Герои-подводники. Часть I

                  Морская слава России – подводники-герои.

                                                                                        Часть I

С 1930 по 1939 год флот СССР пополнился 20 большими, 80 средними, 60 малыми подводными лодками и 20 подводными минными заградителями. В начале Великой Отечественной войны четыре флота включали 267 подводных лодок. Все подводные лодки были сведены в бригады, дивизионы и группы. Управление ими возлагалось на командующего флота, руководство же боевой и повседневной деятельностью осуществлялось подводным отделом флота. Военный совет флота определял задачи подводных лодок и районы их боевых действий.

С первого дня Великой Отечественной войны и вплоть до капитуляции Германии, а затем и милитаристской Японии, Советский Военно-Морской Флот вел активные боевые действия. В годы войны успешно действовали подводники Советского Союза. Напомним, что перед войной в СССР были созданы самые большие подводные силы, насчитывающие 267 подлодок. Плюс к этому в годы войны наша промышленность построила 54 ПЛ

Суровые испытания пришлось выдержать подводникам-североморцам в годы Великой Отечественной войны. Подвиги подводников Северного флота служат достойным примером для последующих поколений советских подводников.

  На картине художника Василия Антоновича Жаворонкова, изображены герои-подводники Северного флота: Г. И. Щедрин, И. И. Фисанович,  В. Г. Стариков, И. А. Колышкин, М. И. Гаджиев, И. Ф. Кучеренко, Н. А. Лунин.

Но сколько еще прекрасных человеческих поступков, героических подвигов таит в своих водах студеное Баренцево, Балтийское и Чёрное моря ! И может быть, среди них есть не менее яркие и красивые, чем те, которые известны нам сейчас. Советские люди навсегда сохранят в своих сердцах память об экипажах подводных лодок, погибших в борьбе с немецко-фашистскими  захватчиками.

Вспомним поименно подводников – Героев Советского Союза и России!

Бурмистров Иван Алексеевич (1903-1962) родился в г. Ставрополе в семье рабочего. Русский. Участник Гражданской войны. Окончил Донскую партшколу в Ростове-на-Дону и Машинную школу учебного отряда ЧФ. В ВМФ с 1923 г. Учился в параллельных классах при ВВМУ им. Фрунзе. Участник национально-революционной войны испанского народа 1936-39 гг. Подводная лодка С-1, которой командовал капитан 3-го ранга Бурмистров, принимала активное участие в боевых действиях ВМФ республиканцев.

                     

14.11.1938 г. ему было присвоено звание Герой Советского Союза – первый подводник Герой СССР. После возвращения из Испании Иван Алексеевич командовал бригадой ПЛ ЧФ, в 1942-43 гг. учился в Военно-Морской Академии. Был старшим преподавателем кафедры тактики флота в ТОВВМУ. С 1950 г. капитан 1-го ранга Бурмистров — в отставке, работал директором кожзавода на Ставрополье. Награжден 2-мя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, медалями. Его именем в Ставрополе названа улица.

 Выпускники и преподавательский состав Военно-Морской Академии РФ.

Гаджиев Магомед Имадутдинович (1907-1942) родился в с. Мегеб Гунибского р-на Дагестана в семье крестьянина. Аварец.

     

В ВМФ с 1925 г. Окончил ВВМУ им. Фрунзе. Служил минером и помощником командира на ПЛ ЧФ, с 1933 г.— на Дальнем Востоке. Командовал подводной лодкой типа «М» и подлодкой типа «Щ». Окончил Военно-Морскую Академию. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Первый дивизион бригады ПЛ (СФ) под командованием капитана 2-го ранга Гаджиева. осуществил 12 смелых и сложных операций.

На личном счету Магомета Имадутиновича к июню 1942 г. было 10 потопленных транспортов и кораблей врага. 12.05.1942 г. ПЛ «К-23», на которой находился Гаджиев, на пути в базу после успешного похода подверглась атаке о самолета и погибла.

