Космодром " Плесецк ". Часть II

                                                         Часть II

                     Космодром "Плесецк": ровесник космической эры

1957 год положил начало коренным изменениям в судьбах отдельных людей и, в конечном итоге, в судьбе всего Человечества. В этом году запуском Первого искусственного спутника Земли началась Космическая Эра. И в этом же году в Архангельской области, в 900 км от Москвы, началось строительство уникального Объекта, получивший условное наименование “Ангара”. Объект “Ангара” строился для первых межконтинентальных баллистических ракет Р-7, созданных в ОКБ-1 под руководством С.П. Королёва.

     

Но в Мировую историю эта ракета вошла как первое транспортное средство, с помощью которого Человечество вышло в Космос.

         Тактико-технические характеристики

Максимальная дальность стрельбы, км - 8000

Стартовая масса, т - 283,0

Масса полезной нагрузки, кг - до 5400

Масса топлива, т - 250

Длина ракеты, м - 31,4  Диаметр ракеты, м - 11,2

Тип головной части Моноблочная, ядерная, отделяемая  

И этой ракете обязан своему появлению самый северный в мире, единственный европейский и первый Российский космодром — космодром “Плесецк”. 
В истории становления и развития космодрома можно выделить четыре периода. Первый период охватывает временной интервал с 1957 по 1964 годы, северной тайге были построены и поставлены на боевое дежурство ракетные комплексы первого в нашей стране соединения межконтинентальных баллистических ракет (объект “Ангара”). Это воинское формирование являлось уникальным по своему составу и до настоящего времени не имеет аналогов во всем мире. Объект “Ангара” стал воинским формированием, которое создавалось в начальный период поисков оптимальных конструкций МБР. На структуру боевого состава находившегося в формировании соединения оказало влияние острая конкурентная борьба двух направлений в развитии боевых ракетных комплексов, которая развернулась в 1959-1962 годах. 
Первоначально объект “Ангара” создавался как войсковое соединение ракетных полков, вооруженных МБР Р-7, разработка которой велась в ОКБ-1 под руководством С.П. Королёва.

   

«Семерка», Р-7, БРДД - это разные названия одного и того же «изделия» № 8К71. Советская баллистическая ракет дальнего действия конструкции С.П. Королева.

В ОКБ-586 под руководством М.К. Янгеля начаты разработки МБР Р-16 на новых долгохранимых компонентах топлива и на объекте “Ангара” дополнительно развертываются полки, вооруженные этой ракетой. 

  

 Тактико-технические характеристики Р-16

Общие характеристики

Максимальная дальность стрельбы, км

  11000-13000

Точность стрельбы, км

  ±10

Время пуска из полной боевой готовности, мин

  18

Гарантийный срок нахождения ракеты в заправленном состоянии, сут

  30

Ракета 8К64

Стартовый вес ракеты, тс

   140.6 - 141.2

Вес компонентов топлива, тс

   130

Длина, м

   30.44 - 34.3

Максимальный диаметр корпуса, м

   3

Диаметр корпуса ГЧ, м

   2

Длина ГЧ, м

   4.5

Характеристики ДУ

Тяга ДУ I ступени (на земле/в пустоте), тс:
            - основного
            - рулевого

   226.5/266
   28.85/33

Удельный импульс ДУ I ступени (на земле/в пустоте), с:
            - основного
            - рулевого

   246/289
   235/273

Тяга ДУ II ступени (в пустоте), тс:
            - основного
            - рулевого

   90
   4.92

Удельный импульс ДУ II ступени (в пустоте), с:
            - основного
            - рулевого

   293
   250

В качестве альтернативы ракете Р-16 создается ракета Р-9, которая также ставится на боевое дежурство на объекте “Ангара”. 

 

Первый эшелон со строителями прибыл на станцию Плесецкая в марте 1957 года и в апреле начались расчистка участка и земляные работы на строительной площадке будущей стартовой позиции, пусковой установке №1. 
Строителям пришлось вести работы в тяжелых условиях. Все нужно было строить заново: дороги, жилье, коммунальное хозяйство, культурно-бытовые объекты и т.п. Первое время строителям приходилось жить в палатках и землянках, да в пяти железнодорожных вагонах (дополнительные вагоны разместить было негде).

