Таллинская трагедия
Таллинская трагедия
ТВД |
Северо-Атлантический океан |
Место |
Финский Залив |
Период |
Лето 1941 |
Дата |
27 августа 1941 – 30 августа 1941 |
Итог |
Прорыв главных сил балтийского флота из Таллина в Кронштадт с большими потерями в кораблях и в людях. |
Командующие силами сторон
К.Е. Ворошилов В. Ф. Трибуц |
В. фон Лееб |
Силы сторон
151 боевой корабль, 20 транспортов, 54 вспомогательных судна, 65 самолётов, 19 903 бойцов ВМФ, 8 670 бойцов РККА, 12 806 гражданских лиц |
120 самолётов, 17 дивизионов артиллерии , 3 торпедных катера,2 береговые батареи |
Потери
5 эсминцев 19 боевых кораблей, 18 транспортных кораблей, 25 вспомогательных судов, 2 подводные лодки 8 600 военнослужащих флота, 1 740 бойцов, 4 628 гражданских лиц |
3 самолёта ( По официальным данным. Настоящие потери были наверняка куда больше) |
Таллинский переход (Таллинский прорыв, Таллинская трагедия) — эвакуация основных сил Балтийского флота под командованием вице-адмирала Владимира Филипповича Трибуца и войск 10-го стрелкового корпуса из Таллина в Кронштадт, в конце августа 1941 года.
Операция числится в списке с наивысшим количеством потерянных кораблей.
Предыстория
Главная база Краснознаменного Балтийского флота — Таллин — занимала выгодное стратегическое положение в финском заливе. Крупный порт и важный узел железнодорожных и шоссейных дорог — Таллин являлся стратегическим форпостом Ленинграда.
Ревель (а именно так до 1918 г. назывался Таллин) был взят войсками Петра I в 1710 г. во время Северной войны. С 1713 г. здесь находилась передовая база русского флота. Неоднократно флоты противников России (Швеции и Англии) пытались атаковать Ревель и русские корабли с моря, но каждый раз с потерями отступали.
Только в 1918 г. после подписания Брестского мира русские корабли покинули Ревель. Вновь уже советский флот пришел на Таллинский рейд в октябре 1939 года, а с июля 1940-го Таллин становится главной базой Краснознаменного Балтийского флота. Начинается ускоренное строительство инфраструктуры базы, береговых батарей, аэродромов. Однако до начала Великой Отечественной войны это строительство в полном объеме не удалось завершить, не хватало причалов, складов, главная база флота располагала двумя небольшими судоремонтными предприятиями и тремя плавучими доками.
В Таллине базировались корабли эскадры (линкор «Октябрьская Революция» 3, 4 и 5-й дивизионы эсминцев), 2-я бригада подводных лодок, отряд минных заградителей, дивизион сторожевых кораблей, корабли ОВРа ГБ, вспомогательные суда флота.
Артиллерийское вооружение на 1940 г.: 12 – 305/52–мм; 16 – 120/50–мм; 6 – 76/55–мм 34К; 6x4 – 7,62–мм пулемета Максима. К 1944 г.: 12 – 305/52–мм; 10 – 120/50–мм; 6 – 76/55–мм 34К; 3x2 – 76,2–мм 81К; 16 – 37–мм 70К; 1 х 4 – 37–мм 46К; 8 – 12,7–мм пулеметов ДШК и 2 х 4 – 12,7–мм пулеметов Виккерса.