Технические характеристики ПЛ типа “ К “ ( Катюша }
Водоизмещение: надводное – 1710 тонн; подводное – 2200 тонн;
Длина – 97 м; ширина – 7,8 м; Осадка – 4,04 м;
Запас плавучести – 41,4%;
Скорость хода: подводная – 10 узлов; надводная – 22 узла;
Силовая установка:
2 дизеля 9ДКР51/55 мощностью 1200 л. с. каждый;
дизель-генератор 38К8 номинальной мощностью – 800 л.с.;
2 электродвигателя ПГ11 мощностью 1200 л.с. каждый;
аккумуляторная батарея тип «С», 240 элементов, 4 группы;
Дальность надводного плавания – 15000 миль;
Максимальная глубина погружения – 100 м;
Рабочая глубина погружения – 80 м;
Автономность – 50 суток.
Вооружение:
10 торпедных аппаратов (6 носовых, 2 кормовых, 2 в надстройке, боезапас 24 торпеды);
2 орудия Б-24ПЛ калибра 100 мм (боезапас 400 снарядов);
2 орудия 21-К калибра 45 мм (боезапас 1100 снарядов);
минное устройство МБЦ (боезапас 20 мин);
Экипаж – 67 человек.

Звание Герой Советского Союза Гаджиеву присвоено 23.10.1942 г. (посмертно). Он награжден 2-мя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, медалями. Навечно зачислен в списки воинской части, его имя присвоено одному из кораблей, заводу в г. Махачкале, улицам в г.г. Полярный, Мурманск, Усть-Каменогорск. В честь отважного подводника воздвигнут монумент в поселке Гаджиево Мурманской обл., Магомету Имадутиновичу поставлены памятник и бюст на родине и в г. Махачкале. Его именем назван «город подводников» — база Гаджиево на Северном флоте.

Египко Николай Павлович (1903-1985) родился в г. Николаеве в семье рабочего. Украинец. Работал слесарем на судостроительном заводе. Участник Гражданской войны. В ВМФ в 1919−20 гг. и с 1925 г. Окончил в 1931 г. ВВМУ им. Фрунзе, а в 1932 г.— командирские классы при учебном отряде подводного плавания в Ленинграде. Был помощником командира ПЛ «Щ-102», командиром ПЛ «Щ-117» на Дальнем Востоке, где в одном из походов вдвое превысил нормативы автономного плавания, за что весь экипаж был награжден орденами.

     

Участник национально-революционной войны испанского народа 1936−39 гг. Подводная лодка под его командованием вывезла ценные правительственные грузы в г. Картахена (Испания) через блокированный противником Гибралтарский пролив. Во время следования к месту назначения ею был потоплен вражеский корабль. Звание Герой Советского Союза присвоено 22.02.1939 г. Через 2 года Египко окончил Военно-Морскую Академию. Во время ВОВ командовал бригадой ПЛ Балтийского флота, возглавлял военно-морскую миссию в Англии, затем служил в Главном Штабе ВМФ. С 1958 г. был начальником ВВМУ ПП им. Ленинского Комсомола. С 1967 г. вице-адмирал Египко — в отставке. Жил в Ленинграде. Награжден 3-мя орденами Ленина и Красного Знамени, 2-мя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.

Колышкин Иван Александрович (1902-1970) родился в деревне Крутец Рыбинского р-на Ярославской обл. в семье крестьянина. Русский. С 1919 г. работал на речном флоте матросом, кочегаром парохода, помощником шкипера баржи. В ВМФ с 1924 г. Окончил параллельные классы Военно-морского училища им. Фрунзе, в 1935 г. — спецкурсы комсостав подводного плавания им. С. М. Кирова. Участник советско-финляндской войны 1939-40 гг

С начала Великой Отечественной войны по январь 1942 г. ПЛ 3-го дивизиона Северного флота под командованием капитана 2 ранга Колышкина потопили 8 транспортов и сторожевых кораблей противника общим тоннажем 72,5 тыс. т.

 

С 1943 г. Колышкин — командир бригады подводных лодок СФ, с октября 1944 г. — контр-адмирал. Звание Герой Советского Союза присвоено ему 17.01.1942 г.— первому подводнику в ходе войны.

