Школьное образование

                 Школьное образование: вернуться на первые позиции!

Я прихожу в бешенство от одной мысли о том, сколько бы я всего узнал, если бы не ходил в школу.      Джордж Шоу

Система общего среднего образования Российской Федерации включает более 67 тысяч учебных заведений, в которых обучается 20 млн. детей и подростков. Охват общим образованием в Российской Федерации является одним из самых высоких в мире и  оставляет 81 процент от численности населения в возрасте от 7 до17 лет включительно.

В системе общего образования работает 1,7 млн. человек преподавателей, или 2 процента трудоспособного населения России.

                                                         Гонка вооружения… знаниями.

В конце 50 – начале 60-х годов прошлого века американцы, находясь под впечатлением «русского прорыва» в космос, обратили самое пристальное внимание на систему советского образования. Тогда в свет вышел целый ряд публикаций и исследований на эту тему, и выводы американцев были единодушны: они проигрывают не только в космосе, но и за школьной партой.

Вот, например, что пишет журнал «Тайм» весной 1961 года в статье «Что читает Иван?»: «…Во втором классе советские школьники с помощью чтения удваивают свой словарный запас до 4000 слов. В третьем классе, благодаря замечательному 384-страничному учебнику – до 8 000 слов. Бумага дешевая, зато проза – богатая. Третьекласснику даются начальные знания обо всем: от рек и стали до лягушек и ветра. Им преподают основы анатомии и медицины и, как взрослым, объясняют, что такое кости, мускулы, легкие, сердце, ухо, инфекционные заболевания и шесть основных бактерий, причем весь материал подкрепляется иллюстрациями. В учебник для чтения включены рассказы лучших писателей: Чехова, Тургенева, Горького. Ученик советской школы заканчивает четвертый класс со словарным запасом в 10 000 слов, и он готов к систематическому изучению русской литературы, истории, географии и иностранных языков. Для сравнения, в США четвероклассник все еще занимается по ‘базовому’ учебнику со словарным запасом менее 1 800 слов…»

И вот, спустя всего несколько десятилетий, о том, что «с передовых позиций мы уже откатились», заявляет первое лицо государства – Президент РФ. Что же случилось? Где та «точка бифуркации», о которую мы запнулись, и – пошло все «не в лад, невпопад»? Впрочем, бессмысленно искать однозначный ответ, тем более, когда речь идет не просто о «точке», а о целом «многоточии». Попробуем лучше хотя бы кратко определиться и оглядеться, на каких, используя выражение президента, «позициях» находится наша школа сегодня.

                                                        Смело с мелом у доски?

Сегодня в российской школе только один из восьми учителей моложе тридцати лет. Шестая часть педагогов – 213 тысяч – пенсионного возраста. Примерная ежегодная потребность школ в молодых специалистах – 30 тысяч человек, особенно ждут в российских школах преподавателей иностранного языка, физики, математики. Но, увы, из более чем 400-тысячной армии студентов педагогических вузов в школу идут лишь 40 процентов выпускников, а по некоторым данным, и того меньше – 15-20.

Наглядный пример, как решить проблему, дает опыт европейских стран: в Финляндии, Франции, Норвегии и т.д. действует целая система социальных бонусов для школьных учителей. Например, в Германии учитель имеет статус государственного служащего с внушительными льготами по пенсии, жилью, медицинскому обслуживанию. Результат – жесткая конкуренция среди соискателей за каждую учительскую вакансию. Впрочем, имеются примеры стимулов и иного рода: в Таджикистане, где проблема нехватки учителей, особенно в сельских школах, стоит достаточно остро, Министерство образования страны недавно даже подало судебные иски в Высший экономический суд на 1,5 тысячи выпускников-педагогов, отказавшихся ехать в сельские школы. Министерство требует с них возврата потраченных бюджетных денег за все годы обучения.

