Оборона Ханко. Часть II

                              

                                  Оборона Ханко. Часть II

                           Великая Отечественная война

Немецкое командование ставило перед собой задачу: как можно быстрее захватить полуостров. С этой целью в июне 1941 г. была организована ударная группа «Ханко». Атаки противник начал 26 июня мощным артобстрелом и попыткой высадки десанта. В этот же день президент Финляндии Ристо Хейкки Рюти заявил, что «Советские военные части на Ханко — это важнейшие силы на суше… Ханко — это пистолет, направленный прямо в сердце Финляндии!».

               

Как вспоминал в своих мемуарах Сергей Иванович Кабанов:

Вечером 24 июня я получил радиограмму начальника штаба КБФ контр-адмирала Ю. А. Пантелеева. Он сообщил мне приказ командующего флотом: утром 25 июня прикрыть истребителями Ханко налёт скоростных бомбардировщиков военно-воздушных сил флота на аэродромы Турку. К этому времени на наш аэродром сели ещё шесть самолётов — пушечные И-16 под командой капитана Леоновича. Начальнику штаба базы я приказал выполнить приказ командующего и поднять утром в воздух все наши истребители. Коменданту сектора береговой обороны — открыть 25 июня в 8.00, то есть одновременно с бомбёжкой, артиллерийский огонь и уничтожить на островах Моргонланд и Юссаарэ наблюдательные вышки. Зенитным батареям участка ПВО майора Г. Г. Мухамедова и батареям 343-го артиллерийского полка 8-й бригады майора И. О. Морозова было приказано сбить вышки на сухопутной границе и соседних островах, с которых контролировался каждый наш шаг, на перешейке и далеко за ним.

Наступило 25 июня. И вот около трёх часов ночи мне принесли оповещение по флоту о начале войны с маннергеймовской Финляндией. Оповещение было помечено: 02 часа 37 минут. Теперь всё ясно.

Одновременно с бомбёжкой мы нанесли артиллерийский удар. С мыса Уддскатан батарея лейтенанта Брагина открыла огонь по вышке финнов на острове Моргонланд. После третьего залпа вышка была сбита. Одновременно мы увидели и услышали взрыв большой силы: похоже, наши снаряды попали в склад боезапаса на острове. Потом выяснилось, что действительно снаряд угодил в склад мин, сосредоточенный финнами на Моргонланде.

Батареи 30-го дивизиона открыли в это же время огонь по вышке на острове Юссааре. Вышка рухнула и загорелась. Артиллеристы, видя, что финны пытаются горящие бревна растащить, усилили огонь и не дали погасить пожар.

Зенитчики и артиллеристы 8-й бригады сбили все наблюдательные вышки на островах и на границе. Противник был на первых порах ослеплён.

Утром 26 июня мы узнали, что Финляндия официально объявила Советскому Союзу войну.

Первые бои с финнами на Ханко состоялись 1 июля. Финны провели разведку боем на переднем крае линии обороны советских войск на перешейке полуострова. После открытия по ним огня двух советских артиллерийских батарей – финны отступили.

7 июля финны вновь атаковали советские позиции на перешейке, на этот раз подразделениями 55-го пехотного полка финской армии. Эта атака также была отбита.

26 июля в порт Ханко пришёл транспорт с боеприпасами и продовольствием. Огнём финской артиллерии транспорт был сильно повреждён. В августе продолжались бои за островки вокруг полуострова – с переменным успехом и потерями обеих сторон. На полуострове была сооружена вторая линия обороны, включавшая 90 дзотов. Было начато строительство третьей линии обороны, в середине полуострова.

29 августа на базу Ханко прибыл из базы Палдиски (захваченной накануне немцами) транспорт со строительным батальоном (1100 человек) на борту, а также канонерка «Лайне» (вооружённая двумя 75 мм орудиями и пулемётами). 2 сентября финны вновь провели разведку боем на перешейке, мелкими группами, но по всей протяжённости фронта (около 3 км). Эта разведка была отбита огнём советской артиллерии.