В результате самоотверженного труда 11,5 тысяч строителей в тайге выросли технические и стартовые комплексы, проложены автомобильные и железные дороги, линии электропередач и город Мирный. 
Одновременно со строительством Объекта “Ангара” шло формирование и обучение подразделений ракетного соединения, командиром которого 10 июля 1957 года был назначен офицер-фронтовик, гвардии полковник Михаил Григорьевич Григорьев. Через пять дней началось официальное формирование управления ракетного соединения, после того, как 15 июля 1957 года гвардии полковник М. Григорьев подписал приказ №1 о вступлении в должность. Этот день стал днем рождения ракетного соединения, а в последующем ракетно-космического полигона, а затем и космодрома “Плесецк”. 
Основу испытательных частей космодрома составили боевые стартовые станции (так в то время назывались ракетные полки), специально сформированные в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов для объекта “Ангара”. Основным местом их формирования и обучения вновь формируемых боевых расчетов стартовых станций стал космодром “Байконур”. Это обучение шло параллельно с испытаниями ракеты Р-7, подготовкой и проведением запусков первых искусственных спутников Земли и первых межпланетных станций. Лучшие, наиболее подготовленные офицеры, сержанты и солдаты принимали непосредственное участие в подготовке и проведении пусков в основном составе боевого расчета космодрома “Байконур”. 
Первой для объекта “Ангара” начала формироваться 42-я боевая стартовая станция (БСС), которая должна была принять боевой комплекс с ракетами Р-7 и пусковой установкой №1.

Этой стартовой станции выпала честь быть трижды первой: первой заступить на боевое дежурство, первой провести учебно-боевой пуск на вновь образованном испытательном ракетно-космическом полигоне и первой запустить спутник с космодрома “Плесецк”. Командиром 42-й боевой стартовой станции 19 мая 1958 года был назначен гвардии полковник Г.К. Михеев. 
Формирование и обучение 42-й БСС началось 19 июля 1958 года на космодроме “Байконур”, а в сентябре 1958 года в селе Медведь Новгородской области началось формирование 48-й БСС, которая должна была принять стартовый комплекс ракеты Р-7 с пусковой установкой №2. Командиром БСС назначен полковник Н.И. Тарасов. Третьим ракетным полком для объекта “Ангара” стала 70-я БСС, формирование которой началось в г. Камышине Волгоградской области 13 июля 1959 года. Ее командиром был назначен полковник Г.М. Мерзляков. 
В течении года на космодроме “Байконур” были сформированы и обучены боевые расчеты 42-й БСС и трех пунктов радиоуправления, которые в июле 1959 года по результатам зачетного комплексного занятия были допущены к проведению учебно-боевого пуска. Этот пуск, ставший экзаменом для вновь сформированных для объекта “Ангара” подразделений, был успешно проведен 30 июля 1959 года в присутствии Главного Маршала артиллерии М. Неделина и командира соединения генерала-майора артиллерии М. Григорьева.

Это был первый пуск ракеты Р-7 серийного производства. 
Завершив обучение личный состав 42-й БСС прибыл на станцию Плесецкая в сентябре 1959 года и вместе со строителями и наладчиками принял участие в испытаниях стартового комплекса первой пусковой установки. Комплексные испытания завершились 15 декабря подписанием приемочного акта и 17 декабря 1959 года появляется правительственное постановление о создании нового вида Вооруженных Сил — Ракетных войск стратегического назначения. 1 января 1960 года 42-я БСС заступила на боевое дежурство. 
С июля по ноябрь 1959 года на “Байконуре” по аналогичной программе проходит подготовку 48-я БСС и 21 ноября также успешно проводит пуск ракеты. Прибыв к месту постоянной дислокации, полк Н. Тарасова 15 апреля 1960 года заступил на боевое дежурство на пусковой установке №2. 
В начале 1960 года полк Г. Мерзлякова (70-я БСС) прибывает на “Байконур” для практического освоения техники и проведения учебно-боевого пуска. Первая стартовая группа этого полка с оценкой “отлично” проводит пуск ракеты 4 июня 1960 года и в августе убывает к месту постоянной дислокации. Вторая стартовая группа закончила обучение и, успешно проведя 27 февраля 1961 года учебно-боевой пуск ракеты, к середине марта приехала в Плесецк. 15 июля 1961 года 70-я БСС приступила к боевому дежурству на пусковых установках №3 и 4. 
Продолжалось строительство стартовых комплексов для ракет Р-7, а в августе 1960 года начинается строительство стартовых комплексов для ракет Р-16 на долгохранимых компонентах топлива и с полностью автономной системой управления. В октябре 1961 года к несению боевого дежурства был готов первый такой комплекс из двух пусковых установок и в это же время разворачивается строительство новых стартовых комплексов для ракеты Р-9А. В декабре 1963 года комплексы с ракетами Р-9А были приняты в постоянную эксплуатацию. 
Всего в период с 1957 по 1963 годы на объекте “Ангара” было построено 9 стартовых комплексов включающих в себя 15 пусковых установок для четырех типов ракет: Р-7/Р-7А, Р-16, Р-16У и Р-9А. Благодаря этим ракетным комплексам у объекта “Ангара” столь необычная судьба. 

