Космодром " Плесецк ". Часть I

                            

                                        Космодром Плесецк

                                                           Часть I

Стремительно развивалась космонавтика в 1960-е гг. Создавались новые мощные ракеты-носители, совершенствовались космические аппараты, пилотируемые корабли и межпланетные станции. Резко возросла интенсивность пусков, обеспечивающих программы науки, техники и обороны.

Если в первые пять лет начиная с 1957 г. у нас в стране было запущено 11 космических аппаратов, то во второе пятилетие их было уже 147, а в третье — 360! К 1975 г. эти показатели стабилизировались на уровне 98... 100 пусков в год.

Чтобы обеспечить такой темп пусков, одного Байконура стало уже недостаточно, а Капустин Яр по своему географическому положению не давал возможности его расширения или реконструкции под новые ракеты-носители. Таким образом, назрела необходимость создания нового космодрома для реализации научных и практических задач в основном с помощью космических аппаратов серии "Космос", "Интеркосмос" и "Молния".

В 1963 г. было принято решение о создании третьего космодрома страны на севере европейской части в районе поселка Плесецк Архангельской области. Плесецк представлял в ту пору небольшой поселок с железнодорожной станцией, ремонтно-механическим заводом и лесопилкой.

       

Космодром "Плесецк" (1-й Государственный испытательный космодром) расположен в 180 километрах к югу от Архангельска неподалеку от железнодорожной станции "Плесецкая" Северной железной дороги.

        

Располагаясь на платообразной и слегка холмистой равнине, он занимает площадь 1762 квадратных километра, простираясь с севера на юг на 46 километров и с востока на запад на 82 километра с центром, имеющим географические координаты 63 градуса северной широты и 41 градус восточной долготы. Численность персонала и населения города Мирный — 40 - 50 тыс. человек (в зависимости от объемов выполняемых задач).

       

Климат - резко континентальный, неустойчивый, холодный.

Основан в 1960 году как первая отечественная ракетная база МБР Р-7 и Р-7А (объект "Ангара"). При выборе местоположения в первую очередь учитывались:

- досягаемость территорий вероятных противников;
- возможность проведения и контроля испытательных пусков в район Камчатки;
- необходимость в особой скрытности и секретности.

Нужно было найти такое место для размещения ракетных частей, чтобы будущие стартовые комплексы размещались как можно дальше от южных границ, вдоль которых разворачивалось строительство американских военно-воздушных баз. Если разместить ракеты в европейской части страны или в Западной Сибири, то они будут стартовать против вращения Земли. Это уменьшает дальность полета головной части, которая была и так значительно меньше расчетно-теоретической. Кроме того, в то время крупногабаритные ракетные блоки могли быть доставлены только по железной дороге и, следовательно, стартовые комплексы не должны были размещаться далеко от железнодорожной ветки.

И такое место было найдено. Это был Плесецкий район Архангельской области. Работы, конечно, были несколько затруднены из-за тайги и болот, но та же самая тайга давала надежное укрытие стратегическому объекту: до 1966 года американская разведка практически ничего толком не знала о существовании в этих местах соединения стратегических ракет. Об этом можно сделать вывод по ряду косвенных фактов. В частности, на графике интенсивности запусков американских разведывательных спутников есть два ярко выраженных максимума: 1962 год - "Карибский кризис" и 1966 год - начало запусков спутников с архангельской земли.

11 января 1957 года было принято Правительственное постановление № 61-39 о создании военного объекта с условным наименованием "Ангара" - первого соединения межконтинентальных баллистических ракет (МБР). К тому времени в КБ  С.П. Королёва уже была завершена разработка и полным ходом шла подготовка к летным испытаниям межконтинентальной ракеты Р-7.

В марте 1957 года к месту строительства прибыли первые 4500 военных строителей и в апреле началась расчистка строительного участка и земляные работы на будущей стартовой позиции. Начинать работы военным строителям пришлось в тяжелейших, но привычных условиях. По сложившейся традиции (хотели как лучше, получилось - как всегда) основные сооружения начали строить еще до того, как проложили автомобильные дороги. Весна, тает снег, грунтовые дороги в это время на Севере малопроходимы, техника доставлялась практически на руках, а не на колесах.

 А космодром Плесецк (вернее, тогда еще - просто еще просто ракетный полигон) имеет совершенно четкую дату рождения. 15 мая 1957 года на Южном полигоне (ныне космодром "Байконур") начались летные испытания ракеты Р-7. Начались они неудачно - первые два пуска были аварийные. Наверное этим и объясняется некоторая задержка в назначении будущего ракетного соединения. Только 10 июля был подписан приказ МО СССР № 01635 о назначении командиром соединения офицера-фронтовика гвардии полковника Михаила Григорьевича Григорьева (в последствии он стал первым заместителем Главкома Ракетных войск стратегического назначения). И через пять дней началось официальное формирование ракетного соединения, после того, как 15 июля 1957 года гвардии полковник М. Григорьев подпиcал приказ № 1 о вступлении в должность. День подписания приказа и стал днем рождения ракетного соединения - ракетного полигона - северного космодрома "Плесецк" и отмечается как его ежегодный праздник.

