Балтийская Цусима
Балтийская Цусима
План действий Германии
Германское командование со своей стороны стремилось выполнить директиву А. Гитлера № 33 «не допустить погрузку советских войск в Эстонии на суда и прорыв в направлении Ленинграда». С этой целью на южном берегу финского залива, вдоль маршрута перехода Балтийского флота из Таллина в Ленинград, была развернута береговая артиллерия (17 дивизионов). На северном берегу имелись 2 стационарные финские береговые батареи.
Несколько соединений немецкой авиации также были переброшены из-под Ленинграда. Многие из них будут уничтожены зенитным огнём.
В Финском заливе силами кригсмарин и ВМФ Финляндии, в июле-августе 1941 года, были спешно установлены 36 минных заграждений (777 немецких и 1261 финские морские мины, 796 немецких минных защитников). Из числа этих заграждений, к началу перехода было обнаружено (но не установлены точные границы) только 16. На аэродромах для действий по кораблям КБФ, в спешке были развернуты 110 немецких и 10 финских самолётов.
Heinkel He-111 H6 - немецкий торпедоносец, мог нести две торпеды LT F5b на внешней подвеске, оснащён двигателями Jumo 211F-1, вооружён шестью пулемётами MG 15 и одной 20-мм пушкой MG/FF в передней гондоле
В Финском заливе действовали финские торпедные катера.
Переход
27-ого августа в 11 часов утра, командующий флотом Трибуц отдал приказ о начале отхода войск и посадки на суда. А уже через два часа войска начали перегруппировку для отхода с занимаемых рубежей обороны, которые, уже во многих местах были прорваны. Основные силы начали посадку на суда около 22 часов и продолжали её до рассвета 28 августа.
Учёта персонала во многих случаях не велось. Приняв личный состав и технику, суда выводились с рейда в район формирования конвоев буксирами. Имели место дезорганизация, неприбытие кораблей в места погрузки войск и грузов, другие корабли были сильно перегружены. Разработанный командованием флота план посадки людей на суда не соблюдался и фактически был сорван.
28 августа, в районе острова Мохни, в 18 часов 30 минут, немецкая авиация атаковала шедший в первом конвое транспорт «Кришьянис Вальдемарс». Уклоняясь от бомб, «Кришьянис Вальдемарс» вышел из протраленной полосы, подорвался на мине и затонул у мыса Юминда.
После авиационной атаки получил повреждения штабной корабль Балтийского флота «Вирония», затем, около 22 часов от подрыва на мине он погиб вместе со спасательным судном «Сатурн».
При налете немецкой авиации был поврежден транспорт «Алев». Несмотря на сильные повреждения, он продолжил свой путь, который оказался не долог, так как вскоре «Алев» подорвался на мине и затонул. На борту «Алева» находились 1280 человек, из них более 800 раненых. Удалось спасти только 6 человек. За несколько минут до наступления темноты, отряд главных сил вошел в плотное минное заграждение.
Ночь на 29 августа оказалась самой тяжелой, так как кораблям пришлось прорываться в практически полной темноте, через минное поле большой глубины и плотности.
Рис. 14. Немецкие неконтактные мины второй мировой войны:
I – корабельная донная магнитная мина (масса ВВ – 825 кг); 2 лодочная донная мина с магнитным или акустическим НВ (масса ВВ – 580 кг); 3- авиационная парашютная донная мина с магнитным, акустическим или магнитно-акустическим НВ (масса НВ – 300 кг); 4 – корабельная якорная неконтактная мина со штерто-грузовым регулятором глубины установки и магнитным или акустическим НВ (масса ВВ – 350 кг); 5 – авиационная якорная неконтактная мина с гидростатическим регулятором глубины установки (масса ВВ – 290 кг); 6 лодочная якорная магнитная мина, выставляемая через минные шахты, с гидростатическим регулятором глубины установки (масса ВВ – 350 кг); 7- лодочная якорная магнитная мина, выставляемая через трубы торпедных аппаратов, с гидростатическим регулятором глубины установки (масса В В – 215 кг)
Рис. 15. Немецкие контактные мины второй мировой войны:
I – гальваноударная мина с гидростатическим регулятором глубины установки (масса ВВ – 150-220 кг); 2 – гальваноударная мина со штерто-грузовым устройством для автоматической установки на заданную глубину (масса В В – 350 кг); 3 – гальваноударная мина с антенной и штерто-грузовым устройством для автоматической установки на заданную глубину (масса ВВ – 250 кг); 4 – гальваноударная мина с антенным шлейфом и штсрто-грузовым устройством для автоматической установки на заданную глубину (масса ВВ – 250 кг); 5 – гальваноударная мина с устройством автоматическою удержания глубины при изменении уровня воды (масса ВВ – 300 кг); 6- противолодочная мина заграждения с минрепом постоянной длины и гальваноударным или электроконтактным взрывателем (масса ВВ – 30 кг); 7- корабельная гальваноударная мина с автоматической установкой на заданное углубление (масса ВВ – 40 кг); 8 – авиационная гальваноударная мина с автоматической установкой на заданное углубление (масса ВВ – 50 кг): 9 – надповерхностная мина ударно-механического действия (масса ВВ – 30 кг); 10- противолодочная мина с взрывателем нажимного действия (масса ВВ – 75 ki)
Около 20 часов, от подрыва на мине погиб тральщик «Краб», затем тральщик «Барометр». У 3 из 5 тральщиков, за которыми шел отряд главных сил, в результате «затраливания» минных защитников, были перебиты тралчасти. С потерей этих тральщиков, потери флота резко возросли. Почти со всем экипажем погибла подлодка С-5. Потом подорвался и затонул, потеряв большую часть экипажа убитыми, эскадренный миноносец «Яков Свердлов», а эсминец «Гордый»получил тяжелые повреждения.