Но, какой бы опыт – кнута и/или пряника – Россия ни восприняла, следует учитывать одну из главных проблем школьного образования – непопулярность, непрестижность учительской профессии. Так, по данным ВЦИОМ, сегодня 69 процентов россиян не хотят, чтобы их дети стали в будущем педагогами, и только 17 процентов не против такого выбора.

Вот еще любопытные данные – от кадрового агентства «Kelly Services»: в 60-е годы прошлого века о профессии учителя мечтали 27 процентов советских школьников – это первое место среди всех профессий. К 80-м годам это число снизилось до 18,5 процента. А в первой десятке предпочтений современных детей эта профессия уже вовсе не значится… Да, ежегодно 10 тысяч учителей отмечаются президентским грантом в 100 тысяч рублей. Да, 2010 год объявлен Годом учителя. Все это важно, необходимо и давно назрело. И все-таки – пока общественное медийное пространство заминировано сериалами типа «Бригады» и ect., как этому обществу «дожить до понедельника»? Кто ответит на этот вопрос?

                                    PISAнские наклонности российских школьников

Данные Международного исследования образовательных достижений учащихся (PISA), проводимого раз в три года и оценивающего достижения пятнадцатилетних учащихся в навыках чтения и понимания текста, в математике и естественных науках свидетельствуют – качество российского образования неукоснительно снижается. В 2000 году мы заняли 27-е место (из 57 стран), в 2003-м – 32-е, в 2006-м – 37-е.

Правда, всего 11 стран показали результаты «выше среднего» во всех трех видах испытаний: Финляндия, Гонконг, Канада, Эстония, Новая Зеландия, Австралия, Нидерланды, Лихтенштейн, Корея, Швейцария, Бельгия. А около 60 процентов стран-участниц показали результат «ниже среднего». Россия же вошла в число 11 стран со средним (по крайней мере, не ниже среднего) результатом во всех видах испытаний.

Вот как, например, прокомментировал эти результаты в «Российской газете» директор московской школы № 584 Ефим Рачевский: «Российские дети умеют все, пока не начинают ходить в школу». Отечественная школа сформировалась триста лет назад, при Петре Первом. За образец была взята немецкая система, где главное – послушание и порядок.

Кстати, немецкие ребята заняли по результатам PISA 20 место – выше наших, но в Германии разразился скандал – многие были недовольны результатами… У нас – тишина».

Нет, все-таки резонанс был, и анализ – достаточно подробный – тоже проведен. И вот, например, к какому любопытному выводу пришли авторы статьи «PISA2006: больше, чем просто рейтинг» (О. Карпенко, М. Бершадская, Ю. Вознесенская, Л. Гадрани): «…Относительно низкие результаты ряда крупных стран в рейтинге PISA (США, как и Россия – приводят пример авторы – также не вошли в первую тридцатку стран) связаны с трудностями обеспечения равного доступа многомиллионного населения к качественному образованию. Итак, для крупных стран с большой территорией на первый план выдвигаются проблемы внутристрановой дифференциации качества образования.

Важно подчеркнуть, что в крупных городах России с населением более 1 миллиона функциональная грамотность школьников не только значительно выше средней по России, но в отдельных испытаниях выходит на уровень, заметно превышающий средний балл по странам ОЭСР. Здесь достигнуты результаты на уровне стран-лидеров. Таким образом, дело не в том, что мы не умеем хорошо учить. Мы не умеем хорошо учить везде – во всех уголках нашей огромной страны».

Итак, обеспечение равного доступа к качественному образованию (через новые образовательные технологии, в том числе ИКТ) – один из путей «к нашей новой школе». Кажется, мы вновь стоим перед «точкой бифуркации», вернее, многоточием…

Наше школьное образование вот-вот упадёт на американский уровень

Прочитанные на вашем сайте статьи Японцы о русских и Американцы о русской армии, заставили меня, фигурально выражаясь, взяться за перо, то есть, говоря простым современным языком, сесть за клавиатуру. В своих статьях вы смеетесь над американцами, японцами и китайцами, но дело в том, что современные российские школьники по качеству своих знаний скоро упадут до американского уровня.

