Первые женщины-герои СССР

             

                   Первые женщины - Герои Советского Союза

2 ноября 1938 г. 78 лет назад Первым женщинам в СССР присвоено звание Героя Советского Союза

Первые женщины - Герои Советского Союза СССР, герои, история, факты

Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова в сентябре 1938 года стали национальными героинями.
24-25 сентября самолет «Родина», пилотируемый командиром экипажа Гризодубовой, пилотом Осипенко и штурманом Расковой совершил самый длинный в истории беспосадочный перелет по маршруту Москва - посёлок Керби (Дальний Восток), протяженностью 6450 км.

Нелишним будет заметить, что до осени 1938 года рекорд абсолютной дальности полета на тяжелом самолете для женского экипажа принадлежал французской летчице Андре Дюпейрон и равнялся 4360 км 400 м.

 

Именно столько без посадки пролетела отважная француженка весной все того же 1938 года. Желание превзойти достижение Андре и завоевать мировой рекорд для СССР первой высказала Валентина Гризодубова, которая за один лишь предыдущий, 1937 год, установила пять мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полета.

Летчицы провели в воздухе 26 часов 29 минут, проявив настоящий героизм, мужество и бесстрашие. В условиях, когда прервалась связь с экипажем, самолет обледенел, а горючее было на исходе, экипаж сумел довести полет до конца и посадить самолет, не повредив его. Перед посадкой командир экипажа Валентина Гризодубова приказала штурману Марине Расковой прыгать с парашютом — в случае неудачной посадки удар пришелся бы на то место, где сидела Раскова. Женщин нашли через 10 дней после приземления самолета. Через два месяца после полета всем троим присвоили звание Героя Советского Союза и наградили Орденом Ленина.

                          Валентина Степановна Гризодубова

            

Валентина Гризодубова родилась в ночь с 31 декабря на 1 января 1910 году в Харькове в семье летчика и авиаконструктора Степана Гризодубова.

  

Свой первый полет она совершила в 14 лет — на слете планеристов в Крыму. После школы Гризодубова поступила сразу в два учебных заведения — в Харьковский технологический институт и музыкальное училище по классу фортепиано, по окончании которого ее зачислили в консерваторию. Но главной мечтой Гризодубовой было небо. Поступить женщине в летное училище в то время было непросто. 18-летняя Валентина добивается приема у Серго Орджоникидзе, и благодаря его ходатайству, девушку зачисляют в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Гризодубова за три месяца окончила курсы в авиаклубе, бросила Технологический институт и поступила в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу Осоавиахима. А еще годом позже — в 20 летнем возрасте - поступила в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов. С 1930 по 1933 год Валентина Гризодубова работала летчиком-инструктором в аэроклубе, за это время она подготовила 36 летчиков. В 1933 году семья Гризодубовых переехала в Москву, Валентина начинает работать в агитационной эскадрилье. Она летает по всему Советскому Союзу на различных типах самолетов. А в сентябре 1938 года имя Валентины Гризодубовой стало известно не только всему Советскому Союз, но и всем у миру.

Мировые авиационные рекорды, установленные В.С.Гризодубовой

п/п

Дата

Самолёт

Экипаж

Класс

Наименование рекорда

Результат

1

7.10.1937

УТ-1

В.С.Гризодубова

Класс С, 2-я категория,женский

Скорость полёта на 100-км замкнутом маршруте

218,18 км/ч

2

9.10.1937

УТ-1 гидро

В.С.Гризодубова

Класс С-бис, 2-я категория,
женский

Скорость полёта на 100-км  замкнутом маршруте

190,88 км/ч

3

9.10.1937

УТ-2 гидро

В.С.Гризодубова - лётчик
Е.Слобоженко -бортмеханик

Класс С-бис, 1-я категория, женский

Скорость полёта на 100-км замкнутом маршруте

200,00 км/ч

4

15.10.1937

УТ-2 гидро

В.С.Гризодубова - лётчик
Е.Слобоженко -бортмеханик

Класс С-бис, 1-я категория, женский

Высота полёта

3.267м

5

24.10.1937

АИР-12

В.С.Гризодубова - лётчик
М.М.Раскова - штурман

Класс С,
1-я категория, женский

Дальность полёта по прямой

1.444,72 км

6

24-25.09.1938

АНТ-37 "Родина"

В.С.Гризодубова- командир экипажа
П.Д.Осипенко -2-й пилот
М.М.Раскова - штурман 

Класс С,
женский

Дальность полёта по прямой

5.908,61 км

 

Класс С -сухопутные самолёты (по классификации 1930-х годов)
Класс С-бис -гидросамолёты (по классификации 1930-х годов)
1-я и 2-якатегория - самолёты с разным взлётным весом (как правило, малым).

