Таллинская трагедия

                                       Таллинская трагедия

 

ТВД

Северо-Атлантический океан

Место

Финский Залив

Период

Лето 1941

Дата

27 августа 1941 – 30 августа 1941

Итог

Прорыв главных сил балтийского флота из Таллина в Кронштадт с большими потерями в кораблях и в людях.

Командующие силами сторон

 К.Е. Ворошилов

 В. Ф. Трибуц

 В. фон Лееб

Силы сторон

151 боевой корабль,

20 транспортов, 54 вспомогательных судна, 65 самолётов, 19 903 бойцов ВМФ, 8 670 бойцов РККА, 12 806 гражданских лиц

 120 самолётов,

17 дивизионов артиллерии , 3 торпедных катера,2 береговые батареи

Потери

 

5 эсминцев 19 боевых кораблей, 18 транспортных кораблей, 25 вспомогательных судов, 2 подводные лодки 8 600 военнослужащих флота, 1 740 бойцов, 4 628 гражданских лиц

 3 самолёта ( По официальным данным. Настоящие потери были наверняка куда больше)

Таллинский переход (Таллинский прорыв, Таллинская трагедия) — эвакуация основных сил Балтийского флота под командованием вице-адмирала Владимира Филипповича Трибуца и войск 10-го стрелкового корпуса из Таллина в Кронштадт, в конце августа 1941 года.

       

Операция числится в списке с наивысшим количеством потерянных кораблей.

                                              Предыстория

Главная база Краснознаменного Балтийского флота — Таллин — занимала выгодное стратегическое положение в финском заливе. Крупный порт и важный узел железнодорожных и шоссейных дорог — Таллин являлся стратегическим форпостом Ленинграда.

Ревель (а именно так до 1918 г. назывался Таллин) был взят войсками Петра I в 1710 г. во время Северной войны. С 1713 г. здесь находилась передовая база русского флота. Неоднократно флоты противников России (Швеции и Англии) пытались атаковать Ревель и русские корабли с моря, но каждый раз с потерями отступали.

Только в 1918 г. после подписания Брестского мира русские корабли покинули Ревель. Вновь уже советский флот пришел на Таллинский рейд в октябре 1939 года, а с июля 1940-го Таллин становится главной базой Краснознаменного Балтийского флота. Начинается ускоренное строительство инфраструктуры базы, береговых батарей, аэродромов. Однако до начала Великой Отечественной войны это строительство в полном объеме не удалось завершить, не хватало причалов, складов, главная база флота располагала двумя небольшими судоремонтными предприятиями и тремя плавучими доками.

В Таллине базировались корабли эскадры (линкор «Октябрьская Революция» 3, 4 и 5-й дивизионы эсминцев), 2-я бригада подводных лодок, отряд минных заградителей, дивизион сторожевых кораблей, корабли ОВРа ГБ, вспомогательные суда флота.

Тактико-технические данные

«Октябрьская революция»

Водоизмещение нормальное, т

25464

Водоизмещение полное, т

26692

Длина наибольшая, м

184,8

Ширина наибольшая, м

26,9

Осадка максимальная, м

9,5

Паротурбинная установка общей мощностью, л. с

57500

Винтов, шт

4

Скорость хода полная, узлов

22,5

Скорость хода экономическая, узлов

14,0

Дальность плавания экономическим ходом, миль

2500-2700

Топливо, т мазута

1900

Экипаж в мирное время, чел.

1087

Экипаж в 1944 г, чел.

1411

Бронирование борт, мм

225-125

Бронирование палуба, мм

125-25

Бронирование рубки, мм

120-250

Бронирование башни ГК, мм

150-305

Артиллерийское вооружение на 1940 г.: 12 – 305/52–мм; 16 – 120/50–мм; 6 – 76/55–мм 34К; 6x4 – 7,62–мм пулемета Максима. К 1944 г.: 12 – 305/52–мм; 10 – 120/50–мм; 6 – 76/55–мм 34К; 3x2 – 76,2–мм 81К; 16 – 37–мм 70К; 1 х 4 – 37–мм 46К; 8 – 12,7–мм пулеметов ДШК и 2 х 4 – 12,7–мм пулеметов Виккерса.

