"Ночные Ведьмы "

                                               “ Ночные Ведьмы “

В годы Великой Отечественной войны свой вклад в приближение Победы вносило подавляющее большинство советских людей. Миллионы людей сражались, получали ранения и погибали на фронте. Были среди них люди всех национальностей, молодые и старые, мужчины и женщины. Настоящей легендой войны стали советские военные летчицы, которые получили у гитлеровцев прозвище «ночных ведьм».

                                 Наталья Меклин написала свою «Молитву летчика»:

                                            Господи, избавь нас от строевой,     

                                            Дай нам цель на передовой, 

                                            Пошли нам боевую задачу 

                                            И лунную ночь в придачу...

                                           Выведи из ада в рай, 

                                           Дай бомбить передний край, 

                                           И чтоб долго нас не мучить, 

                                          Ты пошли нам склад с горючим...

                                                                            Женские авиаполки РККА

Формирование женских авиационных полков началось в октябре 1941 года согласно приказу № 0099 Народного комиссариата обороны СССР (датирован 8 октября 1941 года) «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии». Таким образом, Наркомат принял предложение знаменитой летчицы Марины Михайловны Расковой (1912-1943).

На тот период 29-летняя Марина Раскова уже носила высокое звание Героя Советского Союза — ее наградили в 1938 году за мужество и героизм, проявленные при беспосадочном перелете по маршруту «Москва — Дальний Восток», во время которого было преодолено расстояние в 6450 км. По приказу Валентины Степановны Гризодубовой  М. Раскова совершила при вынужденной посадке самолета прыжок с парашютом в тайгу и была найдена лишь спустя десять суток.

При этом из запасов продовольствия у летчицы с собой находились лишь две плитки шоколада. К моменту начала Великой Отечественной войны Раскова служила в военной авиации и параллельно числилась по штату Народного комиссариата государственной безопасности, имея воинское звание старшего лейтенанта госбезопасности.

          

Используя свой авторитет в советском обществе и наличие выхода лично на Иосифа Виссарионовича Сталина, Раскова добилась создания исключительно женских авиационных подразделений РККА. В мировой военной истории еще не было подобного прецедента — нет, конечно, были и женщины — военные летчицы, но не было собственно цельных подразделений, которые бы полностью укомплектовывались женщинами. Однако, идея Марины Расковой понравилась всесильному руководителю партии и государства. Сталин подписал совершенно секретный указ о создании женских авиационных полков. Ответственной за их формирование и была назначена Марина Раскова. Причем сама она приняла командование 587-м бомбардировочным авиационным полком на Пе-2, который впоследствии был переформирован в 125-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный имени Марины Расковой Борисовский орденов Суворова и Кутузова полк (Приказ НКО СССР № 265 от 03.09.1943 г.).

Под командованием другой прославленной и опытной летчицы — Евдокии Давыдовны Бершанской — 6 февраля 1942 г. был создан 588-й бомбардировочный авиационный полк, получивший в том же 1943 году название 46-й гвардейский Таманский Краснознамённый ордена Суворова 3-й степени ночной бомбардировочный авиационный полк.

В полку служили исключительно женщины — они занимали все должности — от авиационных механиков и авиационных техников до штурманов и пилотов, женским оставался и командный состав полка. Так, 46-м полком командовала Евдокия Бершанская, а заместителем командира по политической части была Мария Ивановна Рунт (первым комиссаром полка была батальонный комиссар Евдокия Яковлевна Рачкевич).

Штаб полка в разное время возглавляли Мария Александровна Фортус и Ирина Вячеславна Ракобольская.

             

Два других авиационных полка — 587-й бомбардировочный и 586-й истребительный, первоначально создававшихся как женские, впоследствии возглавили мужчины, стали принимать мужчин и на должности инженерно-технического состава, поскольку представлялось достаточно сложной задачей обучить девушек в краткое время непосредственно техническому обслуживанию самолетов. Таким образом, только 46-й полк (бывший 588-й) остался полностью женским по своему составу. В этом, в первую очередь, и заключалась его особая «изюминка» как фронтового подразделения.

