Герои - подводники. Часть II

 

                  Морская слава России – подводники-герои.

                                                                                   Часть II

Изра́иль Ильи́ч Фисано́вич (23 ноября 1914Елисаветград — 27 июля 1944Норвежское море) — советский подводник, Герой Советского Союза.

Родился 23 ноября 1914 года в бедной еврейской семье в городе Елизаветграде (ныне город Кировоград, Украина).

Его отец Илья Львович был призван в царскую армию, воевал рядовым в конной артиллерии и вернулся домой в 1918 году. В 1922 году семья переехала в Харьков. Здесь Израиль Фисанович закончил семилетнюю школу и поступил в фабрично-заводское училище при заводе сельскохозяйственных машин «Серп и молот». По окончании училища, Харьковский горком КСМУ направил его в Военно-морское училище им. М. В. Фрунзе. За отличные успехи в учёбе он получил от Наркома Обороны К. Е. Ворошилова именные серебряные часы.

После окончания училища с мая 1936 года лейтенант Фисанович служил на Балтике, был штурманом на подводной лодке М-77, дивизионным штурманом, командиром подводной лодки М-84. Летом 1938 года переведен на Северный флот, в течение осени сменил две штурманские должности на берегу и отправился на учёбу в Ленинград (ныне город Санкт-Петербург).

              

После окончания учёбы он вновь прибыл на Север. 22 июля 1941 года был назначен командиром подводной лодки М-172. 21 августа 1941 года М-172 первой проникла во вражескую гавань Лиинахамари и торпедировала транспорт, стоявший у пирса.

Спустя сутки лодка под носом у вражеских батарей отправляет на дно Баренцева моря паровую яхту противника.

Фисанович не только первым прорвался по узкому длинному фьорду во вражеский порт Петсамо, но и первым среди командиров бригады подводных лодок Северного флота потопил за один поход два транспорта врага. Так с первого же боевого похода Фисанович возглавил когорту мастеров торпедной атаки.

За 2 года под командованием Израиля Фисановича М-172 совершила 17 боевых походов. Было потоплено 2 крупных боевых корабля, 10 судов и 1 танкер противника — всего 13 единиц. Были выполнены задания по эвакуации и десантированию разведгрупп в тыл фашистов. Все члены экипажа М-172 были награждены орденами и медалями, многие неоднократно.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Фисановичу Израилю Ильичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 658). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года флаг подводной лодки М-172 украсил орден Красного Знамени, а в апреле 1943 года приказом наркома Военно-Морского флота Краснознамённая подводная лодка М-172 была преобразована в гвардейскую. В истории советского флота имелось всего 4 гвардейских Краснознамённых корабля и один из них «малютка» М-172.

                                                   Малые подводные лодки типа "М" XII серии 

Водоизмещение - нормальное надводное - 206 тонн, нормальное подводное - 258 тонн 
Длина наибольшая - 44,5 м   Ширина наибольшая - 3,3 м   Осадка средняя - 2,85 м 
Силовая установка - 1 дизель мощностью 800 л.с. и 1 электродвигатель мощностью 400 л.с. 
Запас топлива - нормальный - 7,9 тонны, полный - 16 тонн ; 1 группа аккумуляторных батарей по 56 батарей типа "МЛ" в группе. 
Скорость - наибольшая надводная - 14,4 узла, подводная - 7,8 узлов 
Дальность плавания - в надводном положении - 650 миль при 14,4 узлах, - 3380 миль при 8,6 узлах ; в подводном положении - 9,8 миль при 7,8 узлах, - 108 миль при 2,9 узлах. 
Глубина погружения - рабочая - 50 метров, предельная 60 метров 
Время погружения - 35 секунд 
Вооружение - 2 533-мм торпедных трубы, 2 533-мм торпеды, 1 45/46 артиллерийская установка "21-К" 195 выстрелов. 
Время пребывания под водой - 48 часов 
Автономность - нормальная - 7 суток, максимальная - 15 суток 
Запас плавучести - 25 % 
Экипаж - 4 офицера, 10 старшин, 6 рядовых 

В июле 1943 года капитан 2-го ранга Израиль Ильич Фисанович вступил в должность командира дивизиона бригады подводных лодок Северного флота.

         

Член президиума ЕАК.

