Ф.П. Врангель. Часть II
Фердинанд Петрович Врангель. Часть II
Осенью того же 1824 г. Ф. Врангель был назначен командиром шлюпа «Кроткий», снаряжаемого в кругосветное плавание для доставки предметов снабжения на Камчатку, а 24(12) декабря 1824 г. он был произведен в капитан-лейтенанты.
При подготовке трехмачтового шлюпа «Кроткий» к дальнему плаванию Фердинанду Петровичу была поставлена задача, подготовить его с таким расчетом, чтобы по возможности его команда была ограничена, и насколько возможно увеличена вместительность для грузов. Это было связано с тем, что приобретение необходимых предметов снабжения для Камчатки было сопряжено с огромными издержками. Поэтому было принято решение доставлять все эти предметы непосредственно из Петербурга морским путем.
Учитывая специфику таких плаваний, стали строить и специальные военные транспорты, которые отличались повышенной грузоподъемностью при уменьшении численности экипажа. Одним из таких военных транспортов был "Кроткий". Его строили на Охтинской верфи. Длина судна 27,5 метра, ширина 8,8 метра, вооружение - 16 орудий малого и среднего калибра. Транспорт был спущен на воду 2 мая 1825 года. Сразу же началась подготовка к его первому плаванию с грузом для Камчатки.
Экипаж транспорта состоял из 50 человек: командира, шести офицеров, доктора и 42 матросов. Среди офицеров были хорошие знакомые Врангеля по предыдущим плаваниям лейтенант Ф.Ф. Матюшкин и штурман П.Т. Козьмин. Это было 25-е кругосветное плавание русских моряков.
Кругосветное плавание Врангеля на транспорте "Кроткий"(1825 - 1827) Специально построенный для предстоящего плавания военный транспорт “Кроткий” (длиной 90 футов) под командой капитан-лейтенанта Фердинанда Петровича Врангеля, уже совершившего кругосветное плавание мичманом на “Камчатке” в 1817-1819 гг., вышел из Кронштадта 23 августа 1825 года. Транспорт должен был доставить грузы в Петропавловск и Ново-Архангельск. Зайдя на пути в Портсмут, Рио-де-Жанейро, Вальпараисо, Врангель решил по пути зайти также в порт Чичагова на острове Нуку-Хива (Маркизские острова), чтобы пополнить запасы воды. Ивашинцев в своем сочинении о русских кругосветных плаваниях отмечает, что воды на “Кротком” было так мало, что на человека выдавалось только по четыре чарки в день. Это кажется несколько странным. В дальнейшем “Кроткий” совершил переход под парусами без захода в порты в течение 109 дней, а переход от Вальпараисо до Нуку-Хива длился всего 38 дней. 7 апреля “Кроткий” стал на якорь у острова Нуку-Хива. Здесь произошла одна из трагедий, редких в истории русского мореплавания. Сведения о том, как эта трагедия произошла, противоречивы. Это происшествие описано в “Дневных записках” самого Врангеля. В этих записках, опубликованных “в Северном архиве” в 1828 г., обращают на себя внимание следующие факты. Жители Нуку-Хива в обмен на свои продукты просили прежде всего ружей и пороху. На “Кроткий” пришли два матроса с английского купеческого судна. Кроме двух англичан, на острове в это время жил еще индеец Педро, уроженец Буэнос-Айреса, оставленный здесь английским купеческим судном. Один из англичан Джеме Ридон рассказал, что 9 месяцев тому назад к острову подходил какой-то русский двухдечный корабль, команда которого забрала силой всех свиней ближайшего селения. Все доказательства того, что это был русский корабль, основывались на том, что после ухода корабля на берегу было найдено несколько курительных трубок. Один из местных мальчишек был уличен на “Кротком” в воровстве, наказан за это 10 ударами и отпущен. В конце пребывания “Кроткого” на судно приехал главный жрец острова Тогояпу в сопровождении жреца Кеотете, “известный по всему острову своим сверхъестественным искусством умерщвлять людей одним взглядом и вообще творить различные чудеса”.