 

 Беспосадочный перелет длинной в 6450 км, самолета, пилотируемого тремя молодыми женщинами, стал главным событием в жизни страны. В СССР впервые появились Герои Советского Союза-женщины, установившие мировой рекорд дальности полетов. Во время войны 32-летняя Гризодубова командовала авиационным полком. С 1941 по 1943 год совершила 200 боевых вылетов на бомбардировку вражеских объектов и доставку боеприпасов на передовую.

      

После войны Валентина Гризодубова демобилизовалась из армии и поступила на работу в гражданскую авиацию заместителем начальника Института приборостроения по лётной части. Её подразделение проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации. В 1963 году Гризодубова добилась создания Научно-исследовательский лётно-испытательный центр (НИЛИЦ), который она и возглавила — в институте разрабатывалась и испытывалась новейшая авиационная электроника - по сути, закладывалась основа всепогодной ракетоносной реактивной авиации. В 1972 году Гризодубова вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника, где проработала до 1993 года. В апреле 1993 года Валентины Степановны не стало.

                                                                        Полина Денисовна Осипенко

              Полина Осипенко  СССР, герои, история, факты

Полина Осипенко родилась в 1907 году в многодетной семье крестьянина в Запорожской области. Отучившись в школе 2 класса, девочка бросила школу — родителям не на что было покупать одежду, обувь и тетрадки для занятий. 8-летнюю девочку отдали в няньки, а потом в батрачки. А потом случилась революция, в селе организовали колхоз, и Полину назначили птичницей. Днем девочка работала на птицеферме, а по вечерам садилась за учебники в вечерней школе. Впервые в жизни Полина увидела самолет в 20 лет — на лугу рядом с птицефермой приземлились два небольших самолета. Весь колхоз сбежался на это зрелище. Вот тогда и появилась у Полины Осипенко большая мечта.
Она написала письмо своему односельчанину, который был курсантом военной авиационной школы, и вскоре поехала к нему. Ее служба в авиации началась с должности официантки в курсантской столовой. Обслуживая посетителей, Полина каждый день уговаривала начальника школы принять ее. В конце концов он сдался и велел пройти ей медосмотр. К счастью, со здоровьем у Полины было все в порядке, и вскоре вчерашнюю птичницу зачислили в авиашколу. Более старательной ученицы трудно было найти. После окончания школы Осипенко поступила на службу в воинскую часть. А когда она приехала в отпуск домой, то не только сельчане, но и родная мать не сразу поверила, что Полина летает, а не просто так ходит в форме. Чтобы развеять все сомнения, обратно в часть Полина поехала вместе с матерью - и когда та смотрела в небо и видела, как ее дочь делает «петли Нестерова». «бочки» и «штопоры», она плакала от счастья.
В период с 1936 по 1938 год Полина Осипенко установила 5 мировых авиационных рекордов высоты и дальности полёта для женщин.

В 1937 году Полина Осипенко побила сразу три мировых рекорда по высотным полетам. 22 мая поднялась на самолете МП-1 («Морской пассажирский первый») на 8864 метра, улучшив рекорд для женщин-пилотов на самолетах с поршневыми двигателями сразу на три километра.

25 мая того же года побила рекорд по максимальному набору высоты с грузом в 500 килограммов — поднялась на 7605 метров. В тот же день побила рекорд с грузом в тонну, поднявшись на 7009 метров.

«Вам удалось выжать из машины все!» — заявил летчице представитель конструкторского бюро.

В 1938 года совместно с сокурсницей по Качинскому училищу Верой Ломако и Мариной Расковой установила рекорд полета по замкнутому кругу на гидросамолете. Из Севастополя через Евпаторию и Очаков, и обратно в Севастополь летчицы добрались за девять с половиной часов, пролетев 1749 километров.

2 июля 1938 года женский экипаж во главе с Осипенко на МП-1 пролетел по маршруту Севастополь — Киев — Новгород — Архангельск, преодолев 2416 километров

 

Модификация: МП-1
Размах крыла, м: 19,00  Длина, м: 13,50  Высота, м: 5,36  Площадь крыла, м2: 55,00
Масса, кг
-пустого самолета: 2640  -нормальная взлетная: 4100  -максимальная взлетная: 4500  -топлива: 540
Тип двигателя: 1 х ПД М-17б  -мощность, л.с.: 1 х 730
Максимальная скорость, км/ч: 214  Крейсерская скорость, км/ч: 179  Практическая дальность, км: 680
Скороподъемность, м/мин: 182
Практический потолок, м: 4720
Экипаж: 2
Полезная нагрузка: 6 пассажиров или до 540 кг платной нагрузки.