Весной 1944 года капитана 2-го ранга И. И. Фисановича командировали в Великобританию, где англичане должны были передать Советскому Союзу в счёт репараций с Италией четыре английские подводные лодки типа В. Их нужно было изучить и переправить своим ходом на советскую военную базу. 25 июля 1944 года подводная лодка В-1 под советским военно-морским флагом вышла из шотландского порта Леруик на Шетландских островах, но на пути в Полярный погибла.

 По основной версии гибели «В-1» считается, что подводная лодка отклонилась от рекомендованного курса (еще находясь в Великобритании Фисанович выражал недоверие предложенному англичанами плану перехода) и стала жертвой ошибочной атаки самолета «Либерейтор» 18-й авиагруппы берегового командования ВВС Великобритании утром 27 июля 1944 года в 300 милях севернее Шетландских островов (64°34' с.ш./ 01°16' з.д., по другим данным 64°31' с.ш./ 01°16' з.д. ). Самолет атаковал подводную лодку в 80 милях от границы выделенного ей коридора для перехода.

 Вместо того, чтобы передать опознавательные, субмарина начала срочное погружение. Возможны так же версии подрыва лодки на плавающей мине или гибель в результате аварии. Вместе с кораблем погиб 51 человек.

Фисанович был очень одарённым человеком, Он сочинял стихи, песни, писал газетные и журнальные статьи. В 1944 году, ещё при жизни, была издана его книга «Записки подводника», повествующая о боевых делах подводников-североморцев в Великой Отечественной войне. Им же подготовлена рукопись книги «История Краснознамённой М-172». Книга вышла в свет в 1956 году.

Евге́ний Я́ковлевич О́сипов (25 декабря 1913Санкт-Петербург — 1943Финский залив— командир подводной лодки «Щ-406». Капитан 3-го рангаГерой Советского Союза.

Родился в 1913 году в Петербурге (Ленинград). Русский. Член КПСС с 1938 года. Герой Советского Союза (23.10.1942). Награжден орденами Ленина и Отечественной войны I степени.

Он был коренной ленинградец. И детство, и юность, и взрослая жизнь – все это Ленинград. В городе на Неве учился, стал кадровым офицером флота. А в годы Великой Отечественной Евгений Яковлевич, офицер-подводник, защищал родной город.
Летом 1942-го капитан-лейтенант Осипов уже командир подводной лодки Щ-406 Балтийского флота. Это был трудный для страны год. И особенно трудный – для Ленинграда.

  

13 июня 1942 года Щ-406 ушла в дальний боевой поход. Выход из Финского залива в открытое море на позицию в то время был очень сложной задачей. Надо было преодолевать сплошную завесу из поставленных противником мин и металлических сетей.  

Вражеские корабли днем и ночью караулили выход наших подводных лодок в открытое море. С воздуха за подлодками пристально следили фашистские самолеты. Кроме того, оба берега Финского залива были заняты противником. Семнадцать дней потребовалось Щ-406, чтобы преодолеть путь, который в мирное время она проходила за сутки.

30 июня лодка заняла выгодную позицию. 8 июля утром обнаружили вражеские транспорты, шедшие в охранении боевых кораблей. Осипов выбрал самый крупный транспорт. В его сторону понеслись две торпеды. Через две с половиной минуты раздались два взрыва. Вражеский транспорт водоизмещением 8 тысяч тонн пошел ко дну. На следующий день лодка одной торпедой потопила второй транспорт. Через день Осипов пустил ко дну огромный транспорт с боеприпасами.
Три победы за три дня. Это был большой успех командира и всего экипажа.

На подводной лодке оставалось все меньше продовольствия и воды. Пришлось сокращать дневной рацион. Но никто не думал о возвращении на базу.
22 июля подводная лодка обнаружила два больших транспорта, шедших под усиленным конвоем. Как потом выяснилось, на этих судах находились войска. Две торпеды попали в цель.
Подводной лодке и на этот раз удалось уйти от преследования вражеских кораблей.

Кончилось продовольствие на лодке, и тогда поступил приказ вернуться на базу. Но обратный путь был не менее труден. Так, 1 августа Щ-406 была обнаружена кораблями противника. Фашисты четыре часа преследовали ее, сбросили 96 глубинных бомб. Но лодка, получив повреждения, 8 августа пришла в Кронштадт. 54 дня продолжался ее поход.
После ремонта лодка снова ушла в море. Было это 20 октября 1942 года. Через шесть дней она была уже на позиции. Там и получили они радиограмму: подводная лодка Щ-406 была награждена орденом Красного Знамени, а ее командир капитан 3-го ранга Евгений Яковлевич Осипов удостоен звания Героя Советского Союза. В тот же день лодка потопила крупный транспорт водоизмещением 12 тысяч тонн.