В 1940 г. 6 – 76/30–мм пушек Лендера, стоявших на башнях ГК, были заменены на 6 – 76/55–мм 34К, а в конце 1940 г. были установлены 2 – 76/55 двухорудийные установки 81 К. В конце 1941 г. на носу Л К была установлена еще одна установка 81 К, снятая с ЛК «Марат». В 1944 г. носовая установка 81К была переставлена на лидер «Минск», а взамен поставлена 1 – 76/55–мм двухорудийная установка 39К.

Торпедное вооружение подводных траверзных 45–см ТА обр. 1910 г. = 4. Запас торпед, шт = 12.

Противник еще до начала войны начал минирование фарватеров в Финском заливе, поэтому было принято решение перебазировать линкор «Октябрьская Революция» из Таллина в Кронштадт. 1–2 июля линкор в сопровождении всех наличных эсминцев и БТЩ перешел в Кронштадт. 1 июля ушли в Кронштадт минзаг «Урал» и несколько вспомогательных судов, а в Лужскую губу — плавбаза и 7 подводных лодок 2-й бригады.

Непосредственно с моря главную базу защищали два отдельных артиллерийских дивизиона береговой обороны (94-й и 96-й ОАД). Семь батарей (32 орудия от 100-мм до 305-мм калибра) размещались на полуостровах Сууропи (мыс Рандвере) и Виимси и островах Аэгна и Найссаар. Уже после начала войны в Таллине были построены трехорудийная 130 мм железнодорожная батарея и два бронепоезда.

Противовоздушную оборону базы обеспечивали три полка ПВО — 3, 4 и 5-й в составе 26 батарей (120 орудий среднего и малого калибра). На аэродромы Таллина базировалось 85 самолетов ВВС КБФ.

Главная база КБФ готова была отразить атаку противника с моря и воздуха. Но с сухопутного направления база никаких укреплений не имела, и система обороны ее с этого направления разработана не была. Флот имел единственное подразделение для действий на суше — 1-ю бригаду морской пехоты общей численностью более 2,5 тысяч человек. С началом войны перед бригадой была поставлена задача — оборонять побережье района главной базы от возможных десантов противника.

Даже в страшном сне Генеральный штаб Красной Армии и Главный штаб ВМФ не могли представить, что противник дойдет хотя бы до Риги, не говоря уже о Таллине. Во время Первой мировой войны германские войска взяли Ригу только в сентябре 1917-го, а Таллин в марте 1918-го, после ухода русского флота. В 1941 году гитлеровские войска вторглись на территорию Эстонии на 16-й день с начала войны.

7 августа 1941 года немцы вышли к Балтийскому морю восточнее Таллина, блокировав город. До 19 августа, советские войска сдерживали продвижение немцев, постепенно отступая к основному рубежу обороны города. 20 августа немцы возобновили наступление, нанеся основной удар с восточной, менее защищенной стороны города.

До этого, 15-ого августа немцы обошли лужский укреп. район и вышли на оперативный простор перед Ленинградом.

Военный совет, собрав командиров соединений, решил эвакуировать таллинскую базу. Рано утром, 26 августа был получен приказ ставки: эвакуировать главную базу флота, перебазироваться в Кронштадте, а затем прибыть в Ленинград для усиления его обороны. Все, что нельзя вывезти, было приказано уничтожить. Людям об эвакуации с базы было объявлено только днём: это было необходимо для скрытности операции.

                                    Переход из Таллина в Кронштадт.

                                                                               План действий СССР

Группирование войск перед началом перехода: отряд главных сил, отряд прикрытия, арьергард и четыре конвоя. Прорыв флота предполагалось совершить в следующем порядке: отряду главных сил ставилась задача прикрытия и сопровождения первого и второго конвоев, от мыса Юминда до острова Гогланд. Отряду прикрытия — защищать второй и третий конвои, от острова Кери до острова Вайндло. Арьергарду — прикрывать с тыла третий и четвёртый конвои. В составе четырёх конвоев находились: 107 кораблей и судов, 62 корабля охранения, по мимо этого участвовали в переходе ещё 51 корабль и судно, которые официально ни в один конвой включены не были.