Говорю это вам не как человек с улицы – я уже много лет преподаю в школе ту самую историю. 

Почему я говорю, что до американского уровня наши ученики еще не упали, так это потому, что точные науки и науки естественные они пока ещё изучают добросовестно, и учителя-предметники, ведущие в моём классе (то есть, в классе, где я являюсь классным руководителем), физику, алгебру или химию, на успеваемость моих подопечных не жалуются, но вот с гуманитарными науками – с историей и литературой – происходит что-то невообразимое. Школьная программа с советского времени почти не изменилась, да и учителя в основном те же – литературу в нашей школе преподаёт та самая Людмила Сергеевна, которая преподавала её мне, когда я сам был учеником этой же школы. Но если в моём классе, где я был учеником, каждый знал, кто такой царь, кто такой Ленин и кто такой Гитлер, то в тех же классах, в которых я преподаю, об этих людях ученики имеют весьма туманное понятие. Великая Отечественная война для них представляется чем-то более далёким, чем для нас была война с Наполеоном. Далёкое для них даже то, что было 20 лет назад. Вот некоторые примеры того, что говорят мои ученики:
«Лет двадцать или даже тридцать назад, когда была Отечественная война, немцы или французы, с которыми мы тогда воевали, сбросили на Чернобыль атомную бомбу, и с тех пор там водятся зомби и мутанты». Это говорил один девятиклассник, а ещё один однажды 23 февраля, когда я пришёл в школу с медалями на пиджаке (пришлось повоевать в первую чеченскую, когда был срочником), спросил, не воевал ли я в Великую Отечественную.

Картинка из учебника советского времени. Тогдашние учебники давали детям более адекватные представления об окружающей действительности. 
А вот, что говорит одна девочка: «Ещё до войны, когда нашей страной правили короли, у одной русской королевы был любовник Распутин. Однажды он проигрался в карты, и чтобы выплатить его долги, эта королева вынуждена была продать Америке Антрактиду». Конечно, даже среди взрослого населения существуют люди, которые на полном серьёзе считают, что Аляску продала Екатерина II, но они по крайней мере знают, что она была императрицей, а не королевой. Почему же у их детей в голове всё перемешалось? 

Мой отец всю жизнь проработал простым рабочим. Но и он, и его коллеги, могут без запинки перечислить всех русских царей, не забыв даже Иоанна Антоновича, все русско-турецкие войны 18-го века, не говоря уже о том, что со школьных лет помнят и дату Куликовской битвы, и дату Ледового побоища, и дату отмены крепостного права.

В советские времена любой работяга знал, кто кому, когда и почём продал Аляску.

А теперь посмотрите, что думают про крепостное право теперешние ученики, имеющие по остальным предметам положительные оценки:
«Раньше колхозами на селе владели так называемые помещики. Крестьян они кормили плохо, платили им мало, и многие крестьяне, спасаясь от голода, эмигрировали в Америку. Тогда царь дал помещикам право заточать крестьян в крепость. Поэтому это право и стало называться крепостным».

Впрочем, и о советском времени, в которое росли и учились их родители, нынешние школьники имеют весьма слабое представление. Например такое:«При Советском Союзе была железная дисциплина – в школу ходили строем».

          

«Материться было нельзя – за матершинный анекдот давали пять лет лагерей». «За порядком следили не только учителя, но и пионеры, которые, чтобы отличаться от остальных, носили на шее красные повязки. Если они видели, что кто-то курит или пьёт алкогольный коктейль, они стучали в барабан, и за это их называли стукачами».

«Советские люди были беднее физически, но богаче ментально». «В Советском Союзе отсутствовала демократия и царила абсолютная монархия».

                     

«Секс был запрещён, а забеременевшую девочку могли даже выгнать из школы».

