Инженерные войска
8 января 1813 года указом императора Александра I создан лейб-гвардии саперный батальон - первая гвардейская часть в инженерных войсках.
Инженерные войска Вооружённых Сил Российской Федерации
|
|
|
|
Годы существования |
|
Страна |
|
Подчинение |
начальнику управления |
Входит в |
|
Тип |
|
Функция |
обеспеченье защиты |
Численность |
|
Дислокация |
Российская Федерация |
Прозвище |
Лев Киль. Русские офицеры Корпуса инженеров эпохи Наполеоновских войн.
Сапёры Лейб-гвардии сапёрного батальона. 1853 год. Картина работы А. И. Гебенса
В центре на фашине сидит командир батальона генерал-майор Н. Ф. Хомутов, крайний справа —полковник Н. К. Зацепин (известный художник, погиб 10 мая 1855 года при обороне Севастополя). (Музей Суворова в Санкт-Петербурге.)
Инженерные войска Вооружённых Сил Российской Федерации—формирование (специальные войска) вооружённых сил Российской Федерации, предназначенные для инженерного обеспеченья (оборудования территории военных (боевых) действий, инженерной разведки и сопровождения войск (сил) в наступлении и так далее).
В состав инженерных войск входят органы управления, учреждения, предприятия, инженерно-сапёрные, инженерно-дорожные, понтонные и другие соединения, воинские части и подразделения.
В ВС России именовались Посоха, Пионеры, Корпус инженеров.
Свой профессиональный праздник военнослужащие и служащие отмечают 21 января.
Сокращённое наименование — ИВ ВС России.
Древнерусский период
Развитие русского военного зодчества относится к IX — первой половине X века. Летописи доносят до нас сведения о строительстве городов, об их осаде и обороне. Само слово город в древнерусском языке обозначало не город в социально-экономическом значении, как мы его понимаем сейчас, а укреплённое, подготовленное к обороне поселение, крепость, замок. Более того, до XVII века слово это часто относили к укреплениям, обозначая этим термином оборонительные стены. В конце XII века процесс дробления феодальной Руси на множество княжеств привел к строительству крепостей и сооружений самых различных типов практически на всей территории.
О высоком уровне русского военно-инженерного искусства того времени свидетельствует как умелое строительство укреплений, так и совершенствование инженерных мероприятий при обеспечении наступательных действий войск. В 1242 году русские разгромили немцев на льду Чудского озера. Русские войска умело использовали при этом как долговременные оборонительные сооружения, так и полевые укрепления, выполненные с учётом особенностей местности.
Другим примером является взятие Казани в 1552 году Иваном IV. Иван Грозный решил построить на берегу реки Свияги при впадении её в Волгу в 25 км от Казани крепость Свияжск. Заготовка деревянных деталей велась на Волге в районе Углича. Потом они были доставлены по воде к устью Свияги, где из них впервые в истории строительства за 28 дней была построена крепость-город, сыгравшая важную роль опорной базы при осаде Казани.
Первые сведения о воинах-строителях на Руси, которые донесла до нас летопись, относятся к 1016 году. Указывалось, что это были строители, находившиеся на военной службе и имевшие обширные познания в военном искусстве и особенно в искусстве обороны. В отличие от рабочих, строивших различные городские сооружения и называвшихся дереводелами и плотниками, военных строителей называли городовиками и мостовиками (Колесник А. Н. 1985). Со второй половины XV века в России был создан единый орган руководства военно-строительными работами в лице инженерной части Пушкарского приказа, которая стала разрабатывать чертежи и руководить строительством оборонительных сооружений.
Первым из дошедших до нас русским воинским уставом, обобщившим военно-инженерный опыт, является «Устав ратных и пушечных дел, касающихся до воинской науки». Его составил в начале XVII века воевода боярин Анисим Михайлов.
Российская империя
В 1692 и 1694 годах под руководством Петра I были проведены, вероятно, первые инженерные учебные маневры, в ходе которых отрабатывались вопросы строительства оборонительных сооружений.
Известно, что при разработке инженерных мероприятий Пётр I использовал работы наиболее известного военного инженера этого периода, маршала Франции Вобана.
