Оборона Ханко. Часть I

                                                                       Оборона Ханко. Часть I

Полуостров Ханко в истории военно-морского флота больше известен как Гангут. Именно у его берегов в 1714 году в ходе Северной войны (1700–1721гг.) состоялось морское сражение между русским и шведскими флотами. В ходе грамотно продуманной работы и при личном командовании Петра I и его сподвижников был разгромлен шведский флот, который до Гангута не знал поражений. Эта первая крупная победа русского флота позволила России добиться выхода к берегам Балтийского моря, укрепить свои позиции в Финляндии и установить полное господство в Финском заливе.

С тех пор регион вокруг Ханко, благодаря своему

В период Первой мировой войны на Ханко находилась манёвренная база лёгких сил и подводных лодок Балтийского флота, именно здесь формировались отряды кораблей перед выходом на боевые операции в море.

История создания

12 марта 1940 года между Финляндией и СССР был подписан Московский мирный договор, завершивший Советско-финскую зимнюю войну 1939—1940 годов.

 

В. М. Молотов подписывает договор между СССР и Терийокским правительством. Стоят: А. А. Жданов, К. Е. Ворошилов, И. В. Сталин, О. В. Куусинен. Фото: ru.wikipedia.org

По условиям договора, Финляндия сдавала в аренду СССР сроком на 30 лет полуостров Ханко, длиной 22 км и шириной 3-6 км (площадью 115 кв. км), с ежегодной уплатой СССР 8 млн. финских марок.

Территория, арендованная СССР у Финляндии

 удобному расположению в водах Балтийского моря, неоднократно становился ареной для боёв во время русско-шведских войн. Акватория этого полуострова благодаря тёплому климату обеспечивает навигацию практически круглый год.

Договором предусматривалось создание на полуострове военно-морской базы. С обязанием финляндской стороны в десятидневный срок с момента вступления в силу договора вывести все свои войска с полуострова, после этого он переходил во владение СССР. Для скорого принятия базы, сразу же после подписания договора транспортными самолётами ТБ-3, с аэродрома Палдиски, была срочно переброшена передовая команда с необходимыми грузами.

Из-за отсутствия подготовленного аэродрома на Ханко, самолёты ТБ-3 приземлялись возле берега на лёд, который был ещё прочным.

 

Модификация

  ТБ-3

Размах крыла, м

  41.80

Длина, м

  25.10

Высота, м

  8.5

Площадь крыла, м2

  234.50

  пустого самолета

 

  нормальная взлетная

  18877

Тип двигателя

  4 ПД МФ-34ФРН

Мощность, л.с.

  4 х 900

Максимальная скорость , км/ч

 

  у земли

  245

  на высоте

  300

Крейсерская скорость , км/ч

  182

Практическая дальность, км

  2000

Максимальная скороподъемность, м/мин

  75

Практический потолок, м

  8000

Экипаж, чел

  4

Вооружение:

  четыре 7.62-мм пулемета ДА, 3000 кг бомб

Этими же самолётами на полуостров перелетели представители командования Балтийского Флота.

Командиром военно-морской базы, на полуострове Ханко, был назначен капитан 1 ранга С.Ф. Белоусов.

                             

С 22 марта 1940 г. полуостров Ханко переходил в управление СССР.

2 апреля 1940 года из Ленинграда к Ханко отошел первый караван судов с грузом, материальной частью артиллерии и другим имуществом. Переход каравана обеспечивал ледокол «Ермак», но даже с его помощью транспорты пробились к полуострову только 22 апреля.

  Основные характеристики

ледокола “ Ермак “

Водоизмещение

8 730 т

Длина

97,5 м

Ширина

21,6 м

Осадка

7,3 м

Двигатели

паровые машины
9 000 л.с.