                                                          Отряд главных сил

·                                          Флагманский корабль - крейсер «Киров»,

               Основные характеристики крейсера “ Киров “

Водоизмещение 7880 т стандартное, 8590 т нормальное, 9436 т полное.
Длина 191,3 м.
Ширина 17,7 м.
Высота 10,1 м.
Осадка 5,27 м.
Бронирование Борт, нижняя палуба и траверсы - 50 мм,
боевая рубка - 100 - 150 мм,
башни ГК - 50 мм.
Двигатели 2 турбозубчатых агрегата, 6 водотрубных котлов.
Мощность 113 500 л.с. (83,5 МВт).
Скорость хода 35,9 узла (66,5 км/ч).
Дальность плавания 3750 миль.
Автономность плавания 20 суток.
Экипаж при вступлении в строй 692 человека; 734 человека.

                                     Вооружение:

Навигационное вооружение 2 гирокомпаса системы «Аншютц».
Артиллерия 3 × 3 - 180/57-мм орудий в башнях МК-3-180;
6 × 1 × 100/56-мм универсальных орудий в башенных щитах.
Зенитная артиллерия 4 × 12,7-мм зенитных пулемёта ДШК;
6 × 45-мм зенитных полуавтомата 21-К.
Минно-торпедное вооружение 2 × 3-трубных 533-мм ТА 39-Ю;
164 мины;
глубинные бомбы: 20 ББ-1 и 30 БМ-1.
Авиационная группа 2 КОР-1, 1 катапульта К-12 («Хейнкель»).

·                                                  лидер эсминцев «Ленинград»,

 

Основные характеристики

Лидера “ Ленинград “

Водоизмещение

2582 т

Длина

127,5 м

Ширина

11,7 м

Высота

4,18 м

Бронирование

нет

Двигатели

3 паровых турбины

Мощность

66 000 л. с.

Движитель

3

Скорость хода

43 узла

Дальность плавания

2100 морских миль

Экипаж

250 человек

Вооружение

Артиллерия

5×1 130-мм Б-13

Зенитная артиллерия

2×1 45-мм 21-К
2×1 76-мм

Минно-торпедное вооружение

2×4 533-мм торпедных аппаратов

эсминца («Сметливый»,«Гордый»«Яков Свердлов»),

подводных лодок (С-5С-4«Калев»«Лембит»Щ-405),

катера «малый охотник» (МО-112, МО-131, МО-133, МО-142),

сторожевых катера (СКА ПС-202, ПС-204, ПС-233),

торпедных катеров (ТКА-37, ТКА-73, ТКА-74, ТКА-84, ТКА-103, ТКА-113, ТКА-144),

базовых тральщиков (Т-207 «Шпиль», Т-204 «Фугас», Т-205 «Гафель», Т-206 «Верп», Т-217),

 Тактико-технические данные БТЩ проект 53У        “ Верп “

Водоизмещение:  

стандартное 417 тонн, полное 480 тонн  

Длина наибольшая:

62,1 метра  

Ширина наибольшая:

7,4 метра  

Осадка:

2,2 метра  

Силовая установка:

2 дизеля по 1450 л.с., 2 винта, 1 руль  

Электроэнергетическая система:

2 ДГ по 29,5 кВт, 1 ДГ 16 кВт, (-) 115 В  

Скорость хода:

полный 18 узлов, с тралом 14 узлов,
экономический 16 узлов  

Дальность плавания:

1630 миль при 16 узлах, 2360 миль при 14 узлах  

Автономность:

5 суток  

Мореходность:

нет данных  

Вооружение:

.  

артиллерийское:

1х1 100-мм орудие Б-24, 1х1 45-мм орудие К-21,
3х1 12,7-мм пулемета  

противоминное:

1 трал Шульца ТШ-1, 2 параван-трала ПТ-1,
2 змейковых трала  

минное:

27 мин, 46 минных защитников  

противолодочное:

2 бомбосбрасывателя, 20 глубинных бомб ББ-1  

 

ледокол («Суур Тылл»).