В 1950 г. Иван Александрович окончил Военную Академию Генерального Штаба. Был начальником ВВМУ, с 1959 г. — в отставке. Награжден 2-мя орденами Ленина, 5-ю орденами Красного Знамени, орденами Ушакова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Коновалов Владимир Константинович (1911-1967) родился в с. Надежное Гуляйпольского р-на Запорожской области. Учился на рабфаке в г. Донецке. В ВМФ с 1932 г., окончил ВВМУ. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 г.

           

Командир гвардейской ПЛ «Л-3» Балтийского флота.

Гвардии капитан 3-го ранга Коновалов в 1944-1945 гг. потопил 5 транспортов, миноносец и сторожевой катер противника.

На подходах к вражеским базам поставил 50 мин. Звание Герой Советского Союза присвоено 08.07.1945 г. В 1950 г. Владимир Константинович закончил Военно-Морскую Академию. Контр-адмирал Коновалов командовал соединением ПЛ, работал в центральном аппарате МО СССР. Награжден 3-мя орденами Ленина, 2-мя орденами Красного Знамени, орденами Ушакова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Похоронен в Санкт-Петербурге.

             Рубка лодки Л-3, установленная в качестве монумента морякам-подводникам.

ТАКТИКО -ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПЛ ТИПА "ЛЕНИНЕЦ"

Водоизмещение 1025 т /1312 т
Длина 78 м  Ширина наибольшая 7,2 м
Осадка в надводном положении 3,96 м
Запас плавучести 28,3%
Мощность дизельных двигателей 2 х 1100 л.с.
Мощность электродвигателей 2 х 600 л.с.
Скорость полная надводная 14,5 уз
Скорость полная подводная 8,3 уз
Дальность плавания полной надводной скоростью 3600 миль (10,8 уз)
Дальность плавания экономической скоростью над водой 7400 миль (9 уз)
Дальность плавания экономической скоростью под водой 154 мили (2,5 уз)
Автономность 28 суток
Глубина погружения рабочая 75 м
Глубина погружения предельная 90 м
Вооружение: 6 носовых ТА, запас 12 торпед,
Одно 100 мм орудие (122 снаряда),
Одно 45 мм зен. орудие (250 снарядов)

Лунин Николай Александрович (1907-1970) родился в г. Одессе в семье служащего. Русский.

В ВМФ с 1935 г., окончил командные классы учебного отряда подводного плавания в 1937 г. По навету сослуживцев провел 13 месяцев в тюрьме, оправдан по суду 27.11.1939 г. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 г. ПЛ «Щ-421» Северного флота под командованием капитана 3 ранга Лунина, активно действуя на коммуникациях противника, к февралю 1942 г. потопила 7 его транспортов. Звание Герой Советского Союза присвоено 03.04.1942 г.

 

Затем Николай Александрович командовал Краснознаменной ПЛ К-21.

«Тирпиц» был великолепен. Непобедимый 50000-тонный гигант с восемью 15-дюймовыми орудиями, 320-мм броневым поясом и скоростью хода 30+ узлов.

Но и советскую лодку К-21 нельзя назвать невинным участником тех событий. Скрытный подводный крейсер — один из самых современных и сильно вооруженных кораблей в своем классе, способный незаметно подкрасться к своей жертве и вцепиться в неё клыками 6 носовых и 4 кормовых торпедных аппаратов.


Их встреча состоялась 5 июля 1942 года. В 17:00 немецкая эскадра в составе линкора «Тирпиц», в сопровождении тяжелых крейсеров «Адмирал Шеер», «Адмирал Хиппер» и 9 эсминцев охранения была обнаружена советской подлодкой.