В 1940 г. 6 – 76/30–мм пушек Лендера, стоявших на башнях ГК, были заменены на 6 – 76/55–мм 34К, а в конце 1940 г. были установлены 2 – 76/55 двухорудийные установки 81 К. В конце 1941 г. на носу Л К была установлена еще одна установка 81 К, снятая с ЛК «Марат». В 1944 г. носовая установка 81К была переставлена на лидер «Минск», а взамен поставлена 1 – 76/55–мм двухорудийная установка 39К. Торпедное вооружение подводных траверзных 45–см ТА обр. 1910 г. = 4. Запас торпед, шт = 12. |
Противник еще до начала войны начал минирование фарватеров в Финском заливе, поэтому было принято решение перебазировать линкор «Октябрьская Революция» из Таллина в Кронштадт. 1–2 июля линкор в сопровождении всех наличных эсминцев и БТЩ перешел в Кронштадт. 1 июля ушли в Кронштадт минзаг «Урал» и несколько вспомогательных судов, а в Лужскую губу — плавбаза и 7 подводных лодок 2-й бригады.
Непосредственно с моря главную базу защищали два отдельных артиллерийских дивизиона береговой обороны (94-й и 96-й ОАД). Семь батарей (32 орудия от 100-мм до 305-мм калибра) размещались на полуостровах Сууропи (мыс Рандвере) и Виимси и островах Аэгна и Найссаар. Уже после начала войны в Таллине были построены трехорудийная 130 мм железнодорожная батарея и два бронепоезда.
Противовоздушную оборону базы обеспечивали три полка ПВО — 3, 4 и 5-й в составе 26 батарей (120 орудий среднего и малого калибра). На аэродромы Таллина базировалось 85 самолетов ВВС КБФ.
Главная база КБФ готова была отразить атаку противника с моря и воздуха. Но с сухопутного направления база никаких укреплений не имела, и система обороны ее с этого направления разработана не была. Флот имел единственное подразделение для действий на суше — 1-ю бригаду морской пехоты общей численностью более 2,5 тысяч человек. С началом войны перед бригадой была поставлена задача — оборонять побережье района главной базы от возможных десантов противника.
Даже в страшном сне Генеральный штаб Красной Армии и Главный штаб ВМФ не могли представить, что противник дойдет хотя бы до Риги, не говоря уже о Таллине. Во время Первой мировой войны германские войска взяли Ригу только в сентябре 1917-го, а Таллин в марте 1918-го, после ухода русского флота. В 1941 году гитлеровские войска вторглись на территорию Эстонии на 16-й день с начала войны.
7 августа 1941 года немцы вышли к Балтийскому морю восточнее Таллина, блокировав город. До 19 августа, советские войска сдерживали продвижение немцев, постепенно отступая к основному рубежу обороны города. 20 августа немцы возобновили наступление, нанеся основной удар с восточной, менее защищенной стороны города.
До этого, 15-ого августа немцы обошли лужский укреп. район и вышли на оперативный простор перед Ленинградом.
Военный совет, собрав командиров соединений, решил эвакуировать таллинскую базу. Рано утром, 26 августа был получен приказ ставки: эвакуировать главную базу флота, перебазироваться в Кронштадте, а затем прибыть в Ленинград для усиления его обороны. Все, что нельзя вывезти, было приказано уничтожить. Людям об эвакуации с базы было объявлено только днём: это было необходимо для скрытности операции.
Переход из Таллина в Кронштадт.
План действий СССР
Группирование войск перед началом перехода: отряд главных сил, отряд прикрытия, арьергард и четыре конвоя. Прорыв флота предполагалось совершить в следующем порядке: отряду главных сил ставилась задача прикрытия и сопровождения первого и второго конвоев, от мыса Юминда до острова Гогланд. Отряду прикрытия — защищать второй и третий конвои, от острова Кери до острова Вайндло. Арьергарду — прикрывать с тыла третий и четвёртый конвои. В составе четырёх конвоев находились: 107 кораблей и судов, 62 корабля охранения, по мимо этого участвовали в переходе ещё 51 корабль и судно, которые официально ни в один конвой включены не были.
Отряд главных сил
· Флагманский корабль - крейсер «Киров»,
Основные характеристики крейсера “ Киров “
Водоизмещение 7880 т стандартное, 8590 т нормальное, 9436 т полное.