Всего 30 вымпелов (29 боевых кораблей и 1 вспомогательное судно), командир отряда главных сил - контр-адмирал Валентин Петрович Дрозд.

              

На крейсере «Киров» находился командующий флотом вице-адмирал В. Ф. Трибуц с группой основных работников штаба флота.

                                                          Отряд прикрытия

·                                                       лидер эсминцев «Минск»,  

 2 эсминца («Скорый»«Славный»),

4 подводные лодки (Щ-322М-95М-98М-102),

4 сторожевых катера и 1 катер «малый охотник» (СКА ПК-207, ПК-212, ПК-213, МО-510),

 5 базовых тральщиков (Т-210 «Гак», Т-211 «Рым», Т-215, Т-218, Т-203 «Патрон»),

 4 торпедных катера (ТКА-33, ТКА-53, ТКА-91, ТКА-101),

посыльное судно («Пиккер») и 1 спасательное судно («Нептун»).

Всего 22 вымпела (20 боевых кораблей и 2 вспомогательных судна). На лидере «Минск» находился начальник штаба флота контр-адмирал Юрий Александрович Пантелеев.

                 

                                                Арьергард

3 эсминца («Калинин»«Володарский»«Артём»),

 

   Тактико-технические данные

тип «Калинин»

Водоизмещение нормальное, т

1757

Водоизмещение полное, т

2200

Длина наибольшая, м

107,0

Ширина наибольшая, м

9,5

Осадка максимальная, м

4,9

2 паровые турбины общей мощностью, л. с

32700

Винтов, шт

2

Скорость хода максимальная, узлов

27

Скорость хода экономическая, узлов

16

Дальность плавания экономическим ходом, миль

1568

Топливо, т мазута

570

Экипаж в мирное время, чел.

168

Экипаж в военное время, чел.

146

 

Вооружение: 4 – 102/60-мм, 1 – 76/30-мм Лендера, 4 – 45-мм 21К. 2 – трехтрубных 45-см ТА (боекомплект 8 торпед). Мог брать на палубу 80 мин обр. 1912 г. или 60 мин обр. 1926 г., или 20 глубинных бомб М-1.

сторожевых корабля («Снег», «Буря», «Циклон»),

 

Основные характеристики

СК “ Циклон “

Водоизмещение

465,3—619 тонн (в зависимости от серии и периода эксплуатации)

Длина

71,5 м (наибольшая)

Ширина

7,4 м

Осадка

2,3 м; 2,8 м (в зависимости от серии и периода эксплуатации)

Двигатели

2 турбозубчатых агрегата (котлотурбинная ГЭУ)

Мощность

наибольшая:
7040 л. с. («Ураган»);
6290 л. с. («Метель»)

Движитель

2 четырёхлопастных винта с обтекателем

Скорость хода

проектная — 26 узлов;
фактическая — 24—23 узла;
экономичная — 14 узлов

Дальность плавания

1200 миль при экономическом ходе 14 узлов

Экипаж

108 человек

Вооружение

Артиллерия

2×1 102-мм

Зенитная артиллерия

4×1 45-мм;
(позже 3×1 37-мм);
3×1 12,7-мм пулемёта (состав изменялся)

Минно-торпедное вооружение

Трёхтрубный 450-мм торпедный аппарат,
2 бомбомёта;
до 48 мин;
30 глубинных бомб;
параванный трал

4 катера «малый охотник» (МО-5, МО-135, МО-197, МО-204),

 

Тактико-технические характеристики малого охотника типа МО-4

Водоизмещение, т:

56,5

Размеры, м:

26,9x3,9x1,3

Мощность силовой установки, л.с:

2550

Маскимальная скорость, уз.:

26

Запас хода, миль:

800

Вооружение:

2х45-мм, 2х12,7-мм, 8 больших и 24 малых глубинных бомб

Экипаж, чел.:

24

3 сторожевых катера (СКА ПК-210, ПК-211, ПК-232),

2 торпедных катера (ТКА-51, ТКА-61).