 

 

Евдокия Давыдовна Бершанская (девичья фамилия — Карабут) (1913-1982) была родом с Северного Кавказа, с территории Ставропольского края. Поступив в 1931 году в Батайскую авиационную школу, она в 1932-1939 гг. была авиаинструктором. В 1939 г. приняла командование авиазвеном 218-го авиационного отряда специального применения, базировавшегося в Краснодарском крае в станице Пашковской. Учитывая, что в 1941 году, несмотря на молодость (28 лет), у Бершанской за спиной был десятилетний авиационный стаж и, более того, опыт командования женским авиационным отрядом, сформированным в Батайской авиационной школе, именно ей Марина Раскова и высшее военно-воздушное командование доверили должность командира 588-го бомбардировочного авиационного полка, присвоив воинское звание капитана авиации. Войну Евдокия Давыдовна закончила в звании гвардии подполковника.

Численность 588-го авиационного полка Бершанской («Дунькиного полка», как его в шутку называли в Красной Армии) первоначально составляла 115 человек. В основном это были совсем молодые девушки — 17-22 лет, которые, тем не менее, очень хотели внести свой вклад в победу над гитлеровскими оккупантами. Среди них было много студенток — преимущественно, факультетов точных наук — физического, механико-математического, на штурманов отправляли девушек с географического факультета. Подразумевалось, что знания, полученные ими в гражданских вузах, облегчат усвоение военных предметов и останется лишь обучить будущих летчик, штурманов, техников и механиков практическим предметам, связанным с управлением и обслуживанием самолетов. «Студентки из разных вузов Москвы были зачислены в штурманскую группу. Поселили нас в доме спорта и опять на двухэтажных кроватях. И началось упорное учение: классные занятия по 11 часов в день, включая морзянку и строевую подготовку, а по вечерам надо было готовиться к следующему дню. Дисциплина в части была очень жесткая» — вспоминает Ирина Ракобольская.

12 июня 1942 года состоялся первый вылет полка, а 8 февраля 1943 года ему было присвоено почетное звание гвардейского полка. Боевой путь полка проходил в 1942 г. — в Ростовской области, Ставропольском крае, Северной Осетии. В 1943 участвовал в прорыве обороны противника, освобождении Новороссийска, позже — поддерживал десантные операции на Керченском полуострове, освобождение Крыма и Севастополя. В июне-июле 1944 г. полк освобождал Белоруссию, в августе 1944 г. — Польшу, в январе 1945 г. — Восточную Пруссию. Апрель 1945 г. летчицы полка встречали на Одере, где прорывали оборону противника.

В течение трех лет войны полк не уходил на переформирование, его состав оставался женским, хотя он и входил в более крупное «мужское» авиационное соединение — 325-ю ночную бомбардировочную авиационную дивизию, некоторое время — во 2-ю гвардейскую ночную бомбардировочную авиационную дивизию (в мае 1944 г., во время боевых действий по освобождению Крымского полуострова). Полк летал на бомбардировщиках По-2. В начале войны в полку было 20 самолетов, в разгар боевых действий — 45, а победу полк встречал с 35 машинами.

                                                 ТТД  “ У-2/ По-2 “

·                     Экипаж: 1 человек;

·                     Пассажировместимость: 1 человек;

·                     Длина самолёта: 8,2 м.;  Размах крыльев: 11,4 м.;  Высота самолёта: 3,1 м.;

·                     Масса пустого самолёта: 635 кг.;   Полезная нагрузка: 255 кг.;   Максимальный взлётный вес: 890 кг.

·                     Крейсерская скорость: 140 км\ч;    Максимальная скорость полёта: 155 км\ч.

·                     Максимальная дальность полёта: 400 км.

·                     Максимальная высота полёта: 4000 м.;

·                     Тип авиадвигателя: поршневой;  Силовая установка: Швецов М-11   Мощность: 100 л.с.

Как воевали «ночные ведьмы» на Великой Отечественной

«Ночными ведьмами» называли 46-ой гвардейский женский Таманский авиаполк, входивший в состав ВВС Советского Союза. Он был образован по приказу Народного комиссариата обороны в 1941 году. Командовала «ночными ведьмами» опытная летчица Евдокия Бочарова (в первом браке Бершанская). Замполитом полка была Мария Рунт.

Женский авиационный полк

Из-за сугубо женского состава, а также имени командира мужчины-летчики иногда называли 46-ой полк «Дунькиным». При таком шутливом названии девушки-летчицы умели внушить врагу настоящий ужас. Именно фашисты назвали этих бесстрашных асов в юбках «ночными ведьмами». Обучались летчицы в Архангельске. 27 мая 1942-го женский полк прибыл на фронт в составе 115 девушек, которые занимали в боевом формировании абсолютно все должности.