А 24 - 25 Сентября 1938 года состядся самы главный полет Полины вместе с Валентиной Гризодубовой и Мариной Расковой по маршруту Москва - Комсомольск - на - Амуре. А вскоре, в Ноябре 1938 года, все члены экипажа были удостоены звания Герой Советского Союза.

 

В Мае 1939 года майор Осипенко, работавшая в лётной инспекции, должна была принять участие в сборах командиров для тренировки в слепых полётах на Курсах усовершенствования начальствующего состава.
В первый день лётчики работали на тренажерах, во второй день летали с инструторами и только на третий день должны были совершать самостоятельные полеты. Герой Советского Союза Анатолий Константинович Серов, который тоже проходил обучение на этих курсах, предложил, чтобы лётчики выходили в полет парами.

                  

Он вылетел вместе с Полиной Осипенко. Полина легко и уверено подняла самолет в воздух. Это был последний полет 32-летней Полины Осипенко. Самолет потерпел катастрофу — причины случившегося так и не выяснили.

                

                                                                     Марина Михайловна Раскова

         Марина Раскова СССР, герои, история, факты

Марина Раскова родилась 28 Марта 1912 года в Москве, в семье оперного певца. Она даже и не помышляла об авиации — у девочки был хороший музыкальный слух и голос, ей пророчили певческую карьеру. Марина училась в школе и параллельно в детском отделении консерватории. Но жизнь распорядилась иначе. Внезапно умер отец Марины, единственный кормилец — девочке пришлось после 9 класса работать. Марина устроилась на Бутырский химический завод, а потом - чертёжницей в аэронавигационную лабораторию Военно-Воздушной академии имени Жуковского. Поначалу девушке было очень трудно — это был совсем незнакомый ей мир. В лаборатории хранились манометры, аэротермометры, аэропланшеты, - первое время Марина не могла отличить их друг от друга. А ведь ей по долгу службы нужно было приносить эти приборы на лекции и демонстрировать слушателям.
Но довольно быстро способная и старательная сотрудница разобралась в них, ей было интересно, что рассказывают на лекциях, она впитывала все, что слышала и неожиданно аэронавигация ее очень заинтересовала. Она самостоятельно засела за учебники, стала изучать высшую математику, физику, топографию, астрономию, радиотехнику и другие науки. Лектор оценил любознательность и целеустремленность Марины и стал ей помогать в учебе. В результате Марина окончила Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота и стала штурманом. За хорошую работу академия решила наградить Марину. Когда ее спросили, какую награду ей хотелось бы получить, она ответила — научиться летать. Академия выполнила обещание, и штурман Марина Раскова поступила и окончила Центральный аэроклуб в Тушине. К теоретическим знаниям добавилось умение управлять самолётом.
Тот самый, знаменитый полет на самолете «Родина» начинался вполне мирно.

             

Однако при таком дальнем маршруте трудно ожидать хорошую погоду по всему маршруту. Экипаж самолёта «Родина» прекрасно понимал это и был готов к облачности и циклонами. Но метеоусловия оказались хуже, чем ожидали. Сплошная облачность началась уже через 60 км после начала полета — пришлось лететь вслепую. А на подлете к Уралу началось обледенение самолета. К довершению ко всему из-за холода перестала работать радиосвязь и заканчивался бензин. Недалеко от китайской границы летчицы решили отклониться от курса, чтобы ненароком не пересечь границу. Самолет начал терять высоту.

Место штурмана — Расковой находилось в носовой части, и при незапланированной посадке самолет мог бы приземлиться носом, в таком случае штурманская рубка была бы смята в лепешку. 

Гризодубова приказала Расковой прыгать с парашютом. Чтобы не разбить машину. Гризодубова и Осипенко посадили самолет на «брюхо». Отважных летчиц нашли на 10 день.

В начале войны Марина Раскова обратилась к Сталину с просьбой разрешить формирование женского авиаполка, и уже в октябре была создана авиагруппа из трёх женских авиаполков. Ее неофициально называли «Ночные ведьмы».

О женском полку ” Ночные ведьмы “ смотрите на сайте: ВОВ –     “ Ночные Ведьмы “.

