База на о. Котельный

      Остров Котельный –     от полярной станции до арктического плацдарма

Строительство арктической инфраструктуры на северных рубежах России ведется ударными темпами уже два года. Тем не менее, до сих пор быт военнослужащих на отдаленных островах перенасыщен "тяготами и лишениями", а перевод на большую землю для них представляется малореальной перспективой. После широкого общественного резонанса, возникшего вокруг материала о службе военных с арктического острова Котельный, Военное.РФ решило разобраться, как возникла база на Новосибирских островах и какие задачи она будет выполнять в составе Арктического военного округа.

Глаз цепляется сразу за ошибку. Нет у нас Арктического военного округа, у нас есть ОСК СФ ( Объединённое Стратегическое Командование Северного Флота ).                            

                                                                        38000 километров тундры

Именно такова площадь архипелага Новосибирских островов, омываемых двумя морями Северного Ледовитого океана. Девять месяцев в году земля на островах покрыта снегом и льдом, да и летом температура воздуха здесь редко превышает +5 градусов по Цельсию.

Постоянного гражданского населения здесь формально нет, но работники полярных станций и охотники-промысловики проводят на островах большую часть календарного года. В тяжелых арктических условиях люди добывают песца, ловят рыбу и ищут дефицитную мамонтовую кость, из которой якутские мастера создают уникальные художественные изделия.
Непостоянен и количественный состав живущих на островах животных. На летний период с материка заходит северный олень, по льдам забредают белые медведи. В прибрежных водах обитают морж, нерпа, белуха.

Новосибирские острова это принадлежащий России архипелаг в Северном Ледовитом океане между Морем Лаптевых и Восточно-Сибирским морем. Административно он относится к Якутии. Они состоят из трёх групп островов: Ляховские острова, острова Анжу и острова Де-Лонга. Первые сведения об островах в начале XVIII века сообщил казак Яков Пермяков, плававший от устья Лены к Колыме. В 1712 году он в составе казачьего отряда, возглавляемого Меркурием Вагиным, высадился на остров, впоследствии названный Большим Ляховским.

Самым крупным островом архипелага является Котельный - его площадь составляет 23200 километров. Считается, что остров был открыт еще в 1773 году купцом Иваном Ляховым во время наблюдения за кочующими стадами диких оленей.

Восточную часть острова, ныне называемую Фаддеевским полуостровом, исследовал в своё время знаменитый Яков Санников.

Откуда появилось название острова достоверно неизвестно. Одна из версий утверждает, что казаки‚ в первый раз высаживаясь на острове нашли на берегу котел‚ оставленный ранее не известно кем. По другой версии‚ они наоборот‚ забыли на берегу, в спешке покидая остров, свой собственный котел.

Рельеф острова холмистый, на юге находится его высшая точка – гора Малакатын-Тас, высотой 361 метр. В составе земной коры в основном известняки и сланцы. Внутренние воды представлены небольшими реками и озерами. Крупнейшее озеро — Евсекю-Кюель. Климат арктический, суровый. Животный и растительный мир типичен для арктических тундр.

Во времена Советского Союза на острове размещалась военная база, законсервированная после распада СССР. В 2013 году началось восстановление базы и взлетно-посадочной полосы аэродрома «Темп». В будущем здесь планируется построить полноценный военный городок.

Остров Котельный расположен между Восточно-Сибирским и морем Лаптевых и является наиболее крупным в архипелаге Новосибирских островов, а также в малом архипелаге островов Анжу. Согласно административному делению, остров является частью Булунского улуса Якутии, Российской Федерации.

Площадь острова составляет 23.200 квадратных километров, наивысшая точка – гора Малакатын-Тас, поднята над уровнем моря на 361 метр. Остров Котельный является частью природного охранного заповедника «Усть-Ленский».

Начало научного освоения островов датируется уже XIX веком. В 1912 году экспедицию к ним совершили ледоколы "Таймыр" и "Вайгач", а к 1928 году на одном из островов появилась геофизической обсерватории - первая стационарная станция на этой земле.