Длина 191,3 м.
Ширина 17,7 м.
Высота 10,1 м.
Осадка 5,27 м.
Бронирование Борт, нижняя палуба и траверсы - 50 мм,
боевая рубка - 100 - 150 мм,
башни ГК - 50 мм.
Двигатели 2 турбозубчатых агрегата, 6 водотрубных котлов.
Мощность 113 500 л.с. (83,5 МВт).
Скорость хода 35,9 узла (66,5 км/ч).
Дальность плавания 3750 миль.
Автономность плавания 20 суток.
Экипаж при вступлении в строй 692 человека; 734 человека.
Вооружение:
Навигационное вооружение 2 гирокомпаса системы «Аншютц».
Артиллерия 3 × 3 - 180/57-мм орудий в башнях МК-3-180;
6 × 1 × 100/56-мм универсальных орудий в башенных щитах.
Зенитная артиллерия 4 × 12,7-мм зенитных пулемёта ДШК;
6 × 45-мм зенитных полуавтомата 21-К.
Минно-торпедное вооружение 2 × 3-трубных 533-мм ТА 39-Ю;
164 мины;
глубинные бомбы: 20 ББ-1 и 30 БМ-1.
Авиационная группа 2 КОР-1, 1 катапульта К-12 («Хейнкель»).
Основные характеристики Лидера “ Ленинград “ |
|
2582 т |
|
Длина |
127,5 м |
Ширина |
11,7 м |
Высота |
4,18 м |
нет |
|
Двигатели |
3 паровых турбины |
66 000 л. с. |
|
Движитель |
3 |
43 узла |
|
2100 морских миль |
|
250 человек |
|
Вооружение |
|
5×1 130-мм Б-13 |
|
2×1 45-мм 21-К |
|
2×4 533-мм торпедных аппаратов |
3 эсминца («Сметливый»,«Гордый», «Яков Свердлов»),
5 подводных лодок (С-5, С-4, «Калев», «Лембит», Щ-405),
4 катера «малый охотник» (МО-112, МО-131, МО-133, МО-142),
3 сторожевых катера (СКА ПС-202, ПС-204, ПС-233),
7 торпедных катеров (ТКА-37, ТКА-73, ТКА-74, ТКА-84, ТКА-103, ТКА-113, ТКА-144),
5 базовых тральщиков (Т-207 «Шпиль», Т-204 «Фугас», Т-205 «Гафель», Т-206 «Верп», Т-217),
Тактико-технические данные БТЩ проект 53У “ Верп “
Водоизмещение: |
стандартное 417 тонн, полное 480 тонн |
Длина наибольшая: |
62,1 метра |
Ширина наибольшая: |
7,4 метра |
Осадка: |
2,2 метра |
Силовая установка: |
2 дизеля по 1450 л.с., 2 винта, 1 руль |
Электроэнергетическая система: |
2 ДГ по 29,5 кВт, 1 ДГ 16 кВт, (-) 115 В |
Скорость хода: |
полный 18 узлов, с тралом 14 узлов, |
Дальность плавания: |
1630 миль при 16 узлах, 2360 миль при 14 узлах |
Автономность: |
5 суток |
Мореходность: |
нет данных |
Вооружение: |
. |
артиллерийское: |
1х1 100-мм орудие Б-24, 1х1 45-мм орудие К-21, |
противоминное: |
1 трал Шульца ТШ-1, 2 параван-трала ПТ-1, |
минное: |
27 мин, 46 минных защитников |
противолодочное: |
2 бомбосбрасывателя, 20 глубинных бомб ББ-1 |
Всего 30 вымпелов (29 боевых кораблей и 1 вспомогательное судно), командир отряда главных сил - контр-адмирал Валентин Петрович Дрозд.
На крейсере «Киров» находился командующий флотом вице-адмирал В. Ф. Трибуц с группой основных работников штаба флота.
