СУ-33

              История создания корабельного истребителя Су-33          

Су-33 является палубным истребителем, который был разработан и изготовлен на территории РФ. Данная модель самолета является 4-м поколением истребителей, которые были разработаны в конструкторском бюро имени Сухого. Данная машина была изготовлена под руководством главного конструктора Михаила Петровича Симонова.

     

Новый истребитель был сконструирован на базе модели истребителя Су-27. Истребитель Су-33 по плану конструкторов должен иметь все достоинства предыдущей версии истребителя.

В начале 1940 года остро встал вопрос о пополнении ВМФ такими единицами, как авианосцы. Но начать воплощать эту идею удалось только после окончания второй мировой войны. Заказчиком данной машины было командование ВМФ России во главе с адмиралом Николай Герасимовичем Кузнецовым. Он выдвигал требования к новому истребителю. Главной задачей он считал, чтобы машина могла эффективно уничтожать надводные цели.

 

После учета всех требований и доработок проект нового Су-33 был готов зимой 1985 года. В начале 86 года в конструкторском бюро Сухого была начата сборка прототипа. Его сначала изготовляли с обычным крылом, а не складным. Новую модель собрали в 1987 году, рабочее название нового самолета было Т-10К-1. В этом же году летом новый истребитель осуществил свой первый полет.

Самолет был собран из деталей и агрегатов, которые разрабатывались в опытном цехе бюро, а некоторые детали были взяты с серийной модели Су-27. Через полгода после первого взлета была изготовлена еще одна модель нового летательного аппарата. Второй прототип уже имел складывающееся крыло, как и планировалось с начала. Он имел также отличие в оперении, поскольку оно было горизонтальным. Первый отрыв от земли вторая модель осуществила зимой 87 года, но в сентябре 88-го эта модель потерла крушение из-за неисправности гидросистемы.

В октябре 1989 года был изготовлен авианосец   «Адмира́л Фло́та Сове́тского Сою́за Кзнецуо́в» , который мог принимать истребители на свою палубу, но он был еще не до конца укомплектован.

Он имел полный комплекс приспособлений для взлета и посадки самолетов, но еще не имел радиолокационной системы. Самолеты-истребители могли только отрабатывать полеты над палубой, но на очень низкой высоте, иногда они касались палубы колесами. На конец октября 89 года было решено совершить первую посадку самолета Су-33 на палубу авианосца имени Кузнецова. Первая посадка прошла успешно, и в этот же день был произведен взлет с палубы. За штурвалом нового истребителя был испытатель Виктор Георгиевич Пугачев.

Все летные испытания истребителя Су-33 завершились в ноябре 1989 года. 

                     Описание палубного истребителя Су-33

Данная модель изготовлена как продольный триплан, точно так же, как и Су-27.

Для посадки на палубу корабля эта машина имеет тормозной гак, который крепится к нижней части центральной балки

          

Крыло имеет стреловидную форму, оно состоит из трех секций и двух щелевых закрылок. Для уменьшения габаритов самолета на палубе авианосцев он оснащен складными крыльями, которые поворачиваются к углу в 135 градусов, все повороты крыла осуществляет гидравлическая система.  

  

Данный тип конструкции крыла значительно уменьшает занимаемое место самолетом как в ангаре, так и на палубе

Из-за использования самолета в достаточно суровых климатических условиях была увеличена стойкость конструкции к коррозии. Также конструкторы продумали защиту всех бортовых систем от перепада температур и от влажности.

В новой машине Су-33 были учтены все недостатки, которые были в предыдущей модели палубного истребителя. Во-первых, была значительно уменьшена высота оперения по вертикали, а также использовали усиленное шасси, которое позволяет производить более эффективную посадку на палубу. Что касается шасси, то тут тоже были произведены изменения. Колеса в этой машине стали меньше, чем у его предшественника. Передняя стойка шасси имеет двойное колесо, которое может поворачиваться на 60 градусов. Такой поворот колес повысил маневренность самолета на палубе авианосца. Также было увеличено давление в колесах истребителя. При аварийных ситуациях предусмотрено катапультное кресло, оно тоже было улучшено по сравнению с Су-27

            

Оно помогает летчику выдерживать большие перегрузки при маневрах.

                                                               Силовая установка Су-33

Палубный истребитель этой модели оснащен двумя двигателями ТРДДФ АЛ-31К мощностью в 13 300 кгс каждый

Эти модели являют собою турбореактивные двухконтурные агрегаты с форсажными камерами. На Су-33 можно установить дополнительный подвесной бак с топливом. Данный самолет имеет возможность дозаправляться прямо в воздухе, причем роль заправщика может выполнить другой Су-33. В воздушном режиме заправки истребитель может получить до 6 тонн топлива.

В новом истребителе было установлено более качественное и современное бортовое оборудование. Была устранена вся механическая система управления, на замену которой пришел автоматический навигационный комплекс, обеспечивающий управление всеми основными системами. Он предусматривает автоматическую регулировку тяги двигателей, корректирует полет к заданной точке, а также возможна автоматическая посадка за счет использования системы «Резистор-К-42», которая устанавливается на авианосцах. 

