История возникновения Санкт-Петербурга. Часть II

                   История возникновения Санкт-Петербурга.  Часть II

      Елизавета Петровна - история дворянского Петербурга в 1725-1741 и 1741-1761 годах

Время, последовавшее после смерти Петра Великого, стало периодом крайней нестабильности в стране. Прямым поводом к политическим передрягам стала путаница в вопросе престолонаследия, поскольку первый российский самодержец в свое время отверг принцип майората, заменив его  принципом единонаследия (что не одно и то же), но и не оставил соответствующего завещания. Это послужило толчком к клановому соперничеству за русскую корону, выразившемуся в периоде дворцовых переворотов протяженностью в 16 лет (1725-1741гг).

Вся страна, и Петербург, разумеется, тоже, «повисли» в пространстве, когда реформы и проекты Петра выполнялись лишь по инерции, а могли быть и вовсе пересмотрены и оставлены, либо исковерканы. Что, конечно же, было крайне негативно для отечественной истории.

Поэтому обычно за петровским периодом истории Петербурга рассматривают почти сразу елизаветинский, который продлился с момента ее воцарения в 1741 году до ее смерти в 1761.

Периодом национального возрождения принято считать царствование этой императрицы. Его особенностью была «немосковскость» (т.е. традициональность), а европеизация. Дочь самодержца была нацелена на возвращение политики Петра.

Интересно, что в ее правление в России отменяют смертную казнь, поэтому елизаветинское двадцатилетие уникально в этом плане даже для Европы 18 века.

Самодержица укрепляет статус дворян, другие сословия практически не могут реализоваться на гослужбе. В то же время царица отменяет введенную ее отцом бессрочную службу для этой категории. И в Петербурге расцветает дворцовое строительство. Но не только. Активно развивается наука России и образование. Елизаветинский Петербург – это столица культурного ренессанса и раннего Просвещения. Открываются новые учебные заведения (конечно, для дворян), появляется и первый российский академик – Ломоносов, а за ним и Тредиаковский.

 Учреждается в Петербурге и Академия художеств.

                                       Краткая справка по культуре елизаветинского периода истории Петербурга

Середина 18 века – это торжество высокого барокко, воплощенное в столице в сооружениях многочисленных храмов и дворцов. Приход этого стиля связывают именно с царствованием Елизаветы Петровны. Размах и богатство новых зданий столицы должны были выразить и продемонстрировать мощь и величие самодержавного абсолютизма России.

Создателем русского направления «елизаветинского» барокко стал Растрелли.  Его шедевры отличало от «изнеженной грации» европейского стиля барокко зрелищная крупномасштабность, архитектоника объемов и богатейшая праздничность, особенно в отделке. К тому же Елизавета возвращается к русскому пятиглавию – православной традиции храмостроения. Интересно, что барокко в России расцветает, когда в самой Европе оно уже уходит со сцены. Мы отстаем, но зато, КАК отстаем! Сокровища елизаветинского зодчества сегодня поражают и «пионеров–европейцев».

                                                         Памятники архитектуры периода Елизаветы:

·  Аничков дворец – Земцов, Дмитриев, Растрелли

·  Фонтанный Дом – Дмитриев, Чевакинский

·  Смольный монастырь – Растрелли

· Воронцовский дворец – Растрелли

·  Строгановский дворец – Растрелли, Демерцов, Воронихин

·  Зимний дворец (6-ой по счёту императорский дворец) – Растрелли

·  Никольским Морской собор – Чевакинский

·  Владимирская церковь (последний памятник барокко) – автор возможно Трезини, Растрелли, колокольня – Кваренги

       История Петербурга Екатерины Великой периода второй половины 18 века (1762–1796)

 

Начнем с того, что правление этой умнейшей и просвещеннейшей императрицы России изначально не было принято Европой. Придя  к власти, по мнению большинства монархов Старого Света, путем госпереворота, Екатерина не получила их одобрения, и должны были пройти годы и войны, чтобы ее правление было признано легитимным.

Самодержице понадобилось проявить столько мудрости, хитрости и твердости правления, причем, руководя огромной страной в «царственном одиночестве».

Из масштабных исторических событий тех лет – а Екатерина правила с1762 по 1796 гг. – вспомним общероссийские события:·                                                                   

                                                                                           Пугачевщина

· Разделы Польши

· Турецкие войны и т.д.

Все это плюс реформирование внутренних систем государства занимало много времени государыни. Но и ее достижения были весьма велики. В отношении Петербурга их можно определить так:

·                     Огромные успехи градостроительства, разрабатывается новый план застройки Северной столицы.

·  Активное строительство  Петербурга и загородных императорских резиденций – Павловска, Гатчины и Царского Села

·   Был создан государственный российский банк, вводятся купюры и чеканятся медные монеты

–  Здание Ассигнационного банка

·   Появился воспитательный дом для сирот, приюты и государственные больницы

·  Открылась Публичная библиотека и Эрмитаж

·  Возникает городское самоуправление Петербурга – здание Городской думы

·  Строится первый невский мост, вводится плата за проезд

·  Отделываются камнем набережные – гранитные одежды  Невы и питерских рек, каналов

·  Оформляется стрелка Васильевского острова

·  Появляются театры и театральные школы

·  Строится каменный Гостиный двор

Конечно, это не полный «реестр» сооружений, социальных, торговых и культурных возможностей, благоприобретенных Петербургом в период правления просвещенной императрицы.