В ночь с 28 на 29 октября подводники отправили на дно морское еще один транспорт. Семерых гитлеровцев, оказавшихся на поверхности моря, подводники взяли в плен.
1 ноября Щ-406 получила приказ возвратиться на базу. В этот момент подводники заметили еще один транспорт и тоже потопили его.
8 ноября Щ-406 вернулась в Кронштадт. Залив уже покрывался льдом.
Всего подводная лодка под командованием Е. Я. Осипова потопила 8 вражеских транспортов общим водоизмещением около 60 тысяч тонн.

Весной 1943 года Щ-406, одной из первых открыв навигацию, направилась во вражеские воды. Но из этого похода она не вернулась: 26 мая капитан 3-го ранга Е. Я. Осипов вместе с экипажем погиб.

Отважный моряк капитан 3-го ранга Евгений Яковлевич Осипов остался навечно в списках подводников дважды Краснознаменного Балтийского флота. Его имя носят два корабля – один на Тихоокеанском флоте, другой – на Балтике, а также улица в городе Палдиски Эстонской ССР.

Самуил Нахманович Богорад (в некоторых документах — Семён Наумович Богорад; 17 августа 1907 — 23 апреля 1996) — советский подводник, Герой Советского Союза.

Самуил Нахманович Богорад родился 17 августа 1907 года в городе Витебске (Белоруссия) в рабочей еврейской семье. В 1935 году окончил Ленинградский морской техникум. До августа 1940 года плавал третьим, а затем вторым помощником капитана на судах Балтийского морского пароходства.

В 1940 году был призван в Военно-Морской Флот . Обучался в учебном отряде подводного плавания. В 1941 году окончил Высшие специальные курсы командного состава подводного плавания Краснознамённого учебного отряда подводного плавания имени С. М. Кирова.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года, встретив её начало в должности помощника командира подлодки «Д-2» Балтийского флота. В сентябре 1942 года «Д-2» вышла в боевой поход, и, действуя на основных коммуникациях противника, потопила транспорт «Якобус Фрицен», водоизмещением 4090 брутто тонн и нанесла значительные повреждения железнодорожному парому «Дойчланд», водоизмещением 2972 брутто тонн.

  ТАКТИКО -ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПЛ ТИПА "ДЕКАБРИСТ"

Водоизмещение - 934 т / 1361 т

Длина 76,6 м   Ширина наибольшая - 6,4 м   Осадка в надводном положении - 3,75 м

Число и мощность главных двигателей:

-                    дизельные 2 х 1100 л.с.

-                    электрических 2 х 525 л.с.Скорость полная 14,6 уз / 9,5 уз
-       Дальность плавания полной скоростью 2570 миль (16,4 уз)

-                    Дальность плавания экономической скоростью 8950 миль(8,9 уз)

-                    Под водой 158 миль (2,9 уз)

-                    Автономность 28 суток (затем 40)

-                    Рабочая глубина погружения 75 м

-                    Предельная глубина погружения 90 м

-                    Вооружение: 6 носовых ТА, 2 кормовых ТА

-                    Общий боезапас торпед 14

-                    Артиллерийское вооружение:

-                    1 х 100 мм (120 снарядов),

-                    1 х 45 мм (500 снарядов)

С марта 1944 года С. Н. Богорад — командир подлодки «Щ-310» (3-й дивизион бригады подлодок Балтийского Флота), которой командовал до конца войны. Под его командованием «Щ-310» совершила три боевых похода, записав на свой боевой счёт восемь потопленных и повреждённых судов противника.

                   

В марте 1945 года подлодка «Щ-310» награждена орденом Красного Знамени.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования, личное мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, капитану 3-го ранга Богораду Семёну Наумовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»

После войны С. Н. Богорад продолжал службу в ВМФ СССР. В 1945—1948 — командовал подлодкой «К-56», затем — по февраль 1950 года — подлодкой «Н-28».

С февраля по декабрь 1950 года капитан 2-го ранга Богорад — командир 3-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок 4-го ВМФ, а с декабря 1950 года по ноябрь 1952 года — начальник отделения подготовки подводных лодок и средств противолодочной обороны 3-го отдела штаба 8-го ВМФ.