Поскольку подвоз на базу Ханко продовольствия, боеприпасов, горючего и прочего прекратился, с 1 сентября был введён режим строгой экономии. Так, ежедневная порция мяса была сокращена до 33 граммов на человека.

18 октября ежедневный паёк на базе Ханко был вновь сокращён. Теперь в него входило 750 грамм хлеба, 23 грамма мяса, 60 грамм сахара. Также усилилась экономия боеприпасов и горючего для самолётов и автомобилей.

20-22 октября на базу Ханко были эвакуированы остатки советских войск с эстонского острова Хийумаа – 570 человек.

25 октября на базу Ханко из Кронштадта прибыли три тральщика и три катера МО. Они доставили небольшое количество снарядов для 130 мм орудий, бензина и продовольствия, а также приказ эвакуировать с базы Ханко один стрелковый батальон. Этот батальон (499 человек), а также старший командный состав из числа эвакуированных с острова Хийумаа, был доставлен 28 октября на Ораниенбаумский плацдарм.

​Финские солдаты в атаке на Ханко - Героическая оборона Ханко: непобеждённый Гангут | Военно-исторический портал Warspot.ru

Финские солдаты в атаке на Ханко

Количество артударов по базе возрастало с каждым днём, в особо ожесточённые дни финские артиллеристы расстреливали до 8000 мин и снарядов. При этом защитники в связи с дефицитом могли расходовать не более 100 снарядов в сутки. Как и опасались перед войной, база оказалась под перекрёстным обстрелом. За 164 дня героической обороны по ней было выпущено около 800 тыс. мин и снарядов — свыше 40 на каждого человека.

Для того, чтобы уменьшить эффективность огня противника, командованием было принято решение о захвате прилегающих к Ханко островов, на которых располагались наблюдательные посты и огневые позиции. С этой целью был сформирован десантный отряд под командованием капитана Гранина Бориса Митрофановича – опытного офицера, удостоенного ордена Красного знамени ещё во время финской кампании.

                 

«Дети капитана Гранина» – так десантники называли сами себя. За период с июля по октябрь благодаря грамотным совместным действиям береговой артиллерии и авиации была произведена высадка 13 десантов, которыми были захвачены 19 островов. Наступательный дух защитников Ханко был удивителен, поскольку, находясь фактически в глубоком тылу противника, люди рвались в бой.

Для усиления противодесантной обороны возле Ханко были произведено свыше 350 минных постановок.

Менее удачной оказалась операция по захвату маяка на о. Бенгштер. С острова и особенно из башни маяка финны могли спокойно наблюдать за передвижением наших кораблей в фарватере Финского залива. 26 июля группа десантников из числа пограничников под командованием старшего лейтенанта Курилова была высажена на остров с целью его захвата, уничтожения гарнизона и взрыва маяка.

Для этого на катере МО №113 находилась группа проводников и две глубинные бомбы, которыми после захвата острова должны были взорвать маяк. Готовясь к операции, в штабе ВМБ Ханко не учли, что противник, озабоченный действиями против других островов, усилил оборону на Бенгтшере. На остров был переправлен неполный взвод егерей лейтенанта Лютера, установлена 20-мм зенитная пушка и проволочные заграждения. И ходя десантникам удалось высадиться и даже захватить нижнюю часть здания маяка, ход боя сложился не в их пользу. Высадившийся отряд был окружён и о последних часах пограничников Курилова известно главным образом из финских документов.