Скорость хода

12 узлов

Дальность плавания

4 400 миль

Экипаж

102 человека

Практически сразу же там приступили к строительству объектов ВМБ, а также, сухопутного и морского аэродромов. Одновременно с этим на Ханко стали прибывать морским и железнодорожным транспортом (транзитом через территорию Финляндии) стрелковые, инженерные, артиллерийские и танковые части и подразделения. Туда же на постоянную дислокацию прибыли морские и пограничные части, подразделения ПВО.

                                 Место расположения

Полуостров Ханко стал первой советской военной базой, расположенной за пределами страны. Географически он выступает от материка в Финский залив и вместе с прилегающими к нему островами занимает выгодное положение в системе морских коммуникаций, ведущих из Балтийского моря. Выбор этого места под базу определялся тем, что Ханко – крайняя южная точка Финляндии, на входе в Финский залив. С юга вход в Финский залив должна была контролировать советская база в Палдиски, на территории оккупированной Советским Союзом в 1940 году Эстонии. 

Расстояние между Палдиски и Ханко составляет 80 км. Боевые задачи советской базы Ханко определялись как оборона северного фланга минно-артиллерийской позиции на входе в Финский залив и оборона самой базы с моря, суши и воздуха.

Планировалось, что в Ханко будут базироваться крупные надводные корабли (крейсеры и эсминцы), корабли охраны, артиллерия крупного и среднего калибра, авиационные силы (истребители и бомбардировщики ) артиллерия противовоздушной обороны, пехотные силы (с танками и артиллерией).

Несмотря на стратегически выгодное положение полуострова и условия его аренды, создававшейся военно-морской базе изначально были присущи недостатки. Во-первых, доступ к базе оказался очень сложным. Существовало несколько путей: морской — по Финскому заливу, замерзающему зимой; по суше — поездом через всю Финляндию до ее юго-западной оконечности; воздушный — самолетами через Палдиски. Во-вторых, границы базы ограничивали выбор более выгодных в тактическом отношении позиций и рубежей.

Осложняла положение базы досягаемость ее объектов на всю глубину даже для полевой артиллерии, дальность огня которой составляла 22—25 км, тогда как полуостров имел протяженность 22 км. Арендованная база была доступна и для финских броненосцев береговой обороны.

                                                        Состав сил базы

                                                            Вооружения

К весне 1941 года на советской базе Ханко были размещены:

·2-й железнодорожный дивизион (батарея калибра 305 мм – 3 орудия, батарея калибра 180 мм – 4 орудия)

           Тактико-технические характеристики ТМ-3-12:

Габаритные размеры: длина — 33,9 м, ширина — 2,9 м, высота — 4,8 м.

Масса в походном положении — 340 тонн.
Калибр — 305 мм.
Длина ствола — 52 калибра, 15,85 м.
Ресурс ствола — 400 выстрелов.
Скорострельность — 1,8-2 выстр./мин.
Наибольший угол возвышения орудия, град. — +50°.
Угол склонения, град. — -2,5°.
Угол горизонтального наведения, град. — 5°.
Масса фугасного снаряда — 314 кг.
Начальная скорость снаряда — 950 м/с.
Максимальная дальность стрельбы — 29 632 м.

Основные тактико-технические данные  ТМ-1-180   

                              Общие данные 

  Калибр  мм  180 
  Длина орудия  клб.  57  
 Предельный угол .возвышения  град  50  
 Предельная дальность стрельбы  каб.  206 ( 37,6 км )  
 Скорострельность  выст/мин  3,5-5   
Число личин, состава обслуж. систему, включая вагон-погреб  чел  40  
Вместимость вагонов-погребов  
 снарядов  шт.  102   
 полуснарядов  шт.  204  
                Ствол и баллистика:   
Калибр  мм  180   
Полная длина ствола  мм  10345   
Тип ствола     лейнир.   
Длина нарезной части  мм  8267  
 Крутизна нарезов     постоянная   
Число нарезов     40  
 Макс.начальная скорость  м/с  920   
Макс.давление  кг/см 52.0  3200  
 Живучесть ствола  выстрелов  320   
  Полная масса транспортера в походном положении  т.  160,0