«Всё было дёшево: мороженое стоило 10-20 копеек, а машину-копейку, даже новую, можно было купить всего за шесть тысяч рублей, и за такую дешевизну её и прозвали Копейкой». В последнем высказывании факты приведены верно, за исключением додуманной причины обретения Жигулями такого прозвища. Дело в том, что в семье этого девятиклассника ребёнок поддерживает доверительный контакт с родителями-пенсионерами. Родился он, когда матери было за сорок, и теперь мать, находясь на пенсии, уделяет его воспитанию всё своё время. Общаясь с ней, этот подросток знает кое-какие реалии советского быта. Но знание фактов всё равно не даёт правильного понимания тогдашней действительности – подросток думает, что деньги тогда были те же, что и сейчас. А то, что нынешние шесть тысяч рублей меньше, чем тогдашние шесть тысяч копеек, до него так и не дошло, и когда я сказал ему, что доллар в те времена стоил 75 копеек, он решил, что в 80-е годы в США была гиперинфляция.


Советское образование было когда-то лучшим в мире, и в школах никто не собирал с учеников деньги на ремонт.

Тем не менее, мнение школьников о советском прошлом в основном положительное: «Советские дети читали всё поголовно».

                      

«Милиция была честная, добросовестная и не злая».

«Многие вещи, сделанные в Советском Союзе, были качественнее, чем сейчас». Хотя отмечают и «техническую отсталость коммунистического строя»: «В Советском Союзе не было изобретено компьютера, и люди переписывались на печатных машинках. Из-за этого в офисах стоял непрерывный стук». «Вместо калькуляторов советские люди считали на счётах. Это было очень трудно, но моя бабушка до сих пор умеет на них считать».

Повезло этой девочке с бабушкой! Благодаря ей, она хоть знает, что такое счёты, но её дети вряд ли уже об этом узнают. 

Слаборазвито у нынешних школьников и национальное самосознание. Национальность многие из них отождествляют с гражданством. Например, один девятиклассник написал буквально следующее: «Раньше моя тётя была русской, но потом она уехала на Украину и стала украинкой». «У меня есть двоюродная сестра Лера. Она эстонка, так как живёт в Тарте, которая в Эстонии». «В классе у моего брата есть одноклассник Расул. По национальности он Такжикистанец, но его за это никто не обижает».

           

Правда, есть ученики, которые историей даже интересуются, но каша у них в голове царит не меньшая, чем у менее начитанных сверстников. Так, один одиннадцатиклассник заявил: «Сталин был антисемитом. Он специально создал Израиль, чтобы выслать туда всех евреев, но не успел это сделать. Его отравили врачи, которые сами были евреями». 
Не меньшее беспокойство вызывает и степень понимания нынешними школьниками нашей классической литературы. Они воспринимают её сквозь призму нынешних реалий. Уже упомянутая мной Людмила Сергеевна принесла мне однажды сочинение по теме «Евгений Онегин», в котором одна школьница, та самая, которая говорила, об отчислении из школы беременных девочек, написала: «Ольга изменила Ленскому с Онегиным, и Ленский вызвал Женю на Дуэль, за то, что тот отбил у него девушку». Или вот ещё один перл другой школьницы: «Чаадаев болел душой за декабристов, и поэтому его признали душевнобольным».

Читая эти сочинения, я не мог не удивиться ещё одному – почерку. Современные девятиклассники пишут таким же почерком, каким во времена моего детства писали во втором классе. Орфографические ошибки тоже были на уровне начальной школы. И тогда у меня родилась гипотеза: может, наши дети ничуть не глупее нас, просто они медленнее взрослеют – в пятнадцать лет они по своему когнитивному развитию находятся на восьмилетнем уровне, а оканчивают школу десятилетними. 

    

                                     Планы на лето

«Я всё лето буду читать книги, чтобы в пятом классе у меня по литературе вышла «пятёрка». А еще я буду три раза в день играть на пианино, чтобы в музыкальной школе у меня не было проблем с гавотами и фугеттами. Никаких мультиков. Никаких речек и пряток. Чистосердечно клянусь.
С папиных слов записано верно.
Козлов Ваня, сын капитана милиции Козлова И. И.»

«Лето я проведу хорошо. Я устроюсь охранником на нудистский пляж и лето проведу хорошо!»