Никто еще не подсчитал сколько безвестных военных городков разбросано по нашей необъятной Родине. Одни из них заброшены по причине расформирования воинских частей, в других еще живут воины-ракетчики. Неизвестно какая судьба постигла бы объект “Ангара”, если бы не два великих человека: С.П. Королёв и Г.Е. Алпаидзе. Впервые они встретились и познакомились на полигоне “Капустин Яр”, где проходили испытания первых баллистических ракет, и где генерал-майор Г. Алпаидзе был заместителем начальника полигона. 
Начало шестидесятых годов. В это время происходило расширение объемов практических задач, решаемых с помощью космической техники. Однако, с расположенных в глубине континента космодромов “Капустин Яр” и “Байконур” невозможно проводить запуски спутников на все стратегически важные орбиты. Вот почему к началу 1962 года как в военных, так и в промышленных кругах нашей страны созрело и окончательно утвердилось мнение о необходимости создания нового научно-исследовательского полигона, предназначенного для испытаний и штатной эксплуатации космических комплексов, обеспечивающих выведение спутников на приполярные орбиты. Второй задачей нового ракетно-космического полигона должно было стать отработка новых твердотопливных ракетных комплексов по испытательным трассам большой протяженности. Кроме того, планировалось, что новый ракетно-космический полигон станет ответом на наметившееся лидерство США в освоении космического пространства: в начале 60-х годов в США активно работали три космодрома (из них два — крупных), строила собственный космодром Франция, а в нашей стране был только “Байконур”, да небольшой “Капустин Яр”. 

Первоначально предполагалось разместить новый ракетно-космический полигон в Устьянском районе Архангельской области, между Вельском и Котласом, у железнодорожной станции Илеза. Этот выбор был закреплен Постановлением Совета Министров СССР в январе 1963 года. Начальником нового научно-исследовательского испытательного ракетно-космического полигона стал Герой Советского Союза, генерал-майор Галактион Елисеевич Алпаидзе. 
Как только было принято это постановление, под станцией Илеза в короткие сроки развернулось строительство жилого поселка, ракетных шахт и железной дороги. Одновременно со строительством нового космического полигона началось комплектование испытательных управлений и частей. 
Казалось, что объекту “Ангара” была уготована судьба стать одной из ракетных дивизий РВСН, но свою роль сыграли стартовые комплексы ракет Р-7А. Эти громоздкие и неудобные для боевого применения комплексы в начале шестидесятых годов стали основой для семейства отечественных космических носителей с ласковым названием “семёрка” — “Восток”, “Восход”, “Молния” и “Союз”. 
И вполне естественным было появление мысли об использовании ракетных комплексов, несущих боевое дежурство ракетами Р-7А в районе поселка Плесецк, для осуществления космических программ. Тем более, что таких комплексов в архангельской тайге насчитывалось четыре, тогда как “Байконур” располагал только двумя “семёрочными” стартами. 
Когда развернулись работы по созданию нового северного космодрома, ни одна встреча Г. Алпаидзе и С. Королёвым не проходила без всестороннего обсуждения вопросов использования плесецких ракетных комплексов. По воспоминаниям Алпаидзе, Королёв увлечено рассуждал о том, как в заблаговременно рассчитанные времена стартуют космические корабли с северного и южного космодромов, как они будут выводиться на соответствующие орбиты для комплексного решения разнообразных задач, а для решения более сложных задач эти корабли будут стыковаться в космосе в большие орбитальные комплексы. 
А как удобно будет запускать с севера пилотируемые космические корабли. Это и близость к Москве —за 16 часов можно с комфортом доехать на поезде до места назначения. Это, по сравнению с “Байконуром”, более благоприятный климат, дышащие здоровьем хвойные леса, обилие рек и озер. Да и энергетические затраты на выведение пилотируемых кораблей такие же, как и на “Байконуре” — баллистические условия для их запуска абсолютно одинаковые. Как жаль, что С.П. Королев всего два месяца не дожил до первого космического старта из Плесецка и его мечты остались нереализованными.