Врангель напомнил Тогояпу об обещанной им провизии для “Кроткого”, и жрец отдал приказание ее привезти. На следующее утро главный жрец Тогояпу, ночевавший на “Кротком”, выразил желание съехать на берег. Врангель предложил ему взять с собой приготовленные для него подарки. Жрецу эти подарки понравились, однако он твердил, что “ничего принять не может до тех пор, пока не приготовит и для нас достойный подарок”. Тогояпу упрашивал Врангеля отправить его без подарков и “настоятельно уверял, что он сам за вещами приедет”. Тогда Врангель “потребовал, чтобы для присмотру за целостью оных (подарков) оставался на судне упомянутый выше Кеотете, на что жрец согласился”. Тогояпу отправился на берег на шлюпке “Кроткого”, но обратно не приехал и передал, что подарки готовы, и просил прислать за ними шлюпку. Врангель послал на берег шлюпку под командой мичмана Адольфа Дейбнера с четырьмя вооруженными матросами. В качестве переводчика был послан англичанин Джеме Ридон. Дейбнеру было приказано держать оружие наготове и к берегу близко не приближаться. Дейбнер, приблизившись к берегу, стал на дрек и начал на дректове спускаться к берегу. ( Якорь крепится к судну при помощи якорного каната — дректова. Дректов может быть из стального, пенькового, манильского, капронового, нейлонового троса или из цепи. Капроновые и нейлоновые тросы в 2—2,5 раза прочнее пеньковых, эластичны, гибки и при растяжении удлиняются. ) Как выяснилось впоследствии, матросы обращали внимание Дейбнера на большое скопление островитян на берегу, а Джеме Ридон, кроме того, на отсутствие в толпе женщин и детей. Однако Дейбнер приказал матросам положить ружья под банки и продолжать спускаться к берегу на дректове. После того как принесенная на шлюпку свинья была погружена, островитяне захватили шлюпку, втащили ее на берег и убили Дейбнера и двух матросов. Никто из русских не успел даже выстрелить. Матросу Зонову и англичанину Джемсу Ридону удалось приплыть на посланный с “Кроткого” баркас, а несколько позже приплыл на посланную с “Кроткого” шестерку весь израненный матрос Лысунов. Как выяснилось впоследствии, у нукухивцев в это время было около 700 ружей, которые они выменяли на провизию у приходивших к острову европейских и американских судов. У Врангеля сложилось впечатление, что островитяне предполагали захватить “Кроткий”. После отхода от Нуку-Хивы на “Кротком” остались два англичанина, индеец Педро и жрец Кеотете, судьбу которых мне выяснить не удалось. От Маркизских островов Врангель направился прямо в Петропавловск, где простоял, разгружаясь, с 11 до 14 августа и затем пошел в Ново-Архангельск, куда прибыл 21 сентября. Так как, по заявлению правителя Русской Америки, присутствие военного судна было не нужно, Врангель 12 октября вышел в обратный путь. На пути к Гавайским островам Врангель тшетно искал острова, показанные на некоторых картах на 26° 06' с. ш. и 139° 20' в. д. В Гонолулу “Кроткий” простоял с 13 до 19 ноября. На пути от Гонолулу к Маниле Врангель располагал свои курсы таким образом, чтобы проходить по местам, на которых, по рассказам китобоев, должны были находиться острова, но никаких островов не увидел. В Маниле Врангель простоял с 13 января по 13 февраля 1827 года. За это время для “Кроткого” была сделана шлюпка взамен потерянной на Маркизских островах. 14 марта через Зондский пролив “Кроткий” вышел в Индийский океан и пошел к мысу Доброй Надежды. Около этого мыса “Кроткий” испытал несколько штормов. В конце апреля около 29 1/2 с.ш. и 4° в.д. В восточном шторме с сильной грозой и дождем выпадал по временам не только град, но даже и снег. Обогнув мыс Доброй Надежды, “Кроткий” заходил на остров Св. Елены, в Портсмут, в Копенгаген и 14 сентября 1827 г. вернулся в Кронштадт. Самый длительный переход под парусами, от Манилы до острова Св. Елены, продолжался 109 дней. Большой заслугой Врангеля считается, что он первый ввел на судне, не производившем научных изысканий, запись два раза в сутки температуры поверхности моря, “причем температура записывалась в шканечной журнал, почему и сохранилась в полной своей неприкосновенности”. |