Создавая регулярные вооружённые силы, Пётр I уделял особое внимание развитию артиллерии и инженерных войск. Первым законодательным актом, в котором шла речь о военно-инженерном деле, стал указ Петра I от 21 января 1701 года об открытии Школы Пушкарского приказа. Большое значение Пётр уделял подготовке офицерских кадров. Для подготовки инженерных кадров создаются инженерных школы: первая в 1708 году в Москве, в 1712 году она расширяется, но этого оказалось недостаточно, и 17 марта 1719 года учреждается инженерная школа в Санкт-Петербурге. В каждой из указанных школ ежегодно обучалось 100−300 человек, срок обучения колебался от 5 до 12 лет.
Военные инженеры пользовались в вооружённых силах большими преимуществами, их оклады отличались от окладов офицеров других родов войск, а наиболее преуспевающие в инженерном деле прежде других производились в высшие чины.
К концу XVIII века увеличивается численность инженерных войск. В 1797 году был сформирован пионерный полк трёхбатальонного состава (каждый батальон включал три пионерные и минёрную роту). Перед полком ставилась задача обеспечивать выполнение военно-строительных работ во время походов и боевых действий, а также скрытность работ. Полк использовался только по указанию главнокомандующего войсками.
К началу Отечественной войны 1812 года в действующей армии насчитывалось уже 10 минёрных и пионерных рот. Боевые действия также обеспечивали понтонные роты, состоящие при артиллерии. 14 пионерных и минёрных рот находились в крепостях. В этих ротах не было солдат, а были только специалисты офицеры и кондукторы. Рабочая сила для инженерных работ набиралась из числа местных жителей, солдат пехоты. Перед заграничным походом вместо двух пионерных полков были развёрнуты дополнительно один сапёрный и два пионерных полка трёх батальонного состава каждый. В целом количество инженерных формирований было доведено до 40 рот (8 сапёрных, 8 минёрных и 24 пионерных). Сапёры и минёры использовались при постройке долговременных укреплений и на работах, которые производились при штурме и обороне крепостей. Пионерные подразделения предназначались для устройства дорог, мостов, полевых укреплений, разрушения неприятельских заграждений на направлении действия своих войск. Понтонёры наводили наплавные мосты.
В 1819 году сапёрные и пионерные батальоны были сведены в три пионерные бригады. В 1822 году понтонные роты были переданы из артиллерийского ведомства в инженерное. Понтонные роты организационно были введены в состав сапёрного и пионерного батальонов Тогда же и формируются гвардейский и армейский конно-пионерский эскадроны. Чтобы исключить разнобой в наименовании и сократить число штатных расписаний император Николай I повелел в 1844 году все инженерные части именовать как сапёрные.
К началу Крымской войны 1853-56 годов в вооружённых силах имелось 9 сапёрных батальонов, один учебный батальон, два резервных батальона и два конно-пионерных дивизиона.
Инженерные войска окончательно отделились от артиллерии, оформившись в самостоятельный род войск. К концу первой четверти XIX века их численность превысила 21 тысячу человек, что составляло около 2,3 % всего состава вооружённых сил. В 1873 году в России было учреждено Особое совещание по стратегическому положению страны, которое на основе плана, разработанного Эдуардом Ивановичем Тотлебеным, постановило провести комплекс военно-строительных работ.
За 35 лет военными строителями были построены крепости Новогеоргиевск, Варшавская цитадель, Зегрис, Брест-Литовск, Осовец, Ковно, Ивангород, застава Дубро и различные укрепления и сооружения.
К началу Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. инженерные войска составляли 2,8 % полевой армии (20,5 тыс. чел.). В инженерных войсках вновь появились новые специальности: воздухоплавание и голубиная связь. К концу XIX века как технический род войск инженерные войска предназначались для обеспечения боевых действий пехоты, артиллерии и кавалерии, ведения крепостного строительства, выполнения инженерных задач при осаде и обороне крепостей, минной войны, устройства путей и переправ, телеграфных линий и имели в своём составе сапёров, понтонеров, минёров, электриков, воздухоплавателей, военных железнодорожников, связистов.