С наступлением рассвета, снявшись с якорей, боевые корабли с максимально возможной скоростью ушли в сторону Кронштадта, а тихоходные и маломаневренные суда остались, по существу, без охранения.
Немецкие летчики, практически безнаказанно, как на учениях, бомбили советские суда, выбирая при этом самые крупные из них. Это, естественно, привело к большим потерям, особенно в личном составе.
Модификация |
Ju.88a-1 |
Размах крыла, м |
18.40 |
Длина, м |
14.35 |
Высота, м |
5.30 |
Площадь крыла, м2 |
52.50 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
7700 |
нормальная взлетная |
10400 |
Тип двигателя |
2 ПД Юнкерс Jumo-211B-1 или G-1 |
Мощность, л.с. |
2 х 1200 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
у земли |
363 |
на высоте |
450 |
Крейсерская скорость , км/ч |
350 |
Практическая дальность, км |
1690 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
552 |
Практический потолок, м |
9800 |
Экипаж, чел |
4 |
Вооружение: |
один 7.9-мм пулемет МG-15 вперед и 2 МG-15 назад в задней части кабины и в нижней гондоле (позже ставились два боковых МG-15); |
29-ого августа в 17 часов, боевые корабли Балтийского флота отдали якоря на Большом Кронштадтском рейде. Уже на следующий день они включились в оборону Ленинграда: их мощная артиллерия уничтожала немцев, рвавшихся к городу.
Доставленные кораблями армейские и флотские части, направленные на сухопутный фронт, присоединились к рядам защитников города.
Итог Перехода
До Кронштадта дошли: 112 кораблей и катеров, 32 транспорта и вспомогательных судна, а также не установленное число малотоннажных гражданских судов и плавсредств, не подчиненных военному совету флота. Из примерно 42 тысяч человек, которые погрузились на транспортные корабли в Таллине, достигли Кронштадта лишь 18 тысяч (некоторые вплавь).
Многих потерь можно было бы избежать, если бы не многочисленные ошибки и недостатки при проведении операции:
1. Неоправданная затяжка с началом эвакуации Таллина (погрузка людей на суда велась под огнём вражеской артиллерии).
2. Вынужденная спешка с проведением операции (план перехода и прикрытия конвоев разрабатывался в течение нескольких часов, доведён не до всех командиров и гражданских капитанов, хотя как показывает практика, даже тщательная разработка плана, не всегда оправдывает себя)
3. Несогласованность действий: главного командования северо-западного направления и ленинградского фронта с балтийского флотом. Боязнь принятия самостоятельных решений в высшем командном звене. ( В начале войны, мало кто хотел брать на себя ответственность за колоссальные потери и быстрое продвижение противника в глубь страны)
4. Командование Балтийского флота на переходе практически не осуществляло единого руководства операцией и первым спешно убыло в Кронштадт, командиры всех отрядов и конвоев действовали каждый по своему усмотрению.
5. Большинство кораблей с гражданскими лицами, в большинстве случаев, не имели зенитного прикрытия.
6. Разведка минной обстановки в Финском заливе и разведка вражеской береговой артиллерии отсутствовала, т.к. немецкий флот сделал минные установки до 22 июня. Итог этого - неверные решения командования (выбор маршрутов движения, расстановка сил на переходе и т.д.)
Последствиями стали колоссальные потери Балтийского флота. Чего стоит только 5 эскадренных миноносцев («Скорый», «Яков Свердлов» , «Калинин», «Володарский», «Артём»).
Так же, в ходе перехода затонули: 3 сторожевых корабля («Снег», «Циклон», «Топаз»), канонерская лодка И-8, подводные лодки Щ-301 и С-5, малый охотник за подводными лодками № 109, два тральщика № 56 «Барометр» и № 71 «Краб», торпедный катер № 103. На разных сторонних источниках, цифры различны, так как очевидцы видели это по разному. В добавок ко всему, эвакуация проводилась в спешке, перепись бойцов и гражданских лиц проводилась частично, либо не проводилась вообще. Многие списки бойцов затонули вместе с кораблями. Общую картину потерь и ситуации в целом определить невозможно.
Многие историки до сих пор спорят о потерях.
Начало смотрите на сайте : ВОВ – Сражения – Таллинский переход