Оборона Ханко. Часть I
Оборона Ханко. Часть I
Полуостров Ханко в истории военно-морского флота больше известен как Гангут. Именно у его берегов в 1714 году в ходе Северной войны (1700–1721гг.) состоялось морское сражение между русским и шведскими флотами. В ходе грамотно продуманной работы и при личном командовании Петра I и его сподвижников был разгромлен шведский флот, который до Гангута не знал поражений. Эта первая крупная победа русского флота позволила России добиться выхода к берегам Балтийского моря, укрепить свои позиции в Финляндии и установить полное господство в Финском заливе.
С тех пор регион вокруг Ханко, благодаря своему
В период Первой мировой войны на Ханко находилась манёвренная база лёгких сил и подводных лодок Балтийского флота, именно здесь формировались отряды кораблей перед выходом на боевые операции в море.
История создания
12 марта 1940 года между Финляндией и СССР был подписан Московский мирный договор, завершивший Советско-финскую зимнюю войну 1939—1940 годов.
В. М. Молотов подписывает договор между СССР и Терийокским правительством. Стоят: А. А. Жданов, К. Е. Ворошилов, И. В. Сталин, О. В. Куусинен. Фото: ru.wikipedia.org
По условиям договора, Финляндия сдавала в аренду СССР сроком на 30 лет полуостров Ханко, длиной 22 км и шириной 3-6 км (площадью 115 кв. км), с ежегодной уплатой СССР 8 млн. финских марок.
Территория, арендованная СССР у Финляндии
удобному расположению в водах Балтийского моря, неоднократно становился ареной для боёв во время русско-шведских войн. Акватория этого полуострова благодаря тёплому климату обеспечивает навигацию практически круглый год.
Договором предусматривалось создание на полуострове военно-морской базы. С обязанием финляндской стороны в десятидневный срок с момента вступления в силу договора вывести все свои войска с полуострова, после этого он переходил во владение СССР. Для скорого принятия базы, сразу же после подписания договора транспортными самолётами ТБ-3, с аэродрома Палдиски, была срочно переброшена передовая команда с необходимыми грузами.
Из-за отсутствия подготовленного аэродрома на Ханко, самолёты ТБ-3 приземлялись возле берега на лёд, который был ещё прочным.
Модификация |
ТБ-3 |
Размах крыла, м |
41.80 |
Длина, м |
25.10 |
Высота, м |
8.5 |
Площадь крыла, м2 |
234.50 |
пустого самолета |
|
нормальная взлетная |
18877 |
Тип двигателя |
4 ПД МФ-34ФРН |
Мощность, л.с. |
4 х 900 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
у земли |
245 |
на высоте |
300 |
Крейсерская скорость , км/ч |
182 |
Практическая дальность, км |
2000 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
75 |
Практический потолок, м |
8000 |
Экипаж, чел |
4 |
Вооружение: |
четыре 7.62-мм пулемета ДА, 3000 кг бомб |
Этими же самолётами на полуостров перелетели представители командования Балтийского Флота.
Командиром военно-морской базы, на полуострове Ханко, был назначен капитан 1 ранга С.Ф. Белоусов.
С 22 марта 1940 г. полуостров Ханко переходил в управление СССР.
2 апреля 1940 года из Ленинграда к Ханко отошел первый караван судов с грузом, материальной частью артиллерии и другим имуществом. Переход каравана обеспечивал ледокол «Ермак», но даже с его помощью транспорты пробились к полуострову только 22 апреля.
Основные характеристики ледокола “ Ермак “ |
|
8 730 т |
|
Длина |
97,5 м |
Ширина |
21,6 м |
7,3 м |
|
Двигатели |
паровые машины |
12 узлов |
|
4 400 миль |
|
102 человека |
Практически сразу же там приступили к строительству объектов ВМБ, а также, сухопутного и морского аэродромов. Одновременно с этим на Ханко стали прибывать морским и железнодорожным транспортом (транзитом через территорию Финляндии) стрелковые, инженерные, артиллерийские и танковые части и подразделения. Туда же на постоянную дислокацию прибыли морские и пограничные части, подразделения ПВО.