                                                                             Столица "Темп"

Полярную станцию при аэродроме "Темп", возникшую после войны на Котельном, принято считать своеобразным центром, столицей архипелага Новосибирских островов. Она была построена на галечной косе, возле промыслово-охотничьей базы из пяти деревянных строений, снабжавшей население базы необходимыми продуктами питания.


                                       ГАЗ-47 на Котельном. Русское географическое общество Новосибирск

Жили на "Темпе", несмотря на неофициальный статус столицы, скромно, по-северному. Здесь располагался общий барак, где ночевали все работники аэродрома во главе с его начальником, столовая, кабинет метеорологов и небольшая баня. Ну и, разумеется, гараж для ремонта техники и хранения имевшегося в распоряжении полярников гусеничного транспортера ГАЗ-47. Как и везде на Севере, эта машина, получившая жаргонное название "Степанида", была "рабочей лошадкой" "Темпа".

Садились на Котельном тогда еще совсем новые АН-2‚ ЛИ-2 и ИЛ-14. Самолеты на остров летали не чаще двух раз в месяц с регулярными задержками на непогоду. Как вспоминают свидетели тех полярных лет, воздушные суда на Котельном всегда ждали с нетерпением. Вместе с ними с большой земли приходили свежие новости, корреспонденция, продукты. Обратно самолеты забирали сменившихся рабочих, добычу охотников и рыболовов, а также данные метеорологов.

                                                    Тяжелая поступь военного коммунизма

Военные на Котельном появились в конце 60-х годов. Холодная война была в самом разгаре и для обеспечения противовоздушной обороны на северных рубежах Союза, на острове водрузили радиолокатор. Для его обслуживания на Котельный была переброшена рота солдат, проживавших в наскоро построенных казармах.
В 1970-х годах Новосибирскими островами активно заинтересовалось Министерство геологии СССР. Экспедиционный лагерь специалистов по сейсморазведке было решено создавать в непосредственной близости от аэродрома "Темп", а сами сейсмолаборатории появились по всей территории архипелага. По официальной версии, они должны были осуществлять мониторинг природных землетрясений в Северном Ледовитом океане. С учетом сложной политической ситуации того времени, нельзя исключать, что геологи на Котельном были, как говориться, "двойного назначения" и занимались, в том числе, и военно-прикладной сейсмологией.
 
                                                     Сейсмологическая станция на Котельном

Тем более, что к сейсморазведке в то непростое время было приковано большое внимание. Достаточно вспомнить постановление ЦК КПСС от 13 мая 1958 года, в котором было сказано буквально следующее: "В связи с настоятельной необходимостью расширить и усовершенствовать в кратчайшие сроки постоянно действующую систему дальнего обнаружения ядерных взрывов обязать Министерство обороны СССР создать в течение 1958-1959 годов постоянно действующую службу контроля за испытаниями ядерного оружия, включив в ее состав существующие подразделения специального наблюдения". Тогда же, в 1959 году была образована "Служба специального контроля", под эгидой которого функционировала так называемая "система дальнего обнаружения ядерных испытаний".

С распадом СССР в деле освоения Новосибирских островов была поставлена если не точка, то уж точно многоточие. В 1993 году, на фоне масштабного сворачивания деятельности в Арктике, полярная инфраструктура на Котельном была оставлена людьми.

                                                          Восстать из пепла - Котельный

Первое обследование военных объектов на Новосибирских островах после 20-летнего простоя произошло в 2011 году комплексной экспедицией Русского географического общества. Ее участники постановили, что взлетно-посадочная полоса аэродрома "Темп" уцелела и подлежит восстановлению.


