к неоренессансу и т.д.
Наиболее выдающие творения этого периода:
· Лютеранская церковь Св.Петра – Брюллов
· Мариинский дворец - А.Штакеншнейдер
· Дворец Белосельских-Белозерских – Ф. Демерцов, А. Штакеншнейдер
· Московский вокзал – К. Тон
· Мариинский театр – А. Кавос, В. Шретер,
· особняк Боссе – сам архитектор
История Петербурга времен Александра II (1855-1881)
Это время петербургской истории носит название «оттепели», а сам император назван в народе «Освободителем». Освобождение здесь подразумевает многочисленные реформы, позволившие стране выйти на рубеж динамического развития. Кстати, оттепелью это период назвали современники, а не историки последующих столетий; так писал о нем князь Д. Оболенский, служивший тогда в Морском ведомстве.
Еще одним словом того периода (а вовсе не недавнего 20 века) стала «гласность» (которая открыла путь к диалогу власти с творческим силами страны), и совсем удивительным совпадением, со слов Ключевского, стал Севастополь, который «ударил по застоявшимся умам» (здесь имелась в виду горечь поражения Крымской компании).
При Александре II страна, тем не менее, завоевывает новые азиатские территории и освобождает от турок болгарские земли.
Однако в историю города Петербурга с именем этого императора входит также и понятие «цареубийства», «красного террора» и «революции». Александра II убивают, когда он едет подписывать новую Конституцию страны…
В стране появляются образованные разночинцы, изменяющие облик российской интеллигенции, и резко поляризуются социальные силы.
Краткая культурная панорама Петербурга периода Александра II
Архитектурные тенденции развиваются в русле зрелого историзма или эклектики, т.е. активного совмещения разностилевых форм и традиций.
Для города значимым становится застройка Дворцовой набережной:
· Ново-Михайловский дворец – Штакеншнейдер – в 1857-1862гг
· Дворец вел. Князя Владимира Александровича – А. Резанов – в 1867-1872гг
Замечательны сооружения училища барона Штиглица (ныне музей), а также водонапорной башни в «кирпичном стиле» (ныне музей).
Петербург Александра III – 1881-1894
Это время отечественной истории проходит под знаком политической реакции (немудрено, ведь Александр III входит на трон своего убитого в теракте отца!) и православного консерватизма (царь желал сохранить имеющийся порядок). На Александра III тоже были предприняты попытки покушения, среди этих революционеров был и старший Ульянов.
Александр III, правда, уже от современников получает несимпатичное прозвище «бегемота в эполетах» (что потом будет отражено в отзывах о его памятнике). Однако его патриотизм и религиозность снискали самодержцу определенную популярность - Александр первым за 200 лет отпускает бороду и пытается созвать Земский собор. Россия этого периода – это уже 100-миллионная империя, управляемая, впрочем, откровенно бездарными реакционерами. К числу «промахов» политики этого самодержца историки относят курс на русификацию окраин империи, который сменил при Александре III традиционную в России веротерпимость и покровительство малым народностям.
Также Александра называли царём-миротворцем: он первым в российской истории не проводил никакой войны. Что, впрочем, не делало мирной политику страны в целом.
· В 1881 – заключается «договор трех императоров»
· В 1885 – происходит конфликт с Англией
· В 1883-1886 – скандал по «болгарскому делу»
· В 1891-1893 – заключается русско-французский союз
Справка по культуре Петербурга времен Александра III
Курс на национальную самобытность, проводимый царем, находит выражение в появлении «русского стиля» в архитектуре. Так, в этот период строится яркий и праздничный собор в самом классицистическом центре столицы – Храм Воскресения Христова или Спас на Крови.
Его месторасположением был выбран участок мостовой, где и произошло покушение на императора Александра II.
В этот же период Петербург продолжает застраиваться многоэтажными доходными домами с гигантскими арками, массивными эркерами, рельефными обелисками. Таков, например, доходный дом Ратькова-Рожнова на Пестеля 13-15.