С ноября 1952 года до октября 1959 года — командир отдельного дивизиона кораблей полигона ВМФ.

26 мая 1955 года С. Н. Богораду присвоено воинское звание «капитан 1-го ранга».

С октября 1959 года капитан 1-го ранга Богорад С. Н. — начальник вспомогательных судов Рижской военно-морской базы Краснознамённого Балтийского флота. В марте 1961 года — капитан 1-го ранга Богорад уволен в запас по выслуге лет.

Жил в Риге. С 1961 года по 1976 год С. Н. Богорад — в должности старшего помощника капитана и капитана на судах Латвийского морского пароходства.

Скончался 23 апреля 1996 года. Похоронен в городе Риге на Гарнизонном кладбище.

Михаи́л Степа́нович Кали́нин (19181978) — советский подводник, Герой Советского Союза , капитан 1-го ранга. Участник советско-финской и Великой Отечественной войн.

Калинин Михаил Степанович - командир гвардейской подводной лодки (ПЛ) "Щ-307" 3-го дивизиона подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота, гвардии капитан-лейтенант.

Родился 23 февраля 1918 года в деревне Панкратовская ныне Егорьевского района Московской области в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Окончил 7 классов.

В Военно-Морском Флоте с 1934 года. В 1938 году окончил Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. Служил на Краснознамённом Балтийском флоте (КБФ): с октября 1938 года по февраль 1939 года - дублёр командира электронавигационной группы крейсера "Киров", с февраля по апрель 1939 года - командир штурманского сектора ПЛ "Щ-306", а с апреля 1939 года по июнь 1940 года -командир штурманского сектора ПЛ "Щ-305".

Участник советско-финляндской войны 1939-40 годов.

С июня 1940 года по январь 1942 года М.С. Калинин - командир штурманской боевой части (БЧ-1), а затем до апреля 1943 года - помощник командира ПЛ "Щ-303" (командир - И.В. Травкин).

Эта подлодка к началу Великой Отечественной войны находилась в капитальном ремонте, но благодаря героическим усилиям её экипажа в условиях блокадного Ленинграда за зиму 1941 - 1942 годов она была подготовлена к выходу в боевой поход. В составе её экипажа М.С. Калинин участвовал в двух боевых походах. В сложных навигационных условиях плавания в Финском заливе, преодолевая сплошные минные заграждения, подвергаясь систематическому воздействию противолодочных кораблей и авиации противника, "Щ-303" выходила в Балтийское море для действий на коммуникациях врага.

За боевые заслуги ПЛ "Щ-303" 1 марта 1943 года была удостоена гвардейского звания. В успех корабля свой вклад внёс и М.С. Калинин, как вахтенный командир, обеспечивающий скрытное плавание подлодки и своевременный её уход на глубину, а как штурман точно рассчитывал данные для торпедной стрельбы.

По окончании в 1943 году Высших специальных курсов командного состава подводного плавания (КУОПП) имени С.М. Кирова, в октябре 1943 года М.С. Калинин назначен помощником, а 24 февраля 1944 года - командиром ПЛ "Щ-307" ("Треска") 3-го дивизиона подлодок КБФ.

               

Капитан-лейтенант Михаил Калинин основательно подготовил подлодку и её экипаж к боевым действиям. Под его командованием в сложных условиях зимнего плавания "Щ-307" совершила два боевых похода. Благодаря грамотному маневрированию личный состав добивался боевого успеха и всегда уходил от преследования противником, благополучно возвращаясь в родную базу. На счету её командира числятся потопленный танкер и пять вражеских транспортов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество капитан-лейтенанту Калинину Михаилу Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 5087). В этот же день за боевые успехи подводная лодка "Щ-307" награждена орденом Красного Знамени.

После войны отважный офицер-подводник продолжил службу в прежней должности. В августе 1946 года он назначен командиром ПЛ "К-53" Южного Балтийского флота, вместе с которой перешёл в сентябре 1948 года на Северный флот, где с ноября 1948 года по декабрь 1949 года командовал 4-м, а по апрель 1951 года - 1-м дивизионом подводных лодок. С апреля 1951 года по декабрь 1953 года М.С. Калинин - командир бригады подводных лодок Северного флота.