​Маяк на о. Бенгштер, сфотографирован после боя - Героическая оборона Ханко: непобеждённый Гангут | Военно-исторический портал Warspot.ru

Маяк на о. Бенгштер, сфотографирован после боя

​Советский сторожевой катер ПК-237 типа МО-2 у Ханко. Малый охотник ПК-237 входил в состав Отдельного отряда береговой охраны Ханко морской пограничной охраны, с началом Великой Отечественной войны вошёл в состав 3-го дивизиона сторожевых катеров Охраны водного района Военно-морской базы Ханко - Героическая оборона Ханко: непобеждённый Гангут | Военно-исторический портал Warspot.ru

Советский сторожевой катер ПК-237 типа МО-2 у Ханко. Малый охотник ПК-237 входил в состав Отдельного отряда береговой охраны Ханко морской пограничной охраны, с началом Великой Отечественной войны вошёл в состав 3-го дивизиона сторожевых катеров Охраны водного района Военно-морской базы Ханко

Тактико-технические данные катеров типа МО-2

Водоизмещение:  

нормальное 50 тонн, полное 52 тонны.  

Длина наибольшая: 

26,2 метра  

Ширина наибольшая: 

3,85 метра  

Высота борта на миделе: 

3 метра  

Осадка по корпусу: 

1,4 метра  

Силовая установка: 

3 бензиновых мотора ГАМ-34 по 750 л.с., 
3 винта ФШ, 3 руля  

Электроэнергетическая
система: 

2 динамомашины ПН-28,5 по 2 кВт
постоянный ток 115 В  

Скорость хода: 

полная 26 узлов, экономическая 16 узлов  

Дальность плавания: 

450 миль при 16 узлах  

Мореходность: 

до 4 баллов  

Автономность: 

2 суток  

Вооружение: 

.  

артиллерийское: 

2х1 45-мм полуавтомата 21-К, 
2х1 12,7-мм пулемёта ДШК  

противолодочное: 

2 бомбосбрасывателя, 20 бомб МБ-1  

минное: 

4 мины КБ-3  

гидроакустическое: 

1 шумопеленгатор "Посейдон"  

навигационное: 

1 магнитный компас, лаг  

Экипаж: 

16 человек (2 офицера, 2 мичмана)  

 

Всего построено катеров с 1935 г. по 1936 г. - 27 единиц.

Для командования ВМБ Ханко эта операция стала крупной неудачей – был потерян «морской охотник» со всем экипажем и десантный отряд из пограничников. Тем не менее, операции против островов продолжились.

Важную роль в обороне Ханко сыграла и авиация базы. Задачей лётчиков была воздушная разведка вражеских тылов в регионе Таллинн–Хельсинки–Турку–Моонзундские острова. Находившиеся на острове истребители перехватывали финские и немецкие самолёты, штурмовали наземные цели.

​Летчик 13-го истребительного авиаполка ВВС Краснознамённого Балтийского флота лейтенант П. А. Бринько и воентехник 1-го ранга Ф. А. Рубцов на аэродроме в перерыве между вылетами - Героическая оборона Ханко: непобеждённый Гангут | Военно-исторический портал Warspot.ru Летчик 13-го истребительного авиаполка ВВС Краснознамённого Балтийского флота лейтенант П. А. Бринько и воентехник 1-го ранга Ф. А. Рубцов на аэродроме в перерыве между вылетами

Попытка уничтожить советских лётчиков оказалась для финнов неудачной, а после боя 5 ноября, где они потеряли двоих лучших пилотов, было принято решение прекратить дальнейшие бои в небе. Деятельность авиагруппы существенно ослабила воздушную опасность, заставив противника держаться на значительном расстоянии от базы.

После захвата немецкими войсками Таллинна положение на Ханко усугубилось. Прекратилась поставка боеприпасов, горючего и продовольствия. Приближение зимы создавало трудности как для обороны самой базы, так и для связи её с внешним миром. В конце октября было принято решение об эвакуации гарнизона. Последний корабль ушёл из Ханко 2 декабря. На самой базе было взорвано всё оборудование и вооружение. В Ленинград и соседние города было доставлено свыше 22 тыс. человек.

Приказом Народного комиссара ВМФ от 10 декабря 1941 г. военно-морская база Ханко была расформирована, её части переданы в другие формирования флота.