Ф. Врангель получил предписание немедленно возвратиться в Кронштадт. Описание этого путешествия Ф. Врангель представил в морское министерство, но оно не было напечатано, а рукопись затерялась. Уцелел в архиве только шканечный журнал, из которого в 1882 г. были извлечены и напечатаны метеорологические и другие наблюдения, которые в нашем флоте наблюдалась впервые на «Кротком» 4 раза в сутки. По возвращении из плавания шлюп «Кроткий» в начале сентября посетил император Николай І, который остался доволен содержанием корабля. Еще не успел император сойти с борта корабля, как морской министр вице-адмирал А.В. фон Моллер шепнул барону Ф. Врангелю «Его Величество приказал назначить вас командиром экипажа и строящегося линейного корабля». Но в тот же вечер добросовестный и прямодушный Фердинанд Петрович, сознавая свою неопытность и незнание гарнизонной службы, просил письмом не назначать его экипажным командиром, а назначить командиром фрегата. При докладе А.В. Моллера об этом императору Николаю І, последний был удивлен, но благосклонно воспринял поступок Ф. Врангеля и приказал назначить его командиром фрегата «Елизавета», который строился в Адмиралтействе рядом с Зимним дворцом. За 2-х летнее кругосветное плавание и успешное выполнение порученного задания Фердинанд Петрович был награжден орденом Святой Анны 2-й степени. К получаемому жалованию было прибавлено капитан-лейтенантское, а проведенную кампанию приказано считать двойной. 25(13) октября 1827 года Фердинанд Петрович был произведен в капитаны 2 ранга, а 29 декабря (по ст. ст.) этого же года его избрали в член-корреспонденты Императорской академии наук. Во время постройки фрегата «Елизавета», его не раз посещал Николай І (благо Адмиралтейство находилось рядом с Зимним дворцом). Вместе с назначением командиром фрегата, Ф. Врангель был назначен членом ученого комитета морского министерства. Состоя членом этого комитета, Фердинанд Петрович подал докладную записку об увеличении во флоте калибра артиллерийского вооружения, которая при докладе императору была утверждена. Недостаток финансирования и истощение запасов леса было причиной затяжной постройки фрегата «Елизавета». Фрегат только осенью в камелях был доставлен в Кронштадт (Камели - особого рода полая плавучая постройка, состоящая из двух частей, в которую помещается глубоко сидящее судно. Две части камели затопляются, подводятся под корабль, плотно соединяются, и тогда из них выкачивается вода, вследствие чего камели c находящимся в ней судном всплывают и могут служить для проводки по фарватеру, недостаточно глубокому для свободно сидящего в воде корабля. Это своего рода плавучий док).
В Кронштадте капитан 2 ранга Ф. Врангель был назначен командиром сводной бригады и председателем военно-следственной комиссии. Все свободное время он посвящал подготовке к печати своих материалов по исследованию Сибирских берегов и «Ледовитого моря». Но нетрудно было предсказать, зная характер Ф. Врангеля, что жизнь на берегу в Кронштадте в то время, когда казарменные порядки, тонкости пригонки обмундирования, гарнизонная и смотровая служба и суровая дисциплина составляли столь же необходимые качества командира части, как и знание морского дела, не могла понравиться капитану 2 ранга. В конце 1828 г. он подал прошение об отставке на 5 лет от действительной военной службы. Одновременно с этим прошением директора Северо- американской компании просили морское министерство произвести Ф. Врангеля в очередной чин с назначением его главным правителем колоний этой компании. 24(12) марта 1829 г. Фердинанд Петрович был произведен в капитаны 1 ранга с одновременным назначением его главным правителем Российско-американских колоний. В начале лета этого же года Ф. Врангель в Ревеле познакомился с девушкой по имени Елизавета, урожденной Россильон, с которой через полтора месяца вступил в брак и 20(8) июля 1829 года убыл с молодой женой в Иркутск. Весной 1830 г. в семье Врангелей родилась дочь, а 10 октября (28 сентября) все семейство на компанейском шлюпе «Уруне» прибыло из Охотска в Новоархангельск.
Новоархангельск был со всех сторон окружен покрытыми гигантскими хвойными лесами горами. Из-за морских юго-западных ветров воздух здесь был так влажен, что человеку непривычному казалось, что он погружен в холодную паровую ванну. В городе жили русские - служащие Компании. На острове промышлялась рыба, жители города выращивали овощи. Неудобства и лишения в путешествии из Иркутска в Новоархангельск, в особенности поездка верхом на лошади молодой женщины с грудным ребенком на руках, которому было всего четыре недели, ночлеги в ненастную погоду без всякого крова, сильные штормы во время перехода морем на Камчатку – все это было тяжелым испытанием для впечатлительной души Фердинанда Петровича. Но молодая жена, достойная и умная женщина, оживила сердце угрюмого моряка, правильно поняла, какой нравственной опорой она должна быть в жизни своего мужа, и действительно была его ангелом- хранителем.