Место расположения
Полуостров Ханко стал первой советской военной базой, расположенной за пределами страны. Географически он выступает от материка в Финский залив и вместе с прилегающими к нему островами занимает выгодное положение в системе морских коммуникаций, ведущих из Балтийского моря. Выбор этого места под базу определялся тем, что Ханко – крайняя южная точка Финляндии, на входе в Финский залив. С юга вход в Финский залив должна была контролировать советская база в Палдиски, на территории оккупированной Советским Союзом в 1940 году Эстонии.
Расстояние между Палдиски и Ханко составляет 80 км. Боевые задачи советской базы Ханко определялись как оборона северного фланга минно-артиллерийской позиции на входе в Финский залив и оборона самой базы с моря, суши и воздуха.
Планировалось, что в Ханко будут базироваться крупные надводные корабли (крейсеры и эсминцы), корабли охраны, артиллерия крупного и среднего калибра, авиационные силы (истребители и бомбардировщики ) артиллерия противовоздушной обороны, пехотные силы (с танками и артиллерией).
Несмотря на стратегически выгодное положение полуострова и условия его аренды, создававшейся военно-морской базе изначально были присущи недостатки. Во-первых, доступ к базе оказался очень сложным. Существовало несколько путей: морской — по Финскому заливу, замерзающему зимой; по суше — поездом через всю Финляндию до ее юго-западной оконечности; воздушный — самолетами через Палдиски. Во-вторых, границы базы ограничивали выбор более выгодных в тактическом отношении позиций и рубежей.
Осложняла положение базы досягаемость ее объектов на всю глубину даже для полевой артиллерии, дальность огня которой составляла 22—25 км, тогда как полуостров имел протяженность 22 км. Арендованная база была доступна и для финских броненосцев береговой обороны.
Состав сил базы
Вооружения
К весне 1941 года на советской базе Ханко были размещены:
·2-й железнодорожный дивизион (батарея калибра 305 мм – 3 орудия, батарея калибра 180 мм – 4 орудия)
Тактико-технические характеристики ТМ-3-12:
Габаритные размеры: длина — 33,9 м, ширина — 2,9 м, высота — 4,8 м.
Масса в походном положении — 340 тонн.
Калибр — 305 мм.
Длина ствола — 52 калибра, 15,85 м.
Ресурс ствола — 400 выстрелов.
Скорострельность — 1,8-2 выстр./мин.
Наибольший угол возвышения орудия, град. — +50°.
Угол склонения, град. — -2,5°.
Угол горизонтального наведения, град. — 5°.
Масса фугасного снаряда — 314 кг.
Начальная скорость снаряда — 950 м/с.
Максимальная дальность стрельбы — 29 632 м.
Основные тактико-технические данные ТМ-1-180
Общие данные
Калибр мм 180
Длина орудия клб. 57
Предельный угол .возвышения град 50
Предельная дальность стрельбы каб. 206 ( 37,6 км )
Скорострельность выст/мин 3,5-5
Число личин, состава обслуж. систему, включая вагон-погреб чел 40
Вместимость вагонов-погребов
снарядов шт. 102
полуснарядов шт. 204
Ствол и баллистика:
Калибр мм 180
Полная длина ствола мм 10345
Тип ствола лейнир.