В январе 1943 году Марина Михайловна Раскова погибла при перелёте на фронт после переформирования — самолет потерпел крушение в сложных метеоусловиях недалеко от Саратова.

 

25 февраля 1936 года в первый полет отправился АНТ-37бис, на котором два года спустя состоялся первый женский сверхдальний перелет.
Вторая половина 1930-х в истории России и отечественной авиации была временем сверхдальних перелетов. Начало им положил уникальный полет по маршруту Москва — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — Петропавловск-Камчатский — остров Удд, совершенный экипажем под командованием Валерия Павловича Чкалова на АНТ-25.

 

Именно самолеты КБ Андрея Туполева и ЦАГИ чаще всего становились «героями» таких перелетов. Что закономерно: именно там делались машины, которые должны были стать основой советской дальней бомбардировочной авиации. А сверхдальние перелеты были отличным способом испытать новые технические решения в экстремальных условиях, а заодно поднять престиж советской России за рубежом.

Среди рекордов конца 1930-х особняком стоит один перелет — первый сверхдальний, совершенный женским экипажем. 24–25 сентября 1938 года экипаж под командованием опытного пилота Валентины Гризодубовой, в который входили второй пилот Полина Осипенко и штурман Марина Раскова, установил женский мировой рекорд дальности, пролетев маршрут длиной 6450 км, а если по прямой, то 5908 км. В это путешествие, растянувшееся на 26 часов и 29 минут, экипаж мужественных летчиц отправился на самолете АНТ-37бис с собственным именем «Родина». 

Он был спроектирован бригадой под руководством ставшего позже легендарным авиаконструктора Павла Сухого, работавшего в то время в КБ Андрея Туполева. А первый полет эта машина, еще не имевшая своего имени, совершила 25 февраля 1936 года.

Работа над созданием будущего рекордсмена стартовала в самом конце 1933-го, когда в ЦАГИ, к которому в то время относилось и туполевское КБ, поступило техническое задание от военных на сверхдальний бомбардировщик. Проектировщики и конструкторы поначалу не видели никаких проблем с созданием новой машины. За основу они решили взять прославленный Чкаловым АНТ-25, которому надлежало увеличить крыло и установить второй двигатель. К тому же одновременно с новым дальним бомбардировщиком в ЦАГИ начали работу над скоростным бомбардировщиком ближнего радиуса, тем, что вскоре станет знаменитым СБ. И сотрудники отдела Павла Осиповича Сухого всерьез рассчитывали, что, действуя вместе с разработчиками СБ, они смогут сэкономить время и силы на применении общих узлов и элементов.

 

Этим надеждам не довелось сбыться. Несмотря на то, что даже не слишком искушенный в авиации наблюдатель действительно найдет общие черты у АНТ-37бис и СБ, очень скоро конструкторам стало понятно: делать нужно два принципиально разных самолета. Выяснилось это к началу 1935 года, и на Павла Сухого и его подчиненных легла непростая работа: в кратчайший срок, до начала лета полностью переделать уже сделанное и выдать заказчикам из ВВС новый дальний бомбардировщик. Как следовало из уточненного техзадания военных, это должен был быть дальний бомбардировщик, способный нести 1000 кг бомб на расстояние 5000 км со скоростью 300–320 км/ч.

 

И «сухие» сделали почти невозможное: за неполные полгода авралов, работы в выходные и во вторую смену довели до первого полетного экземпляра новый самолет — ДБ-2! Точно по графику, 15 июня 1935 года АНТ-37 впервые поднялся в небо. Правда, ему была суждена недолгая летная судьба: через два месяца, 20 августа 1935 года во время очередного испытательного полета у самолета в воздухе разрушилось хвостовое оперение, и он рухнул на землю, погубив одного из членов экипажа.

Следующим (с учетом выводов комиссии по расследованию катастрофы) в небо поднялся второй экземпляр нового самолета — АНТ-37бис. Первый полет он совершил 25 февраля 1936 года, показав меньшую, чем хотелось бы ВВС, скорость полета, но зато продемонстрировав удивительную устойчивость в воздухе и очень экономичную работу двигателей. Стало ясно, что для строевой бомбардировочной авиации самолет еще нужно дорабатывать, а вот для сверхдальних перелетов он уже почти готов.

ДБ-2 (АНТ-37) - дальний бомбардировщик

                                     

                                                Тактико-технические характеристики ДБ-2Б (АНТ-37/2)

Экипаж, чел.

3

Двигатель, тип х кол, название

ПДх2, «Мистраль-Мажор» К-14 (М-85)

Мощность, л.с.