                   Особенности эксплуатации истребителя Су-33

Данный самолет имеет возможность взлета с палуб разной длины разбега. Стандартные авианосцы имеют три взлетные полосы, длина которых отличается: две из них имеют 105 метров, а еще одна 195 метров. Заходом самолета на посадку руководит команда специалистов на мостике корабля, она управляет траекторией и движением самолета. После того как самолет произведет касание палубы, он своим гаком цепляется за трос на палубе, который должен произвести остановку самолета. При такой посадке пилот испытывает большую перегрузку. После того как самолет коснется палубы, пилот должен включить двигатели на максимум мощности. Это делается для того, чтобы при обрыве троса аэрофинишера или незацеплении гака пилот имел возможность взлететь с палубы авианосца и произвести вторую попытку посадки. 

                  Особенности палубного истребителя Су-33

Несмотря на то, что новая модель Су-33 и изготовлена на базе Су-27, она все же имеет множество преимуществ.

·                     Во-первых, было улучшено качество работы крыльев при взлете и посадке, этого смогли достичь за счет увеличения площади крыла.

·                     Для более безопасного и короткого взлета самолета было увеличено тяговооруженние машины. Усиленные стойки помогают самолету и пилоту более комфортно проходить перегрузки.

·                     Новое навигационное оборудование обеспечивает безопасность и точность посадки, имеет возможность сотрудничать с оборудованием авианосца для более точного захода на посадку.

·                     Складные крылья позволяют разместить большее количество истребителей на борту авианосца. А защищенные детали самолета позволят прослужить этой машине значительно дольше.

·                     Взлетная масса самолета увеличена до 33 тонн, за счет этого удалось увеличить массу боевой нагрузки до 6,5 тонн. Увеличенная боевая нагрузка позволила подвесить на один самолет-истребитель Су-33 сразу 12 ракет типа «воздух – воздух» и до шести ракет модели Р-73.

Система дозаправки позволяет увеличить дальность полета, причем штанга дозаправки расположена перед пилотом левее кабины. Это позволяет более эффективно контролировать процесс заправки.

                                                                      Модернизация Су-33

По статистическим данным на октябрь 2010 года конструкторское бюро имени Сухого приступило к летным тестам новой модернизированной модели истребителя Су-33. К сожалению, еще нет данных о том, какие именно новшества имеет эта модель машины. Регулярно производится ремонт и модернизация палубных истребителей. За последние два года модернизацию прошли четыре машины Су-33, после чего они были отправлены в Североморск. Ремонт и усовершенствование самолетов проводится в Комсомольске, с 2002 года здесь было модернизировано 19 палубных истребителей этой модели. На сегодняшний день в армии Российской Федерации находятся на боевой службе 22 палубных истребителя данного образца.

Истребитель Су-33 был принят на вооружение летом 1998 года. Всего для ВМФ РФ было изготовлено 26 машин такого типа, но за годы эксплуатации было потеряно 4 самолета.

Авианосный флот решили построить на основе уже имеющегося корабля проекта 1143.

В апреле 1978 года была уже  готова проектная документация по созданию авианосца. Предполагалось, что на авианосец будут садиться самолеты Як-41, Су-27К, Су-25К и вертолёт Ка-27.

В апреле 1984 года “ ММЗ Кулон “ начал разработку, постройку и испытание корабельного истребителя Су-27К. Он обеспечивал поддержку флота в любых погодных условиях. Он мог подниматься на 17 км, что давало возможность бороться с вертолетами

противолодочной обороны, транспортниками, самолетами радио разведки; применялся самолёт для сопровождения самолетов берегового базирования. Летом 1987 первый опытный образец был готов к полетам.

После первых полетов выяснилось, что летные характеристики ухудшились, но некоторые модификация крыла и ПГО позволили добиться уменьшения скорости захода на посадку. В 1989 году был произведен первый этап испытания. Самолет обкатывали на обычной взлетно-посадочной полосе. В ноябре 1989 года впервые самолет совершил посадку на палубу.

Самолет Су-33 фото

К декабрю 1990 года были завершены все ЛКИ испытания самолета, в ходе которых были определены основные технические, летно-тактические и боевые характеристики. В марте 1991 года начались государственные испытания, которые продлились до 1994 года. В это время уже было построено 24 серийных Су-27К. Следующей ступенькой в развитии знаменитого Су стала постройка более новой модификации самолета Су-33.

Этот самолет уже был построен по интегральной аэродинамической схеме и дополнен передним горизонтальным оперением. Оно было выполнено складным, это позволяло экономить место. Переднее оперение позволило увеличить несущие свойства планера и улучшить характеристики при больших углах атаки. Крылья трапециевидной формы, с удлинением возле фюзеляжа, плавно переходили в корпус. Для экономии места крылья сделаны складывающимися.