В 1777 году  столицу империи накрывает самое масштабное наводнение, унесшее минимум тысячу жизней за несколько часов.

                                              Краткая справка по культуре екатерининского Петербурга

На историю царствования Екатерины Великой пришлись эпохи сразу двух форм одного художественного стиля – раннего и строгого классицизма. Этот стиль стал самым значительным в истории зодчества столицы и был призван воплощать уже новые идеи российской самодержавности, а именно – ее просвещенность, строгость и гуманность.

·   Ранний классицизм в Петербурге – это творения Валлен-Деламота, Ринальди и Фельтена – здания Гостиного двора, Академии художеств, комплекс сооружений Эрмитажа, Новая Голландия, собор Св.Екатерины, Князь-Владимирский соборМраморный дворец, Юсуповский дворец, Чесменская церковь и дворец                

 

·  Строгий классицизм – это произведения зодчих Кваренги, Камерона, Старова – Таврический дворец,   Академия наук, Ассигнационный банк и т.д.

Ну и конечно, преданная наследница Петра создает грандиозный памятник основателю столицы – Медный всадник стал эмблемой города на века.

История Петербурга императора Павла I: конец 18 – начало 19 века (1796-1801)

Павел I – это одна из самых загадочных фигур династии Романовых, названная историками «русским Гамлетом» и ставшая участником многих мистических сюжетов. Павел хозяйничал в столице недолго, дни его правления были трагически прерваны убийством царя в Михайловском замке и составили всего 4 года.

Для Петербурга правление Павла ознаменовалось существенной реформой армии, что выразилось как в новых формах петербургских военных, так и в новых бесконечных воинских ритуалах – маршах, плацах, парадах и т.д.

Городская жизнь становится более регламентированной, «изнеженное» либерализмом дворянство призывается Павлом к строгости, порядку и верности. Павел даже возвращает для этого благородного сословия телесные наказания, от которых они были освобождены его бабушкой по Жалованной грамоте. Праздная офицерская жизнь в столице заканчивается…

                                         Краткая справка по культуре павловского Петербурга

Эпохой Павла заканчивается. Заканчивается и сам 18 век в России, и расцвет художественного стиля высокого классицизма, который в некоторых сооружениях столицы уже переходит в ампир.

При Павле Петербург «приобретает» и свой первый замок – Михайловский, который император возводит взамен царскому дворцу. Такие же замковые сооружения строятся и в пригородах – Гатчина, Павловск (тут крепость).

Работает над Михайловским новый придворный архитектор – Бренна, который создает новый вид городского ансамбля, полностью изолированного от остального городского окружения.

Начинается работа над шедевром петербургского градостроения – Казанским собором, в котором Павел требовал непременного сходства здания с римским аналогом – собором Св.Петра.

       Петербург Александра I – первая четверть 19 века (1801-1825)

Периодом безусловного внешнего расцвета, с одной стороны, и жесточайшего внутреннего надлома – с другой, характеризуется время правления «лукавого Цезаря» – Александра I.

             

Россия переживает сложное время войны и радость европейской победы в ней, но следом идут испытания аракчеевщины и восстания декабристов. На арену российской истории выходит новое сословие – интеллигенция, и история Петербурга начинает свой новый круг. К этому историческому периоду относятся и наиболее известные дуэльные истории, происходившие в Петербурге среди известных бретёров и дворян.

                                                Краткая справка по культуре петербургского ампира Александра I

Военный триумф страны в Отечественной войне 1812 воззвал к жизни патриотические темы во всей культуре России. В Петербурге начинается самое грандиозное ансамблевое градостроительство именно в стиле ампира (или позднего классицизма). Вся городская среда  целенаправленно преобразуется, обретая парадную торжественность и величественность монументализма.

В это время в России торжествует Росси! Он организует городские пространства столицы, создает удивительные перспективы, прокладывая улицы, формируя площади, возводя дворцы и административные здания. Период творчества Росси приходится также на начало правления Николая I.

                                                           Памятники Петербурга первой половины 19 века:

·                                                               Росси   

·  Ансамбль Елагина дворца – первый опыт Росси

·  Ансамбль Михайловского дворца

·  Ансамбль Александринского театра

·  Здания Сената, Синода, Генерального штаба

·                                                                          Архитектор Стасов

·  Троицкий собор

·  Павловские казармы

·  Придворные конюшни

·  Спасо-Преображенский собор

·                                                                                        Монферран
Исаакиевский собор

·                                                                     Кваренги

Нарвские триумфальные ворота, деревянные (названы ключевым сооружением русского ампира).

 

 

 

 Начало смотрите на сайте : Шпоры по ОБЖ – Всячина – История возникновения Санкт-Петербурга.  Часть I