А1, АМ1
Премьера: армейские снегоход и мотовездеход
от производителя "Тайги" и "Бурана"
Компания "Русская механика" из Рыбинска в рамках Международного военно-технического форума "Армия-2015" впервые представила широкой публике два новых образца техники: армейские снегоход и мотовездеход (квадроцикл), которые уже начали поступать на вооружение арктических бригад и других подразделений Вооруженных сил Российской Федерации.
В современных условиях ведения войны возрастает роль мобильных групп, которым необходимо выполнить конкретную боевую задачу и быстро отойти на исходную позицию.
Техника "Русской механики" хорошо приспособлена для таких целей: демонстрировавшиеся на выставке в подмосковной Кубинке снегоход А1 и мотовездеход АМ1 предназначены для поражения живой силы противника мобильными экипажами до двух человек на скорости до 80 км/ч.
Базой для создания армейского снегохода А1 послужила хорошо зарекомендовавшая себя модель "Тайга Патруль 551 СВТ" с двухтактным двухцилиндровым двигателем РМЗ-551 мощностью 65 лошадиных сил.
Отличительные особенности специального армейского исполнения: крепления для установки двух пар лыж, гранатомета, автомата АК-74 и винтовки СВД; бензобак с самозатягивающимся покрытием; увеличенный багажник для установки двух металлических канистр емкостью 20 л каждая; система предпускового подогревателя двигателя; подогреватели рукояток пассажира; приборная панель с расширенными функциями.
АРМЕЙСКИЙ СНЕГОХОД «СНЕГОХОД А-1»
Десять армейских снегоходов А1 получили подразделения, дислоцированные на территории Западного военного округа, с начала 2016 г.
Техника получена в рамках Гособоронзаказа-2016 по программе перевооружения на современные образцы вооружения, военной и специальной техники.
Подобные снегоходы высокой проходимости предназначены для выполнения оперативных задач силами мобильных экипажей в тылу противника и быстрого отхода на исходные позиции, ведения разведывательных и дозорных действий, рейдовых и поисково-спасательных операций в различных условиях, в том числе в районах Арктики.
Снегоход TAYGA 551 PATRUL SWT в свое время был специально разработан для силовых структур и МЧС.
Созданный на базе серийного «Патруля», он также обладает большой мощностью, высокой проходимостью, способностью автономного передвижения на большие расстояния.
Эффективная система жидкостного охлаждения и система раздельной смазки двигателя дают возможность эксплуатации снегохода при плюсовых температурах на малых скоростях и при транспортировке тяжелых грузов. Система раздельной смазки двигателя обеспечивает простоту повседневной эксплуатации.
В Воздушно-десантные войска (ВДВ) в сентябре 2015 года поступили новейшие армейские снегоходы «Снегоход А-1».
Первую партию из 10 мототранспортных средств высокой проходимости получило Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (РВВДКУ).
Транспортировка снегоходов осуществлялась в полуразобраном виде. Сразу после поступления техники в учебное заведение специалисты бронетанковой службы произвели ее сборку и проверку работоспособности.
Будущие офицеры и прапорщики десантного вуза будут учиться применять снегоходы при ведении разведывательных и дозорных действий, рейдовых и поисково-спасательных операций в различных климатических условиях, в том числе в Арктике.
Теперь для обучения курсантов в Рязанском ВВДКУ имеются не только мототранспортные средства типа «Квадроцикл» но и «Снегоход».
Мотовездеходы и снегоходы поступают в учебные подразделения ВДВ по контактам, заключенным в соответствии с Государственным оборонным заказом.