События последующего часа легли в основу сюжета настоящего военно-морского детектива, вот уже более 70 лет не оставляющего умы исследователей и историков ВМФ.
После фазы активного маневрирования, лодка оказалась в не самом выгодном положении — на расходящихся курсах, на дистанции 18-20 кабельтовых от немецкой эскадры. В этот момент и был произведен четырехторпедный залп из кормовых аппаратов. Скорость цели была определена в 22 узла, её истинный курс — 60° (по немецким данным эскадра в этот момент шла со скоростью 24 уз. курсом 90°).
Акустик подлодки К-21 зафиксировал два отделенных взрыва, а затем, когда немецкая эскадра уже скрывалась вдали — серию взрывов послабее. Н. Лунин предположил, что одна из торпед попала в линкор, вторая в эсминец, а последовавшая позже серия разрывов — детонация глубинных бомб на тонущем корабле.

В 1946 г. окончил Военно-Морскую Академию, возглавлял соединение ПЛ, работал в Центральном аппарате МО СССР. С 1962 г. контр-адмирал Лунин — в отставке. Награжден 2-мя орденами Ленина, 3-мя орденами Красного Знамени, орденами Ушакова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями, иностранным орденом. Лунин увековечен в монументе Славы, воздвигнутом в одном из военных городков СФ. В его честь установлены мемориальные доски на здании Ростовского мореходного училища им. Седова и на одном из зданий г. Полярный Мурманской обл. Именем Героя названы улицы в г. Одессе и Полярном, СШ № 48 г. Мурманска. Похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.

                                 Подробнее о Н.А. Лунине смотрите на сайте: ВОВ – Полководцы – Н.А. Лунин

Матиясевич Алексей Михайлович (1904-1995) родился в г. Смоленске. Все пять сыновей его отца, участника Гражданской войны, стали кадровыми офицерами. Еще шестнадцатилетним пареньком Матиясевич решил связать судьбу с флотом. За участие в 1936 г. в проводке эскадренных миноносцев «Сталин» и «Войков» Северным морским путем из Кронштадта во Владивосток он был удостоен ордена «Знак Почета».

                

В начале 1941 г. Алексей Михайлович окончил шестимесячные курсы командиров- подводников. В конце августа 1941 г. бывшая эстонская ПЛ «Лембит» вместе с другими кораблями Балтийского флота успешно прорвалась из Таллинна в Кронштадт. Здесь Матиясевичу предстояло принять субмарину.

                                                  Подводный минный заградитель  " Лембит" 
Водоизмещение - нормальное надводное - 665,5 тонн, нормальное подводное - 853,4 тонн 
Длина наибольшая - 59,5 м  Ширина наибольшая - 7,24 м 
Осадка средняя - 3,5 м 
Силовая установка - 2 дизеля общей мощностью 1200 л.с. и 2 электродвигателя общей мощностью 790 л.с. 
Запас топлива - нормальное - 20 тонн, полное - 40 тонн ; 2 группы аккумуляторных батарей 
Скорость - наибольшая надводная - 13,5 узлов ; подводная - 8 узлов 
Дальность плавания - в надводном положении - 2600 миль при 9 узлах ; в подводном положении - 80 миль при 2,5 узлах. 
Глубина погружения - рабочая - 70 метров, предельная - 90 метров 
Вооружение - 4 533-мм носовых торпедных трубы; 10 533-мм торпед ; 20 мин ; 1 40-мм зенитный автомат ; 1000 40-мм выстрелов. 
Автономность - нормальная - 20 суток 
Запас плавучести - 28 % 
Экипаж - 38 человек

5 ноября «Лембит» заминировала пролив Бьёркёзунд, защитив Кронштадт от частых вражеских набегов. На ее минах подорвались немецкий тральщик и посыльное судно.

Ранним утром 4 сентября 1942 г. субмарина встретила и атаковала вражеский конвой из восьми судов. Через 10 дней на подходах к Утё замаячили 5 транспортов в охранении нескольких сторожевых кораблей. Матиясевич выбрал такой угол атаки, чтобы пушенные лодкой торпеды поразили две цели одновременно. После сложных маневров ему это удалось. Транспорт «Финлянд» и соседнее с ним судно, окутавшись густым дымом, быстро пошли ко дну. Вернувшийся из этого тяжелого похода Алексей Михайлович был представлен к званию Героя Советского Союза, но не получил его. В марте 1945 г. за боевые успехи подводная лодка «Лембит» была награждена орденом Красного Знамени.