В 1900 году в состав инженерных войск входило 25,5 сапёрных батальона, сведённых в 7 сапёрных бригад, 8 понтонных батальонов, 6 полевых инженерных парков, 2 осадных парка, 1 железнодорожная бригада (3 батальона), 2 отдельных железнодорожных батальона, 12 отдельных рот, 6 крепостных военных телеграфов и 4 воздухоплавательных парка. Личный состав инженерных войск насчитывал 31 329 человек. Резервом инженерных войск являлись крепостные войска, включавшие в 1900 г. 53 крепостных артиллерийских батальона, 2 крепостных полка, 28 отдельных крепостных батальонов, 10 крепостных артиллерийских рот, 3 осадных крепостных батальона и 5 вылазочных батарей.
Такая организация инженерных войск сохранялась до Русско-японской войны (Бескровный Л. Г., 1986).
Инженерные войска, как род войск имеющий в своём распоряжении большое количество грамотных инженеров, в этот период приобретают статус проводников технических новшеств в армии и на флоте, своего рода колыбелью новых технических родов войск. Наиболее бурно этот процесс проходил в начале XX века.
Железнодорожные части вошли в состав инженерных войск начиная с момента их создания в 1870 году.
Подробнее смотрите на сайте : Шпоры по “ ОВС “ – Организация ВС – Создание ЖДВ России.
Строительство пути. Воинский поезд Русской императорской армии в Азии, иллюстрация из «Патриота», 6 марта 1904 года.
Сначала в виде железнодорожных команд, а с 1876 г. — железнодорожных батальонов. Железнодорожные части входили в состав инженерных войск вплоть до 1908 г. включительно. Затем они были выделены в самостоятельную категорию и подчинены службе ВОСО (военных сообщений) Генерального штаба.
Воздухоплавание постепенно занимало своё место в русской армии. Во второй половине XIX века на вооружении состояли воздушные шары. В конце века действовал отдельный воздухоплавательный парк, состоявший в распоряжении Комиссии по воздухоплаванию, голубиной почте и сторожевым вышкам. На маневрах 1902—1903 гг. в Красном Селе, Бресте и Вильно проверялись способы использования воздушных шаров в артиллерии и для воздушной разведки (наблюдения).
Убедившись в целесообразности применения привязных шаров, Военное министерство приняло решение создать специальные подразделения при крепостях в Варшаве, Новгороде, Бресте, Ковно, Осовце и на Дальнем Востоке, в составе которых имелось 65 шаров. К изготовлению дирижаблей в России приступили в 1908 г. в то же время, Инженерное ведомство недоверчиво относилось к идее использовать авиации в военных целях.
Лишь в 1909 г. оно предложило Учебному воздушно-плавательному парку построить 5 аэропланов. Затем военное ведомство закупило у иностранных фирм несколько самолётов Райта и Фармана. Между тем в России возникло несколько частных предприятий по изготовлению моторов и самолётов. Некоторые из них являлись дочерними предприятиями французских заводов. С 1909 по 1917 гг. в России возникло более 20 авиационных предприятий.
Проблема связи в военном деле приобрела в XX столетии большое значение. Первые начинания по внедрению телеграфа имели место во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг., принёсших громадную пользу при управлении войсками, они привели к более широкому использованию технических средств связи. Телеграф и телефон заняли ведущее место в управлении войсками. Наиболее широкое развитие получили передвижные линии, предназначенные для руководства войсками непосредственно на театре войны. В конце XIX века число телеграфных парков, состоявших в ведении Главного инженерного управления, равнялось в Центральной России 17 (975 вёрст) и на Кавказе 2 (130 вёрст). Кроме того, в крепостях было создано 55 узлов связи (423 версты).
В 1912 г. были установлены нормы снабжения корпусов средствами связи. Каждый корпус, состоящий из двух пехотных дивизий (8 пехотных полков), одного сапёрного батальона (одна телеграфная и три сапёрные роты) и одного отделения полевого инженерного парка, был снабжён 20 телеграфными, 193 телефонными аппаратами и 333 вёрстами кабеля.
Автомобильные войска.
