БПЛА " Скат :

 

«Скат» — разведывательный и ударный беспилотный летательный аппарат, разрабатываемый ОКБ Микояна и Гуревича и ОАО «Климов». Впервые был представлен на авиасалоне МАКС-2007 в качестве полноразмерного макета, предназначенного для отработки конструкторско-компоновочных решений.  

Ф-1.jpg
Полноразмерный макет БПЛА «Скат» на МАКС-2007 / Фото: ru.wikipedia.org 
 
По заявлению генерального директора РСК «МИГ» Сергея Короткова, разработка беспилотного ударного летательного аппарата «Скат» прекращена. Решением Министерства обороны России по результатам соответствующего тендера головным разработчиком перспективного ударного БПЛА избрана АХК «Сухой». Однако задел по «Скату» будет использован при разработке «семейства» БПЛА «Сухого», и РСК «МИГ» будет принимать участие в этих работах. 
ф-2.jpg
Генеральный директор РСК «МИГ» Сергей Коротков / Фото: cdn15.img22.ria.ru 

Проект был приостановлен в связи с отсутствием финансирования. 22 декабря 2015 года в интервью (газете Ведомости) с генеральным директором РСК «МиГ» Сереем Коротковым было сказано, что работы по «Скату» продолжаются. Работа идёт совместно с ЦАГИ. Финансирование разработки осуществляет Минпромторг РФ. 



Назначение: 

  • Ведение разведки.
  • Нанесение ударов по наземным целям авиабомбами и управляемыми ракетами (Х-59)
  • Уничтожение радиолокационных систем ракетами (Х-31).ББЛА «Скат» стал одной из наиболее неожиданных и интересных новинок на авиасалоне МАКС-2007. Реактивный боевой беспилотник разрабатывался конструкторами российской корпорации «МиГ». 

Аппарат выполнен по малоизвестной схеме «летающее крыло» и не имеет хвостового оперения. В значительной степени конструкция сложена из композиционных материалов. 

ф-4.jpg
ББЛА «Скат» / Фото: avia.pro 

На презентации ББЛА «Скат» был укомплектован бомбами КАБ-500Кр и ракетами класса «воздух-РЛС» Х-31П. Разработчики заявляют, что максимально в аппарат можно загрузить 2000 кг боевой нагрузки. 

ф-6.jpg
БПЛА «Скат» укомплектован бомбами КАБ-500Кр и ракетами класса «воздух-РЛС» Х-31П / Фото: img.bp-la.ru 

БПЛА «Скат» оборудован традиционным шасси самолетного типа, благодаря которому выполняется его посадка и взлет на аэродромных дорожках. Шасси сделано убирающимся, по трехопорной схеме. К каждой стойке крепится по одному колесу. Убирание передней опоры с рычажной стойкой происходит в отсек корпуса назад по полету, остальные опоры тоже рычажного типа и убираются в ниши центроплана. 



ББЛА «Скат» предназначен для уничтожения сил противника в условиях сильного сосредоточения вражеских зенитных орудий, средств ПВО, морских и наземных движущихся и стационарных целей. Может действовать как автономно, так и в группе с другими самолетами. 

Точных данных о составе бортового оборудования ББЛА «Скат» пока нет, но предположительно в его составе имеются автономные прицельные системы для определения и распознавания целей и дальнейшего применения по ним оружия, а также средства радиоэлектронного противодействия и разведки для обеспечения собственной выживаемости в сражениях. 



Максимальная скорость аппарата на приземной высоте составляет 800 км/ч. 

ф-7.jpg 
БПЛА «СКАТ» / Изображение: InfoStep 

О том, что перспективным беспилотником занимаются в РСК «МиГ», стало известно около двух лет назад. Эти работы начались вскоре после назначения генеральным директором и генеральным конструктором корпорации Алексея Федорова (ныне - председателя правления и президента OAK), тонко чувствующего конъюнктуру рынка и инициировавшего перед этим несколько программ БПЛА в возглавлявшейся им корпорации «Иркут». 

2.jpg 

Алексей Федоров / Фото: Корпорация "Иркут" 

Однако все эти два года официальные представители РСК «МиГ» ограничивались лишь констатацией факта о ведущихся работах, без какой бы то ни было конкретики. И вот к августу этого года проект «миговского» беспилотника был доведен до такой стадии, что руководители компании решили, что пора представить некоторые результаты своих исследований публично. 

К созданию БПЛА «Скат» компания подошла, уже имея в своем портфеле богатый опыт работ по беспилотной технике. С конца 40-х гг. конструкторы ОКБ вели разработку первых в стране крылатых противокорабельных ракет КС и КСС (своего рода уменьшенный беспилотный истребитель МиГ-15), затем сверхзвуковых крылатых ракет К-10 и Х-20 для вооружения ракетоносцев Дальней авиации Ту-16 и Ту-95, участвовали в создании скоростной крылатой ракеты Х-22, до сих пор состоящей на вооружении самолетов Ту-22МЗ. Кроме того, в 60-е гг. велись работы по разведывательным и ударным ДПЛА (Х-155ДР, «Кречет»), беспилотным перехватчикам (К-155, «Гюрза») и др. Работы по беспилотной тематике продолжались в ОКБ и в последующие годы. 