800

Размах крыла, м / площадь крыла, м2

31,0/ 84,94

Длина самолета / высота самолета, м

14,81 / 3,825

Масса: максимальная взлетная / пустого, кг

11 500 / 5800

Полезной нагрузки, кг

2050

Максимальная скорость, км/ч

342

Практический потолок, м

8000

Максимальная дальность, км

5000

Вооружение

3x7,62 пулемета ШКАС

 
Но в строевые части АНТ-37, он же ДБ-2, так и не попал. К тому времени уже был готов разработанный в КБ Сергея Ильюшина дальний бомбардировщик ДБ-3 (позже получивший индекс Ил-4), который вскоре прошел госиспытания. Именно он и был принят на вооружение, поскольку продемонстрировал существенный перевес в крейсерской скорости, скороподъемности и маневренности по сравнению с ДБ-2. Именно на предсерийном варианте этой машины, носившем индекс ЦКБ-30 и получившем собственное имя «Москва», 27–28 июня экипаж в составе летчика Владимира Константиновича Коккинаки и штурмана Александра Матвеевича Бряндинского совершил беспосадочный перелет Москва — Спасск-Дальний, установив рекорд скорости для двухместного самолета: за 24 часа 36 минут было преодолено 6850 км по прямой.

Но в ЦАГИ не намерены были уступать и готовили свой самолет к такому же сверхдальнему полету, но с женским экипажем. Переоборудованием опытного АНТ-37бис в самолет для сверхдальних перелетов «Родина» руководил лично главный конструктор машины Павел Сухой. С машины сняли все военное оборудование, переостеклили носовую часть, где располагалось штурманское место, поставили новое сиденье и штурвал в кормовой пилотской кабине (да-да, АНТ-37 имел такой экзотический элемент, как дублирующее пилотское управление в кабине стрелка-радиста). Затем установили четыре дополнительных топливных бака: два в крыльях, где уже стояли штатные баки, и два в фюзеляже, на месте бывшего бомбоотсека. После чего перетянули электропроводку и тросы управления, поставили новое аэронавигационное оборудование и приборы, новую радиостанцию и переговорное устройство. А самое главное — «Родина» получила новые, более мощные и надежные двигатели.

Все работы закончили к 10 августа 1938 года. Через пять дней доработанный самолет приняла государственная комиссия, и упражнявшийся на его аналоге — на АНТ-373 — экипаж Гризодубовой пересел на свою основную машину.

 

А через месяц с небольшим «Родина», в передней пилотской кабине которой сидела командир экипажа Валентина Гризодубова, в дублирующей — Полина Осипенко, а на месте штурмана — Марина Раскова, разбежался по траве подмосковного аэродрома Монино и поднялся в воздух, чтобы через сутки с лишним приземлиться в Хабаровском крае вблизи деревни Керби.

24 сентября 1938 года в 8 часов 16 минут с подмосковного аэродрома поднялся АНТ-37. Командиром экипажа и первым пилотом являлась Валентина Гризодубова, вторым пилотом капитан ВВС Полина Осипенко, штурманом и радистом была старший лейтенант ВВС Марина Раскова.

Цель полета была - перекрыть рекорд дальности француженки Андре Дюпейрон - 4360 км беспосадочного полета по прямой.

Взлетели летчицы при прекрасной видимости и великолепной погоде. Но уже через 150 км погода по пути следования испортилась. Самолет вошел в облачность. Облачность превратилась в грозовой фронт, который возможно было обойти, только набрав высоту до 6500 м. Надо сказать, что самолеты 30-х гг. не были герметизированы, поэтому от холода, царившего на высоте, летчиц спасала меховая одежда, а от недостатка кислорода кислородные баллоны с масками. На подходе к Новосибирску началось обледенение самолета, а потом и болтанка. Для того чтобы избавиться от болтанки, было решено поднять АНТ-37 на высоту 7500 м. Далее, на двенадцатом часу полета вышла из строя радиостанция. Марина Раскова попыталась разобрать ее и отремонтировать. Но сделать это в условиях полета оказалось невозможно. Не было радиосвязи, не работал радиокомпас. Ночь, холод, нехватка кислорода. Но Гризодубова, Осипенко и Раскова продолжали полет, взяв магнитный курс 90;. Определить снос самолета с помощью другого навигационного оборудования они не могли, поскольку самолет продолжал лететь в облачности. Экипаж смог определить свое местоположение только тогда, когда они вышли из облаков. Под крылом самолета было море. Оказалось, что АНТ-37 находится над Тагарским заливом Охотского моря. Первый пилот Валентина Гризодубова развернула машину почти на 180 ; и полетела к Комсомольску-на-Амуре. 
Куда и как будут садиться, летчицы не знали – ведь даже если готовили площадку для приема их самолета, найти ее без радиосвязи экипаж не мог. Поэтому Гризодубова, Осипенко и Раскова готовились к самому худшему – вынужденной посадке на лес. Чтобы такая посадка прошла с наименьшими последствиями, надо было выработать топливо и убрать штурмана из передней застекленной кабины. 
Топлива оставалось на 30 минут полета, когда Гризодубова определила площадку для посадки в районе Амуро-Амгуньского междуречья, после чего приказала штурману Расковой прыгать с парашютом. Затем, не выпуская шасси, Гризодубова и Осипенко повели самолет на посадку и блестяще приземлились «на брюхо» на заболоченную поляну в тайге, погнув лишь законцовки винтов.