С 1957 по 1964 г. на севере в кратчайшие сроки были возведены стартовые и технические позиции и поставлены на боевое дежурство ракетные комплексы с межконтинентальными баллистическими ракетами. В феврале 1959 года объект «Ангара» преобразуется в «3-й Учебный артиллерийский полигон». До конца 1964 года были построены, введены в эксплуатацию и поставлены на боевое дежурство четыре пусковых установки ракет Р-7А, три пусковых установки для ракет Р-9А и семь пусковых установок для ракет р-16У. В начале 1960-х годов возникла необходимость расширения масштабов космической деятельности СССР.

В январе 1963 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР создается «Научно-исследовательский испытательный полигон ракетного и космического вооружения МО СССР» рядом со станцией Илеза Вельзского района Архангельской области. Летом 1963 года руководством государства принимается решение об использовании стартовых комплексов в Плесецке для запусков космических аппаратов. В сентябре 1963 года постановлением Совета Министров СССР 3-й УАП и НИИП преобразованы в «53-й Научно-исследовательский испытательный полигон». На нем сформированы три испытательных управления, занятых несением боевого дежурства, испытаниями ракетно-космических комплексов, проведением и обработкой телеметрических и траекторных измерений. А с 1964 года на базе ракетного соединения началось создание Научно-исследовательского испытательного полигона ракетного и космического вооружения. Такому преобразованию послужили удачное географическое расположение и значительное количество уже развернутых комплексов (к концу 1964 на боевом дежурстве стояли, как уже отмечалось, 14 пусковых установок Р-7А, Р-16У и Р-9А). С тех пор полигон развивался по двум направлениям: ракетному и космическому.

Космическую деятельность Плесецк ведет с запуска КА "Космос-112" 17 марта 1966 года со старта ракеты-ностителя «Восток-2» с искусственным спутником Земли «Космос-112“ .                                                                          

4 ноября 1966 года 53-й НИИП проявил себя в новом качестве - как испытательный полигон стратегических ракетных комплексов: начались лётные испытания первой отечественной твердотопливной ракеты РТ-2 межконтинентальной дальности.

Начиная с 1968 года космодром включился в выполнение международных космических программ. 4 апреля 1972 года впервые в СССР с космодрома был запущен малый французский космический аппарат МАС-1.В 1970-80 годах здесь производилось до 40% мировых космических запусков. Всего с космодрома Плесецк осуществлено более 1600 запусков РН и выведено на орбиту свыше 1950 КА, в том числе военного назначения. Испытано и принято в эксплуатацию 10 видов РН,11 ракетных комплексов, более 30 типов КА. За большие заслуги в деле освоения специальной техники и укрепления обороны страны космодром Плесецк награжден орденами Красного Знамени (22 марта 1968 года) и Трудового Красного Знамени (18 января 1977 года).

В июле 1992 года Указом Президента РФ были созданы Военно-космические силы. В июле 1993 года Центр испытаний и применения космических средств был преобразован в Главный центр испытаний и применения космических средств, в состав которого вошли два испытательных управления.

11 ноября 1994 года Указом Президента РФ № 2077 на базе Главного центра испытаний и применения космических средств создан 1-й Государственный испытательный космодром МО РФ в составе Военно-космических сил. 15 декабря 1997 года на базе 1-го ГИК и 53-го ГИП сформирован 1-й Государственный испытательный космодром Минобороны РФ в составе Ракетных войск стратегического назначения.

 В 1994 г. из шахтного пускового устройства был произведен первый пуск РС-12М2 (Тополь-М).

На современном этапе заканчивается экспериментальная отработка МБР стационарного базирования. А в 2000 году был осуществлен первый пуск МБР «Тополь-М» в составе подвижного грунтового ракетного комплекса (ПГРК).

    

 Один из пусков МБР 15Ж58 / РС-12М "Тополь" с полигона Плесецк, предположительно 2007-2012 г.г.

24 марта 2001 года Указом Президента РФ созданы Космические войска. С 1 июля 2001 года космодром выведен из состава РВСН и включён в состав Космических войск РФ.

