МИГ-29КР
Морской МиГ-29К: что известно о палубном истребителе ВМФ РФ
В Средиземном море потерпел аварию российский палубный истребитель МиГ-29К. Как сообщило Минобороны РФ, "при проведении тренировочных полетов в результате технической неисправности во время захода на посадку за несколько километров до авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" произошло авиационное происшествие с палубным истребителем МиГ-29К". Летчик, полковник Матковский Игорь Феоктистович, катапультировался, доставлен на борт "Адмирала Кузнецова", его здоровью ничего не угрожает.
Осенью 2016 г. самолет МиГ-29К вошел в состав ударной группировки Северного флота, которая 15 октября отправилась в поход в северо-восточную часть Атлантики и Средиземное море.
Он дополнил имеющиеся на тяжелом авианесущем крейсере "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" палубные истребители Су-33.
МиГ-29К – российский многоцелевой палубный сверхзвуковой истребитель четвертого поколения, развитие проекта МиГ-29.
Первый в СССР боевой самолет, способный взлетать с палубы корабля и садиться на нее обычным способом – с разбегом и пробегом.
Предназначен для решения задач противовоздушной обороны корабельных соединений, завоевания господства в воздухе, поражения надводных и наземных целей в любое время суток и др.
Об истории создания
Разработан в 1980-х гг. коллективом Отдельного конструкторского бюро завода номер 155 (ОКБ им. А.И. Микояна, ныне – АО "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ") под руководством главного конструктора Михаила Вальденберга, в дальнейшем значительно модернизирован.
Состоит на вооружении Морской авиации ВМФ России и Военно-морских сил Индии.
Первый полет МиГ-29К состоялся 23 июня 1988 г., машину пилотировал летчик-испытатель ОКБ им. Микояна Токтар Онгарбаевич Аубакиров. Он же 1 ноября 1989 г. выполнил первую посадку на палубу тяжелого авианесущего крейсера "Тбилиси" (ныне - флагман Северного флота ВМФ РФ "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов") и первый взлет с корабельного трамплина.
В СССР МиГ-29К строился единичными экземплярами на Московском машиностроительном заводе "Знамя Труда" (ныне - производственный комплекс номер 2 АО "РСК "МиГ"). В РФ серийное производство было развернуто в 2000-х гг. на Луховицком машиностроительном заводе (производственный комплекс номер 1 АО "РСК "МиГ") в Московской обл.
Об особенностях конструкции
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме со складываемым трапециевидным механизированным крылом, двухкилевым вертикальным оперением, двумя двигателями РД-33К (РД33МК "Морская оса" в серийных машинах) в хвостовой части фюзеляжа.
Экипаж – 1 человек (2 человека в учебно-боевой "спарке" МиГ-29КУБ/КУБР).
Палубные истребители от исходного МиГ-29 наземного базирования отличает улучшенная антикоррозийная защита планера, усиленные стойки шасси, улучшенная механизация крыла, наличие системы дозаправки в воздухе и др.
Перед запуском серийного производства самолет существенно модернизировался, базой послужил фронтовой истребитель МиГ-29СМТ.
Палубные модификации МиГ-29 могут базироваться на авианесущих кораблях водоизмещением от 28 тыс. т, оборудованных взлетным трамплином и посадочным аэрофинишером и способных принимать самолеты массой более 20 т (в распоряжении ВМФ России один такой корабль - "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов"). Также МиГ-29К могут базироваться на наземных аэродромах.
О вооружении и оснащении
МиГ-29К вооружен пушкой калибра 30 мм (боезапас 150 снарядов), на 8 узлах подвески может нести до 4500 кг полезной нагрузки – авиационные ракеты "воздух – воздух" и "воздух – поверхность" разных типов, корректируемые авиабомбы.
Бортовое радиоэлектронное оборудование серийного варианта истребителя включает радиолокационную станцию "Жук-МЭ" (обеспечивает сопровождение до десяти воздушных целей, одновременный обстрел ракетами четырех из них), дополнительную систему навигации "Узел", автоматический комплекс контроля и регистрации "Карат". На самолеты устанавливается бортовая система видеорегистрации, автономная система выработки энергии для наземных проверок оборудования без запуска основных двигателей и др.
Об учебно-боевом варианте
Для подготовки пилотов МиГ-29К во второй половине 1980-х гг. разрабатывался проект двухместной машины МиГ-29КУ с раздельными кабинами инструктора и обучаемого летчика, однако в начале 1990-х работы были приостановлены.
В 2000-х гг., после заключения контракта на поставку палубных истребителей ВМС Индии, был создан палубный учебно-боевой истребитель МиГ-29КУБ с общей двухместной кабиной. Его первый полет состоялся 20 января 2007 г., машину пилотировал экипаж в составе Михаила Александровича Беляева и Павла Николаевича Власова.
Генеральный директор РСК «МиГ» Михаил Асланович Погосян (в центре) с летчиками-испытателями — Николаем Фёдоровичем Диордицей и Михаилом Александровичем Беляевым после очередной посадки МиГ-29КУБ на палубу «Кузнецова», 29 сентября 2009 г.
Где эксплуатируется МиГ-29К
С 2009 г. самолеты поставляются в Индию, заказавшую для базирования на авианосцах INS Vikramaditya "Викрамадитья" ( бывший авианосец “ Адмирал Горшков “) и INS Vikrant ("Викрант") в общей сложности 45 экземпляров МиГ-29К и МиГ-29КУБ (по двум контрактам - от 2004 г. на 16 бортов, на сумму $730 млн, и от 2010 г. на 29 бортов, на сумму $1,2 млрд).