Оборона полуострова позволила отвлечь часть финских войск от наступления на Ленинград, а также затруднила проникновение вражеского флота в Финский залив. Оборона Ханко вошла в историю как пример грамотной, умелой и самоотверженной борьбы в шхерно-островном районе. После выхода в 1944 г. Финляндии из войны, Советский Союз отказался от аренды полуострова (подтверждено в мирном договоре СССР с Финляндией 1947 г.).

                                                               ЭВАКУАЦИЯ ХАНКО

                                                               (ноябрь 1941 года)

В ноябре 1941 года Балтийский флот провел операцию по эвакуации Ханко (Гангута) — арендованной у Финляндии.

23 октября Ставка ВКГ приняла решение оставить полуостров.

Советские потери за 165 дней «героической обороны» составили 797 человек убитыми и около 1200 ранеными, потери противника — «огромные». Эвакуации подлежали почти 28 тысяч бойцов и командиров с полуострова Ханко и острова Осмуссар.

План эвакуации предусматривал два этапа: на первом предстояло несколькими отрядами кораблей вывезти части вторых эшелонов, тылы, технику и запасы продовольствия, на втором — войска передовой линии обороны. Материальную часть и объекты, не подлежащие эвакуации, надлежало уничтожить. Ввиду утопления в ходе «успешного» Таллинского прорыва большинства мобилизованных транспортов и изначального отсутствия в составе флота специальных судов, войсковые перевозки решили осуществлять на боевых кораблях. Путь почти в 140 миль между Гогландом и Ханко рекомендовалось преодолевать в темное время суток, поскольку истребительное прикрытие на переходе не предусматривалось.

Руководство операцией было возложено на командующего отрядом легких сил вице-адмирала Валентина Петровича Дрозда.

   

За прикрытие отхода войск с оборонительных рубежей, посадку на корабли, снятие гарнизона с острова Осмуссар отвечал генерал Кабанов. На Гогланде разворачивался аварийно-спасательный отряд под командованием И.Г. Святова.

Главную опасность по-прежнему представляли немецкие, финские и советские мины, которыми был нашпигован Финский залив. Германские линкоры продолжали оставаться головной болью наших флотоводцев: осень они посвятили созданию новой минно-артиллерийской позиции на подступах к Кронштадту. Всего балтийцы в 1941 году вывалили в море более 12 тысяч мин, почти все имевшиеся на складах запасы. Немцы в это время продолжали безнаказанно минировать среднюю часть Финского залива. Достоверных данных о минной обстановке штаб Трибуца не имел, тральной разведки и систематического траления не организовывал, не имея такой возможности. Наставление по боевой деятельности тральных сил для надежной проводки одного отряда кораблей требовало привлекать наряд из девяти базовых тральщиков, в составе Балтийского флота их осталось всего семь, из них только пять могли выйти в море. Маршрут движения, конечно же, проложили через «хорошо знакомое» заграждение «Юминда».

Наступивший период штормов и появление льда также не способствовали проведению операции.

Финские войска эвакуации не мешали.

Первый контингент войск был вывезен 26 октября. Отряд кораблей в составе трех тральщиков в сопровождении трех катеров МО под командованием капитана 3 ранга Василий Петрович Лихолетова ради экономии времени (!) следовал на Ханко без тралов.

                      

В итоге в районе острова Кери подорвался и затонул Т-203 «Патрон». Остальные доставили в Ораниенбаум батальон 270-го стрелкового полка с легкой артиллерией. Это позволило командованию флота доложить Военному совету Ленинградского фронта о готовности к проведению операции. 31 октября было получено «добро» на начало эвакуации.

К этому времени в Кронштадте сформировали отряд под командованием адмирала Дрозда в составе эскадренных миноносцев «Стойкий» и «Сильный», минного заградителя « Марти », пяти базовых тральщиков, шести сторожевых и трех торпедных катеров.