Идея использования объекта “Ангара” в космических целях, получила полное одобрение и поддержку как командования Вооруженных сил, так и Министра оборонной промышленности, и после проведения рекогносцировочных работ было дано положительное заключение о возможности размещения испытательной базы ракетно-космического полигона на боевом объекте “Ангара” в районе Плесецка. После одобрения и утверждения заключения рекогносцировочной комиссии в соответствующих инстанциях Совет Министров СССР своим Постановлением от 16 сентября 1963 года узаконил такое размещение и объеденил вновь создаваемый космический полигон и боевое соединение в 53-й Научно-исследовательский испытательный полигон МО СССР. К июню 1964 года были завершены организационные мероприятия по преобразованию объекта “Ангара” в ракетно-космический полигон в составе трех испытательных управлений: боевого, по испытанию космических аппаратов и ракет-носителей и измерительного. Начальником созданного ракетно-космического полигона в апреле 1964 года был назначен генерал-майор Г.Е. Алпаидзе. 
Так начался второй период в истории космодрома “Плесецк”, который охватывает временной интервал с 1964 по 1982 годы. Причинами преобразования боевого ракетного соединения в испытательный полигон послужили его удачное географическое расположение и разнообразие развернутых ракетных комплексов, на базе которых либо уже были созданы транспортные космические средства (ракеты типа Р-7), либо предполагалось это сделать (ракеты типа Р-16). 
Что представлял из себя ракетно-космический полигон, образованный в 1964 году под Плесецком? Это получился сплав самых уникальных элементов, которые можно условно назвать “капъярцы”, “григорьевцы” и “академики”. 
Вместе с собой из “Капустина Яра” Г.Е. Алпаидзе привез с собой на Север лучших из лучших испытателей, имевших большой практический опыт организации и научно-технического сопровождения испытаний и отработки новых образцов ракетной техники. Необходимо особо отметить, что в 50-х годах в “Капъяре” была собрана элита испытателей баллистических ракет. Там служили и работали офицеры, которые начали развитие отечественной ракетной техники еще в поверженной Германии. Это они, работая плечом к плечу с будущими главными конструкторами, по крупицам восстанавливая немецкое ракетное оружие, заложили основы школы испытателей ракет. Эти патриархи испытателей отличались своей эрудицией, фундаментальными знаниями, образом мышления и упорством в достижении поставленной цели. Среди них не было принято бросать незавершенную работу, чтобы вовремя уехать со службы домой. Наоборот, решение поставленной задачи будет доведено до логически завершенного этапа и намеченный объем испытаний будет выполнен полностью, даже если придется работать всю ночь. 
“Григорьевцы”... Пожалуй такой составляющей нет не только на “Байконуре”, но и, пожалуй, ни на одном космодроме мира. Пройдя начальное обучение на “Байконуре”, “григорьевцы”, как никто другой, имели опыт полностью самостоятельной работы на ракетной технике. Они без “нянек” в лице различных представителей главных конструкторов готовили ракеты, годами поддерживали их в готовности к пуску, неся круглосуточное боевое дежурство. “Григорьевцы” с честь прошли через Карибский кризис, когда ракеты с пристыкованными ядерными боеголовками были вывезены на стартовые комплексы, подготовлены к заправке компонентами ракетного топлива и в течении 71 суток поддерживалась их непрерывная готовность к пуску. А баллистики из отделения подготовки данных без посторонней помощи, самостоятельно рассчитывали полетные задания на пуски ракет по заданным реальным целям.