·29-й артдивизион (7 – 130 мм орудий, 12 – 45 мм орудий)

· 30-й артдивизион (3 – 130 мм орудий, 3 – 100 мм орудий, 12 – 45 мм орудий)

· Бригада торпедных катеров (20 катеров типа Г-5)

                                                        Торпедный катер типа Г-5

Водоизмещение

17 т

Скорость

56 узлов

Длина

19,1 м

Ширина

3,5 м

Вооружение:

 

Пулемет ДШК калибра 12,7 мм

2

533-мм торпеды

2

Глубинные бомбы

 

     

·Дивизион подводных лодок (8 подлодок класса «М»)

Подводная лодка типа "М" Серия XII

Водоизмещение

 

надводное

203 т

подводное

254 т

Скорость хода

 

надводного

14 узлов

подводного

8-8,4 узла

Глубина погружения

50-60 м

Длина

45 м

Ширина

3,5 м

Вооружение:

 

носовых торпедных аппаратов

2

45-мм орудий

1

     

·Дивизион сторожевых катеров (3 катера типа МО)

·13-й истребительный авиаполк (60 самолётов И-153, И-16 )

 

 Модификация

  И-153

Размах крыла, м

 

  верхнего

  10.00

  нижнего

  7.50

Длина, м

  6.18

Высота, м

  3.00

Площадь крыла, м2

  22.10

Масса, кг

 

  пустого самолета

  1348

  нормальная взлетная

  1765

  максимальная взлетная

  1859

Тип двигателя

  1 ПД М-62

Мощность, л.с.

  1 х 800

Максимальная скорость , км/ч

 

  у земли

  366

  на высоте

  426

Практическая дальность, км

  740

Скороподъемность, м/мин

  910

Практический потолок, м

  11000

Экипаж

  1

Вооружение:

  четыре 7.62-мм пулемета ШКАС (2500 патронов)

 

 Модификация

  И-16 тип 5

Размах крыла, м

  9.00

Длина, м

  5.99

Высота, м

  3.25

Площадь крыла, м2

  14.54

Масса, кг

 

  пустого

  1119

  взлетная

  1508

Тип двигателя

  1 ПД М-25А

Мощность, л.с.

  1 х 730

Максимальная скорость , км/ч

 

  у земли

  390

  на высоте

  445

Практическая дальность, км

  540

Cкороподъемность, м/мин

  850

Практический потолок, м

  9100

Экипаж, чел

  1

Вооружение:

  два 7.62-мм пулемета ШКАС

·81-я авиаэскадрилья (9 гидросамолётов МБР-2)

 

Модификация

  МБР-2

Размах крыла, м

  19.00

Длина, м

  13.50

Высота, м

  5.36

Площадь крыла, м2

  55.00

Масса, кг

 

  пустого самолета

  3306

  нормальная взлетная

  4424

  топлива

  540

Тип двигателя

  1 ПД М-34НБ

Мощность, л.с.

 

  взлетная

  1 х 830

  у земли

  1 х 750

Максимальная скорость , км/ч

 

  у земли

  224

  на высоте

  234

Крейсерская скорость , км/ч

  170-200

Перегоночная дальность, км

  1230

Практическая дальность, км

  690

Максимальная скороподъемность, м/мин

  245

Практический потолок, м

  7400

Экипаж

  2

Вооружение:

  два - четыре 7.62-мм пулемета ШКАС или ДА
  бомбы до 600 кг

· 8-я стрелковая бригада (два стрелковых полка, артиллерийский полк, танковый батальон, зенитно-артиллерийский дивизион, саперный батальон, батальон связи, автомобильная рота)

·Три зенитно-артиллерийских дивизиона

·Три строительных батальона и две строительные роты

·Пограничный отряд (с дивизионом сторожевых катеров – 4 типа МО)

·                                                                      Госпиталь

В середине июня 1941 года на полуострове Ханко и прилегающих островах находилось свыше 30 тыс. военнослужащих и гражданских лиц.