За время правления колониями Ф. Врангель посещал с инспекционными поездками свои владения: с 16(4) июня по 17(5) августа 1831 г. Кадьякский, Уналашкинский и Ахтильский отделы и острова Святого Павла и Святого Георгия на компанейском бриге «Охотск»; с 18(6) июня по 26(14) августа 1832 г. Уналашкинский отдел, острова Святого Павла и Святого Георгия, Александровский редут в Нуглагате, на пути из Новоархангельска заходил в Якутат, до Уналашки на компанейском бриге «Чичагов» и обратно на голете «Мореход»; с 25(13) июня по 5 ноября (22 октября) 1833 г. из Новоархангельска к берегам Калифорнии в селение Росс на компанейском шлюпе «Байкал».
5 апреля (24 марта) 1833 г. Фердинанд Петрович был избран членом Императорского Московского общества испытателей природы. В Новоархангельске Ф. Врангель провел 5 лет, ежегодно объезжая колонии. Знакомясь на месте с нуждами края, Фердинанд Петрович организовал правильную эксплуатацию промыслов, оберегая вместе с тем туземное население от злоупотреблений компанейских агентов. В своих гуманных стремлениях он встретил сильную помощь в миссионерской деятельности священника Вениаминова (при крещении в детстве его нарекли именем Иоанн), впоследствии преосвященного Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (почти через сто лет (он скончался в 1879 г.) в 1977 году митрополит Московский и Коломенский Иннокентий был прославлен в лике святых двух Православных Церквей - Русской и Американской). 6 ноября (25 октября) 1835 года сдав должность правителя колоний капитану 1 ранга Купреянову Ивану Антоновичу Врангель на компанейском шлюпе «Ситха» покинул Новоархангельск, посетил принадлежавшую компании колонию Росс (близ залива Бодего, в Калифорнии), пересек Мексику от порта Сан-Блаз до Вера Круца, откуда через Гавр летом 1836 г. прибыл в Кронштадт.
Деятельность Ф. Врангеля во главе компании составляла блестящую эпоху этого общества. Посещение Мексики имело целью добиться, со стороны республики, уступки плодородной долины, расположенной в 22 км от колонии Росс. Мексиканские власти соглашались на всевозможные уступки, если Россия войдет в официальные отношения с правительством республики. Докладывая впоследствии об этом императору Николаю Павловичу, Фердинанд Петрович указал на пример Пруссии: не признавая официально Мексиканской республики, она заключила, однако, через своего генерального консула выгодный торговый трактат, но государь прервал его словами: «Для Пруссии выгоды впереди чести, а у меня наоборот». Вследствие такого решения колония Росс, приносившая одни убытки, была упразднена. 20(8) июля 1836 г. Ф. Врангель был произведен в контр-адмиралы с назначением членом общего присутствия кораблестроительного департамента морского министерства, а 17(5) августа назначен директором департамента корабельных лесов.
9 декабря (27 ноября) 1836 г. Фердинанд Петрович был избран в члены общества по поощрению лесного хозяйства. В 1837 г. Фердинанд Петрович произвел инспектирование корабельных рощ, лесничеств и правлений Балтийского и Низового округов и осмотр дубовых лесов на острове Эзель. В этом же году за 25-и летнюю службу в офицерских чинах его наградили орденом Святого Георгия 4-го класса, а 17(5) сентября избрали в член-корреспонденты Лондонского географического общества. В 1838 г., оставаясь директором департамента, Ф. Врангель российской североамериканской компанией был избран заведующим делами колоний, а в 1840 году его избрали главным директором, каковым он оставался до 1849 г. В 1838 г. его наградили орденом Святого Станислава 2 степени со звездой, а 1839 г. он по делам компании совершил поездку в Берлин, где встретился с уполномоченным английской Гудзоновской компании. 15(3) апреля 1840 г. Фердинанд Петрович был награжден орденом Станислава 1 степени. В 1841 г. он издал свой труд «Путешествие по северным берегам Сибири и Ледовитому морю, совершенное в 1820, 1821, 1822, 1823 и 1824 годах с 4-мя картами и Прибавления к путешествию, содержащие в себе замечания о Ледовитом море, полярных льдах, северных сияниях, езде на собаках, языках туземцев, метеорологические и климатологические наблюдения и таблицы географического положения мест». За подаренный Николаю І экземпляр путешествий ответным жестом император подарил ему бриллиантовый перстень. 8 сентября (27 августа) 1842 г. Ф. Врангель был назначен членом комитета по рассмотрению и испытаниям способов предохранения дерева от гниения, а 11 августа (30 июля) 1843 г. его назначили членом комитета по рассмотрению особых способов снабжения предметами продовольствия Камчатского края. В этом же году он был включен членом от морского ведомства в комитет, учрежденный при главном управлении Путей сообщения и Публичных зданий для обсуждения и разработки проекта руководства по устройству этих путей в империи. В 1845 г. Фердинанд Петрович совершил поездку по Мариинской водной системе с целью решения вопроса по доставке корабельного леса на коммерческой основе.