ХАРАКТЕРИСТИКИ А1
Габаритные размеры, мм - длина – 2950 - ширина с лыжами – 1150 - высота со стеклом –1460
Масса, кг 320
Двигатель 2 тактный, 2 цил., 2 карбрюр., РМЗ-551 Мощность, л.с. 65 Объем двигателя, куб. см 553
Объем топливного бака, л 55
Коробка передач двухступенчатая с реверсом
Топливо АИ-92 Система смазки раздельная
Охлаждение жидкостное
Электрозапуск есть
Гидравлический тормоз есть
Максимальная скорость, км/ч 80
Подвеска лыж телескопическая
Гусеница, мм 3937 × 600 × 22
Еще совсем недавно квадроциклы считались исключительно уделом обеспеченных почитателей мототехники да развлечением любителей пощекотать нервы гонками по пересеченной местности.
Нынче этот вид четырехколесного мотоцикла уверенно встает в армейский строй. Квадроциклы получают не только камуфляжную раскраску, но и боевое оружие, покоряют арктические снега и азиатское бездорожье, учатся прыгать с парашютом.
Мотовездеход АМ-1 разработан на базе серийной модели РМ500-2 с четырехтактным одноцилиндровым двигателем мощностью 38 л.с. РМ500 — первый мотовездеход, разработанный и произведенный в России.
К гражданским аналогам этих четырехколесных мотовездеходов их военные собратья имеют хоть и родственное, но все же отдаленное отношение. И речь не только о возможности установки на технику армейского назначения различных систем вооружения, прицельных устройств, приспособлений для перевозки боезапаса. Улучшены и сами вездеходные характеристики.
К примеру, армейский квадроцикл способен состязаться с моторной лодкой на мелководье.
Рама здесь защищена специальным порошковым покрытием, а все электрические контакты – влагозащищены. Преодолевать прибрежные пески и камни помогает полный привод и особый тип колес.
Вообще, песок, море, камни, болота, скалы, леса... стихия для такой техники – идеальный полигон для ее проверки. В ходе испытаний, которые проводились на Кольском полуострове, в районе острова Рыбачий, военные квадроциклы подвергались проверкам морской водой, сложным рельефом местности, квадроциклы топили в прибрежных волнах. Агрегат намокал, но каждый раз заводился и снова ехал. Ни одного заноса не показал квадроцикл и на сложном илистом дне, так же спокойно он преодолевал и навалы камней.
Первый в России военный квадроцикл разработан и выпускается на Рыбинском предприятии «Русская механика». К слову, это «родина» и знаменитых на весь Союз снегоходов «Буран». По словам главного инженера завода Виктора Илюхина, армейский квадроцикл, имеет существенные отличия от серийно выпускаемых мотовездеходов.
Среди них – особая окраска, наличие специально разработанного багажника для монтажа оружия, применение топливного бака, защищенного от пуль. Этот бак уникальной конструкции обладает самозатягивающимся покрытием, что позволяет при пробое затянуть отверстие в течение 10-15 секунд и продолжить движение, сохранив топливо.
«Уверен, что наша техника найдет широкое применение в армии, прежде всего, в мобильных войсках», - считает глава предприятия.
При его проектировании конструкторы наделили модель лучшими качествами утилитарных и туристических квадроциклов. РМ500 — по-настоящему русский: простой, выносливый, неприхотливый и надежный. РМ500-2 — новая модель, позаимствовав лучшее от РМ500, стала ещё комфортнее. Машина стала более маневренной и простой в управлении. Повышенная и пониженная передача, полный привод с возможностью блокировки дифференциала позволит справиться с любым бездорожьем.
В базовую комплектацию входят передняя и задняя грузовые решетки, электрическая лебедка, зеркала заднего вида, спинка сиденья пассажира, фаркоп, полный комплект светотехники. Удобное двухуровневое сиденье позволит с комфортом разместиться водителю и пассажиру.
Военный мотовездеход АМ-1 имеет подключаемый полный привод, специальный колесный движитель с увеличенным протектором, грузоподъемность 300 кг и развивает скорость до 80 км/час. Может эксплуатироваться при 20-градусном морозе. При собственной массе 500 кг способен буксировать прицеп такого же веса.
Оснащен электрической лебедкой в 2,5 тонны с дистанционным управлением.
Комплектация для подразделений Минобороны также включает в себя систему крепления гранатомета и стрелкового вооружения – автомата АК-74 и снайперской винтовки СВД, передний кофр, в котором можно перевозить боезапас.
