ВПК-39273 " Вопк III "
ВДВ России заинтересовались бронеавтомобилем ВПК-39273 «Волк III»
В последнее время, когда речь заводят об унифицированных боевых платформах, в первую очередь подразумевают новые бронемашины типа «Курганец-25» или «Бумеранг», а также тяжелую гусеничную платформу «Армата». В то же время в России создается и боевая техника легких классов. В качестве одного из наиболее вероятных представителей легкой боевой платформы сегодня рассматривается и семейство полноприводных бронеавтомобилей «Волк» ВПК-3927.
Машина впервые была показана широкой общественности еще в 2010 году в рамках выставки МВСВ-2010. После этого она была окутана пристальным вниманием представителей СМИ, новости о том, что бронеавтомобили семейства проходят те или иные испытания, появлялись каждый год, однако дело с мертвой точки по сути не сдвигается. Бронеавтомобили по-прежнему являются опытными, на вооружение российской армии они не приняты. При этом, как сообщает «Вестник Мордовии», в мае 2016 года бронеавтомобили «Волк» засветились на праздничных мероприятиях в городе Выкса в Нижегородской области, где расположен завод, занимающийся выпуском корпусов для различной российской бронетехники, от БТРов до шасси ЗРК.
По мнению российских экспертов, данные машины в армии могут найти обширное применение, помимо задач по перевозке пехоты или использования в качестве шасси для САУ, можно ожидать появления бронеавтомобилей с установкой разнообразных дистанционно-управляемых стрелково-артиллерийских модулей, командно-штабных, санитарных и грузовых автомобилей. Но это лишь в том случае, если бронемашина действительно будет принята на вооружение ВС РФ.
ВПК-3927 «Волк» — это семейство современных многофункциональных полноприводных армейских автомобилей повышенной защищенности. Бронеавтомобиль отличает наличие модульной конструкции, в основе которой находится достаточно мощная рама. Реализованная концепция модульной конструкции подразумевает широкую универсальность бронеавтомобиля и его высокую степень унификации с соседними моделями линейки. Автомобиль также отличает наличие постоянного полного привода с понижающим рядом. Подвеска автомобиля полностью независимая, отличается наличием изменяемого клиренса (от 250 до 550 мм). Благодаря изменяемой жесткости подвески «Волк» может передвигаться по пересеченной местности с достаточно высокой скоростью — 50-55 км/ч. При этом углы свесов — 45-55 градусов (в зависимости от положения кузова) обеспечивают хорошую проходимость в условиях бездорожья.
В качестве силовой установки на бронемашине используется дизельный двигатель ЯМЗ-5347-20 объемом 4,4 литра. В зависимости от модификации мощность данного двигателя может составлять от 190 до 312 л.с. Установленный двигатель позволяет достаточно тяжелой бронемашине развивать максимальную скорость до 120 км/ч. Автомобиль достаточно хорошо подготовлен к преодолению препятствий, он может преодолевать водные преграды глубиной до 1,5 метра без использования дополнительного оборудования и усовершенствований, а также траншеи шириной до полуметра и различные вертикальные препятствий высотой 0,5 метра. Средний запас хода автомобиля по шоссе с полными баками составляет 1000 км.
Изначально разработчиками ВПК-3927 «Волк» были запланированы 3 ответвления: бронированные, небронированные и гражданские версии автомобиля. Однако испытания проходят только бронированные версии. При этом шасси бронеавтомобиля «Волк» может быть использовано для установки различных систем вооружений: ПТРК, ЗРК ближнего радиуса действия, системы минометного огня, вооружения огневой поддержки.
Инновационной особенностью всех бронемашин «Волк» стала БИУС — бортовая информационно-управляющая система. Она управляет многими агрегатами и узлами бронеавтомобиля: следит за температурой масла и охлаждающей жидкости, давлением в шинах, клиренсом и т.д. Стоит отметить, что это был первый опыт отечественных производителей военной техники в создании максимально автоматизированного наземного боевого комплекса легкого класса, предназначенного для установки на БТР и автомобили.
По словам Олега Бирюкова, директора по продажам «АМЗ» (Арзамасский машиностроительный завод), опытные испытания различных версий автомобиля проводились в 2015 году. По его словам, бронеавтомобиль был создан «Военно-промышленной компанией» по заказу Минобороны России. Наличие модульной конструкции позволяет установить на «Волк» практически любой целевой модуль в зависимости от типа задач, которые машина будет решать. А пневматическая подвеска и регулируемый дорожный просвет увеличивают показатели проходимости автомобиля. По словам Олега Бирюкова, проходимость бронемашины «Волка» на порядок выше, чем у других автомобилей данного класса.