Итак, что же представляет собой перспективный боевой беспилотник РСК «МиГ»? 

skat1.jpg 
Сравнение размеров БПЛА "Скат" и истребителя МиГ-29 / Рисунок, Алексей Михеев 

В соответствии с современными мировыми тенденциями аппарат выполняется по малозаметной схеме «летающее крыло» без хвостового оперения. Конструкция машины в значительной степени выполняется из композиционных материалов.  



Несущий корпус аппарата в плане представляет собой треугольник с углом стреловидности по передним кромкам около 54 градусов. Такую же стреловидность имеют выполненные с нулевым сужением консоли крыла со срезанными под 90 градусов к передней и задним кромкам законцовками. Вообще, во всем облике БПЛА «Скат» на виде сверху и снизу прослеживается тенденция строить все внешние обводы планера, стыки панелей, створки ниш и люков вдоль всего нескольких параллельных осей, что отвечает требованиям снижения радиолокационной заметности. 







Основные аэродинамические управляющие органы аппарата - многофункциональные отклоняемые поверхности по задней кромке консолей крыла, с помощью которых осуществляется управление как по крену, так и по тангажу и по курсу, а также аэродинамическое торможение. Дополнительные управляющие поверхности имеются также на прифюзеляжных частях центроплана, имеющих обратную стреловидность по задней кромке (те же самые примерно 54 градуса, но со знаком «минус»). Силовая установка БПЛА «Скат» - один бесфорсажный двухконтурный турбореактивный двигатель РД-5000Б тягой 5040 кгс, представляющий собой модификацию ТРДДФ РД-93 (вариант применяемого на истребителях МиГ-29 двигателя РД-33 для однодвигательных зарубежных боевых самолетов) и комплектуемый для снижения заметности плоским соплом. 

 

ф-5.jpg
 Турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой РД-93 / Фото:bastion-opk.ru 

На первом этапе испытаний «Ската» двигатель может комплектоваться традиционным осесимметричным соплом (на презентации 23 августа были представлены оба варианта). Лобовой нерегулируемый воздухозаборник двигателя размешен вверху носовой части аппарата. 



Внутри корпуса БПЛА. по бокам воздушного канала двигателя и самой силовой установки, оборудованы два отсека боевой нагрузки длиной 4,4 м и сечением 0,65x0,75 м, внутри каждого из которых может размешаться по одной ракете класса «воздух-поверхность» или «воздух-РЛС», либо по корректируемой бомбе калибра 250-500 кг. Во время презентации БПЛА «Скат» демонстрировался с противорадиолокационными ракетами Х-31П и корректируемыми бомбами КАБ-500Кр. Сообщается, что максимальная масса боевой нагрузки аппарата составляет 2000 кг. 

ф-3.jpg 
Хорошо видно шасси БПЛА "Скат" / Фото: bp-la.ru 

Шасси аппарата - традиционное «самолетное», обеспечивающее его взлет и посадку на обычных аэродромах. Шасси выполнено по трехопорной схеме, убирающимся. На каждой стойке имеется по одному колесу. Передняя опора с рычажной стойкой убирается назад по полету в отсек корпуса под воздушным каналом двигателя, основные, также с рычажными стойками, - в оси самолета в ниши центроплана.  



Основное назначение БПЛА «Скат» - уничтожение в условиях сильного противодействия зенитных средств противника заранее разведанных стационарных наземных целей, в первую очередь средств ПВО, а также уничтожение мобильных наземных и морских целей при ведении как автономных, так и групповых действии совместно с пилотируемыми летательными аппаратами. 



О составе бортового оборудования БПЛА «Скат» пока не сообщается. Однако можно предположить, что помимо комплексной системы управления и системы навигации он будет оснащаться автономными прицельными системами для обнаружения и распознавания целей и применения по ним оружия, а также средствами разведки и радиоэлектронного противодействия для обеспечения собственной выживаемости в бою. 

 

ф-8.jpg

Данные по БПЛА "Скат" / Изображение: eurasian-defence.ru 

Аппарат имеет максимальную скорость полета у земли около 800 км/ч и максимальное число М полета около 0,8. Практический потолок его, согласно расчетам, составит более 12 000 км, а дальность полета - до 4000 км. По размерам БПЛА «Скат» сопоставим с истребителем МиГ-29: его длина составляет 10,25 м, размах крыла - 11,5 м, а высота - 2,7 м. Максимальная взлетная масса аппарата оценивается в 10 000 кг. 



