МИГ-29КР

        Морской МиГ-29К: что известно о палубном истребителе ВМФ РФ

Морской МиГ-29К: что известно о палубном истребителе ВМФ РФ

В Средиземном море потерпел аварию российский палубный истребитель МиГ-29К. Как сообщило Минобороны РФ, "при проведении тренировочных полетов в результате технической неисправности во время захода на посадку за несколько километров до авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" произошло авиационное происшествие с палубным истребителем МиГ-29К". Летчик, полковник Матковский Игорь Феоктистович, катапультировался, доставлен на борт "Адмирала Кузнецова", его здоровью ничего не угрожает.

              
Осенью 2016 г. самолет МиГ-29К вошел в состав ударной группировки Северного флота, которая 15 октября отправилась в поход в северо-восточную часть Атлантики и Средиземное море.

Он дополнил имеющиеся на тяжелом авианесущем крейсере "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" палубные истребители Су-33.

МиГ-29К – российский многоцелевой палубный сверхзвуковой истребитель четвертого поколения, развитие проекта МиГ-29.
Первый в СССР боевой самолет, способный взлетать с палубы корабля и садиться на нее обычным способом – с разбегом и пробегом.

Предназначен для решения задач противовоздушной обороны корабельных соединений, завоевания господства в воздухе, поражения надводных и наземных целей в любое время суток и др.

                                                               Об истории создания

Разработан в 1980-х гг. коллективом Отдельного конструкторского бюро завода номер 155 (ОКБ им. А.И. Микояна, ныне – АО "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ") под руководством главного конструктора Михаила Вальденберга, в дальнейшем значительно модернизирован.       

                
                      

Состоит на вооружении Морской авиации ВМФ России и Военно-морских сил Индии.
Первый полет МиГ-29К состоялся 23 июня 1988 г., машину пилотировал летчик-испытатель ОКБ им. Микояна Токтар Онгарбаевич Аубакиров. Он же 1 ноября 1989 г. выполнил первую посадку на палубу тяжелого авианесущего крейсера "Тбилиси" (ныне - флагман Северного флота ВМФ РФ "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов") и первый взлет с корабельного трамплина.

                 

В СССР МиГ-29К строился единичными экземплярами на Московском машиностроительном заводе "Знамя Труда" (ныне - производственный комплекс номер 2 АО "РСК "МиГ"). В РФ серийное производство было развернуто в 2000-х гг. на Луховицком машиностроительном заводе (производственный комплекс номер 1 АО "РСК "МиГ") в Московской обл.

                                          Об особенностях конструкции

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме со складываемым трапециевидным механизированным крылом, двухкилевым вертикальным оперением, двумя двигателями РД-33К (РД33МК "Морская оса" в серийных машинах) в хвостовой части фюзеляжа.

Экипаж – 1 человек (2 человека в учебно-боевой "спарке" МиГ-29КУБ/КУБР).
Палубные истребители от исходного МиГ-29 наземного базирования отличает улучшенная антикоррозийная защита планера, усиленные стойки шасси, улучшенная механизация крыла, наличие системы дозаправки в воздухе и др.

Перед запуском серийного производства самолет существенно модернизировался, базой послужил фронтовой истребитель МиГ-29СМТ.
Палубные модификации МиГ-29 могут базироваться на авианесущих кораблях водоизмещением от 28 тыс. т, оборудованных взлетным трамплином и посадочным аэрофинишером и способных принимать самолеты массой более 20 т (в распоряжении ВМФ России один такой корабль - "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов"). Также МиГ-29К могут базироваться на наземных аэродромах.

                                                                    О вооружении и оснащении

МиГ-29К вооружен пушкой калибра 30 мм (боезапас 150 снарядов), на 8 узлах подвески может нести до 4500 кг полезной нагрузки – авиационные ракеты "воздух – воздух" и "воздух – поверхность" разных типов, корректируемые авиабомбы.

Бортовое радиоэлектронное оборудование серийного варианта истребителя включает радиолокационную станцию "Жук-МЭ" (обеспечивает сопровождение до десяти воздушных целей, одновременный обстрел ракетами четырех из них), дополнительную систему навигации "Узел", автоматический комплекс контроля и регистрации "Карат". На самолеты устанавливается бортовая система видеорегистрации, автономная система выработки энергии для наземных проверок оборудования без запуска основных двигателей и др.


                               

                                                                  Об учебно-боевом варианте

Для подготовки пилотов МиГ-29К во второй половине 1980-х гг. разрабатывался проект двухместной машины МиГ-29КУ с раздельными кабинами инструктора и обучаемого летчика, однако в начале 1990-х работы были приостановлены.
В 2000-х гг., после заключения контракта на поставку палубных истребителей ВМС Индии, был создан палубный учебно-боевой истребитель МиГ-29КУБ с общей двухместной кабиной. Его первый полет состоялся 20 января 2007 г., машину пилотировал экипаж в составе Михаила Александровича Беляева и Павла Николаевича Власова.

Генеральный директор РСК «МиГ» Михаил Асланович Погосян (в центре) с летчиками-испытателями — Николаем Фёдоровичем Диордицей и Михаилом Александровичем Беляевым после очередной посадки МиГ-29КУБ на палубу «Кузнецова», 29 сентября 2009 г.              

                                                          Где эксплуатируется МиГ-29К

С 2009 г. самолеты поставляются в Индию, заказавшую для базирования на авианосцах INS Vikramaditya "Викрамадитья" ( бывший авианосец “ Адмирал Горшков “) и INS Vikrant ("Викрант") в общей сложности 45 экземпляров МиГ-29К и МиГ-29КУБ (по двум контрактам - от 2004 г. на 16 бортов, на сумму $730 млн, и от 2010 г. на 29 бортов, на сумму $1,2 млрд).