                   Технические характеристики СУ-33К

·                    Экипаж: 1 человек

·                    Длина: 21,18 м

·                    Размах крыла: 14,7 м

·                                со сложенным крылом: 7,40 м

·                                с подвешенными ракетами на законцовках: 14,948 м

·                    Размах заднего ГО: 9,9 м

·                                со сложенными стабилизаторами: 7,40 м

·                    Высота: 5,72 м

·                    Площадь крыла: 67,84 м²

·                    Профиль крыла: П44М

·                    Коэффициент удлинения крыла: 3,48

·                    Коэффициент сужения крыла: 3,76

·                    Угол стреловидности по передней кромке: 42,5°

·                    База шасси: 5,87 м

·                    Колея шасси: 4,44 м

·                    Масса пустого: 19600 кг

·                    Масса снаряжённого: 20440 кг (2 × Р-27Э + 2 × Р-73)

·                    Масса нормальная взлётная:

·                                с частичной заправкой: 26000 кг

·                                с полной заправкой: 29940 кг

·                    Масса максимальная взлётная: 33000 кг

·                    Масса топлива: 9400 кг

·                                основной вариант заправки: 5350 кг

·                    Объём топливных баков: 12100 л

·                    Нормальная посадочная масса: 22400 кг

·                    Предельная посадочная масса: 26000 кг

·                    Двигатель:

·                                тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой

·                                модель: «АЛ-31Ф серии 3»

·                                тяга:

·                                           максимальная: 2 × 7670 кгс (74,5 кН)

·                                           на форсаже: 2 × 12500 кгс (122,6 кН)

·                                           чрезвычайный режим: 2 × 12800 кгс (125,5 кН)

·                                степень двухконтурности: 0,571

·                                масса двигателя: 1520 кг

Лётные характеристики

·                    Максимальная скорость:

·                                на высоте: 2300 км/ч (М=2,17)

·                                у земли: 1300 км/ч (М=1,09)

·                    Посадочная скорость: 235—250 км/ч

·                    Дальность полета:

·                                у земли: 1000 км

·                                на высоте: 3000 км

·                    Продолжительность патрулирования на удалении 250 км: 2 ч

·                    Практический потолок: 17000 м

·                    Нагрузка на крыло:

·                                при нормальной взлётной массе:

·                                           с частичной заправкой: 383 кг/м²

·                                           с полной заправкой: 441 кг/м²

·                                при максимальной взлётной массе: 486 кг/м²

·                    Тяговооружённость на форсаже:

·                                при нормальной взлётной массе:

·                                           с частичной заправкой: 0,96

·                                           с полной заправкой: 0,84

·                                при максимальной взлётной массе: 0,76

·                    Длина разбега: 105 м (с трамплином)

·                    Длина пробега: 90 м (с аэрофинишёром)

·                    Максимальная эксплуатационная перегрузка: 8,5 g (или 8)

Вооружение

·                    Пушечное: 1 × 30 мм пушка ГШ-30-1 (боезапас 150 снарядов)

·                    Боевая нагрузка:

·                                максимальная: 6500 кг

·                                вариант В-В: 3200 кг (8 × Р-27Э или 6 × Р-73)

·                    Узлов подвески вооружения: 10

·                                УРВВ:

·                                           2 × Р-73

·                                           4-6 × Р-27Р/ЭР

·                                           2 × Р-27Т/ЭТ

·                                УРВП: нет

·                                           Х-41 «Москит» (подвешивались только на опытных Т-10К-5 и Т-10К-9)

·                                Неуправляемые ракеты:

·                                           80 (4 × 20) × 80 мм С-8КОМ/С-8БМ в блоках Б-8М1 или

·                                           20 (4 × 5) × 122 мм С-13Т в блоках Б-13Л или

·                                           4 × 266 мм С-25-ОФМ-ПУ

·                                Бомбы: свободнопадающие различного назначения, бомбовые кассеты

·                                           8 × 500 кг (ФАБ-500РБК-500, ЗБ-500) или

·                                           28 × 250 кг (ФАБ-250РБК-250 и т. д.) или

·                                           32 × 100 кг

Авионика

·                    РЛС: РЛПК-27К

·                                Антенна:

·                                           Тип: Н001К

·                                           Диаметр: 1075 мм

·                                Зона обзора:

·                                           по высоте: ±50°

·                                           по азимуту: ±60°

·                                Дальность обнаружения воздушной цели с ЭПР = 3 м²:

·                                           навстречу: 100 км

·                                           вдогон: 40 км

·                                Количество одновременно сопровождаемых целей: 10

·                    ОЭС: ОЭПС-27К

·                                Тип: ОЛС-27К («46Ш»)

·                                Зона обзора:

·                                           по высоте: -15°/+60°

·                                           по азимуту: ±60°

·                                Поле обзора: 120×75°

·                                Угол обзора: 60×10°, 20×5°, 3×3°

·                                Дальность сопровождения теплоконтрастной воздушной цели:

·                                           навстречу: 40 км

·                                           вдогон: 100 км

·                                Диапазон измеряемых дальностей: 6 км

·                    Нашлемная система целеуказания:«Щель-3УМ-1»