Их самолет продержался в воздухе 26 часов 29 минут, преодолел за это время по прямой 5908 км, и приземлился в районе поселка Керби Хабаровского края.

 Оставшись вдвоём в танге, Гризодубова и Осипенко стали ждать Раскову. Где Марина ?   Лётчицы думали, что она опустилась где - нибудь недалеко, и пристально всматривались в лес. В каждом дереве им чудился силуэт подруги. Они подавали сигналы, стреляя из револьвера и ракетницы. Но Раскова не показывалась.

В хвосте самолёта находилась аварийная радиостанция, но сколько ни крутили её рукоятку, радиостанция так и не заработала.

И первую же ночь в самолёт залезла рысь. Гризодубова первой услышала сильное царапанье и мяуканье, а затем и увидела незваную гостью. Стрелять в неё не хотелось, - пуля могла повредить доску приборов, у которой виднелась голова рыси. В конце концов "кися", как её назвали лётчицы, удрала. Вслед за ней пришёл медведь. Он начал тереться о рули поворота. Лётчицы сначала решили, что это какой - нибудь человек пришёл. Гризодубова со словами: "Пожалуйста !   Заходите !" - гостеприимно распахнула дверь кабины... Выстрел из ракетницы поверг мишку в ужас. Он убежал и лес...

Так шли дни. Неожиданно лётчицы обнаружили в самолёте колбасу, грудинку, икру, положенные кем - то "сверх плана". Подарок был весьма кстати.

Несколько раз они слышали шум моторов. Самолёты шли на большой высоте и, несмотря на сигналы, не заметили "Родины".

Подруги решили не уходить далеко от самолёта. Они ждали Марину, а её всё не было. Что же случилось с отважным штурманом ?

...Ветер отнёс парашют к лесу. Шёлковый купол зацепился за пихту, и Марина Раскова повисла в 5 метрах от земли. Она обхватила ногами дерево, перерезала стропы парашюта и спустилась на землю.

Вокруг неё - густой, непроходимый лес. Нигде не видно просвета. Над головой совсем низко пролетел её самолёт. Моторы не работали, слышна была только сирена, которая гудит на машине, предупреждая, что надо выпускать шасси. Потом всё стихло. Одна в глухой тайге !

Вдруг донёсся звук выстрела, второй, третий... Раскова засекла по компасу направление выстрелов. Но тут - то и произошла ошибка. Эхо от сопок отнесло звук выстрела в противоположном направлении, и Раскова пошла не туда, куда следует.

Идти было очень тяжело. Сучья бурелома цеплялись за меховой костюм, приходилось переползать через поваленные на землю деревья.

На 5-е сутки Раскова вышла к большой мари, покрытой густой, высокой травой. Неосторожный шаг с кочки на кочку, и Марина Раскова провалилась. Сначала по пояс, потом но горло. Вода холодная, как лёд. Первый раз за время скитаний почувствовала она себя совсем одинокой. Никто не придёт на помощь, надо спасаться самой. Вспомнила виденный когда - то фильм, героиня которого выбралась из болота с помощью палки, и поступила точно так же. Положила свою палку на несколько кочек и стала подтягиваться. С трудом удалось выбраться из воды. Всё на ней промокло до нитки. Надо обсушиться, благо выдался солнечный день. Сушка продолжалась до вечера.

В первый день, когда Раскова рассчитывала быстро добраться до самолёта, она съела полплитки шоколада. На второй день решила быть осторожней и съела только четверть плитки. А под конец своих странствий дошла до нормы в... один квадратик и одну мятную лепешку. Временами она находила клюкву, грибы. Недостаток пищи приходилось возмещать даже берёзовыми листьями.