 

В 2013-2015 гг. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) поставила Министерству обороны РФ 20 единиц МиГ-29КР и четыре единицы МиГ-20КУБР по контракту от 29 февраля 2012 г.

С 2013 г. несколько машин из числа поставленных проходили опытную эксплуатацию в 279-м корабельном истребительном авиаполку Северного флота ВМФ РФ.
20 марта 2016 г. на аэродроме 859-го Центра боевого применения и переучивания летного состава морской авиации (Ейск, Краснодарский край) начались полеты МиГ-29КР/КУБР из состава воссозданного в январе 2016 г. 100-го отдельного корабельного истребительного авиаполка Северного флота ВМФ РФ.

                                   Аварии и катастрофы МиГ-29К

По данным из открытых источников, до сих пор с самолетами этого типа произошло три аварии, в том числе две авиационные катастрофы, в которых погибли в общей сложности три человека.
23 июня 2011 г. в районе хутора Кабаково Ахтубинского района Астраханской обл. произошла катастрофа при проведении испытательного полета палубного истребителя МиГ-29КУБ (бортовой номер "927 синий") 929-го Государственного летно-испытательного центра ВВС России. Машина столкнулась с землей, выполняя нисходящую полупетлю с высоты 2700 м, при работе двигателей на максимальном режиме. Погиб экипаж - полковники Александр Кружалин и Олег Спичка, сумевшие отвести падающую машину от населенного пункта (в 2012 г. обоим пилотам посмертно присвоено звание Героя России).

Среди вероятных причин катастрофы - дефект механизма складывания крыла, из-за которого оно могло сложиться самопроизвольно.
4 июня 2014 г. у побережья индийского штата Гоа палубный истребитель МиГ-29КУБ ВМС Индии совершил жесткую посадку на авианосец INS Vikramaditya ("Викрамадитья"). Самолет на скорости около 300 км/ч пропустил первые два ряда тросов аэрофинишера и зацепился за третий в тот момент, когда пилоты уже готовились к уходу на второй круг. В результате происшествия была повреждена носовая стойка шасси истребителя. Летчики и экипаж корабля не пострадали.
4 декабря 2014 г. в районе д. Чемодурово Воскресенского района Московской обл. упал опытный палубный истребитель МиГ-29КУБ (регистрационный номер "204 черный"), возвращавшийся на аэродром в Жуковском в ходе учебно-тренировочного полета. Летчики-испытатели Сергей Рыбников и Вадим Селиванов катапультировались и были госпитализированы в тяжелом состоянии. 6 декабря Сергей Рыбников скончался в больнице. Предполагаемая причина крушения - отказ техники. Самолет принадлежал разработавшей его корпорации "МиГ".

                     Технические характеристики МИГ-29К

·                    Экипаж: 1 человек (2 для МиГ-29КУБ)

·                    Длина: 17,37 м

·                    Размах крыла: 11,99 м                  со сложенным крылом: 7,80 м

·                    Высота: 5,175 м

·                    Площадь крыла: 42 м²

·                    Масса:  пустого: ~12700 кг     нормальная взлётная: 17770 кг      максимальная взлетная: 22400 кг

·                    Масса топлива (при плотности керосина 0,8кг/л):

·                                внутренний: 4550 кг

·                                с 3*ПТБ: 7580 кг

·                                с 5*ПТБ: 8860 кг

·                    Двигатель:

·                                тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой

·                                модель: «РД-33МК»

·                                тяга:          максимальная: 2 × 5400 кгс

·                                           на режиме полный форсаж: 2 × 8700 кгс

·                                           на взлетном режиме: 2 × 9000 кгс

·                                масса двигателя: 1055 кг

Лётные характеристики

Максимальная скорость:· у земли: 1400 км/ч (М=1,17)    на высоте: 2300 км/ч (М=2,17)

·                    Перегоночная дальность: на большой высоте:

·                                           без ПТБ: 2000 км

·                                           с 3 ПТБ: 3000 км

·                                           с 5 ПТБ: 4000 км

·                                           с 5 ПТБ и одной дозаправкой: 6500 км

·                    Боевой радиус:  Без ПТБ: 850 км

·                                С 1 ПТБ: 1050 км

·                                С 3 ПТБ: 1300 км

·                    Практический потолок: 17500 м

·                    Скороподъёмность: 18000 м/мин (300 м/с)

·                    Длина разбега: 110—195 м (с трамплином)

·                    Длина пробега: 90—150 м (с аэрофинишером)

·                    Тяговооружённость:   при нормальной взлётной массе: 1,06

·                                при максимальной взлётной массе: 0,84

·                                с 3000 л топлива (2300 кг) и 4*Р-77 : 1,20

·                    Нагрузка на крыло:   при нормальной взлётной массе: 423 кг/м²

·                                при максимальной взлётной массе: 533 кг/м²

·                    Максимальная эксплуатационная перегрузка: +8,5 g

Вооружение

Пушечное: 30-мм авиационная пушка ГШ-30-1, 150 снарядов

·                    Боевая нагрузка: 4500 кг (у варианта для Индии - "изделия 9-41 и 9-47" - 5500 кг)

·                    Точки подвески: 8 (9)

Радар

РЛС Жук-МЭ

·                    Диапазон волн: X

·                    Дальность обнаружения воздушных целей:

·                                на фоне неба/ земли в ППС: 130/120 км

·                                на фоне неба/ земли в ЗПС: 50/40 км

·                    Дальность обнаружения наземных целей:

·                                эсминец: 200 км

·                                группа движущихся танков: 30 км

·                    Масса: 220 кг

·                    Наработка на отказ: 120 часов