Тактико-технические данные

«Стойкий»

Водоизмещение нормальное, т

2256

Водоизмещение полное, т

2529

Длина наибольшая, м

112,5

Ширина наибольшая, м

10,2

Осадка максимальная, м

5,01

Паротурбинная установка общей мощностью, л. с

54000

Винтов, шт

2

Скорость хода полная, узлов

30

Скорость хода экономическая, узлов

19

Дальность плавания экономическим ходом, миль

1800

Топливо (нормальный запас), т мазута

250

Топливо (наибольший запас), т мазута

470

Экипаж в мирное время, чел.

207

 

Артиллерийское вооружение на 1941 г.: 4 – 130/50-мм Б-13 – 2с, 2 – 76,2-мм 34К, 3 – 45/46-мм 21 К; 4 – 5 – 7,62-мм пулеметов. На 1944 г.: 4 – 130/50-мм Б-13 – 2с, 2 – 76,2-мм 34К, 2 – 45/46-мм 21 К, 2 – 37-мм 70К; 4 – 20-мм Эрликон; 3 – 12,7-мм ДШК, 1 – 12,7-мм Кольт спаренный. 1 – 7,62-мм М-1, 4 – 7,62-мм ДП.

Торпедное вооружение: 2 трехтрубных 53-см ТА типа 1 -Н серии 2. Запас торпед, шт. = 12

Мины, принимает на палубу 96 мин обр. 1912 г. и 1908 г. или 60 мин КБ или обр. 1926 г., 2 бомбомета БМБ-1, 2 бомбосбрасывателя. Бомбы: Б-1 – 20, М-1 – 30 шт.

Основные характеристики

минзага “ Марти “

Водоизмещение

6189 т

Длина

122,3 м

Ширина

15,39 м

Осадка

6,97 м

Бронирование

Нет

Двигатели

котломашинная двухвальная

Мощность

11 426 л. с.

Скорость хода

14 узлов,
18,6 узла — максимальная

Дальность плавания

2300 морских миль

Экипаж

390 человек

Вооружение

Артиллерия

4 × 130-мм,
7 × 76,2-мм универсальных орудий,
2 спаренных пулемета (первоначально — 8 × 47-мм орудия)

Зенитная артиллерия

3 х 45-мм

Минно-торпедное вооружение

320 больших якорных мин

Для оперативного обеспечения переходов на позициях в устье Финского залива находились подводные лодки С-9 и Щ-324, а в районе Таллина — С-7. В ночь на 2 ноября отряд кораблей двумя группами начал движение к Ханко. Основные силы совершили переход благополучно и приняли на борт 4246 командиров и красноармейцев и два дивизиона полевой артиллерии. Задержавшаяся и вышедшая отдельно группа из тральщика, трех торпедных и двух сторожевых катеров была атакована немецкими самолетами. В результате все торпедные катера — ТКА-72, ТКА-88 и ТКА-102 — были потоплены, а поврежденный «охотник» отбуксирован на остров Лавансаари. Отряд Дрозда прибыл в Кронштадт 4 ноября без потерь, доставив 4246 человек.

Еще до его возвращения начал переход на Ханко отряд капитана 2 ранга Василий Михайлович Нарыкова в составе эсминцев «Суровый» и «Сметливый», четырех торпедных и четырех сторожевых катеров в обеспечении трех базовых тральщиков. Он без происшествий прибыл к месту назначения, принял более 2000 человек и вечером 4 ноября отправился в обратный путь. Возле острова Найсаар эсминец «Сметливый» вышел из протраленной полосы и захватил параванами сразу две мины. От их взрывов на корабле сдетонировал боезапас, и он затонул, погиб командир капитан 2 ранга В.И. Маслов и около 400 офицеров, красноармейцев и краснофлотцев. С эсминца удалось снять 80 членов экипажа и 233 человека из числа эвакуированных. Их на тральщике Т-205 «Гафель» и трех морских охотниках вернули обратно в Ханко. Остальные корабли отряда прибыли на Гогланд, доставив 1263 человека.