В 1876 г. штабс-капитан С. Маевский представил в Департамент торговли и мануфактуры проект самодвижущейся машины с паровым двигателем. Проект Маевского не был принят из-за громоздкости двигателя. Дальнейшее развитие автотранспорта упиралось в отсутствие двигателей, работающих на жидком топливе. Такой двигатель был построен в 1884 г. на Охтенской судостроительной верфи. Это был восьмицилиндровый двигатель внутреннего сгорания. На его основе Борис Григорьевич Луцкий ( Луцкой ) разработал в конце века проект бронированного «самодвигателя» и предложил его военному министерству. Построенная Луцким модель успешно действовала на Курских и Киевских маневрах 1902 г., где испытывалось ещё восемь машин иностранных марок. Военное министерство признало большие достоинства машины, но отказалось организовать их производство и передало чертежи Луцкого во Францию.
После Красносельских маневров в 1906 г., где испытывались различные марки автомобилей инженерное ведомство распределило имевшиеся в его распоряжении 10 автомашин по четырём округам (Киевскому, Петербургскому, Виленскому, Варшавскому) в целях подготовки учебных команд (по 15 человек на каждый броневой автомобиль).
Одна из причин медленного внедрения автомобилей в военное хозяйство заключалось в слабом развитии сети шоссейных дорог. В 1884 г. строительство шоссейных дорог было поручено Военному министерству. Благодаря его усилиям с 1885 по 1900 г. были сооружены шоссейные дороги Петербург — Псков —Варшава с ответвлениями на Ригу и Мариуполь, Москва — Брест — Варшава с ответвлениями на Калиш и Познань, Киев — Брест, рокада Псков — Киев и некоторые другие. В 1880-е годы под Красным селом была построена первая взлётная полоса (в виде деревянного настила или деревянных рельсов) для испытаний самолёта Можайского. Значительное развитие аэродромное строительство получило в 1905—1910 годах, когда строятся первые аэродромные комплексы в ряде городов страны.
Возросшую роль инженерных войск, показала Русско-японская война. В начале войны инженерные формирования Маньчжурской армии имели всего 2800 чел. — к концу войны они насчитывали уже 21 тысячу.
К этому времени на Дальнем Востоке находилось:
· инженерно-сапёрных батальона — 20;
· понтонных батальонов — 4;
· воздухоплавательных батальонов — 3;
· телеграфных батальонов — 2;
· крепостных сапёрных рот — 4;
· минных рот — 5;
· воздухоплавательных рот — 1;
· искровых рот — 2;
· крепостных телеграфов — 1 (Бескровный Л. Г., 1986)
Дальнейшее развитие и техническое оснащение инженерных войск, особенно в ходе Первой мировой войны, а также невероятная перегрузка управленческих органов инженерных войск в связи с резким ростом численности авиации, автомобильных частей, подразделений бронемашин привела к выделению в самостоятельные рода войск авиации, и автомобильных частей.
Численность инженерных войск к началу 1917 года составляла до 6 % общей численности армии.
Советский период
Памятник сапёрам Великой Отечественной войны перед Измайловской гимназией № 1508 в Москве
Нарукавный знак инженерных войск ВС СССР.
Как во времена СССР, так и в настоящее время, основным назначением Инженерных войск является инженерное обеспечение боевых действий. Инженерное обеспечение боевых действий войск организовывалось и осуществлялось с целью создания войскам необходимых условий для своевременного и скрытного выдвижения, развёртывания, манёвра, успешного выполнения ими боевых задач, повышения защиты войск и объектов от всех видов поражения, для нанесения противнику потерь, для затруднения действий противника.
Согласно Боевому уставу Сухопутных войск ВС СССР инженерное обеспечение включает в себя:
· инженерную разведку противника, местности и объектов;
· фортификационное оборудование позиций, рубежей, районов, пунктов управления;
· устройство и содержание инженерных заграждений, и производство разрушений;
· установка и содержание ядерных мин и фугасов;
· уничтожение и обезвреживание ядерных мин противника;
· проделывание и содержание проходов в заграждениях и разрушениях;
· устройство проходов через препятствия;
· разминирование местности и объектов;
· подготовка и содержание путей движения войск, подвоза и эвакуации;
· оборудование и содержание переправ при форсировании водных преград;
· инженерные мероприятия по маскировке войск и объектов;
· инженерные мероприятия по восстановлению боеспособности войск и ликвидация последствий ядерных ударов противника;
· добыча и очистка воды, оборудование пунктов водоснабжения.