Отряд прикрытия
· лидер эсминцев «Минск»,
2 эсминца («Скорый», «Славный»),
4 подводные лодки (Щ-322, М-95, М-98, М-102),
4 сторожевых катера и 1 катер «малый охотник» (СКА ПК-207, ПК-212, ПК-213, МО-510),
5 базовых тральщиков (Т-210 «Гак», Т-211 «Рым», Т-215, Т-218, Т-203 «Патрон»),
4 торпедных катера (ТКА-33, ТКА-53, ТКА-91, ТКА-101),
1 посыльное судно («Пиккер») и 1 спасательное судно («Нептун»).
Всего 22 вымпела (20 боевых кораблей и 2 вспомогательных судна). На лидере «Минск» находился начальник штаба флота контр-адмирал Юрий Александрович Пантелеев.
Арьергард
3 эсминца («Калинин», «Володарский», «Артём»),
Вооружение: 4 – 102/60-мм, 1 – 76/30-мм Лендера, 4 – 45-мм 21К. 2 – трехтрубных 45-см ТА (боекомплект 8 торпед). Мог брать на палубу 80 мин обр. 1912 г. или 60 мин обр. 1926 г., или 20 глубинных бомб М-1. |
3 сторожевых корабля («Снег», «Буря», «Циклон»),
Основные характеристики СК “ Циклон “ |
|
465,3—619 тонн (в зависимости от серии и периода эксплуатации) |
|
Длина |
71,5 м (наибольшая) |
Ширина |
7,4 м |
2,3 м; 2,8 м (в зависимости от серии и периода эксплуатации) |
|
Двигатели |
2 турбозубчатых агрегата (котлотурбинная ГЭУ) |
наибольшая: |
|
Движитель |
2 четырёхлопастных винта с обтекателем |
проектная — 26 узлов; |
|
1200 миль при экономическом ходе 14 узлов |
|
108 человек |
|
Вооружение |
|
2×1 102-мм |
|
4×1 45-мм; |
|
Трёхтрубный 450-мм торпедный аппарат, |
4 катера «малый охотник» (МО-5, МО-135, МО-197, МО-204),
Тактико-технические характеристики малого охотника типа МО-4 |
|
Водоизмещение, т: |
56,5 |
Размеры, м: |
26,9x3,9x1,3 |
Мощность силовой установки, л.с: |
2550 |
Маскимальная скорость, уз.: |
26 |
Запас хода, миль: |
800 |
Вооружение: |
2х45-мм, 2х12,7-мм, 8 больших и 24 малых глубинных бомб |
Экипаж, чел.: |
24 |
3 сторожевых катера (СКА ПК-210, ПК-211, ПК-232),
2 торпедных катера (ТКА-51, ТКА-61).
Всего 15 боевых кораблей. Арьергардом командовал командир минной обороны Таллинской военно-морской базы контр-адмирал Юрий Фёдорович Ралль.
Конвой № 1
8 транспортов («Алев», «Атис Кронвалдс», «Иван Папанин», «Казахстан», «Калпакс», «Элла», «Эргонаутис», «Арвамаа») с 3 мотоботами на буксирах,
1 ледокол («Кришьянис Вальдемарс»),
1 штабное судно («Вирония»),
1 плавбаза («Ленинградсовет»),
1 плавмастерская («Серп и Молот»),
· 3 подводные лодки (Щ-307, Щ-308, М-79).
ТТХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ТИПА «Щ» |
||||
|
III серия |
V серия |
V-бис серия |
V-бис-2 серия |
Водоизмещение нормальное, куб.м |
578 |
585 |
585 |
593 |
Длина наибольшая, м |
57,0 |
58,5 |
58,8 |
58,8 |
Ширина наибольшая, м |
6,2 |
6,2 |
6,2 |
6,2 |
Осадка средняя (по килю), м |
3,8 |
3,9 |
3,9 |
4,0 |
Запас плавучести от |
|
|
|
|
нормального водоизмещения, % |
22 |
20 |
20 |
19 |
Глубина погружения, м: |
|
|
|
|
предельная |
90 |
90 |
90 |
90 |
рабочая |
75 |
75 |
75 |
75 |
Начальная метацентрическая высота, м: |
|
|
|
|
в надводном положении |
0,24 |
0,26 |
0,24 |
0,28 |
в подводном положении |
0,18 |
0,17 |
0,15 |
0,21 |
Экипаж, чел. |
41 |
37 |
37 |
37 |
Мощность дизелей, л.с. |
2x500 |
2x685 |
2x685 |
2x685 |
Мощность электродвигателей, л.с. |
2x400 |
2x400 |
2x400 |
2x400 |
Скорость хода, уз.: |
|
|
|
|
наибольшая надводная |
11,6 |
11,9 |
12,3 |
12,3 |
экономическая надводная |
8,5 |
8,5 |
8,5 |
8,5 |
наибольшая подводная |
8,5 |
8,5 |
8,5 |
8,5 |
экономическая подводная |
2,8 |
2,8 |
2,5 |
2,5 |
Дальность плавания, миль: |
|
|
|
|
надводная экономическим ходом |
3130 |
4500 |
4500 |
4500 |
подводная полным ходом |
9 |
9 |
9 |
9 |
подводная экономическим ходом |
112 |
100 |
100 |
100 |
Число 533-мм торпедных аппаратов: |
|
|
|
|
носовых |
4 |
4 |
4 |
4 |
кормовых |
2 |
2 |
2 |
2 |
Артиллерийское вооружение: |
|
|
|
|
число орудий х калибр в мм |
1x37* |
2x45 |
2x45 |
2x45 |
*По проекту; фактически — 1x45.
Лодки всех серий имели автономность 20 суток и при использовании средств регенерации могли находиться под водой в течение 72 ч. Запас торпед— 10 шт. Число элементов в аккумуляторной батарее - 112.
Силы охранения конвоя составляли:
2 эсминца («Свирепый», «Суровый»),
Артиллерийское вооружение на 1944 г.: 1 двухорудийная 130/50-мм установка Б-2-ЛМ. 2 – 130/50-мм Б-13 – 2с, 3 – 76,2-мм 34К, 2 – 45/46-мм 21 К, 4 – 37-мм 70К; 1 4 – 12,7-мм пулемета ДШК. Бомбовое вооружение: бомбометов нет. Бомбосбрасыватели для Б-1 – 2 (пятиместные), для М-1 – 2 (трехместные). Бомб Б-1 – 10, М-1 -24. |
7 тральщиков (все - переоборудованные из гражданских судов, № 52 «Буек», № 56 «Барометр», № 57 «Виестурс», № 71 «Краб», № 72 «Дзержинский», № 91 «Ляпидевский», № 91 «Баян»),
2 сторожевых корабля («Аметист», «Касатка»),
6 катеров-тральщиков (КАТЩ-1201, КАТЩ-1206, КАТЩ-1208, КАТЩ-1209, КАТЩ-1210, КАТЩ-1211),
1 катер «морской охотник» (МО-507) и 1 сторожевой катер (ПК-208).
Всего 18 кораблей и судов, а также 20 кораблей охранения. Командир конвоя - капитан 2 ранга Богданов.
Конвой № 2
2 транспорта («Найссаар», «Шауляй») с 2 парусно-моторными шхунами на буксирах,
1 ледовый буксир («Тасуя») с неисправным тральщиком № 86 на буксире,
1 гидрографическое судно («Лоод»),
3 заградителя сетевых («Вятка», «Онега», «Азимут»).