9 ноября тем же маршрутом отправился третий отряд под водительством командира линкора «Октябрьская революция» контр-адмирала Михаил Захарович Москаленко.

               

В состав отряда входили лидер «Ленинград», эсминец «Стойкий», минный заградитель «Урал», транспорт «Жданов», пять базовых тральщиков и четыре малых «охотника».

Переход начался в сложных погодных условиях, ветер усилился до семи баллов, корабли часто теряли друг друга из виду и не могли следовать за тралами. Два тральщика столкнулись, один из них получил серьезные повреждения. Командир отряда принял решение вернуться на рейд острова Гогланд. Вечером 11 ноября корабли вновь вышли курсом на Ханко в сопровождении только трех тральщиков, причем самые крупные единицы — «Урал» и «Жданов» — не имели параванов-охранителей.

В ночь с 11 на 12 ноября лидер «Ленинград» захватил охранителем две мины. От их взрыва корабль получил повреждения корпуса и встал на якорь. Остановился и следовавший ему в кильватер транспорт «Жданов» водоизмещением 3869 тонн. Адмирал Москаленко, не дойдя до Ханко 65 миль, повернул отряд на обратный курс для оказания помощи «Ленинграду». В это время командир лидера принял решение самостоятельно возвращаться в базу. Транспорт был поставлен лидирующим, а «Ленинград», на котором вышел из строя гирокомпас, лег ему в кильватер. В результате вскоре не располагавший никакими средствами защиты «Жданов» наткнулся на мину и через 8 минут затонул, его команду успел снять подоспевший «охотник».

После ночных мытарств уцелевшие корабли вновь сосредоточились у Гогланда.

Вечером 13 ноября отряд Москаленко после переформирования снова вышел на Ханко. Теперь в его составе были эсминцы «Гордый» и «Суровый», минзаг «Урал», шесть катеров МО и четыре тральщика.

Водоизмещение полное 5560 т Мощность дизельной установки 2200 л. с. Скорость хода 12 узлов. Размеры: Длина наибольшая 104 м, ширина 14,6 м, среднее углубление 5,8 м. Бортовые номера 288 и 88.

Вооружение: четыре 100-мм пушки; четыре 45-мм зенитки; два 12,7-мм пулемета; 264 мины;

Экипаж: Капитан 1-го ранга Н. И. Мещерский

К конвою присоединились следовавшие на боевые позиции подводные лодки Л-2 и М-98. Сразу после полуночи на траверзе мыса Юминда подорвался тральщик Т-206 «Верп». Спасая его команду, погиб на мине катер МО-301. Затем дважды подорвалась и подлодка Л-2, с нее спаслись три-человека. От взрыва в параване тяжелые повреждения получил флагманский эсминец «Суровый», его пришлось затопить. Адмирал Москаленко перешел на борт сторожевого катерами в охранении двух тральщиков вернулся на Гогланд. В командование оставшимися кораблями вступил командир дивизиона минных заградителей капитан 1 ранга Николай Иосфович Мещерский. По его приказанию отряд возглавил эсминец «Гордый» в обеспечении одного тральщика. Подводная лодка М-98 отделилась и пошла в район позиции самостоятельно. Через час она погибла со всем экипажем. Наконец, в 3.26 подорвался на двух минах и затонул эсминец «Гордый». В итоге утром 14 ноября на рейд Ханко прибыли только «Урал», тральщик Т-215 и три малых «охотника».