На 7-й день блужданий по тайге Раскова решила поджарить найденные ею два гриба и разожгла костер. От пламени вспыхнул валежник, загорелась трава и стволы сухих деревьев. Пришлось бежать от огня. В это время она услышала шум моторов. Это был самолёт, искавший её.

Не раз она встречалась с "хозяевами тайги" - бурыми медведями и пугала их выстрелами из пистолёта.

Утром 10-го дня Раскова увидела самолёты и отчётливо услышала выстрелы. Преодолевая сильную слабость, она пошла по направлению выстрелов. Она еле шла, опираясь на палку. На ней был шерстяной свитер с орденом Ленина на груди, одна нога в унте, вторая - босая.

Увидев Раскову, люди, находившиеся около самолёта, бросились ей навстречу. Товарищи хотели взять её на руки. Она отказалась и сама дошла до самолёта...

Москва торжественно встречала первых женщин Героев Советского Союза. На Белорусский вокзал был подан салон - вагон, в котором приехали Гризодубова, Осипенко, Раскова, которая несла в руках клетку, в котрой прыгала белка. Это она везла подарок пионеров Комсомольска своей маленькой дочке.

По улице Горького, усыпанной цветами и листовками, мимо толп рукоплещущих Москвичей открытая машина с героинями проехала в Кремль...

"Блистательный перелёт героического экипажа АНТ-37 "Родина" Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой, как известно, закончился 25 Сентября посадкой в тайге. Были организованы поиски этого экипажа. Руководство группой поиска командование ВВС возложило на комдива Якова Васильевича Сорокина. До 50 разнотипных самолётов с утра и до захода солнца "прочёсывали" с воздуха тайгу на огромном пространстве - от Читы до Сахалина. Неустанно работали и наземные поисковые партии. Исключительно напряжённая работа, продолжавшаяся более недели, завершилась успехом: "Родина" была обнаружена лётчиком Михаилом Сахаровым 3 Октября. Она лежала, именно лежала, ибо посадка была совершена на "живот", иа открытой болотистой местности в районе посёлка Керби. На следующий день туда отправилась группа самолётов для выброски парашютного десанта - врачей, техников, радистов и других специалистов, а также корреспондентов.

Тогда же и произошла катастрофа: столкнулись самолёты ДС-3, командиром которого был Николай Лесников, а штурманом Александр Бряндинский, экипаж из НИИ ВВС, и ТБ-3 с десантом на борту. При этом ДС-3 таранил по хвосту ТБ-3. Погибло 16 человек. Четверым с ТБ-3 - Наумову, Шаркову, Хоркипу и Рапохипу удалось спастись. В считанные секунды они сумели выпрыгнуть из беспорядочно падающего самолёта и благополучно приземлиться среди таёжных деревьев.

Невольными очевидцами этой трагедии стали экипаж и десант другого ТБ-3 - третьего самолёта, находившегося в этом районе.

Молодой военврач Пётр Тихонов видел, как самолёты сходились... В своей короткой медицинской практике он успел насмотреться всего, видел и смерть. Но катастрофу... Глаза видят, а сознание не воспринимает - нет, не может быть !   ДС-3 двумя моторами врубился в заднюю часть фюзеляжа и в хвост ТБ-3 и, разламываясь, дымящимся факелом устремился к земле. ТБ-3, крутанувшись волчком, опустил нос, перевернулся на спину, затем на живот, опять на спину... И вдруг один за другим вспыхнули белые "блинчики" парашютов !.. Слава богу !.. Сколько ?   Три... четыре... Четыре !   Только четыре...

Спустя почти полвека Генерал - Майор медицинской службы в отставке Пётр Семёнович Тихонов сказал: "Потрясение в тот момент было настолько сильное, что не прошло и сейчас".

Приоткрывая завесу над трагедией, которая произошла при спасении экипажа "Родина", следует отметить, что многие годы некоторые факты были покрыты тайной.

...Бурное ликование, вызванное блестящей победой героического экипажа "Родины" и тем, что отважных лётчиц удалось найти, охватило всю нашу страну. Поэтому, чтобы не портить праздника, никаких сообщений о случившемся ни в газетах, ни по радио сделано не было. Мало того, даже не были захоронены останки погибших. Спустя 30 лет, в 1968 году, местные охотники наткнулись на обломки разбитых самолётов и на лежащие вблизи них останки. Только летом 1969 года в район катастрофы вылетела экспедиция, возглавляемая Полковником Индуцким. Останки были собраны и с почестями похоронены у посёлка Дуки, недалеко от места катастрофы. На месте захоронения установлен деревянный безымянный обелиск. Безымянный, поскольку имена захоронённых оставались всё ещё неустановленными. Но теперь мы их знаем, сегодня мы можем войти в фонд Хабаровского крайпартархива, раскрыть дело № 91-А и на пожелтевших его страницах прочитать фамилии: Сорокин, Земцов, Mapценюк, Морозов, Заботкин, Андреев, Сосков, Климов, Медведев, Лещиков, Раппопорт, Бряидинский, Лесников, Шевченко, Черепахин, Микусев".