Разработка БПЛА «Скат» ведется РСК «МиГ» с 2005 г. на инициативных началах. В кооперации с рядом предприятий российской промышленности и научных центров уже проведен широкий круг исследований, в ходе которых определен рациональный облик и характеристики аппарата и принята программа отработки необходимых технологий. Аэродинамическая компоновка ББЛА прошла проверку в ходе продувок в ЦАГИ, которые подтвердили правильность выбранных конструктивно-компоновочных решений.  

ф-13.jpg 
ББЛА «Скат» / Фото: avia.pro 

Среди участников кооперации по программе БПЛА «Скат» (их логотипы нанесены на створку отсека боевой нагрузки макета ББЛА, продемонстрированного журналистам 23 августа): 

  • 2 ЦНИИ Минобороны, традиционно отвечающий в отечественных вооруженных силах за научно-методическое обеспечение войск ПВО
  • концерн радиостроения «Вега», недавно определенный правительством страны головной организацией по разработке беспилотных авиационных комплексов
  • ГосНИИАС - ведущий Государственный научный центр отрасли по разработке концепций развития боевой авиации, комплексов вооружения и интеграции комплексов бортового оборудования
  • Силовая установка для БПЛА «Ската» разработана санкт-петербургским ОАО «Климов» в содружестве с Тушинским МКБ «Союз», а в случае запуска в серию будет выпускаться на ММП им. В.В. Чернышева
  • Входящее в корпорацию «Иркут» ОКБ «Русская авионика» отвечает за разработку систем бортового оборудования
  • Еще один участник кооперации - ЗАО «Хиус» из Тверской области, пока еще не известное широко в авиационной отрасли, но, по словам директора Инженерного центра им. А.И. Микояна Владимира Барковского, имеющее большой опыт разработки и изготовления изделий из композиционных материалов. ЗАО «Хиус» создает для БПЛА «Скат» композиционные конструкции планера.

Показанный журналистам во время МАКС-2007 полноразмерный макет ББЛА «Скат» построен в опытном производстве PCК «МиГ» летом 2007 г. Он предназначен для отработки конструктивно-компоновочных решений и оптимизации характеристик аппарата. 



Следующие этапы программы предусматривают изготовление опытных летных образцов-демонстраторов - в пилотируемом («Скат-ПД») и беспилотном вариантах («Скат-Д») - и проведение их летных испытаний для окончательной доводки и демонстраций всех технологий БПЛА «Скат», включая применение оружия. Необходимость изготовления на первом этапе пилотируемого варианта «Ската» Владимир Барковский объясняет особенностями российского законодательства, которое накладывает серьезные ограничения на полеты БПЛА. Нормативные акты в этой области требуют совершенствования, и такая работа уже ведется. 



Руководители PCК «МиГ» пока не называют сроков начала летных испытаний прототипов БПЛА «Скат». Очевидно, что это случится не в ближайшие месяцы, однако приоритет и внимание, который отдают на фирме программе, позволяют надеяться на то, что первый полет БПЛА «Скат» не за горами. 



В случае успеха, в котором не сомневаются разработчики аппарата, ожидается, что проект получит поддержку российского министерства обороны и сможет быть включен в государственную программу вооружений. С учетом современных тенденций развития военной авиационной техники немалые перспективы у БПЛА «Скат» имеются и на мировом рынке. Не исключено, что к работам по БПЛА «Скат» (или его дальнейшему развитию) могут подключиться в перспективе и зарубежные партнеры: в последнее время на Западе такие масштабные программы принято вести сообща, яркий пример тому - проект «Нейрон». Так что с учетом нынешних мировых тенденций развития боевой авиации будущее у БПЛА «Скат» может быть самым многообещающим. 

1357788631_mig-skat.8751.jpg 
Проекции БПЛА "Скат" / Изображение: www.paralay.com

Летно-технические характеристики

Технические характеристики           
Экипаж  отсутствует
Длина, м  10,25
Размах крыла, м  11,5
Высота, м  2,7
Шасси  трёхопорное
Максимальная взлетная масса, кг  20000
Двигатель  1 × ТРДД РД-5000Б с плоским соплом
Тяга, кгс  бесфорсажная - 1 × 5040
Тяговооружённость, кгс/кг  при максимальной взлетной массе: 0,25
Лётные характеристики  
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч (М)  850 (0,8)
Дальность полёта, км  4000
Боевой радиус, км  1200
Практический потолок, м  15000
Вооружение:  
Боевая нагрузка, кг 6000
Точки подвески  4, во внутренних бомбоотсеках
Варианты подвески:  2 × Х-31А «воздух-поверхность»; 
2 × Х-31П «воздух-РЛС»;
2 × КАБ-250 (250 кг); 
2 × КАБ-500 (500 кг)