В 2013-2015 гг. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) поставила Министерству обороны РФ 20 единиц МиГ-29КР и четыре единицы МиГ-20КУБР по контракту от 29 февраля 2012 г.
С 2013 г. несколько машин из числа поставленных проходили опытную эксплуатацию в 279-м корабельном истребительном авиаполку Северного флота ВМФ РФ.
20 марта 2016 г. на аэродроме 859-го Центра боевого применения и переучивания летного состава морской авиации (Ейск, Краснодарский край) начались полеты МиГ-29КР/КУБР из состава воссозданного в январе 2016 г. 100-го отдельного корабельного истребительного авиаполка Северного флота ВМФ РФ.
Аварии и катастрофы МиГ-29К
По данным из открытых источников, до сих пор с самолетами этого типа произошло три аварии, в том числе две авиационные катастрофы, в которых погибли в общей сложности три человека.
23 июня 2011 г. в районе хутора Кабаково Ахтубинского района Астраханской обл. произошла катастрофа при проведении испытательного полета палубного истребителя МиГ-29КУБ (бортовой номер "927 синий") 929-го Государственного летно-испытательного центра ВВС России. Машина столкнулась с землей, выполняя нисходящую полупетлю с высоты 2700 м, при работе двигателей на максимальном режиме. Погиб экипаж - полковники Александр Кружалин и Олег Спичка, сумевшие отвести падающую машину от населенного пункта (в 2012 г. обоим пилотам посмертно присвоено звание Героя России).
Среди вероятных причин катастрофы - дефект механизма складывания крыла, из-за которого оно могло сложиться самопроизвольно.
4 июня 2014 г. у побережья индийского штата Гоа палубный истребитель МиГ-29КУБ ВМС Индии совершил жесткую посадку на авианосец INS Vikramaditya ("Викрамадитья"). Самолет на скорости около 300 км/ч пропустил первые два ряда тросов аэрофинишера и зацепился за третий в тот момент, когда пилоты уже готовились к уходу на второй круг. В результате происшествия была повреждена носовая стойка шасси истребителя. Летчики и экипаж корабля не пострадали.
4 декабря 2014 г. в районе д. Чемодурово Воскресенского района Московской обл. упал опытный палубный истребитель МиГ-29КУБ (регистрационный номер "204 черный"), возвращавшийся на аэродром в Жуковском в ходе учебно-тренировочного полета. Летчики-испытатели Сергей Рыбников и Вадим Селиванов катапультировались и были госпитализированы в тяжелом состоянии. 6 декабря Сергей Рыбников скончался в больнице. Предполагаемая причина крушения - отказ техники. Самолет принадлежал разработавшей его корпорации "МиГ".
Технические характеристики МИГ-29К
· Экипаж: 1 человек (2 для МиГ-29КУБ)
· Длина: 17,37 м
· Размах крыла: 11,99 м со сложенным крылом: 7,80 м
· Высота: 5,175 м
· Площадь крыла: 42 м²
· Масса: пустого: ~12700 кг нормальная взлётная: 17770 кг максимальная взлетная: 22400 кг
· Масса топлива (при плотности керосина 0,8кг/л):
· внутренний: 4550 кг
· с 3*ПТБ: 7580 кг
· с 5*ПТБ: 8860 кг
· Двигатель:
· тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой
· модель: «РД-33МК»
· тяга: максимальная: 2 × 5400 кгс
· на режиме полный форсаж: 2 × 8700 кгс
· на взлетном режиме: 2 × 9000 кгс
· масса двигателя: 1055 кг
Лётные характеристики
Максимальная скорость:· у земли: 1400 км/ч (М=1,17) на высоте: 2300 км/ч (М=2,17)
· Перегоночная дальность: на большой высоте:
· без ПТБ: 2000 км
· с 3 ПТБ: 3000 км
· с 5 ПТБ: 4000 км
· с 5 ПТБ и одной дозаправкой: 6500 км
· Боевой радиус: Без ПТБ: 850 км
· С 1 ПТБ: 1050 км
· С 3 ПТБ: 1300 км
· Практический потолок: 17500 м
· Скороподъёмность: 18000 м/мин (300 м/с)
· Длина разбега: 110—195 м (с трамплином)
· Длина пробега: 90—150 м (с аэрофинишером)
· Тяговооружённость: при нормальной взлётной массе: 1,06
· при максимальной взлётной массе: 0,84
· с 3000 л топлива (2300 кг) и 4*Р-77 : 1,20
· Нагрузка на крыло: при нормальной взлётной массе: 423 кг/м²
· при максимальной взлётной массе: 533 кг/м²
· Максимальная эксплуатационная перегрузка: +8,5 g
Вооружение
Пушечное: 30-мм авиационная пушка ГШ-30-1, 150 снарядов
· Боевая нагрузка: 4500 кг (у варианта для Индии - "изделия 9-41 и 9-47" - 5500 кг)
· Точки подвески: 8 (9)
Радар
РЛС Жук-МЭ
· Диапазон волн: X
· Дальность обнаружения воздушных целей:
· на фоне неба/ земли в ППС: 130/120 км
· на фоне неба/ земли в ЗПС: 50/40 км
· Дальность обнаружения наземных целей:
· эсминец: 200 км
· группа движущихся танков: 30 км
· Масса: 220 кг
· Наработка на отказ: 120 часов