Инженерные войска выполняли задачи инженерного обеспечения, требующие специальной подготовки личного состава, применения инженерной техники и инженерных боеприпасов. Кроме того, в их задачи входит поражение техники и живой силы противника минно-взрывными и ядерно-минными средствами.
1918—1945 года
Советские инженерные войска создавались вместе с организацией Красной Армии. В дивизиях предусматривалось иметь инженерный батальон, а в стрелковых бригадах — инженерно-сапёрную роту. В 1919 сформированы специальные инженерные части. Руководство инженерными войсками осуществляли инспектор инженеров при Полевом штабе Республики (1918—1921 — А. П. Шошин), начальники инженеров фронтов, армий и дивизий.
В 1921руководство войсками возложено на Главное военно-инженерное управление. К1929 году штатные инженерные части имелись во всех родах войск. После начала Великой Отечественной войны в октябре 1941 года учреждена должность начальника Инженерных войск. В ходе войны инженерные войска строили укрепления, создавали заграждения, минировали местность, обеспечивали проведение манёвра войск, проделывали проходы в минных полях противника, обеспечивали преодоление его инженерных заграждений, форсирование водных преград, участвовали в штурме укреплений, городов и т. д.
Начальники Инженерных войск ВС СССР и ВС России
· 1941—1942 — Котляр Л. З. — генерал-майор;
· 1942—1952 — Воробьёв М. П. — генерал-майор (до 1943), генерал-лейтенант(до 1943), генерал-полковник (до 1944), маршал инженерных войск;
· 1952—1965 — Прошляков А. И. — генерал-полковник (до 1961), маршал инженерных войск;
· 1965—1975 — Харченко В. К. — генерал-лейтенант (до 1966), генерал-полковник (до 1972), маршал инженерных войск;
· 1975—1987 — Аганов С. Х. — генерал-полковник (до 1980), маршал инженерных войск;
· 1987—1999 — Кузнецов В. П. — генерал-полковник;
· 1999—2008 — Сердцев Н. И. — генерал-полковник;
· 2008—2009 — Балховитин Ю. П. — генерал-лейтенант;
· 2009—2010 — Прокопчик В. А. — временно исполняющий обязанности (ВрИО) начальника, полковник;
· с июля 2010 по настоящее время — Ставицкий Юрий Михайлович, принял командование в звании генерал-майор, в настоящее время - генерал-лейтенант.
Инженерная техника и вооружение
Инженерная машина разграждения «ИМР-1»
Средства инженерной разведки
· Разведчики Инженерная разведывательная машина «Жук»
· Миноискатели дорожные ДИМ, ДИМ-М
Средства преодоления минно-взрывных заграждений
Средства преодоления разрушений и препятствий
· Машины разграждения «ИМР», «ИМР-2»
· Путепрокладчики гусеничные Путепрокладчик «БАТ-М», «БАТ-2»
· Путепрокладчики колесные ПКТ-2, ПКТ
· Мостоукладчики танковые МТУ-72, МТУ-20, МТУ
· Мосты механизированные «ТММ», «ТММ-2», «ТММ-3», «ТММ-6»
Средства преодоления водных преград
Подробно смотрите на сайте : шпоры по “ ОВС “ – Организация ВС – Понтонный парк ПП-91
· Понтонно-мостовой парк «ПМП»
· Гусеничный самоходный паром «ГСП»
· Паромно-мостовая машина «ПММ» «ПММ-2» и «ПММ-2М»
· Транспортеры плавающие «ПТС», ПТС-М, «ПТС-2», «ПТС-3»
· Прицепы плавающие ПКП
· Средства моторизации лодок Москва, Вихрь
· Дизель-молоты ДМ-240
· Станции водолазные
· Комплекты эвакуации танковых экипажей «Выход»
Средства устройства минно-взрывных заграждений
· Заградители минные прицепные «ПМЗ», ПМЗ-4
· Гусеничный минный заградитель «ГМЗ», «ГМЗ-2» и «ГМЗ-3»
· Вертолетный минный раскладчик «ВМР»
Средства механизации дорожных и землеройных работ
· Машины землеройные ПЗМ-2, ПЗМ-1, ПЗМ
· Быстроходная траншейная машина «БТМ-3»
· Машина дорожная, котлованная «МДК» и «МДК-2»
· Экскаваторы войсковые ЭОВ-4421, Э-305В