В ночь с 24 на 25 сентября 1938 года газета «Правда» напечатала сообщение о начале перелета Гризодубовой, Осипенко, Расковой уже зная, что радиосвязь с самолетом потеряна. Следующий номер главной газеты страны вышел со скупым протокольным сообщением ТАСС «Ход перелета самолета «Родина», после чего вплоть до 4 октября советская пресса не проронила про потерянные самолет и экипаж ни слова.
Их искали на огромном пространстве от Красноярска - откуда Раскова последний раз смогла выйти на связь, до Тихого океана. В поисках участвовали 50 самолетов, сотни пеших отрядов, охотники, рыбаки. Самолет нашелся только 3 октября, на 8 день после посадки в тайге. Нашел пропавший самолет летчик ГВФ (гражданского воздушного флота) Михаил Сахаров на самолете Р-5. 

На следующий день летчицам сбросили на парашюте карту, резиновые сапоги, продукты. Но радость спасения омрачила страшная авиакатастрофа. В район посадки летчиц прилетели сразу 2 самолета. Самолет ПС-84 (Ли-2) подошел к самолету ТБ-3 настолько близко, что отрубил ему пропеллером хвост, после чего оба самолета рухнули на землю. Погибло 15 человек. В их числе оказались главный штурман НИИ ВВС Герой Советского Союза комбриг Бряндинский А.М., получивший это звание незадолго до гибели за рекордный перелет вместе с летчиком В. Кокинакки, и командующий воздушными силами 2-й Отдельной Краснознаменной армии комдив Сорокин.

5 октября к месту посадки самолета «Родина» вышла его штурман Марина Раскова. Она провела 10 дней в тайге, имея две плитки шоколада в кармане и револьвер.
6 октября летчицы с отрядом спасателей двинулись к реке Амгунь. Путешествие к реке заняло сутки. И еще примерно столько же – поездка по реке до поселка Керби.

                

Там их ждала поздравительная телеграмма от Сталина. 
Летчицы прибыли в Москву 27 октября 1938 года. Их поезд, празднично украшенный цветами, гирляндами, флагами на каждой станции встречали толпы ликующего народа.

Указом Президиума Верховного Совета от 2 ноября 1938 года Валентине Гризодубовой, Полине Осипенко и Марине Расковой было присвоено звание «Герой Советского Союза».

После этого знаменательного события судьбы летчиц разошлись. Майор Осипенко была назначена инспектором по технике пилотажа Летной инспекции ВВС РККА. Она погибла во время учебно-тренировочных сборов инспекторов вместе с другим выдающимся летчиком, Героем Советского Союза комбригом Анатолием Серовым 11 мая 1939 года. Их похоронили на Красной площади в стене Кремля.
Марина Раскова по требованию врачей несколько месяцев провела на постельном режиме (в тайге она попала в болото и простудилась), а затем вплоть до октября 1941 года была уполномоченным особого отдела НКВД. Затем Марина Раскова получила разрешение на формирование женской боевой авиагруппы в составе 3 авиационных полков – истребительного, пикирующего бомбардировочного, ночного бомбардировочного. Она погибла в авиакатастрофе в 1943 году при перелете третьей эскадрильи женского авиационного полка пикирующих бомбардировщиков на фронт.
Валентина Гризодубова в 1939 году стала начальником Управления международных воздушных линий ГВФ. Во время Великой Отечественной войны командовала 101-м полком авиации дальнего действия (АДД), а после войны работала в авиационных НИИ. Уже в мирное время к званию Героя Советского Союза добавилось звание Героя Социалистического труда, и неудивительно: ведь при активном участии Гризодубовой создавались и испытывались принципиально новые приборы, необходимые для эксплуатации реактивных самолетов. Гризодубова стала единственной женщиной, обладавшей званиями Героя Советского Союза и Героя Социалистического труда одновременно. Она прожила долгую жизнь и умерла в 1993 году. Похоронили героиню вдалеке от ее подруг – на Новодевичьем кладбище.