Ночными «ведьмы» звались потому, что входили в 218-ую ночную бомбардировочную авиадивизию и совершали вылеты только ночью.

Боевое крещение девушки  получили через две недели по прибытии на фронт, 12 июня. За подвиги, которые совершили эти хрупкие девчата, полк заслужил звание «Гвардейский».

В конце войны он вошел в состав 325-ой, затем 2-ой дивизий. По ее завершении был полностью расформирован.

Боевой путь «ночных ведьм»

Первый вылет произошел в районе Сальских степей. Затем девушки воевали на Дону, в районе реки Миус и города Ставрополь. В конце 1942-го 46-ой женский полк оборонял Владикавказ. Затем летчицы участвовали в суровых столкновениях с врагом на Таманском полуострове, где Красная армия и ВВС освобождали Новороссийск.

«Ночные ведьмы» участвовали в сражениях за Кубань, Крымский полуостров, Белоруссию и другие регионы Советского Союза. После того, как советские войска перешли линию границы, летчицы воевали на территории Польши за освобождение от оккупантов городов Варшава, Августов, Остроленк. В начале 1945-го 46-ой полк сражался уже на территории Пруссии и в последние месяцы войны участвовал в легендарной Висло-Одерской наступательной операции.

На чем летали и как воевали гвардейцы

«Ночные ведьмы» летали на бипланах Поликарпова, или По-2. Численность боевых машин возросла за пару лет с 20-ти до 45-ти. Этот самолет создавался изначально совсем не для боев, а для учений. В нем не было даже отсека для авиабомб (снаряды подвешивались под «брюхо» самолета на специальные бомбодержатели»). Максимальная скорость, которую могла развить такая машина, — 120 км/ч.

При таком скромном вооружении девушки показывали чудеса пилотирования. Это при том, что каждый По-2 нес на себе груз большого бомбардировщика, нередко до 200 кг за раз. Летчицы воевали только по ночам. Причем, за одну ночь совершали по нескольку вылетов, наводя ужас на позиции врага.

Девушки не имели на борту парашютов, являясь буквально смертницами. В случае попадания снаряда в самолет им оставалось только героически погибнуть.

Места, отведенные по технологии под парашюты, летчицы загружали бомбами. Еще 20 кг вооружения было серьезным подспорьем в бою. До 1944 года эти учебные самолеты не были оснащены пулеметами. Управлять ими мог как пилот, так и штурман, поэтому если первый погибал, его напарник мог привести боевую машину на аэродром.

Заслуги летчиц

Вылеты девушки осуществляли очень интенсивно, буквально осыпая позиции врага градом бомбовых ударов. Перерывы между вылетами обычно составляли всего 5 минут. За одну ночь каждый По-2 совершал до десяти и более вылетов.

В битве за Кавказ девушки осуществили около 3000 вылетов, за Кубань, Новороссийск и Тамань – более 4600, за Крым – более 6000, за Белоруссию – 400, за Польшу – почти 5500 вылетов. Десятки валетов за линию франта к партизанам ( туда с боеприпасами - обратно с ранеными). Уже в Германии гвардейцы произвели еще около 2000 вылетов, налетав таким образом почти 29 тысяч часов.

«Ночные ведьмы» взорвали 17 переправ, 46 складов боеприпасов, 86 огневых точек врага, 12 топливных цистерн, 9 поездов, 2 железнодорожные станции, захваченные противником. Всего они сбросили на головы фашистов более 3000 тонн бомб. В боях героически погибли 32 летчицы.

Самым трагичным в истории полка стала ночь на 1 августа 1943 года, когда было потеряно сразу четыре самолёта. Немецкое командование, раздражённое постоянными ночными бомбёжками перебросило на участок действий полка группу ночных истребителей. Это стало полной неожиданностью для советских лётчиц, которые не сразу поняли почему бездействует вражеская зенитная артиллерия, но один за другим загораются самолёты. Когда пришло понимание, что против них выпустили ночные истребители Messerschmitt Bf.110, полёты были прекращены, но до этого немецкий лётчик-ас, только утром ставший кавалером Рыцарского креста Железного креста Йозеф Коциок успел сжечь в воздухе вместе с экипажами три советских бомбардировщика.