22 мая 1951 года капитану 2-го ранга Калинину М.С. присвоено воинское звание "капитан 1-го ранга".

С декабря 1953 года капитан 1-го ранга Калинин М.С. - на преподавательской работе. До декабря 1955 года - старший преподаватель 1-го Балтийского высшего военно-морского училища (с 1954 года именуется ВВТУ подводного плавания). По окончании в 1956 году Академических курсов офицерского состава Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова, с декабря 1956 года по ноябрь 1961 года - старший преподаватель Высшего военно-морского училища имени М.В. Фрунзе, затем по февраль 1964 года - Высших специальных офицерских классов ВМФ и по октябрь 1964 года - Высшего военно-морского училища радиоэлектроники имени А.С. Попова. С октября 1964 года капитан 1-го ранга Калинин М.С. - в запасе. Жил в городе-герое Ленинграде. Скончался 5 июля 1978 года в Рузском районе Московской области. Похоронен в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) на Красненьком кладбище.

Аста́н Никола́евич Кеса́ев ( 11 сентября 1914ДигораТерская областьРоссийская империя — 15 января 1977СевастопольУССРСССР) — советский подводник. Капитан 1-го рангаГерой Советского Союза (1944).

Родился 11 сентября 1914 года в селении Христиановское (ныне город Дигора) Северной Осетии в семье служащего.

Окончил 7 классов Дигорской средней школы, рабфак имени Артема в Москве и получил квалификацию техника по цветному металлу. Работал в сельскохозяйственной коммуне.

С 1933 года начал служить в Военно-морском  флоте.

По рекомендации Московского обкома комсомола направлен в Ленинградское Высшее военно-морское училище имени  М.В. Фрунзе. Окончил его в 1937 году, а в 1940 году – высшие специальные курсы командного состава подводного плавания имени С.М.Кирова. Проходил службу на Черноморском флоте. В марте 1941 года А.Н.Кесаев был назначен командиром подводной лодки М-117- “Малютка”.

 

В этой должности и встретил А.Н. Кесаев начало Великой Отечественной войны. Участвовал в героической обороне Севастополя, Одессы. Подлодка благодаря умелому командованию капитан-лейтенанта Кесаева А.Н. несла дозорную службу, высаживала разведывательные группы, осуществляла поиск и наносила торпедные удары по вражеским кораблям, уничтожая транспорт, срывая перевозки военных грузов между Крымом и западными черноморскими портами. 250 дней и ночей продолжалась оборона Севастополя. Экипаж подводной лодки “М-117″много раз подвергался бомбардировкам и атакам вражеских самолетов, но благодаря опыту командира, слаженности экипажа и умелому маневрированию, подлодке удавалось уйти из-под ударов врага.

 

105 глубинных бомб было сброшено на лодку, но ни одна из них не попала  в нее.

В начале  1943 года  Кесаев получил краткосрочный отпуск  и съездил в родную Дигору, к этому времени Осетия была освобождена от немцев. С большой радостью встретили Астана односельчане и родные, только  жены не оказалось дома.  Во время оккупации немцами  Дигоры Валя была в партизанском отряде и попала в руки фашистов. Она стойко перенесла пытки на допросах. Но ничего от нее не добившись, отправили в концлагерь в г. Прохладный, а затем в Германию. А. Кесаев вернулся на фронт – и снова в бой, снова походы. Астан мстил фашистам за Валю, за Дигору, за разоренные города и села.

В 1943 г. Астан Кесаев со своей «Малюткой» участвует в боях за освобождение Новороссийска, в победоносном завершении битвы за Кавказ, совершает дерзкие походы в тыл фашистов. Каждый боевой поход завершался уничтожением вражеских кораблей. А. Н. Кесаев стал снайпером торпедной стрельбы, одним из лучших командиров подводных кораблей Черноморского флота. О его боевом опыте писала фронтовая газета, выпускались листовки, приводили в пример на сборах подводников.

Только за 11 месяцев 1943 года подводная лодка под командованием лейтенанта Кесаева совершила семь походов на позицию врага и потопила семь кораблей общим водоизмещением 20200 тонн. Огромный транспорт, груженный войсками с боевой техникой, охранявшие его пять боевых кораблей. За весь период ВОВ А. Н. Кесаев совершил 14 боевых походов и провел десять торпедных атак, потопив при этом шесть транспортов и три десантные баржи ( парома ) врага. 