8 декабря (26 ноября) 1847 г. Ф. Врангель был произведен в вице-адмиралы с утверждением в должности директора департамента корабельных лесов. В порученном его управлению департаменте Фердинанд Петрович со свойственной ему энергией принялся за борьбу с вкоренившимися злоупотреблениями и рутиной и был, сначала поддерживаем в своих стремлениях морским министром адмиралом князем A.C. Меньшиковым, что продолжалось, однако, недолго, и потому Ф. Врангель решил отказаться от службы. 7 февраля (26 января) 1849 г. он вышел в отставку и поселился со всем семейством в своем имении Руиле, Эстляндской губернии. Надежды его успокоиться в сельском уединении не оправдались, поскольку в 1854 г. скончалась его супруга. Сложившаяся в продолжительное царствование императора Николая І организация Морского министерства предназначалась для управления многочисленным флотом, какой и действительно существовал до Крымской войны 1853-1856 гг. Новая эра коренных преобразований в Морском ведомстве, которая началась сразу же по окончании этой войны, была вызвана отсталостью нашего флота по сравнению с флотами передовых морских держав, и значительным уменьшением корабельного состава в связи с прошедшей войной. Это привело к тому, что Морское министерство возглавил Великий князь Константин Николаевич.
Он еще с детства со всей силой юношеского сердца полюбил морской быт и семью моряков (жаль, что впоследствии этот пыл у него остыл). Одаренный необыкновенными способностями и энергией, получивший под руководством известного мореплавателя графа Литке солидное воспитание, подкрепленное многими практическими плаваниями и путешествиями, Великий князь большую часть своего времени и трудов посвятил морскому делу. Свою задачу он полагал «не в помыслах о морских победах, не в создании вдруг большого числа судов при больших пожертвованиях, а в том, чтобы беспрерывным плаванием небольшого числа хороших судов приготовить целое поколение будущих опытных и страстных моряков». Великий князь пришел к убеждению в необходимости перемен в организации как центральных, так и портовых управлений, в связи с признанными недостатками управления Морским ведомством. Недостатки эти заключались в следующем: 1) в медлительности и сложности делопроизводства, требовавшего много письменного труда в ущерб самому делу; 2) в нерациональности хозяйственных операций, которые, чтобы быть утвержденными, должны были достигнуть высшей инстанции, проходя через различные коллегиальные учреждения, а поэтому при исполнении этих операций всякая ответственность слагалась с ближайших к делу начальников; 3) в излишнем числе самих учреждений; 4) в отсутствии,по причине централизации власти, всякой самостоятельности портовых и других местных начальников, обращавшихся, даже в маловажных делах, за разрешением к высшему начальству; 5) в смешении разнородных занятий в одном и том же управлении, и распределении однородных по разным управлениям и департаментам; 6) в большом числе служащих лиц, совсем не соответствовавшем требованиям службы. Для совершения всех подготовительных преобразований, как дела нового, потребовались новые исполнители, которые бы, сочувствуя стремлениям Великого князя, могли оказать и полное содействие их осуществлению. В 1854 г. году из отставки приглашен был на службу в Морское ведомство, как лично известный Константину Николаевичу вице-адмирал Ф.П. фон Врангель. 20(8) сентября 1854 г. он был назначен директором гидрографического департамента морского министерства. 22(10) ноября этого же года он возглавил комиссию по пересмотру морских уголовных законов. 1855 г. был богатым на назначения для Фердинанда Петровича. 23 февраля (по ст. ст.) его назначили председателем Морского ученого комитета с оставлением в прежней должности, а 25(13) апреля он стал инспектором штурманов Балтийского флота с оставлением в прежних должностях. 30(18) мая 1855 г. Фердинанд Петрович был назначен управляющим морским министерством и в этот же день председательствовал в Адмиралтейств - Совете в отсутствие Великого князя Константина Николаевича. 11 июля (29 июня) Ф. Врангеля назначают членом Сибирского комитета, а 12 сентября (31 августа) членом комитета по изысканию средств по защите берегов Балтийского моря. В этом же году его наградили орденом Святого Владимира 2 степени. 27(15) апреля 1856 г. Фердинанд Петрович был назначен генерал-адъютантом, а на другой день председателем комитета по изысканию средств для развития купеческого флота. 