Помимо всего прочего, «Волк» оснащен броней, которая по своему классу защиты выше, чем у используемых в настоящее время бронеавтомобилей «Тигр». Защита, устанавливаемая на броневерсии автомобиля, подразумевает наличие противобаллистического и противоминного бронирования, которое осуществляется при помощи специальных модульных бронепластин. Конструкция автомобиля позволяет легко менять поврежденные бронемодули даже в полевых условиях, при этом для их замены не требуется специальный инструмент. По сравнению со своими предшественниками, в новой бронемашине было в 2 раза увеличено число мест для десантников — до 20 мест. Также важной особенностью была возможность установки боевого модуля в зависимости от необходимости. Варианты с боевым модулем были предназначены исключительно для силовых структур и армии.
Стоит также добавить, что новый российский бронеавтомобиль, созданный отечественными инженерами, является на данный момент времени одним из первых бронеавтомобилей собранных только из комплектующих, деталей и частей российского производства. Главной целью создателей автомобилей семейства «Волк» была разработка автомобиля, предназначенного для силовых структур с максимальным уровнем унификации между автомобилями семейства, построенными на основе модульного принципа конструирования, с ориентацией на действующее и перспективное российское серийное производство. По словам Алексея Кольчугина ведущего конструктора серии автомобилей «Волк», в зависимости от выбранной комплектации эти машины могут быть как общевойскового, так и специального назначения: для различных нужд спецназа или проведения диверсионных операций. При этом на бронемашине «Волк» может быть установлено легкое артиллерийское или тяжелое стрелковое вооружение.
Изначально на бронеавтомобиль возлагаются очень большие надежды. «Уровень технологии «Волков» был резко повышен по сравнению с «Тиграми», так как ряд реализованных технологий в России ранее просто не применялся», — отметил Сергей Суворов, пресс-секретарь «Военно-промышленной компании» (ВПК). Среди новых технологий он выделил гидропневматическую подвеску автомобиля, использование керамической брони, возможность бронирования автомобиля по 6-му классу защиты, наличие бортовой информационно-управляющей системы. Все вместе они выводят бронеавтомобиль «Волк» на новый уровень развития.
Бронеавтомобиль представлен сегодня в четырех основных вариантах: ВПК-3927 — базовая модель семейства «Волк» — автомобиль (4×4) с защищенным однообъемным (7,2 м³) функциональным модулем. Внутренний объем кабины (модуля управления) у всех остальных модификаций бронемашины составляет 2,4 м³.
ВПК-39271 «Волк-I» — автомобиль (4×4) с защищенным модулем управления и раздельным функциональным задним модулем (4,7 м³), предназначенным для транспортировки личного состава, монтажа различного оборудования, с заданным уровнем защиты.
ВПК-39272 «Волк-II» — транспортно-грузовой автомобиль (4×4), предназначенный для перевозки личного состава и грузов с возможностью установки в кузове различных функциональных модулей.
ВПК-39273 «Волк-III» — автомобиль (6×6) с функциональным модулем (10,3 м³), предназначенным для транспортировки личного состава, монтажа различного оборудования, с заданным уровнем защиты.
Тактико-технические характеристики ВПК-39273 «Волк-III»:
Колесная формула — 6х6.
Число мест — 2+18.
Габаритные размеры: длина — 6976 мм, ширина — 2500 мм, высота — 2100 мм, колесная база — 4550 мм, колея — 2140 мм.
Дорожный просвет — регулируемый (250-550 мм).
Радиус поворота — 7 метров.
Грузоподъемность — 2500 кг.
Масса буксируемого прицепа — 2500 кг.
Полная масса — 9600/10200 кг (небронированный/бронированный).
Силовая установка — дизельный 4,4 литровый двигатель ЯМЗ-5347 с турбонаддувом мощностью 312 л. с.
Максимальная скорость — 120 км/ч.
Запас хода — 1000 км.
Преодолеваемые препятствия: подъем — до 30 град., боковой крен — до 20 град., брод — 1,5 м, ров — 0,5 м, стенка — 0,5 м.