Силы охранения конвоя оставляли:
6 тральщиков (все - переоборудованные из гражданских судов, № 43, № 44, № 47, № 84, № 88, № 121),
Тральщики периода Великой Отечественной войны, переоборудованные из мобилизованных судов
Тип переоборудованного судна ( по проекту) |
Количество переоборудованных судов |
Годы переоборудования |
Районы боевого использования |
Водоизмещение. т |
Главные размерения. м |
Мощность ГЭУ.лс |
Скорость полного хода, уз |
Дальность плавания, мили скорость, уз |
Артиллерийское вооружение |
Тральное вооружение |
Экипаж. чел |
Рыболовные траулеры (проект 33) |
32 |
1933-1942 |
СФ,ТОФ |
1050—1500 |
50-55x9.0-9.4x х4.1-4.5 |
650-700 |
10-11 |
4000-8000/8 |
2х76*-ММ 2х45-мм 2x12.7-мм |
МТШ,МЗТ,ТОК-1** |
43-52 |
Рыболовные траулеры |
2 |
1933 |
СФ,ТОФ |
613 |
44,1x7.4x4.1 |
600 |
11 |
3000/11 |
2х45-мм 4х7,62-мм |
МТШ,МЗТ |
43 |
“Ижорец" (паровые буксиры) |
40 |
1941 |
КБФ.ЛВФ |
140 |
23x5.5x1,95 |
200 |
7.5 |
600/7 |
1х45-мм 2х7.62-мм |
МТШ,МЗТ |
31 |
“Дзержинский" паровые буксиры) |
4 |
1941 |
КБФ |
460 |
38x7.6x2.6 |
400 |
7.8 |
600/7 |
1х45-мм 4x12.7-мм |
МТШ,МЗТ |
48 |
Речные буксирные пароходы |
35 |
1941 |
КБФ.ВВФ.ЛВФ |
160-490 |
30-47x6.0-7.6x1.6-2.3 |
240-400 |
8-12 |
500-1000/6-8 |
1х45-мм*** 2x7,62мм |
МТШ,МЗТ**** |
37***** |
Рейдовые буксиры “Экспорт-леса" |
2 |
1941 |
СФ |
450 |
31.6x6.7x3,3 |
450 |
11 |
• |
1х45-мм 2х7.62-мм |
МТШ,МЗТ |
• |
Дрифтеры |
3 |
1941 |
ТОФ |
270-370 |
28.8—34.6х6.4х хЗ. 1-4.3 |
270-350 |
8-9 |
670-1300/7.5 |
1х45-мм 2х7.62-мм |
МТШ,МЗТ |
45 |
Паровые буксиры |
20 |
1942 |
ТОФ |
100-500 |
25-41x5.2-7.6x х2.1-4.5 |
250—700 |
9 |
800 - 2000/7 |
2х45-мм 2х7.62-мм |
МТШ,МЗТ |
31-50 |
Грузовые теплоходы |
8 |
1941 |
ЧФ |
1960-2010 |
73.8x10.4x3.2 |
750 |
9.5 |
3500/8 |
2х76-мм 1—2х45-мм 2х 2.7-мм |
МТШ,МЗТ |
52 |
8 катеров-тральщиков (КАТЩ-1203, КАТЩ-1204, КАТЩ-1205, КАТЩ-1509, КАТЩ-1510, КАТЩ-1511, КАТЩ-1512, КАТЩ-1514),
1 канонерская лодка («Москва»),
1 катер «морской охотник» (МО-200) и 1 сторожевой катер (ПК-214).
Всего 10 кораблей и судов, а также 17 кораблей охранения. Командир конвоя - капитан 2 ранга Антонов.
Конвой № 3
9 транспортов («Аусма», «Балхаш», «Вторая Пятилетка», «Кумари», «Лейк Люцерне», «Луга», «Скрунда», «Тобол», «Эверита»),
1 танкер (№ 12),
1 спасательное судно («Колывань»).