По окончании войны на флоте началась демобилизация. В апреле 1946 г. Матиясевич сдал свой корабль новому командиру.

После выхода в отставку в чине капитана 1 ранга Алексей Михайлович полностью посвятил себя интереснейшей науке океанографии. Он составлял и корректировал лоции полярных морей, занимался литературной деятельностью, а в конце своей научной карьеры был избран действительным членом Географического общества СССР. Награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Красного Знамени, медалями. Всего несколько месяцев в 1995 г. Матиясевич не дожил до присвоения ему за подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны, звание Героя Российской Федерации.

Щедрин Григорий Иванович (1912-1995) родился в г. Туапсе Краснодарского края в семье крестьянина. Русский. Окончил Херсонский морской техникум в 1932 г. Работал старшим помощником капитана теплохода. В ВМФ с 1934 г. Окончил в 1937 г. командные классы Учебного отряда подводного плавания. Служил на ПЛ Тихоокеанского флота, в 1942−43 гг. участвовал в переходе советских ПЛ из Тихого океана в Северное море.

В боях Великой Отечественной войны с марта 1943 г. Командир ПЛ «С-56» бригады ПЛ Северного флота капитан 2-го ранга Щедрин к августу 1944 г. совершил восемь боевых походов, потопил 3 транспорта, 2 танкера, миноносец, 2 сторожевика противника.

Звание Герой Советского Союза присвоено 05.11.1944 г.

В 1948 г. Григорий Иванович окончил курсы при Военно-Морской Академии, в 1954 г. — Военную Академию Генерального Штаба. Был начальником ВМБ, работал в Центральном аппарате МО СССР, главным редактором журнала «Морской сборник».

                                        Подводная лодка тип "С" IX-бис серия ( Средняя )

Водоизмещение - надводное - 837 тонн, подводное - 1090 тонн 
Длина наибольшая - 77,7 м  Ширина наибольшая - 6,4 м 
Осадка средняя - 4 м 
Главные механизмы - 2 дизеля суммарной мощностью 4000 л.с. и 2 электродвигателя суммарной мощностью 1100 л.с. 2 группы аккумуляторных батарей по 124 батареи каждая марки "С", 2 винта. 
Запас топлива - нормальный - 40,2 тонны, полный - 126 тонн 
Скорость - наибольшая надводная - 19,5 узлов, подводная - 8,7 узлов 
Дальность плавания - в надводном положении - 2700 миль при 19,5 узлах, - 8200 миль при 10 узлах ; в подводном положении - 10,1 мили при 8,7 узлах, - 139 миль при 2,9 узлах 
Глубина погружения - рабочая - 80 метров, предельная - 100 метров 
Время погружения - 40 секунд 
Вооружение - 4 533-мм носовых торпедных трубы ; 2 533-мм кормовых торпедных трубы ; 12 533-мм торпед ; 1 - 100/51 артиллерийская установка "Б-24-ПЛ" ; 200 100-мм выстрелов ; 1 - 46/45 артиллерийская установка "21-К" ; 500 45-мм выстрелов 
Время пребывания под водой - 72 часа 
Автономность - нормальная - 30 суток, максимальная - 45 суток 
Запас плавучести - 28 % 
Экипаж - 6 офицеров, 16 старшин, 21 рядовых 

С 1973 г. вице-адмирал Щедрин — в отставке. Жил в Москве. Награжден орденом Ленина, 4-мя орденами Красного Знамени, орденами Нахимова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями. Почетный гражданин Туапсе, почетный курсант Херсонского мореходного училища, почетный член экипажа ряда судов ВМФ.

Алекса́ндр Ива́нович Марине́ско (2 января 1913Одесса — 25 ноября 1963Ленинград— командир Краснознамённой подводной лодки С-13 Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флотакапитан 3-го ранга, известный по «Атаке века». Герой Советского Союза (1990).