В 2008 году были опубликованы параметры контракта на поиск и вывоз отработанных частей ракет-носителей, стартующих с космодрома Плесецк, из районов падения на территории Архангельской области и Республики Коми. Стоимость контракта на 2008 год составила 15 миллионов рублей (рост в 1,5 раза по сравнению с 2007 годом). В 2007 году было вывезено из районов падения более 148 тонн металлических фрагментов ракет.

В Архангельской области находится 11 районов, куда падают отработанные ступени ракет. Между правительством региона и космодромом заключен договор на утилизацию космического мусора. Но местные жители находят упавшим ступеням применение в хозяйстве. Главная ценность конверсионного металла - стойкость к коррозии и легкость. В труднодоступных с большой земли, но лежащих близ районов падения деревнях ступень может продолжить жизнь как кровельное железо, сани-волокуши. Но есть и более технологичный вариант перевоплощения.
Легкий, прочный и даровой металл по достоинству оценили охотники и рыбаки. Местные умельцы раскраивают ступень и "шьют" из нее лодки.

В настоящее время космодром имеет стационарные технические и стартовые комплексы всех типов отечественных ракет-носителей легкого и среднего класса.  

 О сновные виды транспорта внутри территории космодрома - железнодорожный и автомобильный.

Железнодорожная сеть космодрома Плесецк - одна из крупнейших в России ведомственных железных дорог. От железнодорожной станции Городская, расположенной в городе Мирный, ежедневно отправляются пассажирские поезда по нескольким маршрутам. Протяжённость самого дальнего из них составляет около 80 километров. На космодроме имеется военный аэродром.

К сожалению, имеются в истории космодрома Плесецк и черные страницы. Так, 26 июня 1973 года 9 человек погибли в результате взрыва ракеты Космос-3М, готовой к запуску. 18 марта 1980 года 48 человек погибли во время заправки и подготовительных работ в результате взрыва ракеты «Восток-2М» вместе со спутником. 15 октября 2002 года ракета Союз-У, несущая спутник Европейского космического агентства Фотон-1, взорвалась на стартовой площадке; один человек погиб.

Размещение космодрома в районе северной тайги и болот обеспечивало надежную безопасность и экономию средств при отводе непригодных для хозяйственной деятельности земель как под сам космодром, так и под районы падения отделяющихся частей.

 

В то же время он располагался не так далеко от крупных научных и промышленных центров страны. Кроме того, многие задачи, решаемые с помощью космических систем, требуют выведения космических аппаратов (например, метеоспутников) на полярные и приполярные орбиты, что целесообразно делать из районов высоких широт.

В труднейших условиях работали строители и монтажники. Зимой покров снега достигал нескольких метров, летом не меньшую трудность представляли многометровые торфяники и болота, весной небольшая речушка Емца превращалась в мощный бурный поток. И тем не менее к 1967 г. были созданы основные сооружения первых стартового и технического космических комплексов и жилой поселок.

 

Уже в конце 1967 г. Плесецк начал работать на космос.

Вся тяжесть первоначальных работ по созданию нового космодрома легла на плечи одного из командиров боевого ракетного соединения, дислоцированного в этом районе, опытного организатора отработки ракетной техники М.Г. Григорьева.

             

На космодроме Плесецк построены и действуют несколько стартовых и технических комплексов для ракет-носителей типа "Союз", "Молния", "Космос" и "Циклон", аналогичные по составу и технологии работ комплексам на Байконуре и в Капустином Яру.

Общая площадь космодрома более 1700 кв. км.

С вводом в эксплуатацию космодрома на севере страны значительно оживилась жизнь в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. С помощью регулярно запускаемых с космодрома спутников "Молния" обеспечены телевизионное вещание в восточном регионе, надежная телефонно-телеграфная связь.

Запуски спутников "Метеор" значительно облегчили прогнозирование погоды.

И, наконец, новый космодром стал еще одним местом международного сотрудничества в изучении и освоении космоса. Отсюда стартовали ракетно-космические системы с научными программами Швеции, Канады, США, Индии и Франции. За время существования Плесецка с его стартовых комплексов запущено около 500 искусственных спутников Земли серии "Космос".

 

С 11 ноября 1994 г. он заслуженно носит официальное название — 1-й Государственный испытательный космодром Плесецк.

Одновременно с созданием технологических объектов космодрома и осуществлением конкретных космических программ создавался и рос среди вековых сосен город испытателей с много-этажными домами, дворцами культуры, бассейном, спорткомплексом, техникумами и школами. Длительное время космодром возглавлял талантливый организатор и испытатель Г.Е. Алпаидзе.

      

В период 1979—1984 гг. космодром Плесецк возглавлял В.Л. Иванов, который в 1992 г. стал первым командующим Военно-космическими силами России.

    

    Смотрите продолжение . Космодром Плесецк. Часть II