Силы охранения конвоя оставляли:
4 тральщика (все - переоборудованные из гражданских судов, «Олонка», «Осётр», «Шуя», № 83),
7 катеров-тральщиков (КАТЩ-1101, КАТЩ-1103, КАТЩ-1104, КАТЩ-1106, КАТЩ-1108, КАТЩ-1109, КАТЩ-1110),
1 канонерская лодка («Амгунь»),
2 катера «морской охотник» (МО-501, МО-502).
Всего 11 кораблей и судов, а также 14 кораблей охранения. Командир конвоя - капитан 2 ранга Янсон.
Конвой № 4
1 спасательное судно («Сатурн»),
1 самоходная баржа (ТТ-1),
2 буксира (КП-6, КП-12) с неисправным торпедным катером ТКА-121 на буксире,
подводная лодка (Щ-301).
Силы охранения конвоя оставляли:
3 тральщика («Пикша», «Поводец», «Ястреб»),
4 катера-тральщика (КАТЩ-1503, КАТЩ-1504, КАТЩ-1505, КАТЩ-1506),
1 канонерская лодка («И-8»),
3 сторожевых корабля («Ост», «Разведчик», «Щорс»).
Всего 6 кораблей и судов, а также 11 кораблей охранения. Командир конвоя - капитан 3 ранга Глуховцев.
Корабли и суда, не зачисленные в состав конвоев, но участвовавшие в переходе
1 сторожевой корабль («Топаз»),
3 сторожевых катера (СКА ПК-220, СКА-601, СКА-602),
1 судно-ловушка («Хийусаар»),
10 пограничных катеров (ПКА-273, ПКА-274, ПКА-279, ПКА-280, ПКА-284, ПКА-288, ПКА-290, ПКА-292, ПКА-294, ПКА-297),
2 катера-тральщика (КАТЩ-1313, КАТЩ-1501),
1 транспорт («Вормси»),
1 посыльное судно («Юпитер»),
1 спасательное судно («Метеор»),
1 гидрографическое судно («Восток»),
1 шаланда (С-12 «Петергоф»),
· 11 буксиров («Альфа», «Вента», «Вильми», «Кайя», «Палдиски», «Эзро», И-18, КП-17, КП-18, ЛП-5, ОЛС-6),
1 вспомогательное судно (ВРД-43),
2 быстроходных катера (БК-1, БК-2),
9 катеров различного назначения (БО-1, БО-03, ВР-5, ВР-6, МТ-8, О-4, С-1, Ш-1, Ш-2),
· 3 парусно-моторные шхуны («Атта», «Хийудена», «Хийуранд», «Хийутаат»),
2 баржи (НБ-21, № 252).
Задача осложнялась тем, что до начала эвакуации Балтфлот потерял уже более трети своих тральщиков (9 базовых тральщиков, 6 тральщиков из бывших буксиров).
Из состава сил Кронштадтской базы был сформирован отряд обеспечения, под командованием капитана 2-го ранга Иван Георгиевич Святова, развернутый на острове Гогланд, с задачей: прикрывать конвои и корабли на конечном этапе, обеспечивать минирование перед базой и оказывать помощь терпящим бедствие судам и морякам.
Состав отряда обеспечения: 12 тральщиков, 4 сторожевых корабля, 6 торпедных катеров, 8 малых охотников, 2 буксиров, 4 мотоботов, 2-ое катеров и спасательные суда.
Так же стоит отметить, что Балтийский флот в Таллине обладал и подводными лодками, но большинство из них только что вернулись из походов, и нуждались в ППР, который в Таллине был не возможен.
Балтийцы не могли рассчитывать на прикрытие флота истребителями: большинство наших аэродромов уже были заняты противником, а два десятка флотских «ястребков» улетели на восток.
Во время перехода имели место перемещения кораблей из одного конвоя в другой, как по приказу, так и по личной инициативе, в связи с нестабильной ситуацией. Всего из Таллина 28 августа 1941 года вышли 225 кораблей и судов.
Продолжение смотрите на сайте: ВОВ – Сражения – Балтийская Цусима