Длина нарезной части мм 8267
Крутизна нарезов постоянная
Число нарезов 40
Макс.начальная скорость м/с 920
Макс.давление кг/см 52.0 3200
Живучесть ствола выстрелов 320
Полная масса транспортера в походном положении т. 160,0
·29-й артдивизион (7 – 130 мм орудий, 12 – 45 мм орудий)
· 30-й артдивизион (3 – 130 мм орудий, 3 – 100 мм орудий, 12 – 45 мм орудий)
· Бригада торпедных катеров (20 катеров типа Г-5)
Торпедный катер типа Г-5
Водоизмещение |
17 т |
|
Скорость |
56 узлов |
|
Длина |
19,1 м |
|
Ширина |
3,5 м |
|
Вооружение: |
|
|
Пулемет ДШК калибра 12,7 мм |
2 |
|
533-мм торпеды |
2 |
|
Глубинные бомбы |
|
|
·Дивизион подводных лодок (8 подлодок класса «М»)
Подводная лодка типа "М" Серия XII
Водоизмещение |
|
|
надводное |
203 т |
|
подводное |
254 т |
|
Скорость хода |
|
|
надводного |
14 узлов |
|
подводного |
8-8,4 узла |
|
Глубина погружения |
50-60 м |
|
Длина |
45 м |
|
Ширина |
3,5 м |
|
Вооружение: |
|
|
носовых торпедных аппаратов |
2 |
|
45-мм орудий |
1 |
|
·Дивизион сторожевых катеров (3 катера типа МО)
·13-й истребительный авиаполк (60 самолётов И-153, И-16 )
Модификация |
И-153 |
Размах крыла, м |
|
верхнего |
10.00 |
нижнего |
7.50 |
Длина, м |
6.18 |
Высота, м |
3.00 |
Площадь крыла, м2 |
22.10 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1348 |
нормальная взлетная |
1765 |
максимальная взлетная |
1859 |
Тип двигателя |
1 ПД М-62 |
Мощность, л.с. |
1 х 800 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
у земли |
366 |
на высоте |
426 |
Практическая дальность, км |
740 |
Скороподъемность, м/мин |
910 |
Практический потолок, м |
11000 |
Экипаж |
1 |
Вооружение: |
четыре 7.62-мм пулемета ШКАС (2500 патронов) |
Модификация |
И-16 тип 5 |
Размах крыла, м |
9.00 |
Длина, м |
5.99 |
Высота, м |
3.25 |
Площадь крыла, м2 |
14.54 |
Масса, кг |
|
пустого |
1119 |
взлетная |
1508 |
Тип двигателя |
1 ПД М-25А |
Мощность, л.с. |
1 х 730 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
у земли |
390 |
на высоте |
445 |
Практическая дальность, км |
540 |
Cкороподъемность, м/мин |
850 |
Практический потолок, м |
9100 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
два 7.62-мм пулемета ШКАС |
·81-я авиаэскадрилья (9 гидросамолётов МБР-2)
Модификация |
МБР-2 |
Размах крыла, м |
19.00 |
Длина, м |
13.50 |
Высота, м |
5.36 |
Площадь крыла, м2 |
55.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
3306 |
нормальная взлетная |
4424 |
топлива |
540 |
Тип двигателя |
1 ПД М-34НБ |
Мощность, л.с. |
|
взлетная |
1 х 830 |
у земли |
1 х 750 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
у земли |
224 |
на высоте |
234 |
Крейсерская скорость , км/ч |
170-200 |
Перегоночная дальность, км |
1230 |
Практическая дальность, км |
690 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
245 |
Практический потолок, м |
7400 |
Экипаж |
2 |
Вооружение: |
два - четыре 7.62-мм пулемета ШКАС или ДА |
· 8-я стрелковая бригада (два стрелковых полка, артиллерийский полк, танковый батальон, зенитно-артиллерийский дивизион, саперный батальон, батальон связи, автомобильная рота)
·Три зенитно-артиллерийских дивизиона
·Три строительных батальона и две строительные роты
·Пограничный отряд (с дивизионом сторожевых катеров – 4 типа МО)
· Госпиталь
В середине июня 1941 года на полуострове Ханко и прилегающих островах находилось свыше 30 тыс. военнослужащих и гражданских лиц.