            Состояние инфраструктуры аэродром "Темп" во время обследования экспедицией РГО

На следующий год обследовать Котельный отправились уже военные моряки. К берегам Новосибирских островов подошел сам флагман Северного флота - атомный ракетный крейсер "Петр Великий". Одной из задач тогда называлась "отработка действий по высадке десанта". Именно во время проведения этой операции на Котельном совершил жесткую посадку палубный вертолет Ка-27. Экипаж вследствие инцидента не пострадал, но ход экспедиции был нарушен.

В 2013 году о возвращении военных на Котельный заявил президент России Владимир Путин. "Наши военные ушли оттуда в 1993 году, а между тем это очень важная точка в Северном Ледовитом океане. Имею в виду и новый этап освоения Северного морского пути. Мы договаривались о том, что в этой точке мы не только воссоздадим военную базу, но и приведём в порядок аэродром, сделаем возможным участие в совместной работе представителей МЧС, гидрологов, специалистов, которые занимаются климатом, чтобы обеспечить безопасность и эффективность работ на Северном морском пути, с тем чтобы Россия могла эффективно контролировать эту часть своей территории", - сообщил российский лидер на совещании в Министерстве обороны.


                                                 Аэродром "Темп" после восстановления

Слова не оказались далеки от дела и уже в октябре того же года военное ведомство отчиталось о восстановлении аэродрома "Темп". Дебютом возродившейся на Котельном ВПП стал прием военно-транспортного самолета Ан-72 с рабочей группой Минобороны на борту.

Через полгода на базе "Темпа" были проведены масштабные учения ВДВ, предполагавшие десантированию парашютным способом 350 человек и военной техники. В это же время началось сооружение на острове временного полевого лагеря, осуществлялся завоз техники и стройматериалов.

                                                                     Грозный цветок севера

Год назад в истории военной базы на Котельном произошло важнейшее событие. Минобороны России приняло решение о строительстве здесь городка замкнутого типа "Северный клевер".

 

                                                       "Северный клевер" на острове Котельный

"Это будет городок модульного типа, который мы строим с использованием современных технологий. Личный состав на улицу будет выходить только для несения вахты и дежурств – это и есть проживание в городе замкнутого цикла", - рассказал о строительстве командир отряда боевых кораблей Северного флота Олег Голубев.
В строительстве городка, с высоты напоминающего трилистник, раскрашенный в цвета российского флага, на первоначальном этапе были задействованы более 440 рабочих и около 120 единиц строительной техники
В декабре 2014 года в России был создан пятый, Арктический военный округ. В его состав вошли подводные и надводные силы, морская авиация и ПВО Северного флота. Событие ознаменовалось и заявлением о вводе в эксплуатацию "Северного клевера".
                                                            Неказистый быт островной армии
На фоне триумфального освоения Арктики, по которой Россия продвигается семимильными шагами, легко забыть о тех, кто на своих плечах тянет страну к северным богатствам. И знаменитая строчка из устава, говорящая о том, что "солдат обязан стойко и мужественно переносить все тяготы и лишения воинской службы" - это, наверное, единственное, чем можно объяснить условия службы на Котельном сегодня.

В ходе подготовки очередного материала о быте простых солдат и офицеров в российской армии образца XXI века, корреспонденты Военное.РФ пообщались более чем с 10 военнослужащими с Котельного и узнали, чем на самом деле оборачивается освоение Арктики.
Некачественная еда и ржавая вода из кранов, отсутствие стабильной связи с родными, задержки выплат денежного довольствия, невозможность перевестись на большую землю - вот лишь немногие проблемы, с которыми столкнулись бойцы на Котельном.

"Господи, мы просто устали уже от всего этого…" - в отчаянии говорит жена одного из военнослужащих, ждущая возвращения своего супруга с острова уже более года.

                                                                               Развязка близка

В конце мая ФГУП "Спецстройинжиниринг" при Спецстрое России подвело итоги тендера по второму и третьему этапам строительства и ввода в эксплуатацию аэродрома "Темп" на Котельном. Еще 5 миллиардов казенных средств будет потрачено на арктическую инфраструктуру. Аэродром сможет принимать самолеты всех типов, в военных городках на острове смогут базироваться десантные подразделения, в заливе Стахановцев будут базироваться боевые корабли. Ведь основная задача нового военного округа, как лаконично подметил командующий Северным флотом Владимир Королев, это поддержание стабильности в Арктике.