 

«... Я очень хочу летом научиться плавать на собственной спине. На папиной я уже умею. Да и на своей почти умею. Но тону...»

«Летом я поеду к бабушке в деревню. Деревня называется Бет Зера, это в Израиле. В деревне хорошо: можно читать книги, играть на скрипке и фортепиано, кушать. Хорошо летом в Израиле!»

«На лето у меня большие надежды. Я собираюсь вырасти на 20 см, накачать большие мускулы, научиться каратэ. А осенью, с новыми силами, прийти к ребятам на сольфеджио...»

«С 1 июня до 15 июля мы с бабушкой будем собирать ягоды, а с 16 июля по 31 августа — грибы. Кроме того, запланирован сенокос, и еще мы будем откармливать свинью. А колоть ее я буду уже в осенние каникулы. Скорей бы прошло лето и настала осень!..»

«Летом можно будет делать то, что нельзя было делать в остальное время. Поэтому я буду горбиться, швыркать и чавкать, ковырять в носу, грызть ногти и рыгать всё лето!»

«Лета я ждал весь год. Сначала я подожгу школу. Потом побью математичку, потом географичку и трудовика. А потом поеду на речку Вилюй мыть золото...»

«А я всё лето буду заниматься резьбой по дереву. Папа сказал, что если я не исправлю четыре двойки, которые выходят у меня за год, то я всё лето проведу с лобзиком возле сосны. Мой папа сам провел так несколько лет, но не за двойки, а за другое. И он считает, что это самый лучший способ понять смысл жизни. А двойки я, похоже, не исправлю...»

«Зима предстоит суровая, надо к ней как следует подготовиться. В прошлом году мы закатали всего 45 банок земляники и 9 мешков грибов из расчёта по 5 банок и 1 мешку на месяц. И не хватило, потому что зима была суровая и гости два раза приходили».

«Как я проведу лето - никого не касается. Это мое личное дело, так как лето - мое личное время, я не обязан за него отчитываться в сочинении. Надо уважать прайвиси человека! И если вы мне поставите двойку за это сочинение, то мы с вами, Людмила Петровна, увидимся в Европейском суде. Вас туда вызовут повесткой, а я там уже и так буду по другим делам. А вот по каким - это моё личное дело и никого не касается!»

«Я хочу скинуть на три месяца груз каждодневных забот и побыть обыкновенной легкомысленной женщиной.
Оля П, 8 лет».

                                   О русской литературе

Выбирая имя и отчество для Акакия Акакиевича, Гоголь не пожалел своего героя.
Раскольников жил в настоящем гробу без самых элементарных удобств.
Анна, сидя на стуле, спала, и мимоходом ела булку.
У Тараса Бульбы было два сына: один Остап, другой Бендер.

Муму — это фамилия Герасима.

 

В горах стоял монастырь. В нем жили мцыри. Одна мцырь убежала...

Из всех женских прелестей у Марии Болконской были только глаза.

Хлестаков сел в бричку и крикнул: «Гони, голубчик, в аэропорт!»

Пьеса Горького «На дне» кончается оптимистически; в конце ее Актер повесился.

У Чука был брат Хек.

Дубровский имел сношения с Машей через дупло старого дуба.

В лице Печорина было много черт, интересных для женского персонала. Вообще он был очень шикарен.

                                                  О зарубежной литературе

Мушкетеров было трудно обмануть, ведь они соображали на троих.

Самая моя любимая книга — «Три Дрантаньяна».

На борьбу с Гулливером поднялись все лилипуты, от мала до велика.

В сказке «Волшебный котелок» девочка не могла вспомнить заклинание, и котелок у неё не варил.

Творчество Стивена Кинга заставляет нас смеяться над неудачами маньяков-убийц, плакать вместе с их жертвами, сопереживать мутантам и разного рода мерзким уродам.

                                                                       Исторические факты

Древние славяны занимались абортничеством.