К званию Героя Советского Союза представлен 3 декабря 1943 года.

         

Из наградного листа:

«…При уничтожении вражеских кораблей товарищ Кесаев проявил героизм и отвагу. Боевые успехи достигнуты потому, что личный состав подводной лодки М-117 под командованием капитан-лейтенанта Кесаева, умело используя технику и оружие, представляет собой беспредельно преданный нашей партии и социалистической родине экипаж.

Подводная лодка «Малютка-117» была награждена орденом Красного Знамени. До конца войны под командованием испытанного подводника она являлась угрозой для гитлеровских пиратов. На ее счету девять потопленных кораблей противника. Она занесена на мемориальную доску в честь обороны и освобождения города-героя Севастополя».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1944 года  капитан-лейтенанту Кесаеву Астану Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Вскоре после окончания войны к нему в Севастополь  приехала  жена Валя, которая пережила ужасы фашистской неволи, лагерь смерти Равенсбург.  Ее еле живую больную освободили советские войска.

После войны Кесаев продолжил службу в Военно-Морском Флоте. В 1953 году окончил Военно-морскую академию. С ноября 1953 года по декабрь 1958 года капитан 1-го ранга Кесаев А.Н. назначен  начальником кафедры 2-го Высшего военно-морского училища подводного плавания. С  января 1958 года  по июнь 1970 года работал  в должности начальника кафедры Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища.

С 1970 года капитан первого ранга Кесаев – в запасе. Жил в Севастополе. Проводил патриотическую работу с молодежью.

Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги», другими медалями.

Ушел из жизни 15 января 1977 года. Похоронен в Севастополе.

Имя Героя  присвоено рыболовно-морозильному траулеру, школе, в которой он учился. Портрет А.Н.Кесаева, выпускника ВВМУ им. М.В.Фрунзе помещен в “коридоре героев” училища.  Его именем названы улицы в городах Владикавказе и Дигоре. На Аллее Славы в Дигоре установлен памятник.

Сергей Прокофьевич Лисин (13 [26] июля 1909Саратов — 5 января 1992Санкт-Петербург) — командир подводной лодки (ПЛ) С-7 бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота, капитан 3-го ранга (на момент присвоения звания Героя).

           

Родился 13 июля 1909 года в городе Саратове в семье рабочего. Русский. Окончил в Саратове школу 1-й ступени — 5 классов.

Трудовую деятельность начал в 1926 году на предприятиях городов Саратова и Сталинграда. С сентября 1930 года Сергей Лисин на комсомольской работе: до марта 1931 года — секретарь комитета ВЛКСМ на Сталинградской ГЭС, с марта по август 1931 года — заведующий массово-экономическим отделом Сталинградского горкома ВЛКСМ, затем по октябрь 1931 года — заместитель заведующего организационным отделом Нижне-Волжского крайкома ВЛКСМ. В том же 1931 году избирался делегатом IX съезда ВЛКСМ. Член ВКП(б)/КПСС с 1929 года.

В рядах Военно-Морского флота с 1 октября 1931 года. В 1936 году окончил Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. Служил штурманом на подводной лодке «Щ-313» Краснознамённого Балтийского флота с мая 1936 года по июнь 1937 года, штурманом на подводной лодке Щ-401 Северного флота с июня по ноябрь 1937 года.

С мая по октябрь 1938 года С.П. Лисин в рядах добровольцев-интернационалистов принимал участие в Национально-революционной войне испанского народа 1936-1939 годов: старший помощник командира на подводных лодках С-4 (командир Кузьмин Г.Ю.) и С-2 (командир Егоров В.А.).

                                 Бригада подплава Балтийского Флота с транспортом обеспечения «Смольный»

С октября 1938 года — командир подводной лодки «С-7» Балтийского флота. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командир подводной лодки «С-7» (бригада подводных лодок, Балтийский флот) капитан 3-го ранга Лисин С.П. к сентябрю 1942 года совершил 4 боевых похода продолжительностью 90 суток. Выполнил 9 торпедных атак, израсходовал 12 торпед. Лодка потопила 4 вражеских транспорта (3 — торпедами, 1 — артиллерийским огнём) и повредила один. Из пяти заявленных С.П. Лисиным побед 4 подтверждаются данными противника, ряд исследователей полагают вполне достоверной и его пятую заявленную победу.За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство капитану 3-го ранга Лисину Сергею Прокофьевичу присвоено звание Героя Советского Союза Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года.