 

Модификация

  Bf.110g-4c/R-3

Размах крыла, м

  16.20

Длина, м

  13.00

Высота, м

  4.20

Площадь крыла, м2

  38.40

Масса, кг

 

  пустого самолета

  5100

  нормальная взлетная

  9400

  максимальная взлетная

  9900

Тип двигателя

  2 ПД Daimler-Benz DB 601В-1

Мощность, л.с.

  2 х 1475

Максимальная скорость , км/ч

 

  у земли

  500

  на высоте

  550

Крейсерская скорость, км/ч

  510

Практическая дальность, км

 

  без баков

  900

  с 2 900 л баками

  2100

Максимальная скороподъемность, м/мин

  660

Практический потолок, м

  11000

Экипаж, чел

  3

Вооружение:

  две 30-мм пушки МК 108 со 135 снарядами на ствол и
 две 20-мм пушки MG 151 с 300 снарядами (на правую пушку) и 350 снарядами (на левую),  один 7,9-мм пулемет MG 81Z с 800 патронами.

 
Ещё один бомбардировщик был потерян из-за огня зенитной артиллерии. В ту ночь погибли: Анна Высоцкая с штурманом Галиной Докутович, Евгения Крутова с штурманом Еленой Саликовой, Валентина Полунина с штурманом Глафирой Кашириной, Софья Рогова с штурманом Евгенией Сухоруковой.

Боевые потери полка составили 32 человека. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где гибли самолёты, и разыскала могилы всех погибших.

Однако помимо боевых, были и иные потери. Так, 22 августа 1943 года в госпитале от туберкулёза умерла начальник связи полка Валентина Ступина. А 10 апреля 1943 года уже на аэродроме один самолёт, садясь в темноте, сел прямо на другой, только что приземлившийся. В итоге летчицы Полина Макагон и Лида Свистунова погибли сразу, Юлия Пашкова скончалась от полученных ранений в госпитале. В живых осталась только одна летчица — Хиуаз Доспанова, которая получила тяжелейшие травмы — у неё были перебиты ноги, однако после нескольких месяцев госпиталей девушка вернулась в строй, хотя из-за неправильно сросшихся костей, она стала инвалидом 2-й группы.

                                    Погибшие подруги 

Малахова Анна и Виноградова Маша Энгельс, 9 марта 1942 г.
Тормосина Лилия и Комогорцева Надя Энгельс, 9 марта 1942 г.
Ольховская Люба и Тарасова Вера Донбасс, сбиты в июне 1942 г.
Ефимова Тоня умерла от болезни, декабрь 1942 г.
Ступина Валя умерла от болезни весной 1943 г.
Макагон Полина и Свистунова Лида разбились при посадке 1 апреля 1943 г., Пашковская
Пашкова Юля умерла 4 апреля 1943 г. после аварии в Пашковской
Носаль Дуся убита в самолете 23 апреля 1943 г.
Высоцкая Аня и Докутович Галя сгорели над «Голубой линией» 1 августа 1943 г.
Рогова Соня и Сухорукова Женя — —
Полунина Валя и Каширина Ира — —
Крутова Женя и Саликова Лена — —
Белкина Паша и Фролова Тамара сбиты в 1943 г., Кубань
Масленникова Люда погибла при бомбежке, 1943 г.
Володина Таисия и Бондарева Аня потеряли ориентировку, Тамань, март 1944 г.
Прокофьева Панна и Руднева Женя сгорели над Керчью 9 апреля 1944 г.
Варакина Люба погибла на аэродроме в другом полку в 1944 г.
Макарова Таня и Белик Вера сгорели в Польше 29 августа 1944 г.
Санфирова Леля подорвалась на мине после прыжка с горящего самолета 13 декабря 1944 г., Польша
Колокольникова Аня разбилась на мотоцикле, 1945 г., Германия

За освобождение Таманского полуострова Краснознаменный 46-й полк получил второе название «Таманский». Более 250 летчицам были присвоены многочисленные награды.

                   За годы войны 24 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза:

1. Гвардии ст. лейтенант Аронова Раиса Ермолаевна — 960 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года.

2. Гвардии ст. лейтенант Белик Вера Лукьяновна — 813 боевых вылета. Награждена посмертно 23 февраля 1945 года.

3. Гвардии ст. лейтенант Гашева Руфина Сергеевна — 848 боевых вылетов. Награждена 23 февраля 1945 года.

 

4. Гвардии ст. лейтенант Гельман Полина Владимировна — 860 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года.

5. Гвардии ст. лейтенант Жигуленко Евгения Андреевна — 968 боевых вылетов.