Бензобак квадроцикла имеет самозатягивающееся покрытие, что исключает утечку топлива при повреждении его целостности.
За пассажиром оборудовано место для размещения двух металлических канистр по 20 литров. Для действий в темное время суток, помимо обыкновенных световых приборов, мотовездеход оснащен фарой-прожектором.
Существует также удлиненная версия армейского квадроцикла.
Предназначение ММК - поражение живой силы противника, огневых средств, а также небронированной техники, расположенной открыто или находящейся в неприкрытых укрытиях полевого типа.
Грузоподъемность такой техники приближается к 600 кг. В данной версии мотовездеход может быть, к примеру, использован минометным расчетом. Помимо транспортировки собственно миномета, квадроцикл в этом варианте перевозит до 40 выстрелов к нему. Штатный расчет – два человека. Миномет калибром 82 миллиметра приводится в боевое положение в кратчайшее время. А это крайне важно, ведь в современном бою все решает мобильность. Вести огонь из одной точки, невозможно, не попав под ответный удар. А квадроцикл позволяет оперативно менять боевые позиции. Подготовка оружия и техники к смене места дислокации занимает не более 30 секунд.
Уникальные способности квадроциклов незаменимы и при преодолении высот. В том числе горных массивов с уклонами, близкими к вертикальным. Подъем в горы мотовездеходов в этом случае осуществляется с помощью специального альпинистского снаряжения. Помогает и лебедка, мотор которой, кстати говоря, можно включать не только вручную, но и удаленно – при помощи пульта. Незаменимы квадроцклы и при транспортировке грузов с помощью внешнего устройства. Подсчитано, что небольшой мотовездеход весом в 300 килограммов может потянуть в сцепке более тонны груза.
Первая партия армейских мотовездеходов АМ-1А поступила на вооружение и арктической мотострелковой бригады Северного флота. Квадроциклы пригодятся здесь для разведывательных и дозорных действий, проведения рейдовых и поисково-спасательных операций в условиях Арктики.
Тактико-технические показатели АМ1
Основные размеры |
|
Вместимость (число мест), чел. |
2 |
Масса кг: |
неснаряженная (сухая) - не более 400; |
Основные габаритные размеры квадроцикла, мм: |
длина – 2320; |
Двигатель: |
|
Модель |
507-3, бензиновый |
Тип |
четырехтактный, одноцилиндровый, жидкостного охлаждения |
Число цилиндров |
1 |
Рабочий объем цилиндра, см³ |
493 |
Максимальная мощность, кВт (л.с.) |
28 (38) |
Максимальный крутящий момент Нм (мин-1) |
51 (5000) |
Степень сжатия |
10.9 |
Смазка двигателя |
раздельная - масло моторное API SH, SAE 15W-40/SF |
Топливо бензин |
бензин автомобильный (с октановым числом не менее 92) |
Карбюратор |
T01Q000 |
Воздушный фильтр |
сменный элемент мокрого типа |
Охлаждающая жидкость |
антифриз |
Система зажигания |
CDI — электронная, бесконтактная |
Пусковое устройство |
электростартер, ручной стартер |
Трансмиссия |
|
Способ переключения |
бесступенчатый |
Тип |
механическая |
Коробка передач |
автоматическая (клиноременный вариатор), с двухступенчатым делителем |
Сцепление |
автоматическое, центробежное |
Тормозные системы: |
рабочая передние: дисковые с ручным гидравлическим приводом и ножным; |
Ходовая часть |
|
Подвеска: |
передняя - рычажная, с двумя пружинно-гидравлическими амортизаторами; |
Шины: |
передние 26х8-14 6PR; |
Заправочные емкости |
|
Топливный бак, л |
24 |
Картер двигателя, л |
2.2 |
Передний дифференциал, см³ |
300 |
Задний редуктор, см³ |
150 |
Система охлаждения двигателя, л |
3.5 |