 

Но высшая награда Родины Герою была вручена не скоро: война внесла свою трагическую лепту.

При выполнении пятого боевого похода, уже после прорыва многих линий немецко-финских противолодочных заграждений 21 октября 1942 года, во время подзарядки аккумуляторной батареи, С-7 была торпедирована финской подводной лодкой «Весихииси», переломилась от прямого попадания торпеды и затонула.

В живых осталось лишь 4 члена экипажа, находившиеся в момент взрыва на мостике, в том числе и командир. Они были подняты из воды финнами и доставлены в Финляндию, где переданы в лагерь военнопленных.

В течение двух лет С.П. Лисин находился в плену и только после выхода Финляндии из войны, 21 октября 1944 года, был передан советской стороне в Выборге. Три следующих месяца находился в Подольске на спецпроверке в лагере № 174 НКВД СССР.

В январе 1945 года Лисин был направлен на Тихоокеанский флот, где служил старшим преподавателем кафедры Курсов офицерского состава при Учебном отряде подводного плавания флота, с ноября 1945 года — командиром дивизиона подводных лодок (Порт-Артур), с декабря 1947 по март 1948 года — заместитель начальника 3-го отделения отдела боевой подготовки 5-го ВМФ СССР на Тихом океане.

С апреля 1948 года — на преподавательской работе в Высших специальных офицерских классах подводного плавания и противолодочной обороны Краснознамённого Учебного отряда подводного плавания имени С.М. Кирова, Высшем военно-морском училище и в Ленинградском Высшем инженерном морском училище (ЛВИМУ) имени адмирала С.О. Макарова. В 1961-1970 годах — заместитель начальника ЛВИМУ по военно-морской подготовке.

С сентября 1970 года капитан 1-го ранга Лисин С.П. — в отставке. Продолжал трудовую деятельность в том же училище до 1985 года, читал курс лекций по морской истории. Вёл активную общественную работу, являясь ответственным секретарём Ленинградской секции Советского комитета ветеранов войны.

Скончался 5 января 1992 года. Похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Награждён двумя орденами Ленина (23.10.1942, 1956), орденами Красного Знамени (1953), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985) Красной Звезды (1946), медалями «За боевые заслуги» (10.11.1945), «За оборону Ленинграда», другими медалями.

Ярослав Константинович Иосселиани (29 февраля 1912Лахири — 23 марта 1978Тбилиси) — советский подводник, капитан 1 ранга, Герой Советского Союза (16 мая 1944, Золотая Звезда № 3895).

Ярослав Иосселиани 1912г. рождения - выходец из Верхней Сванетии. Школу жизни Ярослав Иосселиани проходил в Гаграх, в детском доме. Здесь же, в интернате, он сказал первое слово по-русски, получил среднее образование. Затем были годы учебы в Сухумском педагогическом институте. В 1934г. комсомольская путевка привела Иосселиани в Военно-морское училище им. М.В. Фрунзе. Осваивать морское искусство пришлось на севере России, в Ленинграде.

На четвертый день войны Иосселиани, недавний выпускник Высших специальных курсов подводного плавания, отправился в свой первый боевой поход помощником командира одной из подводных лодок Черноморского флота. Субмарина вернулась назад, не выполнив задания. Виноват в этом был только командир. Остерегаясь мелководья, он не разрешил подводить лодку близко к берегу, где наверняка скрывались немецкие корабли. Иосселиани, чуждый всякой боязни, остро переживал неудачу. Для себя он решил раз и навсегда: "Если сам стану командиром, сделаю все для того, чтобы труд личного состава корабля не пропал из-за моих нерешительных действий".

Первую свою лодку "М-111" капитан 3 ранга Ярослав Иосселиани получил в 1942-м.

Молодому командиру Иосселиани приходилось выходить на задания в самые различные районы Черного моря. В ноябре 1942г. "М-111" приняла участие в боях за Кавказ.

Помогая держать оборону армейским корпусам, "М-111" и другие лодки черноморских соединений контролировали огромный район: от Босфора вдоль западного побережья Черного моря до Констанцы протяженностью свыше 200 миль, от Констанцы до Одессы - 180 миль, от Одессы до Анапы - 335 миль.

Подводникам приходилось действовать в сложных условиях малых глубин.