            

                                                Подробно о “ Атаке века “ смотрите на сайте: ВОВ – Атака века

Бори́с Андре́евич Алексе́ев (3 января  1909 года — 25 января 1972 года— Герой Советского Союза, командир подводной лодки (ПЛ) «С-33» 1-го дивизиона бригады подводных лодок Черноморского флота, капитан 1 ранга.

Родился 3 (16) января 1909 года в селе Вахромеево ныне Икрянинского района Астраханской области. Русский. С 14-и лет плавал кочегаром на судах Волго-Каспийского пароходства.

В 1931 году окончил Бакинский морской техникум. Плавал штурманом, помощником капитана. В Военно-Морском Флоте с 1931 года.

В 1932 году окончил курсы командиров запаса Учебного отряда Морских Сил Чёрного Моря.

В 1933 году — специальные курсы командного состава. В 1936 году — отдел подготовки кадров командного состава учебного отряда подводного плавания (УОПП) имени С. М. Кирова в Ленинграде. Член ВКП(б)/КПСС с 1938 года.

Служил на Тихоокеанском флоте:

с декабря 1933 года по апрель 1935 года — командир штурманского сектора ПЛ «Щ-108»

с апреля до конца 1935 года — штурман 2-го дивизиона подводных лодок 2-й морской бригады

с марта 1936 года по август 1937 года — помощник командира ПЛ «Л-11»

с августа 1937 года по июль 1938 года — командир ПЛ «М-6», а затем до декабря 1939 года — командир ПЛ «Щ-116».

С декабря 1939 года проходил службу на Черноморском флоте, и до февраля 1940 года находился в распоряжении военного совета флота.

С февраля по июнь 1940 года исполнял должность командира.

В июне 1940 года стал командиром ПЛ «С-33», которая была принята от промышленности и вошла в состав Черноморского Флота в декабре 1940 года.

Участник обороны города-героя Севастополя и освобождения Крыма.

В 1941 −1944 годах командир «С-33» совершил 18 боевых походов на коммуникации противника, а в мае — июне 1942 года, когда его подлодка находилась в ремонте, Б. А. Алексеев в качестве обеспечивающего командира на ПЛ «С-31» совершил два похода в Севастополь, доставив в осажденный город боеприпасы и продовольствие, эвакуировал оттуда раненых и больных.

С апреля по июнь 1943 года — командир по оперативной части бригады подводных лодок без сдачи дел командира ПЛ «С-33».

В 1943—1944 годах подлодка «С-33» осуществляла боевую деятельность на коммуникациях противника между Севастополем и западными портами Чёрного моря, а также у побережья Крыма с целью нарушения перевозок и снабжения южной группы гитлеровских войск. В боевых походах командир ПЛ активно вёл поиск вражеских конвоев, смело и решительно атакуя их, несмотря на мощное противодействие противолодочных кораблей.

В послевоенные годы было установлено, что 20 апреля 1943 года подлодкой «С-33» под командованием Алексеева Б. А. был потоплен румынский транспорт «Сучава», водоизмещением 6876 брутто тонн.

22 сентября и 27 декабря 1943 года «С-33» потопила торпедами два транспорта противника водоизмещением 6000 тонн и 4000 тонн.

12 мая 1944 года к юго-западу от мыса Сарыч Б. А. Алексеев обнаружил вражескую быстроходную десантную баржу, находившуюся без хода, осмотрел её и потопил артиллерийским огнём, предварительно сняв с неё кормовой флаг военно-морского флота гитлеровской Германии.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками капитану 2-го ранга Алексееву Борису Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3812).

             

Подводная лодка «С-33» преобразована в гвардейскую.

С июня 1944 года по февраль 1946 года — командир 1-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок Черноморского Флота.

13 марта 1945 года его понизили в воинском звании за катастрофу на ПЛ «ТС-2», но 18 апреля 1947 года он был восстановлен в звании капитана 2-го ранга.

С февраля до декабря 1946 года — начальник отделения подводного плавания отдела боевой подготовки штаба Черноморского Флота.

В 1949 году с отличием окончил Военно-морскую академию (ВМА) имени К. Е. Ворошилова.