                                                                   Российские военные в Арктике

Изменится ли после окончания строительства быт самих военнослужащих, работающих ежедневно в самых суровых условиях, покажет время. Ведь о том, сколько миллиардов будет потрачено на людей, никто не скажет.
В 2013 году в контексте строительства инфраструктуры в Арктике однозначно выразился Министр обороны Сергей Шойгу:
Очень не хочется, чтобы кому-то пришлось совершать подвиги из-за чьей-то расхлябанности.

                          Арктический "Темп" на острове Котельный снова в строю

Законсервированный более 20 лет назад арктический аэродром "Темп" снова в строю. В конце октября на его взлетно-посадочную полосу приземлился первый самолет российской военно-транспортной авиации (Ан-72).

                                                   ТТХ самолета Ан-72 “ Чебурашка “

Экипаж, чел.

3—4

Двигатель, тип х кол, название

ТРДДх2, Д-36

Тяга, кгс

6500

Размах крыла, м / площадь крыла, м2

31,89 / 98,53

Длина самолета / высота самолета, м

28,07 / 8,75

Масса: максимальная взлетная / пустого, кг

34 500 / 19 050

Полезной нагрузки, кг

10 000
 

Максимальная скорость, км/ч

720

Практический потолок, м
 

10 100
 

Максимальная дальность с грузом 5 т, км

3100

 

На острове заработала также авиационная комендатура.

"Темп", расположенный на острове Котельный, входящий в архипелаг Новосибирские острова, был построен еще в советское время. Он начал свою работу в 1949 году и принимал самолеты вплоть до начала 90-х годов, когда распался Советский Союз и исследования Арктики были приостановлены. Соответственно, аэропорт был заброшен.
Времена изменились, и Россия с новой энергией взялась за исследование Артики. Воссоздать аэродром впервые попытались в 2012 году. Российские военные планировали высадиться на остров с воздуха, однако не получилось -вертолет потерпел крушение. К счастью, никто не пострадал, но экспедицию пришлось свернуть.
Вторая попытка была предпринята с моря и оказалась успешной. В сентябре этого года к острову Котельный пришли корабли Северного флота России во главе с тяжелым ракетным крейсером (ТАРКР) "Петр Великий". Они доставили на остров специальный отряд из 150 человек, а также 40 единиц различной техники, топливо и продовольствие.

Предпринятый ледовый поход можно назвать беспрецедентным.

Атомный ледокол «50 лет Победы» (проект 10521). ОН является самым крупным не только в России, но и в мире. Габаритная ширина этого гиганта составляет 30 метров, максимальная длина – около 159,6 метров, осадка – 11 м, мощность на валах (энергетический поток, направляемый на валы от движительной установки) – 49 МВт, пропульсивная мощность – 54 МВт. Водоизмещение – 25168 тонн. Максимальная толщина льда, с которой призван справляться ледокол, составляет 2,8 м. Экипаж – 106 человек (в наши дни). Введён в эксплуатацию в 2007 году ОАО «Балтийский завод».

В операции был задействован практически весь атомный надводный флот России - ТАРКР "Пётр Великий" и четыре атомных ледокола Госкорпорации "Росатом" — "Ямал", "Вайгач", "50 лет Победы" и "Таймыр".