“Капъярцы” и “григорьевцы” — это в первую очередь практики. Многие из них имели высшее образование, но годы службы в боевых подразделениях не способствуют росту знаний в точных науках. К сожалению, многое, базирующееся на высшей математике, начинает забываться. И вот третьим элементом, органично дополнившим первые два, стали “академики”. В основном это были выпускники военных академий и высших училищ, но были среди них выпускники гражданских ВУЗов, призванных на военную службу. 
Благодаря этим трем элементам северный космический полигон — космодром “Плесецк” в короткие сроки стал авторитетной и научно-исследовательской, и испытательной организацией. 
Первое управление возглавил полковник Г.К. Михеев (начальник штаба полковник П.Д. Гольцов). В управление вошли две БСС, несущих дежурство с ракетами Р-7А и пять ракетных полков с ракетами Р-9А, Р-16 и Р-16У. 
В состав Второго управления вошли 42-я БСС и вновь сформированная отдельная инженерная испытательная часть. Командирами первых космических частей нового космодрома стали полковники Михаил Дмитриевич Дудин и Иван Моисеевич Кожемяко. Начальником “космического” управления был назначен полковник-инженер Вениамин Моисеевич Эйбшиц. Этим было положено организационное начало строительству будущего космодрома “Плесецк”. 
В 1964—67 годах были построены монтажно-испытательные корпуса для подготовки и наземных испытаний спутников и космических ракет, стартовые комплексы для проведения пусков космических ракет лёгкого и сверхлёгкого классов, созданных из баллистических ракет средней дальности Р-12 и Р-14. К декабрю 1965 года были закончены работы по переоборудованию пусковой установки №1 для проведению пусков ракет-носителей “Восток-2” и “Восход”. 14 декабря 1965 года состоялся первый учебный пуск ракеты на вновь созданном испытательном ракетно-космическом полигоне. (До этого на объекте “Ангара” был проведен только один учебный пуск — 22 октября 1963 года была запущена ракета Р-16У). 
Рождение нового космического порта планеты Земля — космодрома “Плесецк” состоялось 17 марта 1966 года, когда в 13 часов 28 минут московского времени с пусковой установки №1 стартовала ракета-носитель “Восток-2” с искусственным спутником Земли “Космос-112” на борту. Прошел год и новый космодром готовил и проводил пуски космических ракет “Восток-2”, “Восток-2М”, “Восход”, “Космос-2” и “Космос-3М” с семью типами космических аппаратов. 
В связи с тем, что новый ракетно-космический полигон решал все более возрастающие задачи по подготовке и запуску спутников, для которых была необходима более мощная испытательная база, одновременно с расширением количества и типов запускаемых спутников шел процесс снятия с боевого дежурства ракетных комплексов, что постоянно находило отражение в структурных изменениях ракетно-космического полигона. 

«Пятое управление, созданное в 70-х годах, функционировало в условиях очень высокой секретности и скрытности. И, тем не менее, именно оно, на мой взгляд, значительно повлияло на развитие инфраструктуры не только космодрома, но и Плесецкого района, способствовало оживлённой работе железнодорожной станции Плесецкая, повлекло за собой строительство сетей автомобильных дорог и связи. По неписанному правилу интересоваться делами в 5-м управлении представителям других частей было непозволительно. О ситуации, об обеспечении, и тем более о ходе испытаний ракетного вооружения, которым было оснащено наше управление, был информирован только очень узкий круг офицеров полигона. Начальниками 5-го управления назначались полковники Базылюк Ж.И., Мазяркин Н.В.,  Артёменко В.Н., генерал-майор Бородунов Е.С.

                            

Главная задача, которая была возложена на наше управление - войсковые испытания, подготовка боевых расчётов, оценка и анализ войсковой документации ракетного комплекса «Темп-2С». О важности нашей работы говорит хотя бы тот факт, что нас дважды посещал министр обороны Устинов Д.Ф. 

      

Одной из самых сложных задач было обеспечение условий секретности во время испытаний комплекса «Темп-2С», у которого я до сих пор помню все характеристики и все его возможности.

·                    Масса ракеты: 40,5-40,7 т (по разным данным)

·                    Длина ракеты: 18,5 м

·                    Диаметр: 1,79 м

·                    Забрасываемый вес: 1000 кг

·                    Тип ГЧ: Моноблочная, термоядерная 0,65-1,5 Мт

·                    Дальность стрельбы: 10 500 км

·                    Точность стрельбы (КВО): 0,45-1,64 км

Видимо, на нас так давили условия секретности, а это и радиационный фон, и особые условия обеспечения связи, что мы стремились к тому, чтобы как можно больше информации хранить в памяти.»