Гибель третьего отряда кораблей несколько стимулировала мыслительную деятельность адмиралов, которые решили все-таки изменить маршрут и воспользоваться северным фарватером, хоть и проходившим близко к финским шхерам, зато позволявшим обогнуть заграждение «Юминда». Ввиду низкой активности вражеской авиации к эвакуации были привлечены мелкосидящие транспортные средства, переоборудованные траулеры и малотоннажные суда. До 29 ноября три отряда вывезли с Ханко около 9200 человек, 18 танков Т-26, 720 тонн продовольствия и 250 тонн боеприпасов. Одновременно производилась переброска на Ханко гарнизона острова Осмуссар. Из 29 кораблей и судов, участвовавших в перевозках в этот период, были потеряны на минах сетевой заградитель «Азимут» и два переоборудованных тральщика с 728 эвакуированными. На полуострове осталось около 12 тысяч человек.

Для эвакуации последнего эшелона войск на Ханко 30 ноября прибыл отряд под флагом адмирала Дрозда в составе эсминцев «Стойкий» и «Славный», шести тральщиков, семи сторожевых катеров и турбоэлектрохода «Иосиф Сталин». На следующий день подошел последний отряд под командованием капитан-лейтенанта П.В. Швецова, в который входили канонерская лодка «Волга», сторожевик «Виртсайтис», два тральщика, два катера МО и транспорт № 538. В ночь с 1 на 2 декабря был начат отвод войск с оборонительных позиций и посадка их на корабли. Последними отходили части прикрытия и саперы, минировавшие дороги и объекты базы. Финны никаких препятствий не оказывали. Тральщик «Гафель» снял с острова Осмуссар последних 340 его защитников.

С наступлением темноты 2 июня покинули Ханко тихоходные суда Швецова, взявшие на борт около 3000 человек. Отряд относительно благополучно дошел до Гогланда, потеряв на минах сторожевой корабль «Виртсайтис», с которого удалось снять людей.

В 22 часа ликвидированную базу оставил отряд Дрозда. Корабли были загружены сверх всякой нормы. «Иосиф Сталин» принял на борт 5589 человек, 1200 тонн продовольствия, эсминцы — около 600 человек каждый, на тральщиках — по 300 человек и более. Во втором часу ночи 3 декабря на подходе к острову Найссаар «Иосиф Сталин» подорвался на двух минах.

 

Основные характеристики

Турбоэлектрохода

“ Иосиф Сталин “

Водоизмещение

7500 тонн

Длина

135,7 м

Ширина

18,6 м

Осадка

6,35 м

Двигатели

4 паровых котла системы Babcock & Wilcox (Бабкок—Уилкокс), 2 гребных электродвигателя

Мощность

11 800 л. с.

Скорость хода

15,0 узла

Экипаж

108

Пассажировместимость

512

Регистровый тоннаж

1272 тонн, 2380 м³

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Судно, лишившееся хода и управления, начало дрейфовать на минном поле, и вскоре раздался третий взрыв. Попытка эсминца «Славный» взять турбоход на буксир успехом не увенчалась.

Вдобавок по конвою открыла огонь 305-мм финская батарея с острова Мякилуото. Корабли отряда сняли с транспорта 1740 человек и продолжили переход. Оставшихся на «Сталине» людей предполагалось снять силами отряда Святова, но спасатели, не имея тральных средств, пробиться к судну не смогли. Командующему флотом проели плешь намеками, что судно с таким названием не должно попасть в руки врага, однако сделать уже ничего была нельзя, и Трибуц доложил, что «Иосиф Сталин» погиб в результате тяжелых повреждений от подрыва на минах и детонации боезапаса. Брошенный полузатопленный турбоход сел на мель у полуострова Сурупи и был захвачен противником. По утверждению немецкого адмирала Фридриха Руге, в трюмах «Сталина» было обнаружено «несколько тысяч трупов и живых людей».