   

Основные характеристики АК “ Пётр Великий “

Водоизмещение

23 750 т (стандартное)
25 860 т (полное)

Длина

251,1 м
(230 по ватерлинии)

Ширина

28,5 м

Высота

59 м (от основной плоскости)

Осадка

10,3 м

Двигатели

котла, 2 ядерных реактора

Мощность

140 000 л. с. (103 МВт)

Движитель

гребных винта

Скорость хода

32 узла

Дальность плавания

не ограничена (на реакторе)
1000 миль на котлах при 17 узлах

Автономность плавания

60 суток

Экипаж

1035 (105 офицеров, 130мичманов, 800 матросов)

Вооружение

Артиллерия

1 ×2 АК-130

Зенитная артиллерия

6 × ЗРАК «Кортик»

Ракетное вооружение

20 × ПКР П-700 «Гранит»
ЗРК С-300Ф «Форт» (48 ракет)
ЗРК С-300ФМ «Форт-М» (46 ракет)
16 × ПУ ЗРК «Кинжал» (128 ракет) 6 ЗРАК «Кортик» (144 ракет)

Противолодочное вооружение

1 × РБУ-12000
2 × РБУ-1000

Минно-торпедное вооружение

10 × 533-мм ТА
(20 торпед или ПЛУР«Водопад»)

Авиационная группа

3 × Ка-27

Корабли и суда преодолели свыше 4 тысяч морских миль, пройдя в Карское и Баренцевое моря, а также море Лаптевых.

 

На самом большом из островов архипелага острове Котельный решено построить стационарный причал для приема барж и судов среднего класса по типу причала на острове Новая Земля, а также использовать в качестве базового пункта доставки материальных средств на остров Котельный порт Тикси, что обеспечит возможность завоза запасов, в том числе зимовочных в течение трех месяцев.

13 сентября на остров Котельный была выгружена инженерная и специальная техника, различное имущество, произведено зачетное тактическое учение морской пехоты по высадке морского десанта на необорудованное побережье. В целом выгружено 35 единиц военной инженерной и специальной техники.

Корабельными вертолетами 13 сентября была начата разгрузка судов. Оборудован полевой лагерь для временного размещения морской пехоты, личного состава, комендатуры аэродрома, организована его охрана и оборона.

Семь расчетов инженерной и специальной техники морской инженерной службы оборудовали три пункта высадки, укреплен берег, оборудована береговая площадка, маршрутные и подъездные пути. Задействованы два вертолета Ми-26 Военно-воздушных сил для выгрузки крупногабаритных грузов.

                                                  Характеристики  модификации Ми-26Т.

Параметр

Характеристика

Диаметр несущего винта

32 м

Число лопастей несущего винта

8

Площадь, ометаемая несущим винтом

804,25 м²

Диаметр рулевого винта

7,61 м

Длина

40,025 м

Длина фюзеляжа

33,727 м

Высота по несущему винту

8,145 м

База шасси

8,950 м

Колея шасси

5,000 м

Масса пустого

28 200 кг

Масса нормальная взлётная

49 500 кг

Масса максимальная взлётная

56 000 кг

Грузоподъёмность в грузовой кабине

20 т

Грузоподъёмность на внешней подвеске

20 т

Длина грузовой кабины

12,0 м

Ширина грузовой кабины

3,2 м

Высота грузовой кабины

3,1 м

Размеры грузового люка

2,9 х 3,2 м

Объём грузовой кабины

110 м3

Экипаж Ми-26

6

Экипаж Ми-26Т2

2 человека (3 человека при внешней подвеске груза)

Пассажировместимость солдат

85

Пассажировместимость десантников

70

Пассажировместимость носилок для раненых

60 + три места для сопровождающих медработников

Объём топливных баков

12 000 л

Объём подвесных топливных баков (ПТБ)

14 800 л в четырёх ПТБ или 4780 л в двух ПТБ

Силовая установка

2 × турбовальных «Мотор Сич» Д-136 (в перспективе ПД-12)

Мощность двигателей

2 × 11 400 л. с. (взлётная)

Расход авиатоплива

3100 кг/час

Максимальная скорость

295 км/ч

Крейсерская скорость

265 км/ч

Дальность полета при максимальной заправке

800 км

Дальность полета при максимальной загрузке

475 км

Дальность полёта при перегоне

2350 км (с четырьмя ПТБ)

Практический потолок

4600 м

Статический потолок

1800 м

Динамический потолок

6500 м

 

В период с 14 по 16 сентября проводилась разгрузка судов при помощи десантных катеров, понтонных паромов, корабельных вертолетов и вертолетов Военно-воздушных сил.