16 мая 1949 года ему присвоено воинское звание «капитан 1-го ранга».

До августа 1955 года работал в должности старшего преподавателя кафедры подводных лодок в ВМА имени К. Е. Ворошилова.

C июня 1951 года — заместителем начальника этой же кафедры.

24 августа 1953 года — присвоена учёная степень «кандидат военно-морских наук».

6 марта 1954 года — учёное звание «доцент».

В августе-сентябре 1955 года — находился в распоряжении Главного штаба ВМФ, после чего был назначен старшим военным советником начальника ВМА, военным специалистом и старшим группы специалистов в ВМА Народно-освободительной армии Китая.

По возвращении, с августа 1959 года до июня 1960 года — в распоряжении Главкома ВМФ, затем до января 1961 года — член Морского научно-технического комитета ВМФ СССР, а с января 1961 года до июня 1965 года — заместитель начальника Высших специальных офицерских классов ВМФ по учебной и научной работе.

С июня 1965 года до июня 1967 года — консультант начальника Высшего военно-морского училища в Объединенной Арабской Республике. Вернувшись из Египта, до декабря 1967 года был в распоряжении Главкома ВМФ СССР.

С декабря 1967 года — в запасе.

Жил в городе-герое Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), где скончался 25 января 1972 года, похоронен на Серафимовском кладбище.

Михаи́л Васи́льевич Греши́лов (2  ноября 1912Курская область, д. Будановка — 8 марта 2004Москва) — советский подводник-черноморец, Герой Советского Союза, капитан 1 ранга.

    

 

За боевые заслуги М. В. Грешилов награжден орденами Ленина, тремя - Красного Знамени, Нахимова II степени, двумя - Отечественной войны I степени, Красной Звезды, а также американским орденом "Морской крест" и 14 медалями.

Родился 15 ноября 1912 года в деревне Будановка Золотухинского района Курской области, в крестьянской семье. Отец - Грешилов Василий Фомич (1890 - 1934). Мать - Грешилова Прасковья Николаевна (1892 - 1981). Супруга - Грешилова Анна Ивановна (1913 г. рожд.). Сыновья: Евгений Михайлович (1938 г. рожд.), окончил МГУ, физик-акустик, кандидат физико-математических наук; Виктор Михайлович (1941 г. рожд.), окончил МАТИ, инженер по холодной обработке металлов, начальник кузнечно-прессового цеха завода имени Хруничева; Михаил Михайлович (1945 г. рожд.), окончил МФТИ, инженер по системам управления. У М. В. Грешилова четыре внука и два правнука.

Детские годы Михаила Грешилова прошли в родной деревне. Там получил и начальное образование. Потом в Курске окончил железнодорожную школу и два курса педагогического техникума. В 1929 году по комсомольскому призыву Михаил уехал на строительство Магнитогорского металлургического комбината. Окончил школу ФЗО и три года работал электромонтером, а затем сменным мастером на коксохимическом комбинате.

1933 год стал переломным в жизни и судьбе Михаила. Как один из лучших рабочих и комсомольских активистов Магнитки, он по путевке горкома комсомола был направлен служить во флот и зачислен в Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе

В 1937 году Михаил Грешилов оканчивает училище по специальности "штурман-подводник" и направляется на Черноморский флот. Два года осваивал глубины "самого синего моря" штурманом на подводной лодке "Щ-202", затем окончил высшие специальные классы комсостава при учебном отряде подводного плавания и был назначен командиром подлодки "М-35" (типа "Малютка"). В этой должности его и застала война.

Успешно действуя на немецких коммуникациях, подводная лодка "М-35" под командованием капитана 3-го ранга М. Грешилова до конца 1942 года выполнила 19 боевых походов и потопила четыре транспорта противника с живой силой и боевой техникой.

С 1942 года и до конца войны Михаил Грешилов - командир подводной лодки "Щ-215" (типа "Щука"), входившей в состав 2-й бригады подводных лодок.