Иван Грозный был тиран. Он убил сына и бояр. По всей стране разгуливали его блюдолизы с собаками и вениками, которые обозначали опричников.

При Иване Грозном на Болотной площади рубили головы, а не орали, что попало.

Суворовские солдаты бросали ненавистные парики с вершин Альпийских гор.

Иван Грозный стоял на самой низкой ступени человеческого развития.

У СССР был красный флаг, поэтому в моде был красный цвет. Красный цвет — это цвет крови, которую проливаешь, когда много работаешь. Дети ходили в красных галстуках, женщины в красных платьях, в домах были красные обои.

       

В двух словах не расскажешь….

Сначала Татьяна горячо любила Онегина, а он ее в глаза не видел. Когда Татьяна, красная от позора, призналась Онегину в любви, он ей сказал такой холодный текст, что лучше б он молчал. А потом Татьяна похолодела, а Евгений решил начать все сызнова. Но было поздно. Костер замерз, и угли закоченели...

У Троекурова было много денег, крестьяне, девки под забором, род, связи. Ел и пил алкоголь он без перерывов. Троекуров относился к людям с недоброжелательностью и в доказательство того порой спускал на них собак и мишек. Троекуров был также гурман: два раза в неделю он обжирался, как свинья, и недомогал.

Однажды астролог сказал Олегу, что тот помрет от коня. Олег накричал на астролога, но коня сдал. Прошли многие года. Однажды Олег пришел на кладбище животных. Там его ждал конец жизни. Астролог оказался прав: в трупе личной лошади князя завелась гадюка. Она укусила его за ногу, и он приостановил свой жизненный путь.

Собака Джек — член нашей семьи. Наш член большой, лохматый и добрый. Ночью член спит на коврике, а днем бегает по пустырю, играет с другими собаками, членами других семей. У нашего члена все время мокрый, холодный нос. Когда к нам в гости приходят гости, они гладят нашего члена, а он старается залезть к ним на колени. Когда наш член голодный, он весь покрывается слюной. Когда наш член болеет, мы несем его к ветеринару...

Я в свои 17 лет уже попробовал себя в образе писателя и не понаслышке знаю, что такое внутренние мучения и тоска. Как и Гете я болею, когда у меня нет новых идей, нет того огонька, той мысли, из-за которой хочется творить. Многие люди смиряются с этим, но не мы с Гете.

                                                                            Немного о себе

Когда мой друг тонул, я бросился его спасать, потому что на нем были мои плавки.

Мне нравится наша учительница. Она такая мыловидная.

Мои лучшие подруги-ровесницы — это Оля, Катя и бабушка.

Мое сознание было тогда на растительном уровне.

В клетке сидит мой пернатый друг — хомячок.

Мой папа — водитель автобуса дальнего плавания.

На переменах мы катались по перилам с первого на третий этаж.

Наконец мы увидели берёзовую рощу, где стояли одни дубы.

Я поплыл в северно-южном направлении.

Я родилась человеком, а могло быть всё иначе.

"Мы учимся в самой прекрасной школе на свете - 27 школе, а все остальные школы нам завидуют. Ведь это только у нас, после фразы "привет", говорят "есть курить?". Это только мы, пройдя по коридору, можем пожать руку более 10 человек. Только мы не любим когда нас выгоняют с урока, потому что в коридоре "агент глючит и сеть не ловит!". Только в нашей столовой стреляют так, что хватает на пол столовки. Только в нашем кабинете ОБЖ переписываются на партах. Только у нас что-то болит перед физкультурой, а после все резко проходит. Только у нас "Сука!" -звучит гордо! Только на наш КОВЧЕГ(туалет) стесняются зайти учителя. Ведь только у нас Химичка такая чёкнутая что ставит четверки в четверти. Только мы по 20 человек бежим курить на перемене и нас таинственным образом не замечают. Мы гордо называем нашу школу "говно"! но всё таки она наша, наша школа! 

Кошмар, неужели мои сыновья вырастут и будут также мыслить?! Еще и в интернет выкладывают, гордятся...