В настоящее время вся техника и имущество выгружены. Продолжается разгрузка дизельного топлива и горюче-смазочных материалов.

Начаты работы по реконструкции взлетно-посадочной полосы аэродрома «Темп». Установлены каркасные обогреваемые палатки для временного проживания личного состава. Начат монтаж быстровозводимого жилья из социально-бытовых блоков, развернута система .

Параллельно с операцией по выгрузке на острове Котельный оборудован полевой лагерь для размещения морской пехоты Скверного флота и установлены каркасные обогреваемые палатки для временного проживания личного состава авиационной комендатуры, развернута система космической связи и медицинский блок. На взлетно-посадочной полосе аэродрома Темп начаты восстановительные работы. 
Современные технологии позволят иметь на Новосибирских островах полноценный военный городок, где будут находиться не только военнослужащие по прямому своему предназначению, но и работать метеорологи, сотрудники МЧС, которые все вместе должны будут обеспечить безопасное использование Северного морского пути.

                                                    Остров Котельный со спутника

Восстановить инфраструктуру острова и построить аэродром удалось в рекордно короткие сроки, всего за пару месяцев. Сейчас на острове создан модульный жилой комплекс для полярников, где есть все необходимое - электричество, система фильтрации и очистки воды, горячее и холодное водоснабжение.

Согласно прогнозам, авиасообщение между островом Котельный и Большой Землей будет осуществляться круглый год, в любую погоду. Кроме того, уже в ближайшем будущем, согласно прогнозам, эта воздушная гавань сможет принимать военно-транспортные самолеты, в том числе тяжелый Ил-76.

Пока военные выполнили лишь часть задач по усилению российского присутствия в Арктике, поставленных президентом страны. Теперь следует воссоздать структуру еще одного арктического аэропорта — взлетного комплекса "Тикси", расположенного в одноименном якутском поселке.

Будут ли помимо охраны рыбных, газовых и нефтяных ресурсов перед СФ-ОСК поставлены другие задачи? Да, ставятся они уже сейчас. Здесь можно выделить транспортное направление – повышение безопасности и эффективности использования Северного морского пути (эксплуатация военного аэродрома на Новосибирских островах, работа по восстановлению взлётно-посадочных полос на других военных арктических аэродромах – все эти факты ложатся в новую стратегию).

Ещё одно направление, которое выделяет непосредственно Генштаб – обеспечение безопасности на севере России. После развала СССР северное (арктическое) направление для России стало одним из самых незащищённых. И если учитывать, какими стратегически важными ресурсами здесь обладает Российская Федерация, то «неприкрытый» русский Север может уже в скором времени стать лёгкой добычей тех, кто давно нацелил свой взгляд на Арктику. И речь вовсе не обязательно о ведении боевых действий, масштабных спецопераций.

А чтобы ни у кого вдруг не возникло острой потребности испытать русскую Арктику на прочность в ближайшее время, и создаётся та самая структура, в которой будут интегрированы флотские, воздушные и сухопутные группы. Создаётся единый кулак, который уже одним фактом своего существования вполне способен остудить горячие головы. Этим Россия даёт понять своим «партнёрам», что готова защищать свои интересы, используя для этого все имеющиеся силы и средства. А сил и средств не так уж мало. Одна арктическая группировка российских ледоколов, для которых, понятное дело, в регионе всегда найдётся работа, чего стоит… Не заяви о начале работы по возрождению военного присутствия в Арктике сейчас, и не начни это делать, засучив рукава, уже завтра можно было бы получить такой «силовой приём», который заставил бы страну пробкой вылететь из региона. Недаром же мировая пресса уже начинает муссировать тему о «международном статусе» Арктики… Так что своевременность начатых работ сложно переоценить.