В 1974 году на решение космических задач было перепрофилировано бывшее боевое Первое управление полигона. В его состав вошли две испытательные части. Одна из них решала задачи по подготовке и запуску космических аппаратов легкого класса с помощью ракет-носителей “Космос-2” и “Космос-3М”. Другая испытательная часть была сформирована для проведения пусков космических ракет “Циклон-3”. Во Второе управление вошли три испытательные части с задачей подготовки и запуска космических аппаратов среднего класса с помощью ракет-носителей типа Р-7А (“Восток-2М”, “Восход”, “Молния-М”, “Союз-М/У”). 
Восьмидесятые годы знаменуются новыми изменениями в структуре ракетно-космического полигона. Из состава Ракетных войск стратегического назначения выделяется Главное управление космических средств Министерства обороны, которому в 1982 году передаются Первое и Второе научно-испытательные управления и сформированные в структуре управления полигона отделов космической тематики. Для управления космическими частями полигона вводится должность заместителя начальника полигона — начальника космических частей. 
С этого момента начинается третий этап истории космодрома “Плесецк”. Объективной причиной отделения испытаний баллистических ракет от запусков космических аппаратов явились принципиальные отличия как в конструкциях баллистических и космических ракет, так и в организации процессов подготовки и проведения пусков этих ракет. 
Первым начальником космических частей космодрома “Плесецк” был назначен генерал-майор Борис Григорьевич Зудин. Новая организационная структура космических частей позволила поднять оперативность решения задач применения космических средств, но она не в полной мере учитывала рост сложности и объема решаемых задач. Поэтому в конце восьмидесятых годов произошло объединение двух “космических” управлений полигона в Центр испытаний и применения космических средств, начальником которого стал полковник Валерий Александрович Гринь. 
В 1993 году проведены новые организационные изменения в структуре космических частей Центра, восстановлены Первое и Второе испытательные управления, а сам Центр преобразован в Главный центр испытаний и применения космических средств, который послужил основой для Первого космодрома России — космодрома “Плесецк”. Начальником Главного центра стал полковник Анатолий Федорович Овчинников, которому в августе 1993 года присвоено звание генерал-майор. 

      

11 ноября 1994 года был подписан Указ Президента Российской Федерации №2077 о создании 1-го Государственного испытательного космодрома МО РФ (космодром “Плесецк”) в составе Военно-космических сил. Этот указ официально присвоил статус “космодром” самой оживленной космической гавани на планете, откуда более тридцати лет выводятся в околоземное космическое пространство самые разнообразные космические аппараты. 
В 1997 году, с началом реформы Вооруженных Сил РФ, начался четвертый этап истории космодрома, когда произошло слияние космодрома и ракетного полигона в единый космодром “Плесецк”. 

                      Семейство ракет-носителей «Ангара»

В России завершились комплексные испытания универсального стартового комплекса ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5». Ракета уже снята со стартового стола на космодроме Плесецк. Об этом 26 ноября сообщает ТАСС со ссылкой на официального представителя войск ВКО России Алексея Золотухина. По его словам, специалисты на космодроме Плесецк осуществили целый цикл электрических испытаний агрегатов и систем ракеты-носителя и комплекса стартового оборудования, также они протестировали систему заправки ракеты-носителя «Ангара» компонентами топлива и проверили готовность стартового комплекса к первому пуску ракеты данного класса. 

На данный момент ракета «Ангара-А5» снята со стартового стола универсального стартового комплекса площадки №35.

Она была доставлена в монтажно-испытательный корпус специального технического комплекса. После завершения этой процедуры работники космодрома начали цикл технологических операций по подготовке ракеты к началу летных испытаний.

Первый запуск ракеты тяжелого класса «Ангара-А5» намечен на 25 декабря 2014 года (ориентировочная дата пуска). Ранее 9 июля 2014 года после нескольких переносов старта с космодрома Плесецк была успешно запущена ракета-носитель легкого класса «Ангара-1.2ПП» (первого пуска).