Всего 15 боевых кораблей. Арьергардом командовал командир минной обороны Таллинской военно-морской базы контр-адмирал Юрий Фёдорович Ралль.

                                          

                                                Конвой № 1

 8 транспортов («Алев», «Атис Кронвалдс», «Иван Папанин», «Казахстан», «Калпакс», «Элла», «Эргонаутис», «Арвамаа») с 3 мотоботами на буксирах,

1 ледокол («Кришьянис Вальдемарс»),

1 штабное судно («Вирония»),

1 плавбаза («Ленинградсовет»),

1 плавмастерская («Серп и Молот»),

·       3 подводные лодки (Щ-307Щ-308М-79).

 

ТТХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ТИПА «Щ»

 

 

III

серия

V

серия

V-бис

серия

V-бис-2

серия

Водоизмещение нормальное, куб.м

578

585

585

593

Длина наибольшая, м

57,0

58,5

58,8

58,8

Ширина наибольшая, м

6,2

6,2

6,2

6,2

Осадка средняя (по килю), м

3,8

3,9

3,9

4,0

Запас плавучести от

 

 

 

 

нормального водоизмещения, %

22

20

20

19

Глубина погружения, м:

 

 

 

 

предельная

90

90

90

90

рабочая

75

75

75

75

Начальная метацентрическая высота, м:

 

 

 

 

в надводном положении

0,24

0,26

0,24

0,28

в подводном положении

0,18

0,17

0,15

0,21

Экипаж, чел.

41

37

37

37

Мощность дизелей, л.с.

2x500

2x685

2x685

2x685

Мощность электродвигателей, л.с.

2x400

2x400

2x400

2x400

Скорость хода, уз.:

 

 

 

 

наибольшая надводная

11,6

11,9

12,3

12,3

экономическая надводная

8,5

8,5

8,5

8,5

наибольшая подводная

8,5

8,5

8,5

8,5

экономическая подводная

2,8

2,8

2,5

2,5

Дальность плавания, миль:

 

 

 

 

надводная экономическим ходом

3130

4500

4500

4500

подводная полным ходом

9

9

9

9

подводная экономическим ходом

112

100

100

100

Число 533-мм торпедных аппаратов:

 

 

 

 

носовых

4

4

4

4

кормовых

2

2

2

2

Артиллерийское вооружение:

 

 

 

 

число орудий х калибр в мм

1x37*

2x45

2x45

2x45

 *По проекту; фактически — 1x45.

Лодки всех серий имели автономность 20 суток и при использовании средств регенерации могли находиться под водой в течение 72 ч. Запас торпед— 10 шт. Число элементов в аккумуляторной бата­рее - 112. 

Силы охранения конвоя составляли:

 2 эсминца («Свирепый»«Суровый»),

Тактико-технические данные

«Суровый»

Длина наибольшая, м

113,5

Осадка максимальная, м

4,6

Скорость хода полная, узлов

38

Скорость хода экономическая, узлов

17

Топливо (нормальный запас), т мазута

207

Топливо (наибольший запас), т мазута

510

Экипаж (на 1944 г.), чел.

267

 

Артиллерийское вооружение на 1944 г.: 1 двухорудийная 130/50-мм установка Б-2-ЛМ. 2 – 130/50-мм Б-13 – 2с, 3 – 76,2-мм 34К, 2 – 45/46-мм 21 К, 4 – 37-мм 70К; 1 4 – 12,7-мм пулемета ДШК.

Бомбовое вооружение: бомбометов нет. Бомбосбрасыватели для Б-1 – 2 (пятиместные), для М-1 – 2 (трехместные). Бомб Б-1 – 10, М-1 -24.

7 тральщиков (все - переоборудованные из гражданских судов, № 52 «Буек», № 56 «Барометр», № 57 «Виестурс», № 71 «Краб», № 72 «Дзержинский», № 91 «Ляпидевский», № 91 «Баян»),

2 сторожевых корабля («Аметист», «Касатка»),

6 катеров-тральщиков (КАТЩ-1201, КАТЩ-1206, КАТЩ-1208, КАТЩ-1209, КАТЩ-1210, КАТЩ-1211),

1 катер «морской охотник» (МО-507) и 1 сторожевой катер (ПК-208).