 

                                                                 Средние ПЛ типf " Щ " ( Щука ) 

Водоизмещение - надводное - 584 тонны, подводное - 707,8 тонн 
Длина наибольшая - 58,7 м  Ширина наибольшая - 6,2 м 
Осадка средняя - 3,96 м 
Силовая установка - 2 дизеля суммарной мощностью 1600 л.с. и 2 электродвигателя суммарной мощностью 800 л.с. 2 группы аккумуляторных батарей по 112 батарей каждая марки "КСМ-2", 2 винта. 
Запас топлива - нормальный - 26 тонн, полный - 63 тонны 
Скорость - наибольшая надводная - 14.1 узла, подводная 8,5 узлов 
Дальность плавания - в надводном положении - 1200 миль при 14,1 узле, - 4500 миль при 8,5 узлах ; в подводном положении - 8,5 миль при 8,5 узлах, - 100 миль при 2,5 узлах 
Глубина погружения - рабочая - 75 метров, предельная - 90 метров 
Время погружения - 45 секунд 
Вооружение - 4 533-мм носовых торпедных трубы ; 2 533-мм кормовых торпедных трубы ; 10 533-мм торпед ; 2 - 45/46 артиллерийских установки "21-К" ; 1000 45-мм выстрелов 
Время пребывания под водой - 72 часа 
Автономность - нормальная - 20 суток, максимальная - 40 суток 
Запас плавучести - 19 % 
Экипаж - 7 офицеров, 15 старшин, 18 рядовых 

С задачей нарушения и срыва перевозок противника в 1943 - 1944 годах корабль М. Грешилова непрерывно отправлялся в боевые походы к берегам оккупированных Севастополя, Евпатории, Одессы, Ялты, Керчи, а также к берегам пособничавшей немцам Турции. Во время этих походов "Щ-215" пустила ко дну еще несколько вражеских транспортов и десантных барж. Один из транспортов, с хромовой рудой, был торпедирован и потоплен в районе Босфора, а другой - в районе Синопа.

Боевую деятельность подводника Михаила Грешилова отличали техническое мастерство и осмысленный риск, решительность и отвага. Вот лишь один пример. Во время одного из боевых походов подлодкой были обнаружены вражеский транспорт водоизмещением не менее 5 тысяч тонн и эскортировавшие его два эсминца, два корабля-"охотника" и три самолета. Столь сильное охранение могло сопровождать только транспорт с грузом большой ценности. М. Грешилов смело бросился в атаку, хотя и предвидел опасное сопротивление со стороны вражеского эскорта. Выпущенные лодкой торпеды попали точно в цель. На фашистском судне взорвался боезапас, и оно затонуло.

Но, как и ожидалось, эсминцы и катера-"охотники" накинулись на нашу подлодку и начали забрасывать ее глубинными бомбами. От сильного сотрясения и совсем близких взрывов лодка стала самопроизвольно всплывать.

И все же усилиями экипажа удалось быстро устранить неполадки, дифферентовать ее и, уйдя на глубину, уклониться от преследования. Форсировав минное поле, "Щ-215", оторвалась от противника и вернулась в свою базу.

Всего за время войны черноморец-подводник Михаил Грешилов совершил на своих подводных лодках 26 боевых походов, потопил пять и повредил три корабля противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После Великой Отечественной войны Михаил Грешиловокончил Военно-морскую академию. В 1948 году в звании капитана 1-го ранга он вернулся на Черноморский флот. Служил начальником оперативного отдела штаба Потийской военно-морской базы, в одном из отделов штаба флота в Севастополе. В 1951 году был переведен в Москву, несколько лет служил в Управлении подводного плавания Главного штаба ВМФ. А после увольнения с военной службы в 1959 году работал на инженерных должностях в Институте акустики АН СССР.

За боевые заслуги М. В. Грешилов награжден орденами Ленина, тремя - Красного Знамени, Нахимова II степени, двумя - Отечественной войны I степени, Красной Звезды, а также американским орденом "Морской крест" и 14 медалями.

   

                                     Продолжение смотрите на сайте: ВОВ –– Герои-подводники. Часть II