Николай II – последний император.
История Петербурга в 1894-1917 годах
Бурный экономический подъем, три войны (турецкая, мировая и гражданская), три революции, развал империи и трагическая смерть – такова кратчайшая канва правления Николая II, последнего хозяина царского Петербурга.
Интересно, что он был рожден в день св. Иова и так же, как этой святой, всю жизнь претерпевал жестокие удары судьбы:
· Войны николаевской России – поражения
· Реформы императора – жесточайшее сопротивление
· Царское окружение – предательство
· Семья – неизлечимо больной наследник
Даже мероприятия коронации стали трагическими для этого царя. В тот день на Ходынском поле в Москве в давке погибло свыше 3 тыс. человек, пришедших на гулянье и раздачу подарков. Впрочем, царь даже не наказал виновных в такой организации празднества, а это сильно пошатнуло монархические чувства народа.
К тому же в 90-х годах в стране стал активно «произрастать» марксизм, пришедший сюда из Европы.
После поражения в войне 1905 года две России, которые до этого времени существовали параллельно – просвещенная интеллигенция и народная рабочая – объединяются в едином революционном недовольстве. Так случилось 9 января 1905 года, которое обернулось расстрелом опять-таки более 2 тыс. демонстрантов.
Затем в Петербурге появляется и Г. Распутин, чья роль в грядущих событиях развала империи еще проясняется. Восстановлением страны занимается Столыпин, убийство которого снова совершают террористы. Николай, так много обязанный этому человеку, даже не появляется на его похоронах. Историки считают, что смерть империи Российской случилась именно в момент убийства Столыпина. Страна умерла…
Затем Россия входит в первую мировую войну и получает еще две революции. Эти события уже окончательно решили участь империи, которая перестала существовать в 1917 году.
Краткая история культуры рубежа 19-20 веков
Тем не менее, в русской культуре этот трагический период останется временем взлета, невиданного всплеска, получившего название «Серебряный век», наивысшие воплощения которого во всех видах искусства случились, конечно же, в столице – в Санкт-Петербурге.
В архитектуре – это: 1900-1910 гг. – модерн:
· Особняки Каменного острова (Гаусвальд, Фолленвейдер, Шене, Мельцер)
· Здание театра и магазина товарищества «Братья Елисеевы» - арх.Г. Барановский
· Здание АО «Зингер и К» (ныне Дом книги) – арх. П. Сюзор
· Сооружение Витебского вокзала (считается самым значительным памятником петербургского модерна) – арх.С. Брожовский
· Особняк Кшесинской – арх. А фон Гоген
· Торговый дом Гвардейского экономического общества (ныне ДЛТ) - арх. Э. Виррих
· Новый Пассаж – арх.Н. Васильев
· Мечеть (на Кронверкском пр.) – Н. Васильев
Неоклассицизм (1900-1910), который также называют петербургским ренессансом:
· Училищный дом Петра Великого – арх. А. Дмитриев
· Азовско-Донской банк – Ф. Лидваль
· Доходный дом П. Толстого – Лидваль
· Дом Вавельберга (Дом дожей на Невском) – М.Перетяткович
· Торговый дом Мертенса - М.Лялевич
· Германское посольство – П. Беренс
На Николае II прерывается не только династия российского императорского дома, но и история Санкт-Петербурга как его столицы, как города не только «царской блажи», но и императорской мощи, российского гения и национального расцвета.
Выпестованный в августейшей колыбели, собравший вокруг себя наилучшее в стране и в мире, вобравший в себя лишь все достойное вечности, Санкт-Петербург остается и на следующие века исключительно городом империи - империи культуры, искусства, истории, гармонии, величественности и могущества России. Он - один такой во всей стране, парадоксально отстоящий от нее в туманном отдалении имперский центр, столица, окутанная в северные, но Белые ночи.
Начало смотрите на сайте : Шпоры по ОБЖ – Всячина – История возникновения Санкт-Петербурга. Часть II