Только за одиннадцать месяцев 1943 года подводная лодка "М-111" под командованием Ярослава Иосселиани совершила 11 боевых походов, торпедировала 12 судов, потопила два транспорта и лихтер общим водоизмещением около 14 тысяч тонн.

 

 

 

 

После победы Герой Советского Союза Ярослав Константинович Иосселиани жил и работал в Тбилиси. В 1966 году он вышел в запас в звании капитана 1 ранга. Умер Иосселиани в 1978 году.

 Кучеренко Иван Фомич (19081959) — советский подводник, Герой Советского Союза.

                 

Родился 28 декабря 1908 года в селе Новосёлки ныне Макаровского района Киевской области. Украинец.

В ВМФ с 1929 года. В 1933 году окончил Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе. После окончания училища служил на Тихоокеанском флоте. Был штурманом подводной лодки, помощником командира, командиром подводной лодки М-13, служил в штабе ТОФ.

С декабря 1941 года командовал подводной лодкой С-51.

Подводная лодка заложена 29 апреля (по другим данным 24 марта) 1937 года под стапельным номером 284 на заводе № 189 (Балтийский завод) в Ленинграде. Секциями по железной дороге корабль перевезен во Владивосток, где на заводе № 202 (Дальзавод) производилась его окончательная сборка. 30 августа 1940 года «С-51» спущена на воду, 30 ноября 1941 года она вступила в строй и 6 декабря 1941 года вошла в состав Тихоокеанского флота.

27 декабря 1941 года командиром корабля назначен капитан-лейтенант (затем капитан 3, 2 ранга) Кучеренко Иван Фомич.

После отработки задач боевой подготовки зимой 1941/1942 года, корабль, входивший к тому времени в состав 3-го дивизиона 1-й бригады ПЛ ТОФ 6 июня – 6 июля 1942 года выходил для разведки коммуникаций вероятного противника в Японском море.

4 сентября 1942 года Государственный Комитет Обороны принял решение об усилении Северного флота за счет перевода с тихоокеанского театра шести подводных лодок. В их число вошли «Л-15»«Л-16», «С-51», «С-54»«С-55» и «С-56». 6 октября 1942 года «С-51» имея на борту командира дивизиона капитана 1 ранга Александра Владимировича Трипольского начала переход на Север по маршруту: Владивосток – Петропавловск-Камчатский – Датч-Харбор – Сан-Франциско – Коко-Соло (Панамский канал) – Гуантанамо – Галифакс – Рейкьявик.

 

 

В Исландии подводной лодке пришлось задержаться; у борта американской плавбазы «Вулкан» ей пришлось исправлять повреждения, нанесенные штурмующим океаном.

С-51 С.Ф. Миронов, И.И. Юдович, И.Ф. Кучеренко, американец, А.В. Трипольский, Х, Х, В.Ф. Паластров; сидят И.А. Завадский, В.П. Савченко, П.А. Прокопч, В.А. Комиссаров, Н.П. Кочуров и трое американцев. Датч-Харбор, 1942г

Дальнейший переход в Полярное так же сопровождался штормом. В такой обстановке подводная лодка имела разрешение зайти в одну из британских баз, но не стала этого делать. 24 января 1943 года «С-51» была торжественно встречена в Полярном. В районе Териберки с борта эсминца «Куйбышев» подводную лодку приветствовал командир бригады ПЛ СФ капитан 1 ранга Виноградов. В этот же день «С-51» зачислена в состав 2-го дивизиона бригады ПЛ СФ, став первой тихоокеанской подводной лодкой прибывшей в Полярное. За время 110-суточного перехода корабль прошел девять морей и два океана, провел в море 63 дня. Подводная лодка прошла 16205 миль, из них 226 под водой.

В мае 1943 года вышла в первый боевой поход. В марте 1944 года И. Ф. Кучеренко вступил в командование 2-м дивизионом подводных лодок бригады подводных лодок Северного флота.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Капитану 2 ранга Ивану Фомичу Кучеренко присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7596).

После войны продолжал службу в ВМФ. В 1948 году окончил Военно-морскую академию имени К. Е. Ворошилова. До 1951 года был на преподавательской работе, затем на командных должностях на КБФ.

Контр-адмирал И. Ф. Кучеренко скончался 26 ноября 1959 года. Похоронен в Москве.

                                                Начало смотрите на сайте: ВОВ –– Герои-подводники