7 сентября (26 августа) этого же года Ф. Врангель произведен в адмиралы. С увлечением 60-ти летний адмирал Врангель предался кипучей деятельности, возбужденной в морском ведомстве генерал-адмиралом его императорским величеством Великим князем Константином Николаевичем. Его управление Морским министерством продолжалось недолго. 8 августа (27 июля) 1857 г., в связи с болезнью, Фердинанд Петрович был уволен с должности управляющего морским министерством с назначением членом Государственного Совета, и отправился на лечение за границу. Но, несмотря на эту кратковременность управления, Ф.П. Врангель успел оказать важную услугу делу преобразования ежемесячного журнала «Морской сборник», который был признан официальным органом Морского министерства и не менее важную услугу – учреждение эмеритальной пенсионной кассы Морского ведомства. В это время по всем отраслям государственного управления предпринимались существенные преобразования: освобождение крестьян, судебная реформа, уничтожение откупа, введение единства кассы, государственный контроль и многие другие. Не обладая ораторским талантом, Фердинанд Петрович свои взгляды на обсуждавшиеся вопросы излагал преимущественно в мемуарах и записках, которые давал читать избранным сочленам, и некоторые из его записок послужили поводом к изменению предрешенных мероприятий. В 1859 г. Ф. Врангель возвратился в Петербург и 18(6) сентября был назначен членом особой комиссии по рассмотрению отчета морского ведомства за 1856, 1857 и 1858 годы, а 20(8) сентября его наградили орденом Белого Орла. 5 ноября (22 октября) Врангеля назначили в департамент гражданских и духовных дел Государственного Совета, а 17(5) ноября он получил монаршую благодарность за труд по рассмотрению отчета по морскому ведомству. Возобновившийся в 1864 г. прежний недуг заставил окончательно Фердинанда Петровича оставить все служебные занятия. После 2 лет, проведенных в чужих краях, он окончательно поселился в своем имении, но и в деревенском уединении принимал живое участие в злобах дня и делился своими мнениями, основанными на обширной опытности, в переписке со своими друзьями. Как бы предчувствуя скорый конец, он посетил те места, где прошло его детство. По завершению этого короткого путешествия он заехал к брату, будучи проездом в Дерпте, и 7 июня (25 мая) 1870 г. скончался на его руках от разрыва сердца, на 74-м году жизни. Похоронили его в его имении в Руиле. Постскриптум: С 19 лет наука была его исключительным прибежищем и единственным средством выдвинуться из среды обыкновенных посредственностей. Трудно определить какая специальность была преобладающим предметом его занятий. Прекрасно одаренный умственными способностями, он был то ученый путешественник-исследователь, то способный администратор, то сельский хозяин, то юрист. Большей частью он был серьезным и задумчивым. Если к этому прибавить его известность в ученом мире, то понятно, почему многим было как-то неловко и стеснительно в первое время после знакомства с ним. Многие боялись встретить в нем строгого судью, тогда как в действительности он был самым снисходительным и отзывчивым человеком. Боялись его учености, тогда как он был готов сам учиться у каждого. Он уважал мнение каждого, из опыта убедившись, что у каждого человека можно поживиться чем ни-будь для обогащения своих знаний. Другие рассчитывали на его объятия, тогда как он на это не был способен. Лицемерие, суетность, пускание пыли в глаза он ненавидел как самые вредные недостатки общества. Фердинанд Петрович был глубоко религиозным человеком, но не ханжой. Этот труженик науки не знал праздности, даже прогуливаясь, он был погружен в мысли, и казалось, обдумывал что-то, совсем не обращая внимания на то, что происходило вокруг него. Единственной его прихотью была библиотека, которую он при всякой возможности пополнял. Достоверно известно, что он вел дневник, но, к сожалению, его судьба не известна. Главнейшие из его произведений: «Путевые записки адмирала барона Ф.П. Врангеля» (1836); «Историческое обозрение путешествий по Ледовитому океану» (1836); «Путешествие к северным берегам Сибири и по Ледовитому морю, совершенные в 1820- 1824 годах экспедициею, состоявшей под начальством Врангеля » (1841).
СИРЫЙ С.П. председатель военно-исторической секции Дома ученых РАН, председатель секции истории Российского флота и историограф СПБ МС, заслуженный работник высшей школы России, профессор, капитан 1-го ранга запаса