Лайнер «Иосиф Сталин», использовавшийся как военный транспорт «ВТ-521», подорвавшийся 3 декабря при эвакуации Ханко на мине и захваченный немцами

В общей сложности в операции по эвакуации военно-морской базы Ханко участвовали 88 кораблей и судов, из них погибли 25 (в том числе 3 эсминца, 1 сторожевик, 5 тральщиков, 2 ледокола, 5 торпедных и 7 сторожевых катеров), главным образом на минах. Потери на переходе составили около 5000 человек, в том числе 500 моряков. В Кронштадт и Ленинград было доставлено 22 822 человека, 26 танков, 14 самолетов, 72 орудия, 56 минометов, 854 пулемета, около 20 тысяч винтовок, 1000 тонн боеприпасов и 1700 тонн продовольствия. Операция считается весьма «успешной».

«Несмотря на большие потери, — докладывали в Москву Хозин и Жданов, — считаем, что результат превзошел все ожидания».

8-я стрелковая бригада вошла в состав 23-й армии и заняла оборону на Карельском перешейке.

По решению сухопутного командования без какого-либо давления со стороны противника были эвакуированы гарнизоны с островов восточной части Финского залива — Большой и Малый Тютерс, Бьерке, Гогланд, Соммерс. С них было вывезено около 10 тысяч человек, которых сразу бросили в окопы. До окончания эвакуации с Ханко на Гогланде оставалось около 400 человек, 11 декабря их тоже сняли. При этом льдами были раздавлены ТКА-12 и ТКА-42.

В ходе эвакуации базы Ханко было потеряно 4.987 бойцов и командиров гарнизона.

На Ораниенбаумском «пятачке» в январе прибавилась 168-я стрелковая дивизия, 2-я и 5-я бригады морской пехоты стали 48-й и 71-й стрелковыми. На базе 3-го полка морской пехоты была сформирована 50-я стрелковая бригада.

В ходе эвакуации базы Ханко было потеряно 4.987 бойцов и командиров гарнизона.

Приказом НК ВМФ от 10.12.1941 г. ВМБ Ханко была расформирована.

               Результаты функционирования базы Ханко

Первоначальная задача: оборона северного фланга минно-артиллерийской позиции на входе в Финский залив и оборона самой базы с моря, суши и воздуха.

·                                 оборонять вход в Финский залив база не могла, поскольку большинство её морских и воздушных сил были выведены ещё до начала войны и в первые дни войны. При этом ещё до вывода эти силы были весьма ограниченными. Кроме того, немецкий флот не стал заходить в Финский залив, поэтому стрелять по нему, а также бомбить или торпедировать – не было никакой возможности.

·                                 оборонять базу с моря, суши и воздуха практически не пришлось, поскольку на неё практически не нападали. Финские войска (один пехотный полк и подразделения пограничников и ополченцев) вели только разведку боем на перешейке. Морские силы финнов (два броненосца береговой обороны) в июле четырежды обстреляли территорию полуострова Ханко, выпустив в общей сложности 160 снарядов калибра 254 мм по площадям, однако ответный огонь артиллерия базы не вела, поскольку не видела целей. Авиация у финнов в районе близ Ханко практически отсутствовала.

Последующая задача (поставленная 10 июля 1941): «оттянуть на себя как можно больше войск противника, своей активностью заставить врага усилить противостоящую Ханко группировку».

·                                 эта задача не была выполнена, поскольку финское командование сочло, что для блокирования перешейка полуострова Ханко достаточно одного полка, и пограничников с ополченцами. Больше двух батальонов одновременно на том участке фронта финны просто не могли поместить – места не хватало.

·                                 насчёт «активности» - генерал Кабанов прикидывал проведение акции силами танкового батальона по вторжению вглубь финской территории, но счёл (вполне разумно), что это не будет иметь практической пользы.

В итоге – обладание этой базой не принесло СССР никакой военной выгоды. Только расходы. Очевидно, поняв это, руководство СССР после войны больше не стало эксплуатировать базу Ханко, хотя срок её существования по договору с Финляндией от 1940 года истекал лишь в 1970.

 

 

                                Начало смотрите на сайте : ВОВ - Сражения - Оборона Ханкю. Часть I