                             Оборонительные работы

28 июля Главный военный совет ВМФ СССР рассмотрел и одобрил план обороны в Прибалтике и на Ханко, разработанный комиссией И. И. Грена. Развертывание военно-морских баз и береговой обороны в Прибалтике в феврале 1940 — июне 1941 года, полковник В. М. Курмышов и утвердил план военно-строительных работ по военно-морской базе Ханко. Для его выполнения был создан третий особый строительный отдел (начальник Г. С. Дубовский).

   

Командующий Северным оборонительным районом Северного флота генерал-лейтенант береговой службы Сергей Иванович Кабанов (1901–1973).

За короткое время советские военные укрепили арендованную территорию. На Ханко были передислоцированы две крупнокалиберные железнодорожные батареи калибра 305 и 180 миллиметров, также были построены и введены в строй два артиллерийских дивизиона береговой обороны. На острове Руссааре строилась 305-мм башенная четырёхорудийная батарея, которая после ввода в строй должна была стать основой артиллерийской обороны базы в морском секторе (к июню 1941 года были готовы только котлованы под башни).

На перешейке, соединявшем полуостров с материком, была создана система сухопутной и противодесантной обороны, опирающаяся на доты, дзоты и надолбы, плотно расположенные по фронту и эшелонированные в глубину (их было построено 190). Был прорыт противотанковый ров и установлены проволочные заграждения. Сухопутную оборону базы составляли система заграждений на границе арендованной зоны, два оборудованных оборонительных рубежа и два рубежа непосредственной обороны самого города Ханко, один из которых был обращён фронтом к морю и фактически являлся рубежом противодесантной обороны. Размеры территории базы исключали возможность достижения достаточной глубины всей оборонительной системы, но позволяли создать значительную плотность обороны.

По другую сторону границы, за деревней Лаппохья, финские солдаты возвели свою линию обороны. Задачей этой 40-километровой линии Харпарског было предотвращение прорыва советских войск к Турку, Хельсинки и Тампере.

В первых числах июня 1941 года состояние военно-морской базы проверяли командующий войсками Ленинградского военного округа генерал-лейтенант Мариам Михайлович Попов, начальник штаба округа генерал-майор Д. Н. Никишев, командующий Краснознаменного Балтийского флота вице-адмирал Владимир Филиппович Трибуц и представитель военного отдела ЦК ВКП(б) Н. В. Малышев.

  

Прибывшие осмотрели строительство дотов, береговую батарею на острове Хесте-Бюссе и ряд других объектов.

На полуострове к началу войны находилась 8-я стрелковая бригада под командованием полковника Н. П. Симоняка, усиленная артиллерийским полком, зенитным артиллерийским дивизионом, танковым и сапёрным батальонами, а также батальоном связи. Сектор береговой обороны располагал несколькими железнодорожными и стационарными батареями с орудиями калибром от 305 до 45 мм. Противовоздушная оборона базы состояла из двенадцати 76-мм батарей и авиаэскадрильи (11 самолетов И-153 и И-15). В непосредственном подчинении базы находились 3 сторожевых катера «МО-4» и несколько малых катеров. Общая численность гарнизона базы составляла 25 300 человек.

Несмотря на стратегически выгодное расположение базы, ни эсминцы, ни тральщики до войны не имели в ней постоянного базирования. К началу войны в базе находилось только четыре подводные лодки: одна находилась в дозоре, остальные ремонтировались в Таллине.

13-й истребительный полк, насчитывающий 60 самолетов, базировавшийся на базе в июне 1941 года оставил на Ханко только одну эскадрилью И-153, остальные три эскадрильи под Ленинградом получали новые самолеты. Кроме того, на Ханко размещалась 81-я отдельная авиационная эскадрилья (ОАЭ) гидросамолетов МБР-2.

                            Продолжение смотрите на сайте : ВОВ – Сражения – Оборона Ханко. Часть