Оборонительные работы
28 июля Главный военный совет ВМФ СССР рассмотрел и одобрил план обороны в Прибалтике и на Ханко, разработанный комиссией И. И. Грена. Развертывание военно-морских баз и береговой обороны в Прибалтике в феврале 1940 — июне 1941 года, полковник В. М. Курмышов и утвердил план военно-строительных работ по военно-морской базе Ханко. Для его выполнения был создан третий особый строительный отдел (начальник Г. С. Дубовский).
Командующий Северным оборонительным районом Северного флота генерал-лейтенант береговой службы Сергей Иванович Кабанов (1901–1973).
За короткое время советские военные укрепили арендованную территорию. На Ханко были передислоцированы две крупнокалиберные железнодорожные батареи калибра 305 и 180 миллиметров, также были построены и введены в строй два артиллерийских дивизиона береговой обороны. На острове Руссааре строилась 305-мм башенная четырёхорудийная батарея, которая после ввода в строй должна была стать основой артиллерийской обороны базы в морском секторе (к июню 1941 года были готовы только котлованы под башни).
На перешейке, соединявшем полуостров с материком, была создана система сухопутной и противодесантной обороны, опирающаяся на доты, дзоты и надолбы, плотно расположенные по фронту и эшелонированные в глубину (их было построено 190). Был прорыт противотанковый ров и установлены проволочные заграждения. Сухопутную оборону базы составляли система заграждений на границе арендованной зоны, два оборудованных оборонительных рубежа и два рубежа непосредственной обороны самого города Ханко, один из которых был обращён фронтом к морю и фактически являлся рубежом противодесантной обороны. Размеры территории базы исключали возможность достижения достаточной глубины всей оборонительной системы, но позволяли создать значительную плотность обороны.
По другую сторону границы, за деревней Лаппохья, финские солдаты возвели свою линию обороны. Задачей этой 40-километровой линии Харпарског было предотвращение прорыва советских войск к Турку, Хельсинки и Тампере.
В первых числах июня 1941 года состояние военно-морской базы проверяли командующий войсками Ленинградского военного округа генерал-лейтенант Мариам Михайлович Попов, начальник штаба округа генерал-майор Д. Н. Никишев, командующий Краснознаменного Балтийского флота вице-адмирал Владимир Филиппович Трибуц и представитель военного отдела ЦК ВКП(б) Н. В. Малышев.
Прибывшие осмотрели строительство дотов, береговую батарею на острове Хесте-Бюссе и ряд других объектов.
На полуострове к началу войны находилась 8-я стрелковая бригада под командованием полковника Н. П. Симоняка, усиленная артиллерийским полком, зенитным артиллерийским дивизионом, танковым и сапёрным батальонами, а также батальоном связи. Сектор береговой обороны располагал несколькими железнодорожными и стационарными батареями с орудиями калибром от 305 до 45 мм. Противовоздушная оборона базы состояла из двенадцати 76-мм батарей и авиаэскадрильи (11 самолетов И-153 и И-15). В непосредственном подчинении базы находились 3 сторожевых катера «МО-4» и несколько малых катеров. Общая численность гарнизона базы составляла 25 300 человек.
Несмотря на стратегически выгодное расположение базы, ни эсминцы, ни тральщики до войны не имели в ней постоянного базирования. К началу войны в базе находилось только четыре подводные лодки: одна находилась в дозоре, остальные ремонтировались в Таллине.
13-й истребительный полк, насчитывающий 60 самолетов, базировавшийся на базе в июне 1941 года оставил на Ханко только одну эскадрилью И-153, остальные три эскадрильи под Ленинградом получали новые самолеты. Кроме того, на Ханко размещалась 81-я отдельная авиационная эскадрилья (ОАЭ) гидросамолетов МБР-2.
Продолжение смотрите на сайте : ВОВ – Сражения – Оборона Ханко. Часть