Всего 18 кораблей и судов, а также 20 кораблей охранения. Командир конвоя - капитан 2 ранга Богданов.

                                              Конвой № 2

2 транспорта («Найссаар», «Шауляй») с 2 парусно-моторными шхунами на буксирах,

1 ледовый буксир («Тасуя») с неисправным тральщиком № 86 на буксире,

1 гидрографическое судно («Лоод»),

3 заградителя сетевых («Вятка», «Онега», «Азимут»).

Силы охранения конвоя оставляли:

6 тральщиков (все - переоборудованные из гражданских судов, № 43, № 44, № 47, № 84, № 88, № 121),

 Тральщики периода Великой Отечественной войны, переоборудованные из мобилизованных судов

Тип переобо­рудованного судна ( по проекту)

Коли­чество переобо­рудован­ных судов

Годы переобо­рудо­вания

Районы боевого исполь­зования

Водоизме­щение. т

Главные размере­ния. м

Мощ­ность ГЭУ.лс

Ско­рость полного хода, уз

Дальность плавания, мили скорость, уз

Артилле­рийское вооруже­ние

Тральное вооруже­ние

Эки­паж. чел 

Рыболовные траулеры (проект 33)

32

1933-1942

СФ,ТОФ

1050—1500

50-55x9.0-9.4x х4.1-4.5

650-700

10-11

4000-8000/8

2х76*-ММ 2х45-мм 2x12.7-мм

МТШ,МЗТ,ТОК-1**

43-52 

Рыболовные траулеры

2

1933

СФ,ТОФ

613

44,1x7.4x4.1

600

11

3000/11

2х45-мм 4х7,62-мм

МТШ,МЗТ

43

“Ижорец" (паровые буксиры)

40

1941

КБФ.ЛВФ

140

23x5.5x1,95

200

7.5

600/7

1х45-мм 2х7.62-мм

МТШ,МЗТ

31 

“Дзержин­ский" паро­вые буксиры)

4

1941

КБФ

460

38x7.6x2.6

400

7.8

600/7

1х45-мм 4x12.7-мм

МТШ,МЗТ

48 

Речные бук­сирные паро­ходы

35

1941

КБФ.ВВФ.ЛВФ

160-490

30-47x6.0-7.6x1.6-2.3

240-400

8-12

500-1000/6-8

1х45-мм*** 2x7,62мм

МТШ,МЗТ****

37***** 

Рейдовые буксиры “Экспорт-леса"

2

1941

СФ

450

31.6x6.7x3,3

450

11

1х45-мм 2х7.62-мм

МТШ,МЗТ

• 

Дрифтеры

3

1941

ТОФ

270-370

28.8—34.6х6.4х хЗ. 1-4.3

270-350

8-9

670-1300/7.5

1х45-мм 2х7.62-мм

МТШ,МЗТ

45 

Паровые буксиры

20

1942

ТОФ

100-500

25-41x5.2-7.6x х2.1-4.5

250—700

9

800 - 2000/7

2х45-мм 2х7.62-мм

МТШ,МЗТ

31-50 

Грузовые теплоходы

8

1941

ЧФ

1960-2010

73.8x10.4x3.2

750

9.5

3500/8

2х76-мм 1—2х45-мм 2х 2.7-мм

МТШ,МЗТ

52 

8 катеров-тральщиков (КАТЩ-1203, КАТЩ-1204, КАТЩ-1205, КАТЩ-1509, КАТЩ-1510, КАТЩ-1511, КАТЩ-1512, КАТЩ-1514),

канонерская лодка («Москва»),

1 катер «морской охотник» (МО-200) и 1 сторожевой катер (ПК-214).

Всего 10 кораблей и судов, а также 17 кораблей охранения. Командир конвоя - капитан 2 ранга Антонов.

                                                  Конвой № 3

9 транспортов («Аусма», «Балхаш», «Вторая Пятилетка», «Кумари», «Лейк Люцерне», «Луга», «Скрунда», «Тобол», «Эверита»),

1 танкер (№ 12),

1 спасательное судно («Колывань»).