6. Гвардии ст. лейтенант Макарова Татьяна Петровна — 628 боевых вылетов. Награждена посмертно.

7. Гвардии ст. лейтенант Меклин Наталья Фёдоровна — 980 боевых вылетов. Награждена 23 февраля 1945 года.

                 

8. Гвардии капитан Никулина Евдокия Андреевна — 760 боевых вылетов.

                

9. Гвардии лейтенант Носаль Евдокия Ивановна — 354 боевых вылета. Награждена посмертно. Первая женщина-лётчик, удостоенная звания Героя Советского Союза в ходе Великой Отечественной войны.

      

10. Гвардии ст. лейтенант Парфёнова Зоя Ивановна — 680 боевых вылетов. Награждена 18 августа 1945 года. Участница Парада Победы.

      

11. Гвардии ст. лейтенант Пасько Евдокия Борисовна — 790 боевых вылетов.

                  

12. Гвардии капитан Попова Надежда Васильевна — 852 боевых вылета.

 

13. Гвардии ст. лейтенант Распопова Нина Максимовна — 805 боевых вылетов.

14. Гвардии капитан Розанова Лариса Николаевна — 793 боевых вылета.

15. Гвардии ст. лейтенант Руднева Евгения Максимовна — 645 боевых вылетов. Награждена посмертно.

16. Гвардии ст. лейтенант Рябова Екатерина Васильевна — 890 боевых вылетов.

 

17. Гвардии капитан Санфирова Ольга Александровна — 630 боевых вылетов. Награждена посмертно.

18. Гвардии ст. лейтенант Себрова Ирина Фёдоровна — 1004 боевых вылета.

 

19. Гвардии капитан Смирнова Мария Васильевна — 950 боевых вылетов.

 

20. Гвардии ст. лейтенант Сыртланова Магуба Гусейновна — 980 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года.

     
21. Гвардии ст. лейтенант Ульяненко Нина Захаровна — 915 боевых вылетов. Награждена 18 августа 1945 года.

         

22. Гвардии ст. лейтенант Худякова Антонина Фёдоровна — 926 боевых вылетов.

23. Гвардии капитан Чечнева Марина Павловна — 810 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года.

  
24. Гвардии ст. лейтенант Доспанова Хиуаз - более 300 боевых вылетов.

                    
В 1995 году звание Героя России получили ещё два штурмана полка:

Гвардии ст. лейтенант Акимова Александра Фёдоровна — 680 боевых вылетов.

             

Гвардии ст. лейтенант Сумарокова Татьяна Николаевна — 725 боевых вылетов.
Звания Герой Республики Казахстан удостоилась одна лётчица: Гвардии ст. лейтенант Доспанова Хиуаз - более 300 боевых вылетов.

Боевой путь полка

                                                                                   Боевой путь полка

12 июня 1942 года состоялся первый боевой вылет полка.
До августа 1942 года полк сражался на реках Миус, Дон и в пригородах Ставрополя.
С августа по декабрь 1942 года полк участвовал в обороне Владикавказа.
С марта по сентябрь 1943 года летчицы полка участвовали в прорыве обороны «Голубой линии» на Таманском полуострове и освобождении Новороссийска.
С ноября 1943 по июнь 1944 года полк поддерживал высадки десантов на Керченском полуострове, освобождение Крымского полуострова и Севастополя.
В июне-июле 1944 года полк сражался в Белоруссии, помогая освобождать Могилев, Червень, Минск, Белосток.
С августа 1944 года полк действовал на территории Польши, участвовал в освобождении Августива, Варшавы, Остроленки.
В январе 1945 года полк сражался в Восточной Пруссии.
В марте 1945 года гвардейцы полка участвовали в освобождении Гдыни и Гданьска.
В апреле 1945 года и до окончания войны полк помогал в прорыве обороны противника на Одере.
За три года боев полк ни разу не уходил на переформирование.

Боевой путь полка

                                                                             Боевые действия полка

Летчицы авиаполка произвели 23 672 боевых вылета. Перерывы между вылетами составляли 5-8 минут. Всего самолеты находились в воздухе 28 676 часов (1191 полные сутки). Летчицами было сброшено 2 902 980 кг бомб, 26 000 зажигательных снарядов.

По неполным данным, полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов, 12 цистерн с горючим, 1 самолет, 2 баржи, 76 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов. Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности. Также было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окруженным советским войскам.