В настоящее время создание ракетного комплекса «Ангара» является одним из приоритетных направлений для развития российского космодрома Плесецк. Считается, что именно этот комплекс должен стать частью национальной системы средств выведения, которая будет базироваться исключительно на российском научно-промышленном потенциале. Работы по созданию объектов наземной инфраструктуры подготовки и запуска ракет-носителей «Ангара» проводятся в рамках Федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы».

Семейство ракет-носителей «Ангара»

Комплекс «Ангара» создается на базе унифицированного ряда ракет-носителей легкого, среднего и тяжелого классов. Данные ракеты будут в состоянии выводить в космос почти весь спектр перспективных полезных нагрузок в интересах Минобороны России во всем требуемом диапазоне высот и наклонных орбит. Немаловажным представляется и то, что в семействе ракет «Ангара» не будут использоваться токсичные и агрессивные виды топлива. По словам экспертов, такое решение позволит значительно повысить показатели экологической безопасности всего комплекса как в регионе, который непосредственно прилегает к месту запуска, так и в тех районах, в которых будут падать отделяющиеся части ракет-носителей. 
                                                              Семейство ракет-носителей «Ангара»

Головным предприятием-разработчиком и производителем космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара» является ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева». Государственные заказчики — Федеральное космическое агентство и Министерство обороны РФ. Создание КРК «Ангара» — это задача особой государственной важности. Ввод данного ракетного комплекса в эксплуатацию позволит РФ запускать в космос любые аппараты всех типов со своей территории, обеспечив для страны гарантированный и независимый доступ в космическое пространство.
КРК «Ангара» — это по-настоящему новое поколение российских ракет-носителей, которое построено по модульному типу. Данные ракеты основываются на двух универсальных ракетных модулях (УРМ), оснащенных кислородно-керосиновыми двигателями: УРМ-1 и УРМ-2. При этом семейство ракет «Ангара» включает в себя носители от легкого до тяжелого классов, обладающие грузоподъемностью в диапазоне от 3,8 до 35 тонн (РН «Ангара-А7») на низкой земной орбите.

Семейство ракет-носителей «Ангара»

УРМ, работающий на компонентах кислород+керосин, представляет собой уже законченную конструкцию, которая состоит из баков горючего и окислителя, которые соединены между собой проставкой, а также двигательного отсека. Каждый УРМ-1 оснащается одним достаточно мощным жидкостным реактивным двигателем (ЖРД) РД-191. Данный двигатель был создан на базе четырехкамерного двигателя, который использовался на ракете-носителе «Энергия» и применяется на ракетах-носителях «Зенит» (двигатели РД-170 и РД-171). УРМ-2 оснащается другим маршевым двигателем — РД-0124А. Это первый ЖРД, который появился в нашей стране в постсоветский период. Является наиболее высокоэффективным кислородно-керосиновым ЖРД в мире. 

В составе ракет-носителей легкого класса «Ангара-1.2» применяется один УРМ. В то же время предельной по числу используемых модулей является тяжелая ракета-носитель «Ангара-А7», которая состоит из 7 УРМ. Прототип первой ступени «Ангары» (УРМ-1) три раза в 2009, 2010 и 2013 годах проходил летные испытания в составе ракеты-носителя KSLV-1 производства Южной Кореи. В качестве верхних ступеней на ракете-носителе «Ангара-1.2» может использоваться разгонный блок «Бриз-КМ», который прошел летные испытания в составе российской конверсионной ракеты «Рокот», а на ракете-носителе «Ангара-А5» используются разгонные блоки «Бриз-М» и КВТК. 
Уникальные технические решения и широкое использование унификации позволяют осуществлять пуск всех ракет-носителей семейства «Ангара» с одной пусковой установки. В соответствии с решением госкомиссии, ракета-носитель легкого класса «Ангара-1.2 первого пуска» с неотделяемым макетом полезной нагрузки осуществила успешный пуск 9 июля 2014 года с универсального стартового комплекса КРК «Ангара», расположенного в Архангельской области на космодроме Плесецк. Первый испытательный пуск ракеты был осуществлен боевыми расчетами Войск воздушно-космической обороны (ВКО), а также предприятий промышленности. 

Космодром “Плесецк” является одним из ключевых элементов национальной транспортной космической системы, гарантирующий России независимый доступ в космическое пространство. В настоящее время наличие космодрома является благоприятным фактором для возрождения национальной экономики и доведения ее до уровня наступающего XXI века.