Силы охранения конвоя оставляли:

4 тральщика (все - переоборудованные из гражданских судов, «Олонка», «Осётр», «Шуя», № 83),

7 катеров-тральщиков (КАТЩ-1101, КАТЩ-1103, КАТЩ-1104, КАТЩ-1106, КАТЩ-1108, КАТЩ-1109, КАТЩ-1110),

канонерская лодка («Амгунь»),

2 катера «морской охотник» (МО-501, МО-502).

Всего 11 кораблей и судов, а также 14 кораблей охранения. Командир конвоя - капитан 2 ранга Янсон.

                                                 Конвой № 4

1 спасательное судно («Сатурн»),

1 самоходная баржа (ТТ-1),

2 буксира (КП-6, КП-12) с неисправным торпедным катером ТКА-121 на буксире,

 подводная лодка (Щ-301).

Силы охранения конвоя оставляли:

3 тральщика («Пикша», «Поводец», «Ястреб»),

4 катера-тральщика (КАТЩ-1503, КАТЩ-1504, КАТЩ-1505, КАТЩ-1506),

канонерская лодка («И-8»),

3 сторожевых корабля («Ост», «Разведчик», «Щорс»).

Всего 6 кораблей и судов, а также 11 кораблей охранения. Командир конвоя - капитан 3 ранга Глуховцев.

Корабли и суда, не зачисленные в состав конвоев, но участвовавшие в переходе

1 сторожевой корабль («Топаз»),

3 сторожевых катера (СКА ПК-220, СКА-601, СКА-602),

судно-ловушка («Хийусаар»),

10 пограничных катеров (ПКА-273, ПКА-274, ПКА-279, ПКА-280, ПКА-284, ПКА-288, ПКА-290, ПКА-292, ПКА-294, ПКА-297),

2 катера-тральщика (КАТЩ-1313, КАТЩ-1501),

1 транспорт («Вормси»),

1 посыльное судно («Юпитер»),

1 спасательное судно («Метеор»),

1 гидрографическое судно («Восток»),

1 шаланда (С-12 «Петергоф»),

·       11 буксиров («Альфа», «Вента», «Вильми», «Кайя», «Палдиски», «Эзро», И-18, КП-17, КП-18, ЛП-5, ОЛС-6),

         1 вспомогательное судно (ВРД-43),

 2 быстроходных катера (БК-1, БК-2),

 9 катеров различного назначения (БО-1, БО-03, ВР-5, ВР-6, МТ-8, О-4, С-1, Ш-1, Ш-2),

·       3 парусно-моторные шхуны («Атта», «Хийудена», «Хийуранд», «Хийутаат»),

 2 баржи (НБ-21, № 252).

Задача осложнялась тем, что до начала эвакуации Балтфлот потерял уже более трети своих тральщиков (9 базовых тральщиков, 6 тральщиков из бывших буксиров).

Из состава сил Кронштадтской базы был сформирован отряд обеспечения, под командованием капитана 2-го ранга Иван Георгиевич Святова, развернутый на острове Гогланд, с задачей: прикрывать конвои и корабли на конечном этапе, обеспечивать минирование перед базой и оказывать помощь терпящим бедствие судам и морякам.

                    

Состав отряда обеспечения: 12 тральщиков, 4 сторожевых корабля, 6 торпедных катеров, 8 малых охотников, 2 буксиров, 4 мотоботов, 2-ое катеров и спасательные суда.

Так же стоит отметить, что Балтийский флот в Таллине обладал и подводными лодками, но большинство из них только что вернулись из походов, и нуждались в ППР, который в Таллине был не возможен.

Балтийцы не могли рассчитывать на прикрытие флота истребителями: большинство наших аэродромов уже были заняты противником, а два десятка флотских «ястребков» улетели на восток.

Во время перехода имели место перемещения кораблей из одного конвоя в другой, как по приказу, так и по личной инициативе, в связи с нестабильной ситуацией. Всего из Таллина 28 августа 1941 года вышли 225 кораблей и судов.

                             Продолжение смотрите на сайте: ВОВ – Сражения – Балтийская Цусима​